Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Методы и приёмы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе

vika_glad 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 54 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.02.2021
Чем богаче активный словарный запас человека, тем у него шире возможности выбора и более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли; тем, следовательно, содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Поэтому объём словаря, его разнообразие, его готовность и подвижность рассматриваются в методике как важнее условие успешного развития речи.
Введение

Слово – важнейшая единица языка и речи, носитель значений. Словами и их сочетаниями обозначают конкретные предметы и отвлеченные понятия, словами же выражаются эмоции. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора более точного и выразительного оформления мысли, таким образом, от богатства и мобильности словаря личности зависит качество речи и успешность общения. Актуальность исследуемой проблемы объясняется тем, что словарная работа на уроках русского языка в начальных классах является одной из составляющих разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка становится необходимым условием изучения учащимися русского языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления и связной речи вообще. Кроме того, хорошо развитые навыки словарной работы помогают правильно воспринимать окружающую среду, реализовать учебные, познавательные и воспитательные функции учебного процесса. От уровня сформированности УУД напрямую зависит успешность осмысленного усвоения языка и развитие речи в будущем. Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. Например, в новейших изданиях «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова (2015 г., 2016 г.) содержится 100 000 слов, научных терминов, диалектизмов и архаизмов, устойчивых фразеологических сочетаний. Поэтому усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в начальной школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря младших школьников. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. В настоящее время основным приёмом проведения словарно-орфографической работы в школе является механическое запоминание графического облика слова. Но этот приём не активизирует мыслительную деятельность учащихся и потому он малоэффективен. Учащиеся совершают ошибки в «трудных» словах и в начальной, и в средней школе. Сделать процесс усвоения слов с непроверяемыми написаниями более эффективным - задача сложная и трудоёмкая, требующая от современного учителя большой творческой работы. Сравнительно недавно одним из основных методических приёмов проведения словарно-орфографической работы в начальной школе передовые педагоги стали рассматривать этимологический анализ. Этот приём способствует расширению общего и лингвистического кругозора школьников, так как позволяет рассматривать языковые факты в тесной связи с историей развития русского языка. Знакомство младших школьников с этимологией вызывает у них интерес и любовь к слову, родному языку, развивает творческое воображение, приобщает к конкретным историческим фактам культуры родного языка, учит работать со словарями разных видов. К сожалению, этот интересный и эффективный приём обучения довольно редко используется в начальной школе. Причина в недостаточной оснащённости школ материалом, специально ориентированным на такой анализ. Учебники по русскому языку для начальных классов не нацелены на проведение словарно-орфографической работы с использованием этимологии «трудных» слов. Поэтому проблема организации словарно-орфографической работы на основе этимологического анализа так актуальна в современной методике преподавания русского языка. Проблему исследования мы определили следующим образом - как наиболее оптимально сочетать между собой существующие методы и приёмы работы с этой особой группой слов, чтобы повысить эффективность проведения словарно-орфографической работы? Цель исследования - изучить и предложить комплекс упражнений для словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах. Объект исследования - словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах. Предметом исследования является методы и приемы организации словарной работы на уроках русского языка в начальной школе. Гипотеза исследования: эффективность словарной работы может быть достигнута при следующих условиях: 1) методической подготовленности учителя к осуществлению словарно-орфографической работы; 2) создание творческой атмосферы на уроках, взаимопонимания; 3) построение урока на основе гуманизма и педагогического сотрудничества. Задачи исследования: - проанализировать специальную и методическую литературу, а также научно-методическую периодику по изучаемой проблеме; - раскрыть психолого-педагогические и лингвистические основы методики словарно-лексической работы в начальных классах; - проанализировать и охарактеризовать основные направления, принципы и методические приемы словарно-лексической работы; - рассмотреть способы словарной работы по усвоению младшими школьниками лексических ресурсов русского языка; - описать приёмы проведения словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах; - теоретически обосновать возможность и необходимость проведения словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах на основе этимологического анализа; При решении указанных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ, изучение педагогического опыта.
Содержание

Введение Глава 1. Психолого-педагогические основы словарной работы на уроках русского языка в начальных классах. 1.1. Лексикология как дидактическая основа методики работы над словом. 1.2. Особенности словарной работы: понятие, этапы, требования и принципы организации словарной работы в начальной школе. 1.3. Методы и приёмы словарной работы в начальной школе. Выводы по первой главе Глава 2. Словарная работа над усвоением младшими школьниками лексических ресурсов русского языка. 2.1. Способы объяснения и закрепления значений новых слов. 2.2. Работа над обогащением словарного запаса младших школьников. 2.3. Работа над усвоением многозначных слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов, фразеологизмов и пословиц. 2.4. Методические рекомендации по проведению лексической работы в начальных классах на уроках русского языка. Выводы по второй главе Заключение Список литературы Приложение
Список литературы

1. Антонова Е.С., Боброва С.В. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М.: Академия, 2016. – 464 с. 2. Баранов М.Т., Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 368 с. 3. Бережных Е.В., Гашкова Н.Л. Синонимы и антонимы // Начальная школа. – 2012. – № 3. – С. 90 – 92. 4. Бобровская Г.В. Активизация словаря младших школьников // Начальная школа. – 2003. – № 4. – С. 47 – 51. 5. Бобровская Г.В. Обогащение словаря младших школьников // Начальная школа. – 2002. – № 6. – С.76 – 80. 6. Богуславская Н.Е., Капинос В.И. Методика развития речи на уроках русского языка – М.: Просвещение, 2011. – 240 с. 7. Бушуева Л.С., Федосеева О.В. Изучение фразеологических единиц в начальной школе // Начальная школа. – 2012. – № 7. – С. 39 – 41. 8. Воробьёва, Т.А. Формируем универсальные учебные действия //Проблемы социализации личности в контексте непрерывного профессионального образования. — 2014. — С. 170-175., с.170. 9. Горбунова Н.Д. Работа с фразеологизмами // Начальная школа плюс до и после. – 2008. – № 3. – С. 57 – 59. 10. Гусева, Т.Н. Формирование речевой деятельности младших школьников, 2005. – 380с., с.150. 11. Дунаева В.П. «Элементы этимологического анализа на уроках русского языка» // Начальная школа. – 2001. - №7. – с.28.] 12. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с. 13. Константинова, А.М. Особенности формирования личностных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности//Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2014. — № 57. — С. 61-63. 14. Косикова, Л.В. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Психология обучения. — 2014. — № 2. — С. 114- 121., с.188. 15. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. Гриф МО РФ. – М.: Академия, 2015. – 464 с. 16. Мережко Е.Г. Работа со словообразовательным гнездом в начальных классах // Начальная школа. – 2003. – № 10. – С. 25 – 28. 17. Плотникова С.В. Лексикон младшего школьника и его развитие на уроках русского языка // Начальная школа. – 2007. – № 10. – С. 92 – 98. 18. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку: учебное пособие для студентов пед. училищ. – М., 2001. – 410 с. 19. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. – 320 с. 20. Саутина Е.В. Использование лексического материала с целью развития языковой личности младшего школьника // Начальная школа. – 2006. – № 4. – С. 27 – 31. 21. Сдобнова А.П. Лексикон школьников и современная разговорная речь // Начальная школа. – 2013. – № 6. – С. 7 – 11. 22. Учусь различать слова и их значения: Словарик многозначных слов, тематических групп слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов: учеб. пос. для учащихся начальной школы. – М.: Дрофа, 2016. – 152 с. 23. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. - М., 1968. - с.107., 107. 24. Чумаслова Т. П. Пословицы и поговорки на уроках русского языка // Начальная школа. – 2010. – № 5. – С. 68 – 69.
Отрывок из работы

Глава 1. Психолого-педагогические основы словарной работы на уроках русского языка в начальных классах. 1.1. Лексикология как дидактическая основа методики работы над словом. Слово — важнейшая единица языка. Словами и их значениями обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, словами же выражаются эмоции. Любое речевое высказывание складывается из слов (и их сочетаний), выстроенных в определённой последовательности в соответствии с замыслом и связанных между собой грамматически (т.е. при помощи окончаний, предлогов, союзов и других средств). Чем богаче словарь человека, тем, следовательно, у него шире возможности выбора и более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли. Поэтому объём словаря, его разнообразие, его готовность и подвижность рассматриваются в методике как важнее условие успешного развития речи. Словарный состав русского языка очень велик. В толковый словарь, изданный под редакцией профессора Д.Н. Ушакова (в него включены наиболее распространённые слова и термины русского языка), вошло около 90 тысяч слов. Как и во всякой учебной работе, так и в объяснении значений слов необходимо руководствоваться общей дидактической задачей повышения степени самостоятельности и познавательной активности самих учащихся. «Добиться, чтобы сами школьники не только смутно уловили смысл нового слова в тексте, но и сумели объяснить его значение, — значит обеспечить их умственное развитие, воспитывать самостоятельность».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg