Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Защитные механизмы личности в период зрелости

vika_glad 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 52 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.02.2021
Таким образом, проведенный анализ литературных источников по теме исследования показал, что среди имеющихся концепций развития человека во взрослом возрасте наиболее полно рассматривает особенности развития личности в зрелом возрасте эпигенетическая концепция Э. Эриксона [16], который в качестве источника развития рассматривает саму сущность человека, стремящуюся к личностному росту и требующую ответа на вызовы, которая предъявляет ей жизнь. Выборы между имеющимися у человека вариантами разрешения задачи сопровождается кризисом, который автор рассматривает в качестве потенциальной возможности для дальнейшего развития. Благополучное разрешение кризиса совершенствует человека и приводит его к дальнейшей ступени личностного развития.
Введение

Психологические защитные механизмы – это система приспособления психики, защищающая личность от неблагоприятных волнений эмоционального характера и перцепций. Известно, что такая система довольно скоро снижает высокий уровень переживаний за счет трансформации восприятия действительности, отрицания, или искажения. Психологические зашитные механизмы работают на подсознательном и бессознательном психологических уровнях, способствуют сохранению психологического гомеостаза и стабильности [4]. Их можно назвать приспособительными процессами, качествами и свойствами, приобретенные человеком при собственной социализации в целях успешного ее прохождения. Актуально ли данное исследование? Как известно, во все эпохи человеческая жизнь была наполнена проблемами, будь то болезни, разнообразные перемены или же утраты. Требования времени способствуют созданию спроса на решение проблем адаптации человека к различным жизненным трудностям, в связи с чем возрастает внимание профессионалов к данному поставленному запросу. Механизмы психологической защиты личности выступают фактором, обусловливающим адаптивный симптомокомплекс личности, в данном случае являясь особыми регулятивными системами. Характеристика социальной ситуации в современном мире предъявляет высокий уровень разнообразных требований к адаптационным способностям каждого человека. Принимая во внимание все вышесказанное, важно подытожить что данное исследование защитных механизмов психики, их выражение через поведение, а также стратегии разрешения внутренних конфликтов представляет собой актуальный вопрос для современной психологии в общем, и психологии личности в частности. Объект исследования: личность человека на этапе зрелости. Предмет исследования: защитные механизмы личности в период зрелости. Цель исследования: изучить особенности защитных механизмов личности в период зрелости. Участники исследования: 30 человек в возрасте от 30 до 45 лет, из них 15 мужчин и 15 женщин. Психодиагностические методики: Диагностика типологий психологической защиты Р. Плутчика (в адаптации Л. И. Вассермана, О. Ф. Ерышева, Е. Б. Клубовой и др.); Методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора. Задачи исследования: 1. охарактеризовать психологический аспект развития личности на этапе зрелости 2. провести анализ понятия тревожности и видов защитных механизмов личности в психоаналитическом подходе; 3. выделить положительную и отрицательную роль защитных механизмов; 4. выявить выраженность показателей механизмов психологической защиты у испытуемых; 5. выявить выраженность показателей уровня тревожности у испытуемых; 6. провести сравнительный анализ показателей психологической защиты и тревожности у людей зрелого возраста; 7. составить психологические профили защитных механизмов у взрослых людей с разным уровнем тревожности. Гипотеза исследования. В качестве гипотезы нашего исследования выступило предположение о наличии связи меж защитными механизмами личности и уровнем тревожности, а именно: чем выше напряженность защитных механизмов личности, тем выше уровень тревожности и напротив. Методы исследования: качественный анализ, сравнительный анализ с использованием t-критерия Стьюдента, составление психологических профилей. Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть применены практическими специалистами по психологии при разработке и реализации коррекционных программ, программ личностного развития, а также в практике психологического консультирования.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ5 1. Теоретическая часть исследования защитных механизмов личности и степени тревожности на этапе зрелости8 1.1. Характеристика психологического аспекта развития личности на этапе зрелости8 1.2. Виды защитных механизмов личности в психоаналитическом подходе и раскрытие понятия тревожности12 1.3. Положительная и отрицательная роль защитных механизмов и их влияние на развитие личности16 2. Эмпирическая часть исследования защитных механизмов личности на этапе зрелости20 2.1. Организационные особенности эмпирической части исследования20 2.2. Степень выраженности показателей механизмов психологической защиты у испытуемых21 2.3. Степень выраженности показателей у испытуемых уровня тревожности23 2.4. Сравнительный анализ показателей тревожности и психологической защиты людей зрелого возраста25 2.5. Психологические профили защитных механизмов у взрослых с различным уровнем тревожности27 2.6. Выводы31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ33 ПРИЛОЖЕНИЕ А 38 ПРИЛОЖЕНИЕ Б 49 ПРИЛОЖЕНИЕ В 52
Список литературы

1. Бассин Ф. В. О силе «Я» и психологической защите // Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия. Самара: БАХРАХ-М, 2000. – 3-13с. 2. Березин Ф. Б. Психическая адаптация и тревога // Психические состояния / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. – 219-229с. 3. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии / под ред. В. Ю. Большакова, В. Н. Дружинина. СПб.: Речь, 2001. – 1247с. 4. Демина Л. Д. Ральникова И. А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. Барнаул: Алтайский государственный университет, 2000. – 23с. 5. Корчуганова И. П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска (Методическое пособие) / под науч. ред. профессора С. А. Лисицына, С. В. Тарасова. СПб.: ЛОИРО, 2006. – 87-89с. 6. Крейн У. Психология развития человека. 25 главных теорий. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. – 512с. 7. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. СПб.: Речь, 2002. – 542с. 8. Никольская Н. М., Грановская P. M. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2001. – 504с. 9. Портнова А. Г. Личностная зрелость: подходы к определению. Сибирский психологический журнал, 2008, № 27. – 37-41с. 10. Практикум по психологии / Под ред. А. С. Кармина, В. И. Еленского. СПб.: Лань, 2002. – 128с. 11. Фетискин Н. П. Диагностика типологий психологической защиты Р. Плутчика (в адаптации Л. И. Вассермана, О. Ф. Ерышева, Е. Б. Клубовой и др.) / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 444-452с. 12. Фрейд А. Эго и механизмы защиты. М.: Эксмо, 2003. – 256с. 13. Фрейд З. Введение в психоанализ. СПб.: Азбука, 2012. – 480с. 14. Хухлаева О. В. Возрастное развитие в период взрослости // Психологическая наука и образование, 2012, № 1. – 11-22с. 15. Черенева Е. А. Защитные механизмы поведения как фактор адаптивного поведения личности // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2013, № 6 (134). – 122-126с. 16. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 2006. – 352с.
Отрывок из работы

1. Теоретическая часть исследования защитных механизмов личности и степени тревожности на этапе зрелости 1.1. Характеристика психологического аспекта развития личности на этапе зрелости Этап зрелости представляет собой самую длительную часть жизни человека, и несмотря на такой важный момент - проблематика изменений на этапе зрелости по сей день является мало разработанной в сфере психологии развития. О. В. Хухлаева отмечает что «…большинство теорий развития посвящено периоду детства и отрочества. Поэтому чаще всего учебники по психологии развития заканчиваются описанием подросткового периода. Создается впечатление, что-либо развитие в этом возрасте заканчивается, либо невозможно выявить общие закономерности развития взрослых» [14, c. 11]. По мнению О. В. Хухлаевой, такая история может быть объяснена тем, что развитие взрослых является более сложным процессом, чем развитие детей. Если сопоставить развитие взрослого человека с развитием ребенка, то мы заметим что оно приобретает несколько иной характер, не связано напрямую с созреванием в физическом плане, освоением новых когнитивных навыков, и по большей части обуславливается внутренними убеждениями человека [14]. Характеристиками зрелости как периода личностного развития являются ответственность и потребность в заботе об иных людях, наиболее полная самореализация, самоактуализация и акмеологизация как самодеятельность человека по достижению им вершин психофизиологического и психического, физического и личностного, профессионального и социального, духовного и душевного развития, в том числе – самообразования и самообучения, самовоспитания, самопросвещения и самопрофилактики.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 40 страниц
420 руб.
Курсовая работа, Психология, 22 страницы
250 руб.
Курсовая работа, Психология, 37 страниц
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg