Актуальность данного исследования заключается в том, что, для комплексного научного осмысления сущности, специфики и практических способов организации волонтерского движения молодежи в регионе необходимо понимание процесса социально-культурной деятельности институтов гражданского общества в высшем учебном заведении и понимание управленческих действий направленных на поддержку и взаимодействие в сфере добровольчества. Комплекс проблем, связанных с организацией волонтерского движения молодежи в современном мире, развитием его в сфере студенческой жизнедеятельности молодежи в регионе открывает особые перспективы для социально-культурной работы как интегративной области профессиональной деятельности, развитии и укреплении навыков лидерства. Данная позиция неизбежна посредством технологий менеджмента, которые сопутствуют организационно-педагогическим условиям формирования социально-культурной активности молодежи в деятельности регионального добровольческого движения, формированию кадровой базы сферы добротворчества и приводящего волонтера посредством участия в социально-значимых мероприятий и программ в профессионально сформированную команду лидеров.
Эта проблема приобретает особую значимость в условиях становления социально-экономического и духовно-культурного развития гражданского общества, бурного общественного роста активности молодых граждан и их потребности в кардинальной переоценки политических, экономических, социально-культурных ценностей при формировании активности молодежи в деятельности добровольческого движения. «Современная молодежная политика открывает широкие возможности для молодых людей, стремящихся к участию в решении важнейших общенациональных задач. В России накоплен богатый опыт в сфере добровольчества, сегодня движение обретает национальные масштабы – в стране насчитывается порядка 14 млн волонтеров. … Разработка единых методических рекомендаций способствует систематизации деятельности волонтерских центров, тиражированию успешных практик и распространению алгоритма создания новых площадок» [93].
Волонтерская деятельность является неотъемлемой частью воспитательного процесса, т.е. содержательным самоуправляющим блоком инициативности и инновационности, что создает положительный имидж, действуя при образовательном учреждении, вносит большую роль в профориентационную работу образовательного учреждения и формирует гражданскую идентичность личности студента. Скорее всего, это полноценное самоуправляющее «социально-культурное партнерство», которое созвучно недавно появившемуся понятию «социальное партнерство».
Существующая проблема профессионального подхода к социально-культурной активности молодежи, выражается в исследованиях технологий организационно-педагогических условий региональных добровольческих организаций, в которых выработка ответственности личности добровольца происходит в процессе деятельности на основе самореализации и активности, даже если это имеет нерегулярный процесс участия.
Поэтому следует отметить, что происходящие в мире глобальные тенденции модернизации и детализации, проявляющиеся на федеральном и региональном уровнях, качественным образом изменяют социальную структуру общества, базирующуюся на социально-культурных основах. Проявление потребностей и культурных ценностей молодежи становятся приоритетными при вступлении их на профессиональный, жизненный путь. Социально-культурное явление становится ключевым звеном в практике молодежной студенческой сферы общественной и социально-культурной практики.
В связи с этим, развитие волонтерского движения в сфере образования в нашей стране является важным фактором воспитательного процесса студенческой молодежи региона.
Цель исследования – научное обоснование процесса формирования социально-культурной активности молодежи в деятельности добровольческого движения.
Объект исследования – социально-культурная активность молодежи.
Предмет исследования – организационно-педагогические условия формирования социально–культурной активности молодежи в деятельности регионального добровольческого движения.
Задачи исследования:
1. обосновать сущность формирования социально-культурной активности молодежи в деятельности добровольческого движения;
2. выявить специфику формирования социально-культурной активности молодежи в деятельности добровольческого движения
3. проверить эффективность процесса формирования социально–культурной активности молодежи в деятельности регионального добровольческого движения;
4. раскрыть организационно–педагогические условия формирования социально–культурной активности молодежи в деятельности регионального добровольческого движения
Степень разработанности: проблема занятости молодежи, профессионального становления, межпоколенческой преемственности и социокультурной интеграции в трансформации современных обществ занимает значительное место в работах отечественных ученых и практиков современности.
Особое место занимает тема концептуальных основ волонтерства как социально-педагогической деятельности в нашей стране и его методологическое обоснование представлены в трудах А.И. Арнольдова, Н. Ф. Басова, С. А. Беличевой, В. Г. Бочаровой, Б. 3. Вульфова, М.А. Галагузовой, И.Д. Демаковой, С. И. Григорьева, М. А. Гулиной, JI. Г. Гусляковой В. И. Жукова, С. А. Завражина, В.И. Загвязинского, И. Г. Зайнышева, И. А. Зимней, А. А. Козлова, В. И. Курбатова, И.А. Липского, JI.B. Мардахаева, Н.Ф. Масловой, Г.П. Медведевой, А. В. Мудрика, П. И. Нещеретнего, В.А. Никитина, JI.E. Никитиной, Е.В. Великановой, С.В.Тетерского и др.
К теории и методике обоснования волонтерской социальной активности обращались исследователи: Л.В. Вандышева, С. Екимов, Н. Емельянова, Л.А. Кудринская. Е.Н. Митрофанова, А.С. Платонова, Л.Е. Сикорская, Т. Шумихина. К проблеме волонтерства в области психологии, социологии, культуре, социальной работы обращались исследователи: Е. Буглак, М. Дарли, К. Дэниэл, П. Джордан, пед. О. Кликунова, Д. Майерс, А.К. Маркова, Н. А. Низовских, М. Олегман, Н.А. Потапова, соц. Н.П. Пешков, О. Фетисова.
Исследования о роли социально-культурной деятельности в развитии личности, становлении гражданского общества и волонтерства посвящены работы А.П. Маркова и Г.М. Бирженюка, Л.А. Акимовой, Т.И. Баклановой, Т.Г. Бортниковой, Е.И. Григорьевой, И.Н. Ерошенкова, В.П. Исаенко, Ю.Д. Красильникова, Ю.А. Стрельцова, В.Я. Суртаева, Л. Санкина, Н.Н. Ярошенко и др.; А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, Г.Н. Новиковой, В.М. Чижикова и др.
Таким образом, актуальность темы, недостаточная степень ее разработанности, объективно возрастающие потребности в осмыслении ее социально-культурной интерпретации явились для автора побудительным мотивом настоящего курсового исследования.
Теоретическая значимость работы обусловлена ее новизной и заключается в том, что:
- исследована проблема занятости молодежи в добровольческом движении региона;
- изучены основные этапы становления организационно-педагогических условий формирования социально-культурной активности молодежи;
- рассмотрено волонтерское движение в молодежной среде как социально-культурное явление Тамбовского региона.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в том, что выявлены основные этапы и процессы социально-культурного взаимодействия субъектов молодежного добровольческого движения в России и регионе; проведен анализ документов, мониторинг добровольческого движения Державинского университета 2018-2019 гг., определены организационно-педагогические условия формирования социально-культурной активности молодежи в деятельности регионального добровольческого движения Державинского университета на основе тематических мероприятий, в которых организация, её сотрудники и волонтеры выступили в качестве организаторов, оказали помощь в проведении университетских, областных, межрегиональных, Всероссийских мероприятий.
Изучение данной проблемы определяет необходимость рассмотрения возможности и рамки использования добровольческого опыта, способствовующего развитию теории и практики формирования социально-культурного менеджмента в нашей стране, вузах, где определением будущего станет введение образовательного стандарта по включению дисциплины обучению волонтерской деятельности во всех высших учебных заведениях различного типа, которое поможет сконструировать структуру волонтерского движения в высших учебных заведениях, как на федеральном, так и региональном уровнях.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.