Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, БИОЛОГИЯ

Организация исследовательской деятельности обучающихся на лабораторных занятиях при изучении раздела «Человек и его здоровье» 9 класс

vika_glad 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 51 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.02.2021
1. Анализ литературы позволил установить, что на современном этапе внедрение исследовательской деятельности учащихся в учебный процесс является важной задачей модернизации школы. Использование исследовательских заданий способствуют повышению мотивации, пробуждают интерес школьников к предмету, гарантирует овладение методами научного познания, формирует учебные компетенции, повышает качество, осознанность и полноценность знаний учащихся.
Введение

Актуальность исследования. Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт нового поколения учитывает использование системно-деятельностного подхода в обучении учеников. Стандарт ориентируется на становление индивидуальных характеристик ученика, таких как, способность учиться, понимание важности образования и самообразования в жизни и деятельности, умение применять полученные знания на практике. Одной из передовых технологий, нацеленных на развитие креативного потенциала и способностей личности, воспитание самостоятельности и социальной активности, представляет из себя организацию исследовательской деятельности школьников. Самостоятельная исследовательская деятельность ученика содействует формированию у них знаний и способностей к исследовательской работе, применению полученных знаний на практике, имеющих социально-общественную значимость. Исследовательская деятельность обучающихся должна стать обязательной частью образования. Одним из направлений модернизации современного образования – развития концепции профильной школы. Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, требуют от современных специалистов принятия самостоятельных, оперативных и креативных решений. Огромный приток информации приводит к тому, что обучающиеся не могут сконцентрироваться на усвоении новых знаний, с трудом следят за научными достижениями и не всегда понимают смысл их растущего потока. Среди главных целей обучения – развитие у обучаемых способности видеть проблему, находить правильные нестандартные пути ее решения. Достижение данной цели возможно только при условии освоения способов исследовательской деятельности. Исследование считается одним из видов познавательной деятельности человека. Тем не менее, в профессиональном словаре современного педагога в контексте задач обучения широко используются понятия «исследовательское обучение», «исследовательские методы обучения», «исследовательская деятельность», которые должны способствовать улучшению образования. Современные школы требуют внедрения принципиально новых образовательных технологий в противовес широко распространенным в образовательной сфере репродуктивным методам, основанным на простом воспроизведении готовой информации. Организация исследовательской деятельностью обучающихся дает возможность разрешить ряд противоречий: – образование, нацеленное на подготовку простого исполнителя, и необходимостью воспитания креативных свойств личности; – сформировавшейся системой образования и повысившимися требованиями к знаниям и умениям учащихся при поступлении в ВУЗ; – необходимость инновационных образовательных заведений в научно-методическом обеспечении процесса развития творческих умений учеников и уровнем изученности этого вопроса в педагогической науке. Школьный курс биологии нацелен на изучение явлений живой природы и позволяет развивать у учащихся навыки учебно-исследовательской деятельности, развить их творческие таланты в ходе самостоятельной работы, или же в ходе биологического эксперимента. Однако, существует мнение, что учащиеся 9 класса не могут заниматься исследовательской деятельностью. Многие уверены, что ученики в этом возрасте способны только подготовить доклад. Однако на практике это мнение не нашло подтверждения. В этом возрасте (14-15 лет) подростки начинают стремиться к самостоятельности, еще не утратили любознательности. Самым главным мотивом в исследовательской деятельности для учащихся является потребность в новых впечатлениях, новой информации, стремление к самостоятельной деятельности. Поэтому необходимо поддерживать и развивать их мотивацию к самостоятельному поиску, исследованию. В процессе изучения биологии в 9 классе учащиеся могут получить первые навыки ведения исследовательской деятельности. Они учатся определять цель работы, формулировать задачи, выдвигать гипотезы, проводить эксперимент и делать собственные умозаключения. Однако выявляются проблемы. С одной стороны, недостаточный уровень подготовки многих учителей к организации исследовательской деятельности обучающихся, а с другой — неразработанность и неопределенность содержания, методов и форм ее организации на разных этапах обучения. Учитывая, актуальность проблемы и необходимость формирования исследовательских компетенций у учащихся была выбрана тема выпускной квалификационной работы. Цель работы: разработка методики организаций исследовательской деятельности на лабораторных занятиях по биологии в 9 классе. Объект исследования: процесс обучения биологии в 9 классе средней общеобразовательной школе Предмет исследования: методика организации исследовательской деятельности учащихся на лабораторных занятиях. Гипотеза исследования: организация исследовательской деятельности учащихся на лабораторных занятиях будет способствовать повышению мотивации к получению новых знаний и формированию практических умений. Для реализации цель исследования были определены следующие задачи: 1. Изучить состояние проблемы организации лабораторных работ по биологии в 9 классе на основе анализа учебно-методической, дидактической литературы и опыта учителей. 2. Определить содержание знаний и условия формирования навыков учебно-исследовательской деятельности при проведении лабораторных работ на уроках биологии. 3. Разработать методику организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на лабораторных занятиях и экспериментально проверить и определить её эффективность. Методы исследования: - теоретический: анализ школьных программ, учебников, учебных пособий, биологической и педагогической литературы в аспекте рассматриваемой проблемы. - социологический: опрос, беседа, анкетирование учащихся. - статистический: качественная и количественная обработка результатов. - опытно-экспериментальный: педагогический эксперимент, изучение результатов деятельности учащихся. Педагогический эксперимент проводился в 2019 году в средней общеобразовательной школе № 298 СВАО г. Москвы во время работы в качестве учителя биологии.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3 Глава 1. Исследовательская деятельность и ее значение в обучении школьников (обзор литературы)…..………………………………………….. 7 1.1. Сущность и содержание исследовательской деятельности………………7 1.2. Психолого-педагогические основы исследовательской деятельности девятиклассников ………………………….…………..……..….12 1.3 Значение лабораторных работ по биологии в организации исследовательской деятельности учащихся………….………………………..20 1.4 Организация исследовательской деятельности учащихся при проведении лабораторных работ………………………….………………………………….23 Глава 2. Методика организации исследовательской деятельности учащихся по биологии………………………………………………………………………31 2.1 Лабораторные занятия как форма организации учебной деятельности обучающихся в 9 классе………………………………………………………..31 2.2 Результаты проведения педагогического эксперимента…………………41 Выводы…………………………..………………………………………………50 Библиография……..……………………………………………………………51
Список литературы

1. Алексеев Н.Г., Леонтович A.B., Обухов A.C., Фомина Л.Ф., 2002. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - № 1. - С. 24-33. 2. Андреев В.И., 1981. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. - М.: Высшая школа,53-75. 3. Белкин, А. С., 2000. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», - 192 с. 4. Белых С.Л., 2007. Управление исследовательской активностью ученика : метод. пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев / коммент. A.C. Савичева; под ред. A.C. Обухова. — М. — 56с. 5. Божович Л.И., 1969. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М: Изд-во Просвещение. С.292-365 6. Божович Л.И., 1997. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практиче¬ской психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 352 с 7. Выготский Л.С., 1984. Собрание сочинений : в 6 т. — М.,Наука— Т. 4. 8. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А., 2001. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. - Ижевск ИЦПКПС – 103 с. 9. Кедров Б.М., 1979 «НТР: истоки, закономерности, перспективы». // Знание - сила, №7, с. 4. 10. Колесова М.С., Корякина С.В.,2010. Организация и проведение лабораторных работ по биологии//Всерос. науч.-практ. конф., 25 нояб. 2010 г. / Междунар. акад. наук пед. образования, Шадр. гос. пед. ин-т. - Шадринск : ШГПИ, с. 134-136 11. Краткий психологический словарь, 1985. / под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.,— 431 с. 12. Кудряшова В, 2012. Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии. [HTML] (http://kudryshova.ucoz.ru/news/issledovatelskaja_dejatelnost_uchashhikhsja_na_urokakh_biologii/2012-11-23-21) 13. Леонтьев А.Н., 1981. Проблемы развития психики. — 4-е изд. — М. : Просвещение — 126 с. 14. Лисина М.И., 1982. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии.- № 4.- С.18-35 15. Мочалова Н.М., 1979.Методы проблемного обучения и границы их применения. - Казань: Изд. КГУ, 156 с. 16. Муртазин Г.М., 1995. Повышение учебно-воспитательного значения лабораторных занятий // Биология в школе №6. С. 37-41 17. Обухов A.C., 1999. Исследовательская деятельность как способ формирова¬ния мировоззрения // Народное образование.— №10.— С. 158—161. 18. Обухов A.C.,2004 Развитие исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. — № 2. — С. 146—148. 19. Поддьяков А.Н., 2000. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. — М.: Ф-т психологии МГУ 371с. 20. Поддьяков А.Н., 2006. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / Под ред. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий. С. 51-58. 21. Практикум по возрастной психологии : Учебное пособие / под ред. Е. Н. Костарёвой, В. П. Прядеина; Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург, 2007. - 136 с. 22. Проказова О.Г., 2010. Организация исследовательской деятельности учащихся в школе // Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Астрахань. ГОУ ВПО АГУ. 151с. 23. Рубинштейн С.Л., 1958.О мышлении и путях его исследования.— М.: Изд-во Академии наук СССР 145 с. 24. Рубинштейн С.Л., 1976. Проблемы общей психологии. — М. Педагогика— 424 с. 25. Савенков А.И., 2006 Психологические основы исследовательского подхода к обучению : учеб. пособие. — М. Ось-89— 480 с. 26. Савенков А.И. ,2003. Содержание и организация исследовательского обучения школьников /А.И.Савенков. – М.: «Сентябрь». – С.204 27. Сельдяев В. И., 1999. Развитие исследовательских умений учащихся при использовании компьютеров в процессе выполнения лабораторных работ на уроках физики // Автореф. дис. канд. пед. наук. Санкт-Петербург. РГПУ им. А.Н, Герцена.206с. 28. Сергеева И. И., 2012. Специфика исследовательской деятельности учащихся основной школы (5-9 классы) // Молодой ученый. — №5. — С. 498-501. 29. Тысько Л.А. ,2006. Исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. - №4. – С. 14-22. 30. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования, 2012. с. 2-8. 31. Цукерман Г.А., 1998. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопр. психологии. —— №3. — С. 17. 32. Шашенкова Е.А., 2001. Задача как средство обучения исследовательской деятельности //автореф. дис. канд. пед. наук. — М.— 24 с. 33. Янюшкина, Г. М., 2008 г. Исследовательская деятельность как необходимое условие развития и социализации школьников // Мат. Всерос. Науч.-практ. Конф. 4-5 дек.2008 - Шадринск: Изд-во Шадр. Гос. Пед. Ин-та – c. 116 - 120. 34. Под ред. Л. Ф. Обуховой, Г. В. Бурменской. — М.: Гардарики, 2001 г. /– Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Учеб. пособие для студентов психол. специальностей и направлений с.
Отрывок из работы

Глава I. Исследовательская деятельность и ее значение в обучении школьников (обзор литературы) 1.1. Сущность и содержание исследовательской деятельности Чтобы охарактеризовать исследовательскую деятельность, нужно заранее определить понятия «деятельность» и «исследование». Под деятельностью понимается процесс интенсивного взаимодействия субъекта с окружающим его миром, в ходе которого субъект удовлетворяет свои потребности. Деятельностью можно назвать любую деятельность человека, которой он самостоятельно придает какое-то конкретное значение. Его можно определить как характерный вид человеческой деятельности, направленный на познание и творческую перестройку мира, в том числе его самого и условий его жизни. [11] Исследование - это изучение внешнего мира научным методом. В исследовании предполагается понимание и закрепление целей исследования, инструментов исследования (методов, методов), акцентирования внимания на воспроизводимость конечного результата. Исследование - это процесс формирования новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Цель исследования - получить новые знания об окружающем нас мире. В этом главное отличие образовательной деятельности, в которой целью является человек, обладающий определенным набором знаний или опытом старшего поколения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg