Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Сотрудничество России и Китая в оборонной сфере (2001-2018 гг.)

cool_lady 360 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.02.2021
Объектом исследования является отношения РФ и КНР. Предметом исследования является аспект военного сотрудничества между Россией и Китаем. Цель – проанализировать сотрудничество России и Китая в оборонной сфере. Задачи: • Сформировать цели и принципы двустороннего военно-технического сотрудничества. • Рассмотреть правовую базу двустороннего взаимодействия в оборонной сфере • Проанализировать сотрудничество России и Китая в оборонной сфере Источниковой базой исследования послужили различные документальные источники, среди которых особо следует отметить документы:1. Результаты голосования ГА ООН по поводу резолюции о милитаризации Россией Крыма и Севастополя, а также части Черного моря и Азовское море 2. Конституция КНР ?????????(2018???) . Таким образом, источниковая база исследования является предельно показательной, что дает вероятность рассмотреть данную тему более всесторонне. Степень научной разработанности: военно-технические отношения России и Китая – нередко являются объектом исследований российских и зарубежных исследователей, однако их международно-правовые аспекты в актуальной периодике представлены довольно небольшим количеством работ – это научные статьи и диссертационные исследования, монографии. В научной работе мы будем использовать труды ведущих специалистов в области востоковедения, международных и международных экономических отношений. Среди них особое место занимают российские исследователи: Е.П. Бажанова, Н.Е. Бажановой, А.В. Виноградова, А.Д. Воскресенского, Ю.М. Галеновича, Е.Н. Грачикова, Г.В. Зиновьева, В.А. Корсуна, С.Г. Лузянина, А.В. Лукина, В.Я. Портякова, И.А. Рогачева, М.Л. Титаренко, С.Л. Тихвинского, А.Г. Яковлева и др . Анализируя имеющуюся библиографическую базу по нашей тематике, можно констатировать факт, что научная разработанность данной темы не достаточна – она требует глубокого анализа и, в первую очередь, систематизации нормативной базы: двухсторонних отношений по военно-техническом и оборонном вопросах. Кроме того, в современной геополитической и экономической ситуации конъюнктурные изменения происходят с поразительной частотой. Следовательно, необходимо проанализировать актуальные источники, которые позволят взглянуть на военные взаимоотношение РФ и КНР максимально объективно и настолько широко, насколько это возможно, чтобы выделить паттерны, характерные для сегодняшнего дня. Методологическая база исследования основывается на выявлении причинно-следственных связей и использовании анализа общего и частного в международно-правовом аспекте оборонного сотрудничества. Опираясь на синтез проблемно-исторического в настоящем исследовании подхода автор попытался оценить уровень развитости контактов в данной сфере между РФ и КНР. Структура работы определяется поставленной целью и соответствует логической последовательности решения определенных автором задач исследования. Эта работа состоит из введения, двухглав, заключения и списка источников и литературы.
Введение

В настоящее время взаимодействие различных, а порой и совершенно разных культур достигло своего исторического максимума. Сложившаяся тенденция говорит нам о том, что это ещё не предел. Культуры и цивилизации соприкасаются во всех сферах жизнедеятельности человека, начиная с экономики и торговли, заканчивая социокультурным обменом. Для России в последние годы характерно нарастание числа связей с её южным соседом – Китаем. Это обуславливает одно из составляющих данного вопроса, а именно межкультурную коммуникацию между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Однако, несмотря на примат сотрудничества в современном мире по отношению к насильственным способам решения возникающих проблем, мы имеем ряд угроз, защититься от которых мы можем, лишь применив силовые методы. С этой целью государства и имеют различные по своему составу, числу и организации вооруженные силы. Заимствуя опыт друг у друга, дружественно настроенные страны могут извлечь обоюдную пользу, что и происходит в рамках военного сотрудничества. Это является основой рассматриваемого вопроса нашей статьи. Актуальность работы обуславливается также тем, что роль и значение военного сотрудничества между Россией и Китаем, как на мировой арене, так и внутри самих двух держав с каждым годом возрастает. И тенденция к этому росту будет сохраняться. Министр обороны РФ, Сергей Шойгу, отметил, что российско-китайские военные учения станут проводиться на постоянной основе. Это, в свою очередь, означает, что число межкультурных коммуникаций будет увеличиваться.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АНАЛИЗА ОБОРОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЯХ. 5 1.1.Цели и принципы двустороннего военно-технического сотрудничества. 5 1.2.Правовая база двустороннего взаимодействия в оборонной сфере. 7 ГЛАВА 2. ОБОРОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ И КИТАЯ 14 2.1.Основные формы и система организации двустороннего оборонного сотрудничества. 14 2.2. Современное состояние военно-технического потенциала РФ и КНР. 17 2.3. Роль оборонного сотрудничества в военно-экономическом потенциале РФ и КНР. 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 30
Список литературы

Источники: 1. Результаты голосования ГА ООН по поводу резолюции о милитаризации Россией Крыма и Севастополя, а также части Черного моря и Азовское море [Электронный ресурс] URL: https://777hawk.livejournal.com/2032056.html (Дата обращения 13.03.20) 2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 15.03.2018)// СПС «Консультант Плюс» 3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «Консультант Плюс» 4. Конституция КНР ?????????(2018???)[Электронный ресурс] URL: https://chinalaw.center/constitutional_law/china_constitution_revised_2018_russian/ (Дата обращения 13.03.20). 5. Заявления для прессы по итогам российско-китайских переговоров // Президент России. – М., 2019. – 05.06. – Режим доступа: http://kremlin. ru/events/president/news/60672 (Дата обращения – 06.08.2019). Литература: 6. Алексеенкова Е., Тимофеев И. Геоэкономика Евразии: взгляд из России. Астана, Астанинский клуб, 2015, сс. 48-55. 7. Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Вып. XVIII: ежегодное издание / сост., отв. редактор Е.И. Сафронова. М.: ИДВ РАН, 2018. 8. Ларин А.Г. (2017). Китайская диаспора в России. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, 10 (5). 65—82. DOI: 10.23932/ 2542-0240-2017-10-5-65-82. 9. Ларин А.Г. Китайские мигранты в России. История и современность. М., 2019. 10. Новый Шелковый путь и его значение для России / отв. ред. В.Е. Петровский. М.: ИДВ РАН, 2016. 11. Современные российско-китайские отношения / отв. ред. С.Г. Лузянин. М.: ИДВ РАН, 2017. 12. Галенович Ю.М. Россия и Китай в XXI веке: Граница. М.: Изограф, 2010. 410 с. 13. Грачиков Е. Н. Китайская теория международных отношений: становление национальной школы // Международные процессы. 2016. Т. 14, № 3. С. 68–80. 14. Грачиков Е. Н. Китайская школа международных отношений: право на методологическое самосознание // Мировая политика. 2017. № 1. С. 47–65. 15. Зиновьев Г.В. Китай и сверхдержавы. История внешней политики КНР (1949-1991). СПб., 2010. 328 с. 16. Корсун В.А. Внешняя политика Китая на пороге XXI века / Монография. Изд-во МГИМО, 2003. 197 с. 17. Лузянин С.Г. РФ и КНР в Восточной Азии: безопасность, вызовы и возможности углубления кооперации в 2016 г. / Китай в мировой и региональной политике (история и современность). Вып. I / отв. ред.-сост. Е.И. Сафронова. М.: ИДВ РАН, 2016. С. 16-25. 18. Лукин А.В. Возвышающийся Китай и будущее России. М.: Международные отношения, 2015. 792 c. 19. Портяков В.Я. Российско-китайские отношения: современное состояние и перспективы развития / Китай в мировой и региональной политике. История и современность». Вып. III, 2013 г. М.: ИДВ РАН, 2013. С. 6-13. 20. Портяков В.Я. Внешняя политика Китайской Народной Республики в XXI столетии. М.: ИДВ РАН, 2015. 280 с. 21. Юй Т., Сазонов С.Л. Развитие российско-китайского регионального сотрудничество в рамках сопряжения планов ЕАЭС и инициативы «Пояса и пути» //В сборнике: Экономика КНР в свете решений XIX съезда КПК Ответственный редактор А.В. Островский; составитель П.Б. Каменнов. 2019. - С. 165-176. 22. Се Шуан. Колоссальный потенциал местного сотрудничества // Китай. - 2017. - № 1 (135). - С. 46. 23. Говорова Н.В. Большое Евразийское сотрудничество //Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. - 2019. - № 6 (12). - С. 151-156. 24. Жаксылылкова Г.Н. Евразийский экономический союз и геополитические интересы России //Ссборник статей XVI Международной научно-практической конференции. В 2 частях. Ответственный редактор Г.Ю. Гуляев. - 2018. - С. 130-133. 25. Чжао И. Разъяснение основных положений стратегии «Один пояс и один путь» // сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 34-39. 26. Токаев К.Ж.К. Евразия ХХI века //Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. - 2018. - № 1 (15). - С. 6-12. 27. Кун Д. Особенности мегапроекта «Один пояс и один путь» КНР по содействию евразийской интеграции // В сборнике: Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества. - 2018. - С. 844-846. 28. Булатова Н.Н. Перспективы развития региона в формате международного сотрудничества // Труды научно-практической конференции с международным участием. Под ред. А.В. Бабкина. - 2017. - С. 182-190. 29. Селищева Т.А. Сопряжение ЕАЭС и проекта «Экономический пояс Шелкового пути» как новая модель евразийской интеграции // Проблемы современной экономики. - 2017. - № 4 (64). - С. 25-29. Интернет-источники: 30. Роль и место Китая в Евразийском интеграционном процессе // Журнал «Крылья Родины» в социальных сетях [Электронный ресурс] URL: http://kr-media.ru/news/aviatsiya-i-vlast/rol-i-mesto-kitaya-v-evraziyskom-integratsionnom-protsesse/ (Дата обращения 13.03.20) 31. Колташов В.Г., Евразийский союз: как не проиграть интеграционную гонку [Электронный ресурс] URL: https://eurasia.expert/eaes-kak-ne-proigrat-integratsionnuyu-gonku// (Дата обращения 13.03.20) 32. Рулева Ю. Эксперты подсчитали, в СМИ какой страны евразийская интеграция воспринимается лучше всего / Евразия-эксперт. – М.: Евразия-эксперт, 2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eurasia.expert/eksperty-podschitaliv-smi-kakoy-strany-evraziyskaya-integratsiyavosprinimaetsya-luchshe-vsego/ 33. Международная конференция «Евразийская экономическая интеграция» / Евразийский банк развития. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://eabr.org/analytics/conference/ Литература на иностранных языках: 34. Cohen D. China’s “Second Opening”: Grand Ambitions but a Long Road Ahead. Available at: http://www.ecfr.eu/page/-/China_ analysis_belt_road.pdf (accessed 13.03.2020). 35. Denoon D., ed. China, The United States, and the Future of Central Asia: U.S.-China Relations. Vol. I. NewYork, NYU Press, 2015. 464 p. 36. Godehart N. Chinas «Belt and Road» – Initiative – eine deutsche Perspektive // WeltTrends. – N 116. – Juni 2016. – S. 36. 37. ??????????/??? ??-???: ???????//sulian jieti hou de zhong e guanxi//Лю Дэси. Китайско-российские отношения после распада СССР. Харбин: Хаэрбинь чубань шэ, 1996. 38. ??:?????? / ??? ??- ???//juezhu: shei neng zhanyong xian ji // Тан Юншэн. Соперничество: кто сможет занять ведушее место. Пекин, 1999. - 310 с. 39. ???? / ??? ??- ???// guoji maoyi // Цзин Сюаньжэнь. О российско-китайской торговле. Пекин, 1997., №2. 40. ???????? / ??? ??- ??: ??????// lengzhan hou de daguo guanxi. Xian: Jiaoyu beijing//Ли Сюэцзян. Отношения между державами после холодной войны. Сиань: Сиань чубань шэ, 1999. - 217с. 41. ?????????? / ?? ??- ??:???????// zhong e guanxi de xianzhuang he qianjing // Сю Куй. О состоянии и перспективах российско-китайских отношений- Пекин: Дунъоу чжунья яньцзю, 1996., №6. 42. ????????????? / ???, ?? ??- ??: ??????// zhong e guanxi de jingji kaifa zhanlue yanjiu. // Ван Шучун, Чжао Синь. Исследование стратегии экономического развития китайско-российских отношений. Пекин: Цзинцзи чубаньшэ, 1998., №2. 43. ???????????? / ??? ??- ??:???// zhong e gaige ji qi duiwai zhengce yanjiu // Ван Шаосин. Китай и Россия: реформы и внешняя политика. Цзинань: Дружба, 2000. - 498с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АНАЛИЗА ОБОРОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЯХ. 1.1.Цели и принципы двустороннего военно-технического сотрудничества. Межкультурная коммуникация в сфере военного сотрудничества есть связь между представителями различных культур с целью обмена опытом и военными технологиями, выработка и отработка навыков, необходимых для решения служебно-боевых задач, а также обучение военнослужащих совместным действиям с вооруженными силами иных культур против общего противника. Социокультурный аспект межкультурной коммуникации заключается в связи между социумом и социальной сферой жизнедеятельности человека: культурой, образованием, ценностями, традицией. Относительно нашей тематики мы предлагаем выделить следующие социокультурные аспекты: 1) менталитет; 2) военные традиции; 3) военный этикет; 4) общий взгляд на основополагающие принципы ведения войны. Мы проводили свое исследование, анализируя опыт двух наиболее масштабных совместных учений России и Китая за последнее 30 лет [5]: антитеррористические учения "Сотрудничество 2017", где принимали участие подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации и подразделения народной вооруженной полиции КНР, и военные учения "Восток 2018" между частями российской армии и НОАК. Именно конкретные ситуации и события, произошедшие во время данных мероприятий, послужили основой для выделения социокультурных аспектов межкультурной коммуникации в сфере военного сотрудничества между Россией и Китаем, которые мы обозначили выше. Основные проблемы, возникающие между личным составом двух армий выражались в отличном от принятых норм в родной стране поведении военнослужащих, в отношении к противнику, в том числе и к военнопленным, в иерархии и построении взаимоотношений между офицерами и бойцами, в видении путей достижения победы и в самом понимании слова "победа" . Выявленные проблемы не оказали существенного влияния на ход учений. Однако непосредственно в боевых условиях ввиду специфики выполняемых задач они могут сорвать выполнение боевой задачи. В связи с этим мы предлагаем ряд решений этого вопроса. Во-первых, необходимо повышать грамотность военнослужащих в области межкультурной коммуникации путем проведения с ними воспитательной работы и бесед по заданной тематике. Во-вторых, следует уделять больше внимания расширению кругозора военнослужащих в целом. В-третьих, нужно учитывать социокультурные аспекты межкультурной коммуникации, планируя совместные действия с подразделениями вооруженных сил других стран. Тем не менее, уже сейчас мы можем говорить о том, что во многих военных вузах РФ, в том числе и в НВИ им. Яковлева, изучают язык, культуру, особенности менталитета и историю Китая. В свою очередь и в военных учреждениях КНР большое внимание уделяют изучению русского языка, истории и культуре России . Таким образом, мы дали определения основным понятиям по теме, выделили ряд проблем и предложили пути их решений. Россия и Китай являются естественными союзниками. Во многом наши цели схожи, как и принципы достижения этих целей. Но в то же время сохраняются существенные культурные различия, которые отрицательно сказываются на сотрудничестве двух стран. Именно поэтому необходимо уделять должно внимание данному вопросу и всячески способствовать решению имеющихся проблем 1.2.Правовая база двустороннего взаимодействия в оборонной сфере. Подписанный 16 июля 2001 г. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской НароднойРеспубликойстал основой для развития двусторонних отношений. Договор содержит формулировку, определяющую отношения сторон как «равноправное доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие». Документ констатирует, что РФ и КНР отныне друг для друга «навеки друзья и никогда враги». Значимость Договора сложно переоценить. По оценке бывшего посла РФ в КНР И.А. Рогачева, с данного времени начинается зрелая стадия стратегического взаимодействия. Связи сторон на высоком политическом уровне усилились. В дальнейшем отношения стран-соседей развивались по восходящей. Отметим, что между главами государств сложились продуктивные рабочие отношения. Показательно, что летом 2018 г. Президент РФ В.В. Путин стал первым обладателем высокой государственной награды КНР – ордена Дружбы. Си Цзиньпин назвал своего российского коллегу «самым хорошим и близким другом». При вручении награды китайский лидер подчеркнул, что «Президент Путин как лидер большой державы с мировым влиянием является основателем нынешних китайско-российских отношений и всегда продвигает их развитие на высоком уровне». В настоящее время российско-китайское сотрудничество переживает расцвет. Сотрудничество сторон охватывает большое число направлений. Одним из важнейших аспектов российско-китайского сотрудничества является сотрудничество в сфере безопасности, основные принципы которого зафиксированы в Договоре 2001 г. о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР. Данный документ закрепил согласие сторон об отсутствии взаимных претензий по пограничному вопросу. Стороны заявляют о решимости «превратить границу <...> в границу вечного мира и дружбы» . Документ предполагает проведение консультаций для противодействия возможным угрозам и подтверждает необходимость совместной работы для предотвращения и урегулирования конфликтов. Стороны неоднократно заявляли об обоюдном стремлении наращивать и углублять сотрудничество в сфере безопасности. Например, по итогам российско-китайских переговоров, состоявшихся в Москве в июне 2018 г., было подписано совместное заявление, в котором обозначено, что Москва и Пекин будут «совершенствовать существующие механизмы военного сотрудничества, расширять взаимодействие в сфере практического военного и военно-технического сотрудничества, сообща противостоять вызовам глобальной и региональной безопасности». В данном документе также рассматриваются перспективы сотрудничества РФ и КНР, направленного на укрепление международной безопасности. Отмечено, что Москва и Пекин будут взаимодействовать в формировании архитектуры региональной и мировой безопасности, основанной на «разрешении международных конфликтов сугубо политико-дипломатическими методами» . Выделим основные направления российско-китайского сотрудничества в области безопасности: сотрудничество в военной области, российско-китайский энергетический диалог, сотрудничество в сфере борьбы с международным терроризмом и незаконным оборотом наркотиков, взаимодействие в области экологической безопасности и борьбы с чрезвычайными ситуациями, совместная работа в международных межправительственных организациях в области обеспечения безопасности. Сотрудничество РФ и КНР в области военной безопасности носит комплексный характер. Основными аспектами сотрудничества в данной области являются: военно-техническое сотрудничество, осуществление разработок в военно-технической области и обмен опытом, проведение совместных научных и практических мероприятий в военной области, подготовка китайских военных кадров в вузах РФ. Полагаем, что российско-китайское сотрудничество в военной области в дальнейшем будет усиливаться под влиянием факторов геополитического характера. Речь идет о политике США и их союзников, направленной на изоляцию России и недопущение возвышения Китая. В январе 2018 г. президент США Д. Трамп выступил перед конгрессменами с ежегодным посланием «О положении в стране», в котором отметил, что РФ и КНР представляют угрозу для США, бросая вызов американским ценностям и экономике. Усиление давления на Москву и Пекин со стороны Вашингтона предопределит дальнейшее сближение РФ и КНР, в том числе и в военной сфере. Между тем отметим, что Россия и Китай не стремятся создать военный блок, а настроены прежде всего на совместное предотвращение общих угроз безопасности. Российско-китайское сотрудничество в области энергетической безопасности носит стратегический характер. Развивая партнерский диалог с КНР, Россия диверсифицирует экспорт углеводородов, что стало особенно важным в свете напряженных отношений с государствами-членами ЕС, на которые ранее ориентировалась Москва как на основных потребителей российских энергоносителей. В свою очередь, КНР рассчитывает на успешную реализацию огромного потенциала российско-китайского энергетического сотрудничества. По словам В.В. Путина, Россия является крупнейшим экспортером нефти на китайский рынок. В 2017 г. Россия поставила Китаю более 50 млн тонн нефти, в январе-апреле 2018 г. этот объем увеличился еще на 26%. Также энергетические компании РФ и КНР совместно реализуют проект по добыче, сжижению и поставкам природного газа «Ямал СПГ». Показателем намерения сторон развивать сотрудничество в области энергетики является проведение российско-китайского энергетического бизнес-форума осенью 2018 г. Вице-премьер Госсовета КНР Хань Чжэн отметил, что российско-китайское сотрудничество в области энергетики вносит весомый вклад в обеспечение глобальной энергетической безопасности. Россия и Китай придают большое значение развитию антитеррористического сотрудничества и сотрудничества в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков. В настоящее время создана обширная двусторонняя нормативно-правовая база по противодействию терроризму и незаконному обороту наркотиков. Сотрудничество сторон сосредоточено на следующих направлениях: защита границы от ее пересечения членами террористических организаций, банд, занимающихся наркотрафиком; ликвидация налаженных каналов пограничной наркоторговли; борьба с наркотрафиком из Афганистана и государств Центральной Азии; выработка общих мер контртеррористической направленности и методов борьбы с наркоугрозой; проведение совместных учений, направленных на минимизацию проявлений терроризма и попыток незаконного оборота наркотиков; внедрение практики выдачи лиц, обвиненных в терроризме и нелегальной торговле наркотиками . И Россия, и Китай особое внимание уделяют развитию такого направления сотрудничества, как экологическая безопасность. Стороны осознают, что стоят перед общими вызовами и угрозами в области экологии. Еще в 90-е гг. РФ и КНР положили начало созданию нормативно-правовой базы сотрудничества в области совместной защиты окружающей среды. Сложилось общее видение природоохранного сотрудничества, получившего в дальнейшем свое развитие. Особенно активно вопрос об экологической безопасности стал обсуждаться после аварии на предприятии в г. Цзилинь (КНР) в 2005 г., поставившей под угрозу водоснабжение Амурского края РФ. После этого происшествия 2005 г. были предприняты меры, направленные на развитие двустороннего сотрудничества по предотвращению трансграничного загрязнения окружающей среды. Стороны смогли разработать механизмы реагирования в чрезвычайных ситуациях, которые могут возникнуть в результате аварий на предприятиях, расположенных рядом с границей. Также стороны на регулярной основе проводят мониторинг трансграничных вод, заповедных зон. Российско-китайский стратегический диалог в сфере безопасности нашел свое выражение в том числе и в совместной работе в международных межправительственных организациях. Лидеры двух государств неоднократно заявляли о том, что придерживаются схожих взглядов на необходимость формирования справедливого многополярного миропорядка и намерены в дальнейшем усиливать внешнеполитическую координацию. Президент РФ В.В. Путин выделил следующие совместные внешнеполитические приоритеты: комплексное решение проблем Корейского полуострова в целях обеспечения прочного мира, стабильности в Северо-Восточной Азии; обмен мнениями по сирийскому кризису, по перспективам реализации договорённостей по иранской ядерной программе. Россия и Китай являются постоянными членами Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (ООН). Стороны демонстрируют общую позицию по важнейшим вопросаммеждународной повестки дня при голосовании в СБ ООН. Развитие двустороннего сотрудничества в сфере безопасности активно развивается в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в формате треугольника Москва-Пекин-Дели, диалоговой платформы БРИКС. Итак, сотрудничество сторон в сфере безопасности достигло высокого уровня, осуществляется на региональном и глобальном уровне. Изученные нами направления сотрудничества в сфере безопасности позволяют сделать вывод о том, что сотрудничество в данной сфере является одной из движущих сил стратегического партнерского диалога РФ и КНР. ГЛАВА 2. ОБОРОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ И КИТАЯ 2.1.Основные формы и система организации двустороннего оборонного сотрудничества. Россия и Китай придерживаются единой позиции, что указанную проблему можно решить только комплексным путем, создавая элементы архитектуры безопасности в Северо-восточной Азии. В отличие от американских партнеров, которые полагают, что могут политикой давления и усиления риторики требований к Северной Корее добиться от нее полной необратимой, неопровержимой и подтвержденной денуклеаризации, Россия и Китай исходят из позиции, что эта дорога только с двухсторонним движением. На этом пути нужны гарантии безопасности, они должны относиться ко всем странам этого региона, поэтому нужно и российское участие, и китайское участие, также сложно обойтись без участия Южной Кореи и Японии, влиятельных стран данного региона. Подводя итоги, отметим, что Россия и Китай, пройдя различные по своей природе и содержанию периоды в своих отношениях, к началу XXI в. подошли с желанием развивать партнерские отношения стратегического взаимодействия . Оглядываясь на кризисные внешнеполитические этапы в отношениях России и КНР, можно резюмировать, что основными факторами, которые в разные времена приводили к охлаждению двусторонних отношений, выступали культурные различия, разногласия по пограничным вопросам, вмешательство одного государства во внутренние дела другого, неравноправных характер отношений, идеологические разногласия, соперничество за влияние в международном коммунистическом движении двух крупнейших партий и ряд других. По нашему мнению, вышеперечисленные отдельные обстоятельства или их совокупность могут стать причиной охлаждения российско-китайских внешнеполитических отношений и в XXI в., в связи с этим требуется тщательное изучение уроков прошлого, проводить экспертный анализ, использовать риск-ориентированный подход и на его основе предпринимать все возможные меры по недопущению конфликтных ситуаций . К новым рискам, которые могут способствовать ухудшению отношений между Россией и Китаем можно отнести излишне тесное сотрудничество с Китаем, которое при определенных обстоятельствах может привести к возникновению серьезных внешнеполитических проблем для России на других направлениях; наиболее остро в российско-китайских отношениях стоит такая проблема, как неконтролируемый наплыв китайских граждан в Россию, в особенности в Сибирь и Дальний Восток; территориальная проблема (несмотря на полное разрешение территориальных и пограничных споров между Россией и Китаем соглашениями 1991, 1994 и 2004 гг., нельзя полностью исключить риск их возникновения в будущем); растущие амбиции КНР, включая желание укрепить свои позиции в Арктическом регионе. После установления стратегического партнерства китайско-российские отношения получили особо интенсивное развитие в таких ключевых сферах как политическое, экономическое, а также военно-техническое сотрудничество. К перспективным направлениям сотрудничества между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в новом веке можно отнести следующие отрасли: – реформа ВТО. Как Китай, так и Россия подвергаются дискриминационному отношению в рамках разрешению споров в рамках ВТО, что вызывает справедливое возмущение и вопросы к эффективности процедур внутри данной уважаемой организации. Перспективным направлением может стать консолидированная позиция наших стран в движении по вектору реформирования данной универсальной международной организации. – сотрудничество по решению проблемы денуклеаризации корейского полуострова. Россия и Китай придерживаются единой позиции, что этот вопрос можно решить только комплексным путем, создавая элементы архитектуры безопасности в Северо-восточной Азии. Данный вызов не является праздным ни для России, ни для Китая, так как оба государства находятся на границе с Северной Кореей. Представители Российской Федерации и Китайской Народной Республики на внешнеполитических саммитах, переговорах, форумах, встречах в рамках региональных интеграционных и международных объединений регулярно подчеркивают необходимость реализации концепции комплексной региональной и международной безопасности, заявляют о необходимости решительной защиты государственного суверенитета, территориальной целостности и морских прав, разумной и согласованной политики в обеспечении ядерной безопасности; – сотрудничество в сфере развития Африканского континента. Китай вложил гигантские инвестиции в инфраструктурные проекты в Африке, но их экономическая эффективность еще не до конца понятна. В этой связи Россия как наследник бывшего СССР, обладая хорошими дипломатическими, политическими и гуманитарными контактами в данном регионе, может стать надежным партнером и проводником. 2.2. Современное состояние военно-технического потенциала РФ и КНР. В современных условиях, когда западные страны, поддерживающие агрессивную политику США, посредством введения санкций в отношении России, дипломатических конфликтов, военных столкновений, Российская Федерация придает все большее значение развитию дипломатических отношений со странами востока. В Концепции внешнейполитики Российской Федерацииотмечается, что «Россия заинтересована в активном участии в интеграционных процессах в Азиатско-Тихоокеанском регионе, использовании его возможностей при реализации программ социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока, в создании в регионе всеобъемлющей, открытой, транспарентной и равноправной архитектуры безопасности и сотрудничества на коллективных началах». И в этой связи стратегически важным становится партнерство с Китайской Народной Республикой (далее – КНР, Китай) . Россию и Китай связывает не только многокилометровая граница, но и многовековая история внешнеполитических отношений, которая более чем за четыре столетия имела и взлеты и падения, прошла сложный путь по формированию дружественных, партнерских отношений. Характерной особенностью росийско-китайских отношений на этом пути являлось то, что они сопровождались большим количеством масштабных событий, большинство из которых существенным образом повлияли на судьбу многих государств. Первые посольства, дипломатические контакты между Русским государством и Империей Цин относятся к XVII веку. Этот период сотрудничества характеризуется тем, что в процессе начала взаимодействия были выявлены глубокие различия двух культур и цивилизаций и, как отмечает академик РАН В.С. К началу XXI в. Россия и Китай были полны решимости предпринимать дальнейшие шаги, направленные на развитие партнерских отношений стратегического взаимодействия, что явилось закономерным результатом нарастающих темпов двустороннего сотрудничества. Начало современного этапа российско-китайского внешнеполитического сотрудничества связывается с подписанием 16 июля в Кремле Владимиром Путиным и Цзян Цзэминeм Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Настоящим Договором стороны закрепили намерение на долгосрочной основе всесторонне развивать отношения добрососедства, дружбы, сотрудничества, равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, принципами взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, мирного сосуществования. При этом отношения нового типа строятся на отказе каждой из сторон от участия в каких-либо союзах или блоках, отказе от каких-либо действий, включая заключение договоров с третьими государствами, наносящих ущерб суверенитету, безопасности и территориальной целостности другой стороны . Урегулирован Договором и пограничный вопрос. Таким образом, с подписанием договора были решены практически все главные спорные вопросы в отношениях между странами, заложены основы долгосрочного политического и экономического сотрудничества в рамках «стратегического партнерства». Активное взаимодействие России и Китая на внешнеполитическом уровне происходит в процессе сотрудничества в рамках межрегиональных организаций (ШОС, АСЕАН+, БРИКС и т.д.).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Международные отношения, 29 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Международные отношения, 30 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Международные отношения, 39 страниц
468 руб.
Курсовая работа, Международные отношения, 36 страниц
432 руб.
Курсовая работа, Международные отношения, 34 страницы
408 руб.
Курсовая работа, Международные отношения, 33 страницы
396 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg