Формирование музыкальной культуры через театральную деятельность является одним из факторов успешной социализации дошкольников, так как в музыке и театре сконцентрирован духовный опыт человечества, который, попадая в сферу переживаний, чувств, мысли, оценки, ценностных ориентаций осваивается, развивается и становится ее достоянием. Это предполагает последовательное накопление опыта эстетического восприятия музыкальных спектаклей и раскрывает дошкольнику огромное богатство эмоционально-смыслового содержания окружающего мира.
В «Концепции художественного образования РФ» художественное образование рассматривается на государственном уровне как значимая сфера человеческой деятельности, жизненно необходимая как для развития российского общества, так и каждой личности.
Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие личности ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов. Способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.
Музыкально-театральное искусство сегодня как интеграционное явление - это воплощение синтеза различных искусств: художественного слова, музыки и изобразительного искусства. Синтетическая природа театра дает ребенку представление об особенностях художественного отражения действительности в искусстве. Музыка расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия. Вопросы гармоничного духовного развития человека с помощью театрального искусства освещены в
трудах А.В. Бакушинского, П.П. Блонского, Н.K. Крупской, А.В. Луначарского, Л.Н. Толстого, В.А. Сухомлинского.
Развитие теории и практики эстетического воспитания школьников средствами музыки происходило под влиянием взглядов Б.В. Асафьева, В.М. Бехтерева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, П.Ф. Каптерева, Б.М. Теплова, В.Н. Шацкой, Б.Л. Яворского и других. Они подчеркивали необходимость введения театрального искусства в интеллектуальном развитии, процессе формирования личности ребёнка, формировании музыкальной культуры.
Система отечественного музыкально-эстетического воспитания дошкольников опирается на исследования проблем развития музыкальной культуры Л.В. Школяр, О.П. Радыновой; на активизацию возможностей детей в оценке музыки Л.Н. Комиссаровой, П.A. Чичериной, Н.А. Ветлугиной. Дальнейшее развитие ее теории музыкального воспитания ребенка продолжено в работах: А.Д. Артоболевской, Ю.Б. Алиева, Т.И. Баклановой, Е.А. Бодиной, З.П. Морозовой.
Влияние театрального искусства на формирование духовной культуры личности рассмотрено в работах Е.Б. Вахтангова, И.Д. Гликмана, Б.Е. Захавы, Т.А. Курышевой, А.В. Луначарского, В.И. Немировича-Данченко, К.С. Станиславского, А.Я. Таирова, Г.А. Товстоногова; С.В. Образцова, Н.И. Сац.
Актуальность исследования обусловлена высоким познавательным и воспитательным потенциалом музыкального и театрального искусства с одной стороны, и недостаточным вниманием к возможностям в образовательном и воспитательном процессе дошкольного образовательного процесса.
Цель исследования: изучить и экспериментально проверить возможность формирования музыкальной культуры у старших дошкольников через театральную деятельность.
Объект исследования: процесс формирования музыкальной культуры у старших дошкольников.
Предмет исследования: условия формирования музыкальной культуры у старших дошкольников через театральную деятельность.
Задачи исследования:
1) осуществить анализ состояния и специфику формирования музыкальной культуры у старших дошкольников через театральную деятельность.
2) экспериментально проверить возможность формирования музыкальной культуры дошкольников через театральную деятельность.
Гипотеза исследования: формирование музыкальной культуры у старших дошкольников через театральную деятельность, возможно, если взаимодействие искусств направлено на преобладание музыкально-творческой деятельности.
Методологическую основу исследования составили основные положения психологии о восприятии произведений искусства (Л.С. Выготский, А.Л. Готсдинер, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов); положения о специфике влияния театрального искусства на формирование духовной культуры личности (Е.Б. Вахтангов, К.С. Станиславский, А.Я. Таиров, Г.А. Товстоногов) и, в частности, личности ребенка (А.А. Брянцев, Е.С. Деммени, С.В. Образцов); теоретико-методологические основы музыкально-эстетического воспитания (Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Д.Б. Кабалевский, Т.Школяр, Н.А.Ветлугина).
Методы исследования: анализ психологической, педагогической и искусствоведческой литературы; наблюдения, беседа, анализ театральной деятельности дошкольников, педагогический эксперимент.
Методики исследования: диагностика развития музыкальных и артистических способностей у детей дошкольного возраста Е.А. Антипиной; диагностика уровней умений и навыков на основе творческих заданий.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике дошкольных образовательных учреждений при разработке и планов, программ и конспектов, сценариев в театральных кружках и студиях. Экспериментально проверены и выявлены критерии оценки уровня музыкальной культуры у старших дошкольников.
База исследования: МБДОУ «………………..», г………,
старшая группа.
Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.