Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЖУРНАЛИСТИКА

Специфика освещения экстремальных ситуаций современными российскими СМИ

vika_glad 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 55 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.02.2021
Итак, информация об экстремальных случаях, как правило, доминирует над освещением остальных событий повседневной жизни, что выражается в росте объемов информации о них в информационном пространстве. Избыточное присутствие такого рода информации формирует эффект привыкания массового сознания к катастрофам, их неизбежности, что в итоге ведет к пассивному, отстраненному поведению людей даже при таких чрезвычайных ситуациях, как пожар, наводнение и т.п. В результате в обществе отсутствует адекватное восприятие безопасного поведения в ЧС.
Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что с недавних пор понятие «экстремальная ситуация» прочно укрепилось в массовом и индивидуальном сознании. Сообщения о них постоянно фигурируют в сводках информагентств, а данная тема получает развитие в многочисленных публикациях средств массовой информации (СМИ). Для понимания важности и актуальности изучаемой темы, необходимо определить понятие, сферу так называемой экстремальной журналистики. Данный термин появился в исследованиях российских ученых различных областей знания в начале 90-х годов прошлого века, когда после распада Советского Союза на его бывших окраинах начали вспыхивать политические конфликты, часто переходившие в кровопролитные межэтнические столкновения. Данное понятие, как правило, подразумевает ситуацию повышенной социальной напряженности, крайне необычную по трудности, сложности [Амиров 2015, с. 12]. Экстремальная журналистика – это одно из направлений журналистики, в котором сбор и анализ информации для подготовки публикаций в средствах массовой информации ведется непосредственно в зонах боевых действий, этно-религиозных и иных вооруженных конфликтов, районах чрезвычайных положений, природных и техногенных катастроф. При этом работа журналиста осложнена самой ситуацией, в которой он выполняет свои профессиональные обязанности, а также риском для его жизни и здоровья. Ряд источников, относит криминальную журналистику к экстремальной, однако, нам представляется, что ее корректнее классифицировать как расследовательскую журналистику. Благодаря СМИ любая экстремальная ситуация получает информационно-коммуникативный резонанс, который либо усиливает катастрофичность последствий, либо помогает уберечься от депрессии, апатии, т.е. осуществляет своего рода психотерапию социальной сферы. Информация об экстремальной ситуации, как правило, доминирует над освещением остальных событий повседневной жизни, что выражается в росте объемов информации о них в информационном пространстве. Избыточное присутствие такого рода информации формирует эффект привыкания массового сознания к катастрофам, их неизбежности, что в итоге ведет к пассивному, отстраненному поведению людей даже при таких чрезвычайных ситуациях, как пожар, наводнение и т.п. В результате в обществе отсутствует адекватное восприятие безопасного поведения в экстремальной ситуации. Журналистика экстремальных ситуаций является самостоятельным направлением журналистики, требующим специальных знаний, навыков, овладения особыми методиками сбора, проверки, обработки и анализа информации, а также умения минимизировать угрозы, возникающие при работе в зонах повышенной опасности. Степень изученности темы. Обращение к проблеме освещения экстремальных ситуаций, безусловно, не является беспрецедентным. Об особенностях функционирования СМИ в условиях конфликта написано немало работ отечественными и зарубежными исследователями. Работы по данной тематике охватывают не только журналистский, но и психологический, социологический, правовой, этический, культурологический аспекты. Однако сегодня нельзя говорить о доскональной изученности проблемы. Это обусловлено рядом причин. Прежде всего тем, что проблема освещения экстремальных ситуаций сравнительно нова для российских СМИ. Существует много работ, в которых рассматриваются определенные аспекты журналистской деятельности во время освещения вооруженных конфликтов, последствий террористических актов, других экстремальных ситуаций. Но пока еще в теории отечественной журналистики не была написана концептуальная работа, объединяющая данную проблематику. В частности, совсем небольшой пласт работ посвящен методологии исследования этих узловых для современной практики масс-медиа вопросов. Совершенно не изученной пока остается проблема профессиональной культуры журналиста. Ведь, с одной стороны, важна объективная оценка деятельности СМИ в экстремальных ситуациях. С другой – масс-медиа и конкретные журналисты должны владеть творческими технологиями, уметь преподносить информацию таким образом, чтобы не способствовать разжиганию разного рода конфликтов. Необходимо выяснить, насколько современные СМИ удовлетворяют предъявляемым им требованиям на практике. Изучение научной литературы, относящейся к теме исследования, позволяет выделить несколько групп работ. Первую составляют те из них, которые посвящены исследованиям в области журналистских традиций. Среди отечественных авторов необходимо выделить труды Амирова В.М. [6], Е. Вартановой [12], С.В. Дашковой [23], Я.Н. Засурского [23], А.В. Колесниченко [34], М.А. Ледовских [47]. Вторая группа работ посвящена оценке сегодняшнего состояния периодической печати. Здесь мы руководствовались, прежде всего, публикациями современных теоретиков и практиков журналистики, как отечественных, так и зарубежных. Следует особо отметить труды Г.Ю. Араповой [7], Е.А. Барановой [8], А.А. Ивановой [27], С.Н. Ильченко [28,29, 30] и других исследователей. К третьей группе относятся работы, в которых в той или иной мере исследуются социально-психологические составляющие проблемы восприятия информации об экстремальных ситуациях, в частности, изучающие характер российской ментальности. Здесь мы опирались на труды С.А. Зелинского [26], И. Калимовской [32], Е.В. Литвиновой [43]. Четвертая группа включает в себя исследования, посвященные особенностям журналистской деятельности в условиях экстремальных ситуаций, а также в целом анализу работы конкретных СМИ. Цель исследования – выявить и проанализировать особенности освещения российскими СМИ экстремальных ситуаций. Задачи исследования: 1. Определить понятие экстремальной ситуации. 2. Исследовать исторические аспекты возникновения экстремальной журналистики в России. 3. Выявить специфику и проблемы освещения российскими СМИ экстремальных ситуаций. 4. Охарактеризовать российскую печатную прессу как источник освещения экстремальных ситуаций. 5. Выявить проблемы освещения экстремальных ситуаций на телевидении 6. Сформировать направления совершенствования освещения экстремальных ситуаций в СМИ. Объект исследования – процесс освещения экстремальных ситуаций российскими СМИ. Предмет исследования – специфика, особенности и проблемы освещения экстремальных ситуаций российскими СМИ. Эмпирическую базу работы составили: опубликованные и размещенные в печатных и телевизионных СМИ материалы, освещающие экстремальные ситуации: федеральная пресса: «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», региональная пресса, а также материалы телевизионных каналов НТВ, СТС, ТВЦ, Россия 1, Россия 2 за 2019 год. Методы исследования: Мы в своем исследовании руководствовались диалектическим методом (всесторонность, противоречивость, изменчивость), направленным на выявление объективных результатов исследуемой проблемы. Среди других методов, использованных в работе, можно также отметить: - системный (рассмотрение СМИ в качестве самостоятельно функционирующей системы); - структурный - СМИ как неотъемлемый элемент общественно-политической жизни; - сравнительный (сравнение освещения экстремальных ситуаций федеральными и региональными СМИ). В исследовании применялись также теоретико-журналистская методология и социологические методы анализа эмпирических данных, в частности, группировка, типологический анализ и контент-анализ, а также качественный анализ текстов материалов, освещающих экстремальные ситуации. Научная новизна и практическая значимость результатов исследования – новизна связана с современным эмпирическим материалом, взятым для исследования, т.к. приведенное исследование является не единственным на тему освещения экстремальных ситуаций СМИ, а практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть полезны журналистам, освещающим экстремальные ситуации в СМИ, а также – студентам в рамках изучения данной темы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Теоретические аспекты освещения средствами массовой информации экстремальных ситуаций 8 1.1. Понятие экстремальной ситуации 8 1.2. Исторические аспекты возникновения экстремальной журналистики в России 15 1.3. Проблемы освещения российскими СМИ экстремальных ситуаций 25 Глава 2. Анализ технологий освещения экстремальных ситуаций российскими СМИ 34 2.1. Российская печатная пресса как источник освещения экстремальных ситуаций 34 2.2. Технологии освещения экстремальных ситуаций на телевидении, в информагентствах, соцсетях 38 2.3. Направления совершенствования освещения экстремальных ситуаций в СМИ 44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК . 50
Список литературы

1. Амзин, А. Новостная интернет-журналистика: Учебное пособие для студентов вузов / А. Амзин. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 143 c. 2. Амиров, В.М. Журналистика экстремальных ситуаций (конспект лекций) / В.М. Амиров. – Саратов: УРГУ, 2015. – 300 с. 3. Арапова, Г.Ю. Освещение журналистами экстремальных ситуаций / Г.Ю. Арапова, С.И. Кузеванова, М.А. Ледовских, Б.Н. Пантелеев. - Воронеж: ООО Фирма «Элист», 2012. – С.9. 4. Баранова, Е.А. Конвергентная журналистика, теория и практика: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е.А. Баранова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 269 c. 5. Березин, В.М. Фотожурналистика: Учебник / В.М. Березин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 226 c. 6. Богомолова, Н. Социальная психология печати, радио, и телевидения / Н. Богомолова.- М.: Издательство Московского университета, 1991. – 120 с. 7. Бодрийяр, Ж. Дух терроризма. Войны в заливе не было / Ж. Бодрийяр. – РиполКлассик. 2016. – 200 с. 8. Вартанова, Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: Учебное пособие / Е.Л. Вартанова. - М.: Аспект Пресс, 2003. – 200 с. 9. Васильева, Т.С. Основы качественного исследования: обоснованная теория: Методология и методы социологических исследований / Т.С. Васильева. - М.: ИС РАН, 1996. - С.56-65. 10. Войтасик, Л. Психология политической пропаганды / Л. Войтасик. - М.,1981. – 190 с. 11. Гакаев, Д.Д. Чеченский кризис: новая фаза развития и терроризм / Д.Д. Гакаев // Современный терроризм. Состояние и перспективы. - М., 2002. С.97-103. 12. Галушко, Р.И. Западное телевидение и «массовая культура» / Р.И. Галушко. - М., 1991. – 220 с. 13. Гордиенко, Т.В. Журналистика и редактирование: Учебное пособие / Т.В. Гордиенко. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 176 c. 14. Гришаев, А.В. Анализ терроризма с точки зрения социологической теории риска / А.В. Гришаев. - М., 2000. – 290 с. 15. Гришаев, В.В. Социальный риск: концептуальные модели и анализ терроризма в городской среде. Дисс. на соиск. ученой степени кандидата социол. н. / В.В. Гришаев. - М., 2001. – 40 с. 16. Грушин, Б. Массовое сознание. Опыт определения и проблемы исследования / Б. Грушин. - М.: Политиздат, 1987. – 290 с. 17. Гурба, В.Н. Терроризм в контексте социальных процессов современности / В.Н. Гурба. - Новочеркаск, 2000. – 100 с. 18. Давыдов, И. Жизнь в зоне риска / И. Давыдов // The new times. - №38 – 2015. – С.12-22. 19. Дашкова, С.В. Экстремальная ситуация как ресурс развития личности / С.В. Дашкова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLIII междунар. науч.-практ. конф. № 8(43). – Новосибирск: СибАК, 2014. – С.101-115. 20. Декларация Комитета министров Совета Европы о свободе выражения мнений и информации в СМИ в контексте борьбы с терроризмом от 2 марта 2005 года // СЗ РФ. – 2005. - №14. – С.10-25. 21. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I). Женева, 8 июня 1977 года (ст. 79) // СЗ РФ. – 1977. - №11. – С.7-15. 22. Журналистское расследование: история метода и современная практика. /Под общ. ред. А.Д. Константинова. - СПб. издательский дом «Нева»; издательство «ОЛМА-ПРЕСС», 2003. – 190 с. 23. Засурский, Я.Н. Средства массовой информации России: учебное пособие для студентов вузов / Я.Н. Засурский. - М.: Изд-во: Аспект пресс, 2008. - 243с. 24. Зелинский, С.А. Современное российское телевидение через призму психологического анализа. Электронный ресурс. [URL: http://psyfactor.org/lib/telezomby2.htm] 25. Иванова, А.А. Правовое регулирование журналистской деятельности в Российской Федерации / А.А. Иванова // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2017. - №2. – С.217-220. 26. Ильченко, С.Н. Фейк – новый формат шоу-цивилизации / С.Н. Ильченко // Коммуникация в современном мире. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой информации». 15-16 мая 2015 г. Часть. Под общей редакцией профессора В.В. Тулупова. - Воронеж, 2015. – 144 с. – С. 122-123. 27. Ильченко, С.Н. Фейк как политический формат в современной медиасреде / С.Н. Ильченко // Гуманитарный вектор. – 2015. - Серия «История. Политология». - № 3 (43). - С. 98-101. 28. Ильченко, С.Н. Шоу-цивилизация: конец реальности? / С.Н. Ильченко. - СПб., 2014. – 100 с. 29. Исламизм и экстремизм на Ближнем Востоке. – М.: Машиностроение, 2016. - 260 c. 30. Калимовская, И. Оптимизация организации работы информагентств в условиях мегаполиса: автореф. дис. …канд. психол.наук / И. Калимовская. - М., 2010. – 165 с. 31. Кокошин, А.А. Заметки о проблеме ядерного терроризма в современной мировой политике: монография / А.А. Кокошин. - М.: Едиториал УРСС, 2016. - 266 c. 32. Колесниченко, А.В. Практическая журналистика: 15 мастер-классов. Учебное пособие / А.В. Колесниченко. - М.: Аспект-Пресс, 2016. - 112 c. 33. Константинов, В. und Юлия Бузыкина Отношение к проявлениям экстремизма в разных социальных группах / Всеволод Константинов und Юлия Бузыкина. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 156 c. 34. Конюкова, М. Журналистика для всех / М. Конюкова. - СПб. Азбука-Аттикус, Азбука, 2012. - 224 c. 35. Корконосенко, С.Г. Политическая журналистика: Учебник для бакалавриата и магистратуры / С.Г. Корконосенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 319 c. 36. Коханова, Л.А. Экологическая журналистика, PR и реклама: Учебное пособие / Л.А. Коханова; Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 338 c. 37. Кошель, П. История российского терроризма / П. Кошель. - М.: Голос, 2017. - 376 c. 38. Крусанов, П. Действующая модель ада. Очерки о терроризме и террористах / Павел Крусанов. - М.: АСТ, Астрель-СПб, 2015. - 224 c. 39. Куксин, И.А. Освещение чрезвычайных ситуаций в СМИ: от информирования к восприятию / И.А. Куксин // Успехи современной науки. – 2016. – Т.6. - №12. – С.33-35. 40. Лилли, Питер Грязные сделки. Тайная правда о мировой практике отмывания денег, международной преступности и терроризме / Питер Лилли. - М.: Феникс, 2016. - 400 c. 41. Литвинова, Е.В. Оказание экстренной психологической помощи в чрезвычайной ситуации / Е.В. Литвинова, Р.Н. Либертас, Н.В. Шевко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970329.htm. 42. Национал-экстремизм и пресса. - М.: ОФ Антифашист, 2015. - 785 c. 43. Национал-экстремизм и судебная власть в современной России. - М.: ОФ Антифашист, 2017. - 121 c. 44. Олешко, Е.В. Конвергентная журналистика: Профессиональная культура субъектов информационной деятельности: Учебное пособие / Е.В. Олешко. - М.: Флинта, 2016. - 128 c. 45. Освещение журналистами экстремальных ситуаций / авт.-сост. Г.Ю. Арапова, С.И. Кузеванова, М.А. Ледовских, Б.Н. Пантелеев. – 2-ое изд., испр. и доп. - Воронеж: ООО Фирма «Элист», 2012. – 160 с. – (Справочная серия. Юристу и руководителю СМИ). 46. Освещение журналистами экстремальных ситуаций: учебное пособие. – Воронеж: ООО Фирма «Элист», 2012. – 300 с. 47. Панарин, Н.И. Информационные войны, PR и мировая политика / Н.И. Панарин. - М.: Аспект Пресс, - 2006. - 301с. 48. Правила профессионального поведения журналистов, освещающих акты терроризма и контртеррористические операции, 2003». http://ruj.ru/ter-rules.htm1. 49. Прозоров В.В., Власть и свобода журналистики: учебное пособие / Прозоров В. В. – М.: Издательство «Флинта», 2017. - 240 с. 50. Рекомендация Парламентской Ассамблеи Совета Европы № 1706 (2005) «Средства массовой информации и терроризм» // СЗ РФ. – 2005. - №30. – С.5-12. 51. Соколинский, В.М. Журналистика: учебное пособие / В.М. Соколинский. - М.: КноРус, 2013. - 496 c. 52. Стихийные бедствия, техногенные и социальные катастрофы: история, классификация, преодоление последствий // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Изд-во Гуманитарного ун-та, 2005. – 350 с. 53. Стровский, Д.Л. Отечественная журналистика новейшего периода: Учебное пособие / Д.Л. Стровский. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 359 c. 54. Трунов, И. Л. Компенсация вреда жертвам терроризма / И.Л. Трунов, Л.К. Трунова. - М.: Мир, 2015. - 112 c. 55. Цвик, В.Л. Телевизионная журналистика: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика» / В.Л. Цвик. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 495 c. 56. Цуриков, А.Н. Ограниченное социологическое исследование отношений респондентов к работе средств массовой информации при чрезвычайных ситуациях // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5; URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=19150 (дата обращения: 15.11.2018) 57. Шнейдер, Л.Б. Молодежный экстремизм. Сущность, гендерная специфика, противодействие и профилактика / Л.Б. Шнейдер. – М.: Высшая школа, 2016. - 196 c. 58. Lenta.Ru [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/ 59. «OpenDemocracy» [Электронный ресурс]. URL: https://www.opendemocracy.net/ / 60. «Daily Storm» [Электронный ресурс]. URL: https://dailystorm.ru/
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты освещения средствами массовой информации экстремальных ситуаций 1.1. Понятие экстремальной ситуации Жизнь и деятельность людей протекает в постоянной череде событий, условий и обстоятельств. Часть из них имеет волнующий и проблемный характер, чревата опасностью неприятных, а порой и тяжелых последствий. Их обозначают разными словами, мало различающимися по значению, – «экстремальные» (Е.В. Литвинова) [43], «невозможные» (С.В. Дашкова) [23], «психотравмирующие» (Ф.В. Басин), «трудные» (А.И. Шипилов), «тяжелые» (Л.И. Анциферова), «кризисные» (Э. Эриксон, Д. Маттесон), «чрезвычайные» (П.С. Гуревич), «критические» (Е.П. Крупник), «стрессогенные» (Л. Пельцман) и т.п. Сам по себе этот перечень свидетельствует о том, что не существует единой терминологии для описания экстремальных ситуаций. Термин «экстремум» латинского происхождения и в переводе на русский язык означает крайнее. В общественные науки он пришел из математики, где употребляется для выражения наибольших и наименьших величин, для объединения понятий максимума и минимума. Согласно словарю, «экстремальный – крайний, предельный, выходящий за рамки обычного, чрезвычайный» [Цуриков 2018, №5] т.е. «экстремальный» и «чрезвычайный» – слова-синонимы. Также «нестрого» они употребляются и в научной литературе.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Журналистика, 61 страница
1525 руб.
Дипломная работа, Журналистика, 68 страниц
750 руб.
Дипломная работа, Журналистика, 64 страницы
1600 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg