Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

vika_glad 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.02.2021
Анализ логопедической, лингвистической и психолого - педагогической литературы по данной проблематике подтвердил актуальность нашего исследования. В ходе работы над теоретическим материалом была представлена сравнительная характеристика связной речи детей с нормальным речевым развитием и детей, имеющими общее недоразвитие речи (III уровня речевого развития). Рассмотрены отличительные особенности связных высказываний каждой из групп детей. Благодаря этому, были изучены различные методики обследования развития связной речи и выбраны наиболее подходящие для нашего констатирующего изучения. В завершении теоретического изучения намечены тенденции к наиболее полному логопедическому обследованию связной речи дошкольников для подкрепления полученных знаний.
Введение

Для полноценного овладения школьной программой дошкольникам необходим обширный объём знаний, умений, навыков, в том числе свободно и связно выражать свои мысли. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Отмечается, что у детей с нормальным речевым развитием в дошкольном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня. Это очень важно для дальнейшего успешного обучения в школе, для всестороннего развития личности ребенка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохин и др.). На успешную компенсацию и коррекцию любого нарушения потребуется гораздо больше времени и усилий, чем на самостоятельное появление навыка. Поэтому необходимо как можно раньше начать оказывать помощь и подготовку к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. В данный процесс должны быть включены всё специалисты сопровождения, работающие с ними. Установлено, что при общем недоразвитии речи (ОНР) наблюдаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Изучением развития связной речи занимались многие ученые. В.К. Воробьева разработала систему обучения связной речи на основе приема моделирования для вырабатывания навыка составления описательных и повествовательных рассказов при помощи картинно-графического и сенсорно-графического плана (Выготский, Л.С.). Т.А. Ткаченко применила структуру развития связной речи с использованием наглядности и моделирования плана высказывания. Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова и Е.М. Мастюкова разработали систему развития связной речи детей с ОНР с применением этапов и последовательности работы с лексическим материалом заданий. Одним из важных показателей готовности детей с ОНР к школьному обучению является уровень сформированности связной речи (В.П. Глухов, Л. Н. Ефименкова, Н. С. Жукова, И.Н. Лебедева, Т.А. Ткаченко, Т. Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). Работа над правильностью речи является одним из основных направлений учебно-методической деятельности педагога. Актуальность работы связана с необходимостью выявления особенностей развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста для построения наиболее эффективной коррекционной работы. Цель исследования: изучить уровни развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе логопедической работы и подобрать эффективные приёмы логопедической работы по коррекции нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Объект исследования: связная речь детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Предмет исследования: процесс формирования навыков связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Гипотеза состоит в предположении о том, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи недостаточно сформирована связная речь, что проявляется в характерных особенностях построения ими связного высказывания. Коррекционно-развивающая работа будет осуществляться эффективно только с учётом всех её специфических особенностей. Задачи: - провести анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме с целью выявления её современного состояния; -определить основные направления и подобрать наиболее эффективные приёмы коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи в процессе преодоления общего недоразвития речи у дошкольников. -Применить предложенную методику и проверить ее эффективность. Методология исследования: - исследования по недоразвитию речи Р. Е. Левиной; - теория возрастной периодизации в развитии ребенка (Л.С. Выготский); - теория учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов). Методы исследования: -теоретический метод: изучение, обработка и анализ научных источников по проблеме исследования; -сбор данных, анализ научной литературы, учебников и пособий по проблеме исследования; -эмпирический метод: наблюдение, беседа. Элементы научной новизны и теоретическая значимость работы заключается в описании характера нарушения связной речи и особенностей речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Так же данная работа, благодаря проверенному в ней методическому материалу, может в дальнейшем быть полезна студентам педагогических и дефектологических ВУЗов. Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы. Глава I отражает современные подходы к проблеме формирования связной речи в лингвистике, психолингвистике, психологии и логопедии, а также особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в норме и при ОНР. В главе II описаны ход и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР. Приложение отражает практический материал исследования, а также результативные обобщения проведенного эксперимента.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ… ……………………..7 1.1 Понятие связной речи и её развитие у дошкольников в онтогенезе………………………………………………………………….......…….7 1.2 Современные представления об общем недоразвитии речи…………….…16 1.3 Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………………………...25 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………………….33 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯСВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (III УРОВЕНЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ) …………………………………….....….35 2.1 Методика констатирующего эксперимента…………………………….….35 2.2 Результаты констатирующего эксперимента……………………………...38 2.3 Коррекционная работа по формированию навыков связной речи у детей с общим недоразвитием речи (III уровня речевого развития)…………………….55 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2………………………………………………………….66 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….......67 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ .........................................69
Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников,- М.: Просвещение, 2017-211с. 2.Анисимова, Л.Н. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / Л.Н. Анисимова // Логопед. – 2009 – № 7 – 72с. 3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0174/5_0174-46.shtml (дата обращения 15.11.2019) 4.Быстрова, Г.А., Сизова, Э.А., Шуйская, Т.А. Логосказки [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://azbyka.ru/deti/logoskazki-bystrova-sizova-shujskaya(дата обращения 15.11.2019) 5.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез,2018-35с. 6.Власенко, И.Т. Составление повествовательного рассказа [Электронный ресурс] / И.Т. Власенко. – Режим доступа: http:/ /www. plam.ru/healt/(дата обращения 15.11.2019) 7.Воробьёва, В.К. Методика развития связной речи [Текст]. – М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2016 – 158с. 8. Выготский, Л.С. Мышление и речь. – 5-е изд., испр. – М.: Изд-во «Лабиринт», 2016-89с. 9.Глухов В.П. Исследование состояния монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 2016– 66с. 10. Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией (Дефектология. – 1995 – № 6 – С. 7) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/(дата обращения 07.11.2019) 11. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. -М.: Просвещение, 2017-58с. 12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: ООО «Книгомир», 2017-69с. 13 Корицкая, Е.Г. Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего недоразвития речи [Текст] / Е.Г. Корицкая, Т.А. Шимкович / Сост. Р.А. Белова-Давид. – М.: 2018 – 86 с. 14. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Красанд, 2017 – 110с. 15. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). -СПб: СОЮЗ, 2018-89с. 16. Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. / Пол ред. проф. Л. Б. Баряевой. — СПб. ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2016-256с. 17. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017-87с. 18.Мастюкова, Е.М. Логопедия [Текст]. – М.: Просвещение, 2017 – 342 с. 19. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]: учеб. пособие / под ред. В.К. Воробьевой. -- М.: АСТ: Астрель: Транзит книга, 2016. -158 с. 20. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е Левиной. М.: Просвещение, 2018-254с. 21. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно- методическое пособие / Под общ. ред. Т. В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2017-54с. 22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2017-125с. 23. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб: ООО «Речь», 2018-97с. 24. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. - Ульяновск: УлГТУ,20-165с. 25. Стишенок, И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост [Текст]. – СПб.: Речь, 2016 – 144 с. 26. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2016-56с. 27. Спирова Л.Ф., Ястребова, А.В. Нарушения речи у детей. – М., 2018-87с. 28. Струнина Е.М., Ушакова, О.С. Семантический аспект в развитии речи старших дошкольников // Развитие речи и речевого общения дошкольников / Под ред. О.С. Ушаковой. – М., 2017 – 125с. 29. Тихеева Е.И. Развитие речи у детей/ Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2015-54с. 30. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий на развитие связной речи малыша. - М.: Эксмо, 2016-89с. 31. Ткаченко, Т. А. Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет [Текст]. – М.: Ювента, 2018 – 24 с. 32. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Из-во Института Психотерапии. - 2016.- 256 с. 33. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. - М.: Просвещение, 2017-65с. 34. Филичева, Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б.Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2018. – 223 с., илл. 35. Шмидт, Е.В. Особенности детей с ОНР при составлении повествовательных Рассказов[Электронныйресурс]/Е.В.Шмидт.Режимhttp://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=11974(дата обращения 15.11.2019) 36. Черкасова Е.Л. Воспитание речевого слуха у детей с ОНР // Дошкольное воспитание. – 2016. - №11. - С.65 - 75. 37. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. 38. Шаховская, С.Н., Худенко Е.Д. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи. – М.: «Просвещение», 2017-139с. 39. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М.: Педагогика, 2016-201с. 40.Якубинский, Л.П. О диалогической речи [Текст] / под ред. Л.В. Щербы. – Спб., 2007 – 259 с. Интернет-ресурсы http://vk.com/logobiblioteka Логопедическая библиотека (дата обращения 20.01.2020) http://www.edu.ru Российское образование. Федеральный портал (дата обращения 20.01.2020) http://www.gnpbu.ru Научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского (дата обращения 20.01.2020)
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1.1. Понятие связной речи и её развитие у дошкольников в онтогенезе Под связной речью принято понимать развёрнутое смысловое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), которое обеспечивает общение и взаимопонимание [20]. Связная речь влияет на достоверность и полноту познания окружающего мира, обучаемость и успехи в школе. Также благодаря ей происходит формирование сознания человека, развитие личности в целом. Как известно, связная речь – это наивысшая форма речемыслительной деятельности, определяющая уровень речевого и умственного развития ребёнка. Согласно С. Л. Рубинштейну, связность речи – это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя…» [22]. Таким образом, главной чертой связной речи является ее понятность и для собеседника. При раскрытии термина «связная речь» нужно понимать, что связное высказывание ребенка отражает уровень его развития, развития мышления и логики, его умение осмыслять и выражать воспринимаемое. Однако также связанное высказывание ребенка подразумевает наличие таких же параметров, что и у взрослого. Ф.А Сохин писал, что «связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей…» [26].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 77 страниц
2500 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 40 страниц
2500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg