Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения

Svetanka88 2222 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 65 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.02.2021
Цель исследования: разработать и апробировать программу по развитию творческого воображения детей среднего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования. Объект исследования: процесс развития творческого воображения дошкольников. Предмет исследования: нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения детей среднего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: развитие творческого воображения детей среднего дошкольного возраста будет успешным, если использовать следующие нетрадиционные техники рисования: пальчики - палитра, печать от руки, кляксография, монотипия, тычкование и др. Для того чтобы цель исследования была достигнута, необходимо последовательное решение следующих задач: 1. Изучить психолого-педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста; 2. Определить понятие и роль творческого воображения в развитии средних дошкольников; 3. Изучить виды нетрадиционных техник рисования для детей дошкольного возраста; 4. Рассмотреть методы использования нетрадиционных техник рисования для среднего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДОО; 5. Описать этапы методической работы и провести диагностику первоначального уровня творческого воображения детей; 6. Рассмотреть методику обучения нетрадиционных техник рисования для средних дошкольников на занятия в ДОО: изучить приемы и выразительные средства; 7. Разработать систему занятий с использованием нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста.
Введение

Формирование и развитие творческой личности – одна из важных задач современного образования, сквозь призму которой дошкольное детство рассматривается как начало творческого пути человека. Изобразительная деятельность ребенка, имея художественно-творческий характер своего проявления, становится мощным средством, как общего, так и интеллектуального, эмоционального и художественно-эстетического его развития в условиях дошкольной образовательной организации. В настоящее время быстро меняются точки зрения на проблему художественного развития и условия формирования художественных способностей, произошла смена детских поколений и их предпочтений, что обусловило возникновение новых художественных приемов и техник. И как объективная закономерность – им в соответствие должны измениться и сами методы работы педагогов по организации изобразительной деятельности дошкольников. Современные исследования О.А. Белобрыкиной, А.А. Мелик-Пашаева, З.Н. Новлянской, Р.Г. Казаковой, Л. Г. Беляковой, Г.Н. Давыдовой, А.А. Фатеевой затрагивают проблему обучения детей дошкольного возраста различным нестандартным художественным техникам. Сама идея применения нестандартных техник в процессе обучения изобразительной деятельности не является новой. Внедрение нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества детей дошкольного возраста просто необходимы и не должны быть подвержены сомнению. Дети любят все новое, им интересно, то разнообразие материалов, которые им представляются, а в результате получают успешный продукт собственной деятельности. Актуальность исследования и в тоже время его противоречие подчеркивается тем, что именно изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий в соответствии с ФГОС ДО является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей, раскрытия разных сторон развития ребенка. Но вместе с тем, программные материалы по 3 изобразительной деятельности рекомендуют ограниченный круг художественных техник, что может отрицательно сказываться на выразительности работ, сдерживая творческие возможности дошкольников. Выявленные противоречия определили проблему исследования: поиск наиболее эффективных средств развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1. Теоретические основы развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста 6 1.1. Психолого-педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….6 1.2. Понятие и роль творческого воображения в развитии средних дошкольников……………………………………………………………………11 1.3. Виды нетрадиционных техник рисования для детей дошкольного возраста...18 1.4. Методы использования нетрадиционных техник рисования для среднего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДОО 21 Выводы по первой главе 25 2. Методическая работа по использованию нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста 27 2.1. Описание этапов методической работы и диагностика первоначального уровня творческого воображения детей 27 2.2. Методика обучения нетрадиционных техник рисования для средних дошкольников на занятия в ДОО: приемы и выразительные средства 35 2.3. Система занятий с использованием нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста 46 Выводы по второй главе 47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53 ПРИЛОЖЕНИя 56
Список литературы

1. Брушлинский, А.В. Воображение и творчество. [Текст]: Практическое пособие для воспитателей и методистов доу / А.В. Брушлинский. – М.: Эксмо, 2019. – 145 с. 2. Веракса Н.Е. От рождения до школы: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: МозаикаСинтез, 2018. 230 с. 3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: Психологический очерк. 3-е изд. / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2019. – 412 с. 4. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 2019. - 272 с. 5. Дъяченко, О.М. Развитие воображения дошкольников [Текст]: Серия «Психология образования» / О.М. Дъяченко. – М.: РАО, 2016. – 197 с 6. Еремина, М.Г. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, дошкольных образовательных учреждений и рабочих программ педагога: метод. пособие / М.Г. Еремина. - Калининград, 2018. 7. Кириллова, Г.Д. Развитие воображения в детстве. [Текст]:Учебное пособие / Г.Д. Кириллова. – Орел: МП Простор, 2018. – 120 с. 8. Кларина Л.М. Познавательное развитие дошкольников. Теоретические основы и новые технологии. М.: Мозаичный ПАРК, 2015. 128 с. 9. Леушина А.М. О своеобразии образов в речи маленьких детей // Психология дошкольника: Хрестоматия. М.: Академия, 2018. С. 81-90. 10. Люблинская, А.А. Очерки психологического развития. [Текст]: / А.А. Люблинская. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2018. – 478 с. 11. Макарова В.Н. Диагностика развития речи дошкольников: Методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2018. 153 с. 12. Мухина, В.С. Детская психология. [Текст]: / В.С. Мухина. – М.: НОРМАИНФРА, 2018. – 544 с. 13. Немов, Р.С. Психология [Текст]: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - 3-е изд. / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 688 с. 14. Общая психология [Текст]: / под ред. А.В. Карпова. – М.: Просвещение, 2019. – 345 с. 15. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2018. 16. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии. [Текст]: / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. – М.: МПУ, 2018. – 269 с. 17. Поддьяков Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. СПб: Речь, 2018. 144 с. 18. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб.: Питер, 2018. 420 с. 19. Рыжова Н.В. Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней и старшей группах. М.: Академия Развития, 2018. 416 с. 20. Смирнова Е., Гударева О., Современные дети: особенности игры и психологического развития // Дошкольное воспитание. 2018. №10. С. 63-71 21. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст]: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Е.О. Смирнова. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 368 с. 22. Соловьева, О.М. Психология развития творчества. [Текст]: / О.М. Соловьева. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2018. – 748 с. 23. Сорокин, Г.Л. Воображение и фантазия в дошкольном возрасте [Текст]: / Г.Л. Сорокин // Вопросы психологии. – 2020. – №2. – С. 58-59. 24. Терентьев, Р.О. Творческое воображение и способы его развития [Текст]: / Р.О. Терентьев // Вопросы психологии. – 2020. – №2. – С. 45-51. 25. Токарев А.А., Аленкина Ж.Р. Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2019. №5. С. 520-523. 26. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2018. 186 с. 27. Яковлева Е.Е. Воображение и творчество на занятиях в детском саду [Текст] / Е.Е. Яковлева // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 3. – С. 22- 28.
Отрывок из работы

Подводя итог всему вышесказанному, считаем целесообразным отметить следующее. 1. Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования (В.И. Кириенко, Б.С. Кузин, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова и др.). Основные положения теории способностей связаны с решением следующих вопросов: Что такое творческое воображение? Каково ее содержание? Структура? Соотношение со знаниями, умениями, навыками? Каковы закономерности, условия развития способностей? Как способности соотносятся с задатками? Что понимается под задатками творческого воображения? Выделяют два периода в развитии творческого воображения детей: доизобразительный (еще нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что-то изобразить; играет большую роль в дальнейшем развитии изобразительных способностей; ребенок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм) и изобразительный (деятельность приобретает творческий характер, могут быть поставлены задачи систематического обучения детей). При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности 2. Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения. Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства. В процессе изобразительной деятельности осуществляются различные стороны воспитания: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое. Основное значение эта деятельность имеет для эстетического воспитания; важна она и для подготовки детей к школе. В настоящее время существует несколько программ по изобразительной деятельности в дошкольном возрасте: «Конструирование и художественный труд в детском саду» (Л.В. Куцакова), «Гармония» (Д.И. Воробьева) и др. 3. В настоящее время современными педагогами и психологами разрабатываются нетрадиционные техники рисования, в которых ставятся новые задачи обучения и воспитания ребенка. Существует более 30 различных нетрадиционных изобразительных технологий. В качестве основных нетрадиционных техник можно назвать: пальчики - палитра, печать от руки, печатка, тампонирование, трафарет, набрызг, монотипия, кляксография, рисование по сырой бумаге, цветные ниточки, граттаж, рисование по мятой бумаге, рисование восковыми мелками или свечой, штрих. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных техник: кляксографии, монотипии и т.п. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. 4. Была разработана дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста «Юный художник» сроком реализации - 4 месяца. Программа воплощает новый подход к художественно-творческому развитию дошкольников через обучение нетрадиционным техникам рисования. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами — увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться. По разработанной программе проводились занятия с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду № 136 г. Красноярска. Занятия проводились 1 раз в неделю (1 раз по основной программе). 5. Апробация разработанной дополнительной образовательной программы занятий изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста «Юный художник» показала, что уровень творческого воображения детей, посещавших занятия с нетрадиционными техниками рисования, значительно вырос за последние три месяца и превосходит уровень развития творческого воображения тех детей, кто не посещал все занятия. Это подтверждает целесообразность и значимость разработанной программы по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования. Была проведена экспертиза разработанной дополнительной образовательной программе занятий изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста «Юный художник» и получены две рецензии: внешняя и внутренняя. В рецензиях отмечено, что разработанная программа является актуальной, используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Гипотеза о том, что развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если использовать следующие нетрадиционные техники рисования: пальчики - палитра, печать от руки, кляксография, монотипия, тычкование и др., подтверждена теоретическими выводами, результатами апробации и экспертной оценкой.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg