На современном этапе развития бухгалтерского учета и налогообложения остро стоит проблема формирования рациональной учетной политики, составленной как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогового учета, в соответствии с нормами законодательства.
В рамках этой проблемы в данной работе был рассмотрен порядок формирования и оценки эффективности учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения на примере предприятия ООО «ЦТР», а также предложены пути ее совершенствования.
В первой главе рассмотрены основополагающие вопросы, касающиеся учетной политики для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения: раскрыта история становления данного явления в России, проведена сравнительная характеристика учетной политики, составленной по требованиям Международных стандартов финансовой отчетности и требованиям Российской системы бухгалтерского учета, определено место, роль и функции учетной политики в российских реалиях. Также были раскрыты методологические основы формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета и учетной политики для целей налогового учета, определены случаи обязательного их изменения. Была выявлена необходимость раздельного формирования этих двух видов учетной политики и определен круг элементов, выбор метода учета которых является обязательным. Для формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета, следует руководствоваться положениями по бухгалтерскому учету, для формирования налоговой учетной политики - налоговым законодательством.
Информационной базой исследования учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения являются бухгалтерская отчетность предприятия за два года в размере бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках; приказ об утверждении учетной политики; оборотно- сальдовая ведомость предприятия, как сводная, так и по отдельным счетам; налоговая отчетность по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость и налогу на имуществу; пояснительные записки по разницам между налогооблагаемой прибылью, установленной по данным бухгалтерского и налогового учетов.
В качестве нормативно-законодательной базы бакалаврской работы использовались: Закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ,Закон Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ, Приказ МинФина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07.2015 № 66н, Приказ МинФина РФ «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкций по его применению» от 31.10.2000 № 94н, ПБУ1/2008 «Учетная политика организации» и прочие ПБУ, регламентирующие элементы, отраженные в учетной политике предприятия.
Во второй главе проведена исследовательская работа, направленная на изучение технико-экономической характеристики предприятия, порядка формирования и применения учетной политики для целей бухгалтерского учета и учетной политики для целей налогообложения. Также в данной главе рассмотрен порядок проведения аудита учетной политики на предприятия, приведен порядок оценки рисков проведения аудита, порядок проведения оценки системы внутреннего контроля на предприятии, разработаны план и программа проведения аудита учетной политики организации.
В третьей главе проведены расчеты по оценке эффективности используемой на предприятии учетной политики, был выявлен ряд следующих проблем:
1) необходимость корректировки положений учетной политики в связи с изменившимися положениями законодательства как в области бухгалтерского учета, так и в области налогового регулирования;
2) потери рабочего времени бухгалтерской службы в связи с использованием недостаточно эффективного программного обеспечения;
3) необходимость сближения учетной политики для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения;
4) нерациональный метод начисления амортизации основных средств в бухгалтерском учете;
5) нерациональный метод списания запасов, принятый в бухгалтерском м в налоговом учетах, недостаточно проработанный механизм регистрации неотфактурованных поставок;
6) учетная политика не раскрывает порядок создания обязательных резервов в бухгалтерском учете;
7) предприятие планирует заниматься видами деятельности, как облагаемыми, так и не облагаемыми налогом на добавленную стоимость, однако порядок учета расходов, связанных с такими видами деятельности, не разработан;
8) учетная политика предприятия не содержит графика документооборота;
9) на предприятии возникают налогооблагаемые постоянные и временные разницы, однако порядок их учета не разработан - отсутствуют налоговые регистры.
В данной главе были предложены рекомендации, направленные на решение выявленных проблем: использование программного обеспечения для электронной сдачи отчетности, сближение бухгалтерского и налогового учета путем установления одинаковых методов списания амортизации основных средств (линейный метод), одинаковых методов списания стоимость запасов (по средней себестоимости единицы), схожего порядка формирования резервов под сомнительную задолженность и под выплату отпусков. Также был разработан порядок раздельного учета расходов, связанных с операциями, облагаемыми и необлагаемыми НДС, сформирован рекомендуемый график документооборота и план счетов, содержащий счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Для подтверждения расчета налоговой базы как по налогу на прибыль, так и по налогу на добавленную стоимость, обоснования возникших разниц между бухгалтерским и налоговым учетом, были разработаны налоговые регистры, отражающие такие операции, как распределение НДС между расходами, облагаемыми и необлагаемыми налогом на добавленную стоимость, расчет резерва сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода, учет сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату, расчет резерва на оплату отпусков, учет формирования налога на прибыль.
В завершение был рассчитан экономический эффект комплекса предложенных мероприятий, в соответствии с которым предприятие имеет возможность сэкономить как денежные средства, так и временные ресурсы, а также избежать значительных налоговых санкций.
Внедрение предложенных рекомендаций на ООО «ЦТР» позволит улучшить систему бухгалтерского учета и документооборота на предприятии, повысить эффективность деятельности бухгалтерской службы, обеспечить отражение наивысших результатов финансовой деятельности в бухгалтерской отчетности, оптимизировать порядок исчисления налоговой базы по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, налогу на имущество, грамотно распределить во времени уплату данных налогов, совершенствовать налоговый учет на предприятии и налоговые регистры, эффективно управлять всеми видами своих ресурсов.
В качестве возможного направления дальнейшего исследования можно выделить разработку учетной политики для предприятий, не относящихся к сфере малого бизнеса, что в свою очередь предполагает определение порядка применения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», ПБУ 12/2015 «Информация по сегментам», ПБУ 23/2016 «Отчет о движении денежных средств», мер сближения бухгалтерского и налогового учета. Также в качестве альтернативы можно предположить исследование внедрения электронного документооборота на предприятии и определить роль использования электронно-цифровой подписи в организации бухгалтерского и налогового учета на предприятии, выявить перспективы развития данного направления в сфере управленческого учета.