Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ФИЛОЛОГИЯ

Социологическое направление в языкознании

vika_glad 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 33 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.02.2021
В современном мире никто не сомневается в том, что язык как средство общения рождается и развивается только в обществе. Поэтому язык - это социальное явление, и с самого начала появления науки о языке интерес представляет проблема связи языка и общества. В любом обществе язык выступает как средство накопления, хранения и передачи знаний, полученных этим обществом.
Введение

Актуальность исследования. Социальное направление в языкознании изучает проблемы, связанные с социальной природой языка, его социальными функциями, ролью языка в обществе и механизмом влияния социальных факторов на язык, а также на речевое поведение людей. Языкознание исследует языковой признак сам по себе: его звучание и написание, его значение, его совместимость с другими признаками, его изменения во времени. Как люди используют языковой знак, одинаково или по-разному – вот на чем фокусируется социальное направление, это можно определить исходя из их возраста, пола, социального статуса и т.д. Различные ситуации общения требуют использования различных языковых средств. Это было понятно задолго до появления социолингвистики. Социологическое направление также изучает процесс языковой социализации, то есть представление о том, в каких ситуациях и на каком языковом знаке надо говорить. Язык на всех этапах своего существования нерушимо связан с обществом. Эти отношения носят двусторонний характер: язык не существует вне общества, но общество не может существовать без языка. Сегодня современный язык, и особенно обобщающие показатели, адресованы везде и всюду. Без социальной ориентации в лингвистике развитие личности в обществе немыслимо, потому что язык является одной из основных составляющих общества в целом. Современная социолингвистика развивается стремительно, в различных сферах и направлениях. Основная цель социолингвистики - изучить, как люди используют язык и как изменения в обществе, в котором он существует, влияют на развитие языка. На сегодняшний день внимание лингвистов обращено не на внутреннюю структуру языка, а на то, как люди, составляющие определенное общество, используют язык. В этом случае учитываются все факторы, влияющие на использование языка, от различных характеристик самих говорящих (их возраста, пола, уровня образования и культуры, типа профессии и т. д.) До характеристик конкретной речи. Его развитие тесно связано с научными дисциплинами, такими как психолингвистика, социология, социальная психология, демография, этнография и т.д. Поэтому данная тема не теряет своей актуальности со временем. Цель исследования - описание социального феномена в языке с помощью социолингвистических исследований. Задачи исследования: - рассмотреть понятие социального направления в языкознании; - исследовать некоторые особенности развития социологического течения; - изучить направления социолингвистических исследований; - рассмотреть понятие социолингвистики в наши дни; - выявить проблемы социолингвистики в современном языкознании. Предмет исследования – социолингвистика как дисциплина, отражающая социальный феномен в языке. Объект исследования – социальное явление в языке. Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме. Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности ее использования студентами при подготовке к экзаменационным работам, а также преподавателями при составлении учебного плана. Методы исследования: теоретические (анализ литературы, обобщение, синтез). Для раскрытия поставленной цели и задач определена следующая структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Истоки социолингвистики 6 1.1. Понятие социологического направления в языкознании 6 1.2. История и особенности развития социального развития 9 Вывод по главе 1 12 Глава 2. Социолингвистика в современном мире 14 2.1 Понятие социолингвистики 14 2.2 Направления социолингвистических исследований 17 2.2.1 Синхроническая и диахроническая социолингвистика 17 2.2.2 Макро и Микросоциолингвистика 21 2.2.3 Прикладная, теоретическая и экспериментальная социолингвистика 23 2.3 Проблемы социальной лингвистики в современном языкознании 25 Вывод по главе 2 29 Заключение 31 Список использованных источников 32
Список литературы

1. Алпатов, В. М, Социолингвистическая ситуация в Японии XIX – XX вв. // Диахроническая социолингвистика / Отв. ред. В. К. Журавлев. М., 1993. 2. Беликов, В.И. Социолингвистика. – М.: Рос. гос. гум. ак., 2001. – 56 с. 3. Бондалетов, В.Д. Социальная лингвистика. – М.: Просвещение, 2001. – 45, 47 с. 4. Вандриес, Ж. Язык. Лингвистическое введение в историю. 3-е изд. М. 5. Виноградов 1965 - Виноградов В. В. О языке художественной литературы. М., 1965. 6. Дешериев, Ю. Д. Закономерности развития и взаимодействия языков в советском обществе. М., 1966. 7. Жирмунский, В. М. Проблема социальной дифференциации языков // Язык и общество. Л.: Правда, 1968. – 71, 72 с. 8. Жирмунский, В. М. Национальный язык и социальные диалекты. – Л.: Художественная литература, 1936. – 76 с. 9. Жирмунский, В. М. Марксизм и социальная лингвистика // Вопросы социальной лингвистики. Л., 1969; 10. Звегинцев, В. А. Социальное и лингвистическое в социолингвистике. – М.: Просвещение, 1982. – 37 с. 11. Исаев, М. И. Язык и нация. – М.: Наука, 1973. – 135 с. 12. Крысин, Л. П. О речевом поведении человека в малых социальных общностях // Язык и личность / Отв. ред. Д. Н. Шмелев. – М.: 2000. – 123 с. 13. Крысин, Л. П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. – М.: Просвещение, 2002. – 15, 18 с. 14. Крысин, Л. П. Иноязычные слова в современном русском языке. М., 1968. 15. Лабов, У. Исследование языка в его социальном контексте // Новое в лингвистике. Вып.9. Социолингвистика. – М.: 2004. – 3,4 с. 16. Ларин, Б. А. Русская речь. – М.: Наука, 2000. – 7,9 с. 17. Лафарг, П. Язык и революция. М.; Л., 1930; 18. Лобов, У. О механизме языковых изменений // Новое в лингвистике. Вып. 7. Социолингвистика. М., 1975. 19. Михальченко, В. Ю. Социолингвистический портрет письменных языков России: методы и принципы исследования // Методы социолингвистических исследований. М., 1995. 20. Мейе, А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков. 5-е изд. М., 2009. 21. Никольский, Л. Б. Синхронная социолингвистика. М.: Просвещение, 2000. – 34, 35 с. 22. Социолингвистические и лингвистические аспекты в изучении иностранных языков / Отв. ред. Н. М. Фирсова. М.: Дрофа, 2002. – 8 с. 23. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики // Соссюр Ф. де. Тр. по языкознанию. М., 1977; 24. Успенский, Б. А. Языковая ситуация и языковое сознание в Московской Руси: восприятие церковнославянского и русского языка // Успенский Б. А. Избр. тр.: В 2 т. Т. И. Язык и культура. М., 1994 25. Швейцер, А. Д. К разработке понятийного аппарата социолингвистики // Социально-лингвистические исследования. – М.: 1976. – 16, 18 с. 26. Швейцер, А.Д Современная социолингвистика. Теория. Проблемы. Методы. М.: Современник, 2000. – 90 с. 27. Энгельс, Ф. Социальная обусловленность языка. – М.: Наука, 1972. – 21 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Истоки социолингвистики 1.1. Понятие социологического направления в языкознании Социологическое направление в языкознании - это сочетание течений и школ, которые понимают язык главным образом как социальное явление, как важное средство общения между людьми. Образовалось между девятнадцатым и двадцатым веками во Франции. Представители социологического направления в лингвистике определили язык главным образом как средство общения, следовательно, как инструмент формирования мысли и мировоззрения, а также выражения и моделирования эмоций. В начале 20 века в ответ на индивидуализм молодые грамматики стали рассматривать язык как систему представлений человека, противоположная тенденция возникает – подчеркивая публичный характер языка. В. фон Гумбольдт, Бодуэн де Куртенэ, Г. Пол и Ф.Ф. Фортунатов представил положение о языковой зависимости в жизнь и состояние общества, однако, освещение этой проблемы было фрагментарным и в основном психологическим. Основателем социологического направления является глава французского языкознания конца XIX - начала XX века - Антуан Мейе (1866-1936). Он был экспертом в области сравнительной грамматики индоевропейских языков, автор 24 книг и 540 статей. Нет ни одной группы индоевропейских языков, которую А. Мейе не посвящал специальным произведениям. Его книги «Сравнительный метод в исторической лингвистике», «Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков» (1903) и монография «Общеславянский язык» (1924) являются наиболее известными. В социологическом направлении участвуют студенты А. Мейе - Джозеф Вандрис, Марсель Коэн и Эмиль Бенвенист.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Языкознание и филология, 34 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 41 страница
492 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 24 страницы
288 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 29 страниц
320 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg