Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения и начальной школы как условие успешной адаптации детей

cool_lady 564 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 47 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.02.2021
Актуальность данной работы заключается в том, преемственность заложена в самой природе обучения и воспитания. Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. Исходя из особенностей и природы преемственности, создаются условия для эффективного и безболезненного перехода детей из дошкольного учреждения в начальную школу, с целью максимально эффективной адаптации ребенка на начальном этапе обучения, так как от этого зависит эффективность дальнейшей учебной деятельности. Цель данной работы состоит в том, чтобы определить эффективные методы и средства в работе детского сада и школы для повышения адаптации учащихся младшего школьного возраста после детского сада. Объектом исследования является проблема организации преемственности в работе детского сада и школы как условия успешной адаптации в учебной деятельности младших школьников. Предметом исследования является рассмотрение использования различных методов по адаптации младших школьников к обучению в школе. Гипотеза исследования заключается в предположении, что адаптация к обучению в школе будет более успешной, если будут выявлены и учитываться в работе эффективные формы организации работы со старшими дошкольниками. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Проанализировать понятие «адаптации» и раскрыть психолого-педагогические подходы к процессу адаптации первоклассников. 2. Изучить специфику адаптационного периода первоклассника и раскрыть основные компоненты данного периода. 3. Выявить факторы успешной адаптации детей к школьному образованию. 4. Рассмотреть основные формы работы со старшими дошкольниками. Методы исследования: теоретические (анализ педагогической, психологической, методической литературы, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования); эмпирические (педагогическое наблюдение, беседы). Практическая значимость исследования определяется возможностью использовать разработанную систему адаптационных мероприятий в практической деятельности учителей начальной школы. Исследовательские методики: анкетирование родителей, методика «Краски», проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (по Н.Г. Лускановой). Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложение.
Введение

С началом обучения ребенка в школе у него меняется социальный статус, так как появляется новая социальная роль - «ученика». Данный период считается рождением нового «Я» ребенка на определенном этапе его социализации. Следовательно, процесс изменения внешней позиции влечет за собой по факту изменение в самосознании личности ребенка, в результате чего, происходит общая переоценка ценностей. В этой связи, в психике ребенка постепенно происходит ряд изменений, которые необходимо сделать благотворными для дальнейшего благоприятного развития личности, в ходе успешной адаптации к обучению в школе. Необходимо отметить, что процесс адаптации младшего школьника весьма сложен как физически, так и психологически. Данному вопросу уделяли большое внимание такие педагоги и ученые как В.В. Давыдов, Л. П. Баданина, М.М. Безруких, И.М. Осмоловская, К.Д. Ушинский, Л.П. Уфимцева, С.Л. Рубинштейн, и ряд других исследователей, которые видели в проблематике преемственности дошкольного и школьного образования большое воспитательное и образовательное значение.
Содержание

Введение Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы адаптации детей 1.1.Адаптация обучающихся к школе как педагогическая проблема……..5-12 1.2.Условия успешной адаптации детей к школе………………………….13-24 1.3.Роль преемственности в работе дошкольной образовательной организации и начальной школы в процессе адаптации детей………...…25-28 Выводы по главе I……………………………………………………………...29 Глава II. Реализация преемственности в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей 2.1. Изучение уровня адаптации детей к школе……………………………30-37 2.2. Система работы учителя начальных классов и воспитателя в процессе адаптации детей ……………………………………………………………...38-41 Выводы по главе II……………………………………………………………..42 Заключение Список источников и литературы Приложение
Список литературы

1. Бабаева, Т.И. У школьного порога [Текст] / Т.И. Бабаева – М., 2003. – 203 с. 2. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович – М.: Педагогика, 1968. – 214 с. 3. Буре, Р.С. Готовим детей к школе [Текст] / Р.С Буре – М., 2001. – 96 с. 4. Венгер, Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание [Текст] / Л. Венгер – 1995. – № 8. – С. 66-74. 5. Выготский, Л.С. Лекции по психологии [Текст] / Л.С Выготский – СПб.: Союз, 2006. – 144 с. 6. Георгиевский, А.Б.Некоторые философские проблемы адаптации // Философские проблемы эволюционной теории [Текст] / А.Б. Георгиевский – М., 1971. – С. 27-37. 10. Гуткин, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н.И. Гуткин – М.: Образование, 1996. – 184 с. 11. Давыдов, А.В. и др. Психологический словарь [Текст] / А.В. Давыдов – М., 2000. – 448 с. 12. Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М.Психология [Текст] / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан – М., 2003. – 464 с. 13. Дубровинская, Н.В., Фарбер, Д.А., Безруких, М.М. Психофизиология ребенка [Текст] / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких – М., 2000. – 144 с. 14. Ильина, М.Н. Подготовка к школе [Текст] / М.Н. Ильина – СПб., 2003. – 205 с. 15. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст] / Е.Е. Кравцова – М., 1991. – 145 с. 16. Ковинько, Л.В. Воспитание младшего школьника [Текст] / Л.В. Ковинько – М., 2000. – 288 с. 17. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров – М., 2001. – 176 с. 18. Коджаспирова, Г.М., Борикова, Л.В., Бостанджиева, Н.И. Педагогическая практика в начальной школе [Текст] / Г.М. Коджаспирова, Л.В. Борикова, Н.И. Бостанджиева – М., 2000. – 272 с. 19. Кумарина, Г.Ф. и др. Коррекционная педагогика в начальном образовании [Текст] / Г.Ф. Кумарина и др. – М., 2003. – 320 с. 20. Люблинская, А.А.Учителю о психологии младшего школьника [Текст] / А.А. Люблинская – М., 1977. – 224 с. 21. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина – М., 2003. – 456 с. 22. Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе [Текст] / В.С.Мухина – М., 2000. – 175 с. 23. Подласый, И.П. Педагогика.: в 2 кн. [Текст] / И.П. Подласый – М., 2003. – 256 с. 24. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст] / И.П. Подласый – М., 2002. – 464 с. 25. Соколова, Н.Г. Неврозы у детей [Текст] / Н.Г. Соколова – Ростов н/Д., 2003. – 160 с. 26. Цукерман, Г.А., Поливанова, К.Н. Введение в школьную жизнь [Текст] / Г.А.Цукерман, К.Н.Поливанова, – Томск, 1992. – 133 с. 27. Философский энциклопедический словарь – М., 2001. – 576 с. 28. Энциклопедический словарь юного биолога – М., 2002. – 352 с.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы адаптации детей 1.1. Адаптация обучающихся к школе как педагогическая проблема Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально – педагогическом, психологическом, так и физическом плане. Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Это становление, вхождение в школьную жизнь, происходит на протяжении начальной школы, и сочетание черт дошкольного детства с особенностями школьника будет характеризовать весь период младшего школьного возраста. Все дети, начинающие обучение в школе, сталкиваются с теми или иными трудностями. Адаптация - 1. Приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, направленное на сохранение гомеостаза 2. Приспособление органов чувств к особенностям воздействующих стимулов для их оптимального восприятия и предохранения рецепторов от перегрузки. Адаптация может быть психологическая, сенсорная, социальная Социальная адаптация является одним из видов адаптации, под которой понимается постоянный процесс интеграции индивида в общество, процесс активного приспособления индивида к условиям среды социальной, а также результат этого процесса[5]. В рамках социальной адаптации может быть выделена адаптация ребенка к школе, потому что под школьной адаптацией понимается сложный процесс приспособления ребенка к школе и школы к ребенку. Приступая к какой-то деятельности, человек адаптируется к новым условиям, постепенно привыкает к ним. В этом ему помогает накопленный опыт, который с возрастом расширяется и обогащается. Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению[27]. При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельности ребенка; ведущей становится учебная деятельность. В элементарных формах учебная деятельность осуществлялась и дошкольником, но для него она носила второстепенный характер, т.к ведущей выступала игра; мотивы учебной деятельности дошкольника также были преимущественно игровыми. Режим школьных занятий требует гораздо более высокого, чем в дошкольном детстве, уровня произвольности поведения. Необходимость налаживать и поддерживать взаимоотношения с педагогами и сверстниками в ходе совместной деятельности требует развитых навыков общения. Особую важность приобретает готовность к школьному обучению, которая должна быть сформирована у старших дошкольников. Дети, имеющие достаточный опыт общения, с развитой речью, сформированными познавательными мотивами и умением произвольно-волевой регуляции поведения, легко адаптируются к школьным условиям. Часто в более выигрышных условиях оказываются дети, посещавшие детский сад, поскольку там элементы готовности к школьному обучению целенаправленно формируются педагогическим воздействием. Дети, не посещавшие дошкольные учреждения, пользовались более пристальным и индивидуализированным вниманием родителей. Они, как правило, обладают определенными преимуществами в познавательной сфере, но часто не имеют достаточного опыта взаимоотношений и вообще стоят на эгоцентрической личностной позиции. Затруднения, возникающие вследствие недостаточной готовности к школе, могут быть причиной дезадаптации ребенка. Неспособность к адекватному поведению и неудачи в учебной деятельности, закрепляясь, способствуют возникновению так называемых школьных неврозов. В большинстве работ констатируется, что слабоуспевающих учащихся характеризуют следующие личностные свойства: неспособность к обобщению, слабая осознанность мыслительной деятельности; инертность, косность, пассивность, подражательность ума, явное несоответствие между уровнем интуитивно-практического и словесно-логического мышления. Готовность ребенка к школе определяется уровнем развития личности в интеллектуальном, мотивационном, коммуникационном и физическом отношениях. Современная наука выработала критерии готовности к школе, исходя из уровня интеллектуальной подготовки (А.В. Запорожец и др.), развития речи (Л.Е. Журова, В.И. Логинова, Ф.А. Сохин и др.), математического развития (А.М. Леушина и др.), нравственно-волевого воспитания (Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева и др.), воспитания готовности к позиции школьника (И.А. Домашенко, В.А. Гелло, И.В. Имедадзе, М.И. Лисина и др). Кроме того, изучаются взаимоотношения различных компонентов готовности (Н.И. Гуткина, А.К. Маркова, Л.М. Цеханская); рассматривается соотношение понятий «школьная зрелость» и «готовность к школе», а также вопросы преемственности дошкольного и школьного воспитания и образования (Н.Ф. Алиева, С.В. Гаврилова, Ю.Ф. Змановский, А.А. Люблинская) [1]. Известны многочисленные публикации, посвященные изучению трудностей школьной адаптации, ее критериев, уровней, этапов. Особо отметим понятие «дезадаптация», которое занимает важное место в педагогической литературе и практике. Это понятие тесно связано со слабой успеваемостью, а причины их часто совпадают. В свою очередь, дезадаптация сама во многих случаях является причиной слабой успеваемости (Э.М. Александровская, Н.П. Вайзман, Е.В. Новикова и др.). Дезадаптация – это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психологической адаптации в связи с какими – либо патологическими факторами [10]. Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Период адаптации к школе является очень сложным для первоклассников. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями, они вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать. Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза. Некоторые дети к середине дня оказываются уже переутомленными, т.к. школа для них является стрессогенным фактором, уже дорога в школу для многих требует повышенного внимания, напряжения. На протяжении дня у них не бывает возможности полного расслабления, как физического, так и умственного, эмоционального. Некоторые дети невеселы уже по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются головные боли и боли в области живота: страх, тревога перед предстоящей работой в классе, из-за расставания с домом, родителями столь велик, что ребенок в некоторые дни не может идти в школу[3]. А.Л. Венгер описывает три уровня адаптации к школьному обучению: 1. Высокий уровень адаптации.Первоклассник положительно относится к школе; требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и полно; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение. 2. Средний уровень адаптации.Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками. 3. Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников [6]. Какие же причины лежат в основе школьной дезадаптации? Одной из главных причин многие исследователи называют несоответствие функциональных возможностей детей требованиям, предъявляемым существующей системой обучения, иначе говоря, отсутствие «школьной зрелости». В числе других причин можно назвать недостаточный уровень интеллектуального развития ребенка, его социальную незрелость, неумение общаться с окружающими, неудовлетворительное состояние здоровья. Все это – комплекс внутренних причин, так называемые «проблемы ребенка». Однако существуют и внешние причины школьной дезадаптации – «проблемы учителя»: несоответствующие возможностям ребенка содержание обучения и методика преподавания, сама личность учителя, стиль его отношений с детьми и родителями и т.п. Чаще всего эти факторы существуют взаимосвязано, вытекают один из другого, а в целом приводят к вполне определенным трудностям обучения Все многообразие школьных трудностей можно условно разделить на два типа (М.М. Безруких): -специфические, имеющие в основе те или иные нарушения моторики, зрительно-моторной координации, зрительного и пространственного восприятия, речевого развития и т.п.; -неспецифические, вызванные общей ослабленностью организма, низкой и неустойчивой –работоспособностью, повышенной утомляемостью, низким индивидуальным темпом деятельности. В результате социально-психологической дезадаптации можно ожидать у ребенка проявления всего комплекса неспецифических трудностей, связанных, прежде всего с нарушениями в деятельности. На уроке такой ученик отличается неорганизованностью, повышенной отвлекаемостью, пассивностью, замедленным темпом деятельности. Он не способен понять задание, осмыслить его целиком и работать сосредоточенно, без отвлечений и дополнительных напоминаний, он не умеет работать обдуманно, по плану. Письмо такого ученика выделяется неустойчивым почерком. Неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы, тремор – вот его характерные черты. Ошибки выражаются в недописывании букв, слогов, случайных заменах и пропусках букв, неиспользовании правил. Вызваны они несоответствием темпов деятельности ребенка и всего класса, отсутствием концентрации внимания. Эти же причины определяют и характерные трудности чтения: пропуски слов, букв (невнимательное чтение), угадывание, возвратные движения глаз («спотыкающийся» ритм), быстрый темп чтения, но плохое восприятие прочитанного (механическое чтение), медленный темп чтения [18]. При обучении математике трудности выражаются в неустойчивом почерке (цифры неровные, растянутые), фрагментарном восприятии задания, трудностях переключения с одной операции на другую, трудностях переноса вербальной инструкции в конкретное действие. Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит учителю. Ему необходимо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребенку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками. Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей и школьного психолога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения. На основании изученной литературы по теме исследования можно сделать следующий вывод: для достижения эффективности в обучении детей 6 – 7 лет необходимо формировать положительное, эмоциональное отношение к занятиям. Руководство деятельности детей первого года обучения в школе следует осуществлять, широко используя (особенно в первом полугодии) методы дошкольного воспитания, с частичным применением школьных методов. Необходимо соблюдать преемственность дошкольных и школьных методов работы при формировании коллектива детей первых классов и организации их межличностного общения, организовывать деятельность младших школьников, т.к. это положительно складывается на психологической адаптации детей к новым условиям, формировать способность к ролевому и личностному общению. Необходимо учитывать индивидуальные возрастные особенности, которые проявляются в уровне обучаемости в темпе усвоения знаний, отношений к интеллектуальной деятельности и др., т.к. они могут привести к дезадаптации. Поступление в школу не готового к обучению ребёнка отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии, здоровье и успеваемости. Это приводит к отрицательному отношению к школьному обучению и трудностям в дальнейшем воспитанию. Профилактика и коррекция недостаточно развитых предпосылок к систематическому обучению приводит к достижению требуемого уровня готовности к школе, обеспечивает успешность дальнейшего школьного обучения. 1.2.Условия успешной адаптации детей к школе Адаптация детей к школе в значительной степени определяется и такими факторами, как содержание обучения и методика преподавания. Отбирая программный материал, следует в полной мере учитывать возрастные возможности детей. Практика экспериментального обучения показала, что при сохранении той же учебной программы, что и для 7-летних школьников, учение оказывалось достаточно утомительным для детей 6 лет, несмотря даже на облегченный режим учебных занятий. В известной степени облегчает адаптацию к школе предварительное пребывание детей в детском саду. Маргарита Николаевна Ильина указывает, что на развитие и течение адаптационного процесса влияет характер воспитания в дошкольном возрасте. Быстрее адаптируются дети, посещавшие до школы детский сад, а у тех, кто воспитывался дома, чаще наблюдались двигательная расторможенность, нежелательные изменения в характере общения со сверстниками. «Незрелые» школьники, среди посещавших детский сад, встречаются вдвое реже, чем среди детей из домашних условий. Наилучший эффект достигается, по-видимому, взаимопроникновением смежных ступеней социального существования детей. Переход из детского сада в школу должен быть облегчен как за счет создания элементов школы в последней группе детского сада, так и за счет сохранения элементов детского сада в 1-м классе школы [12]. Так как пребывание детей в подготовительных группах детских садов и активная подготовка их к систематическому обучению в школе положительно сказывается на приспособлении первоклассников к новому виду деятельности – учебным занятиям и условиям их организации. Выводы по результатам исследований А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой и др. говорят о том, что эти дети и учатся значительно лучше, чем их сверстники, которые до школы воспитывались в условиях семьи и не готовились к школе. Из этого следует, что посещение детьми детских садов – это одно из первых условий успешной адаптации к школе. Когда мы говорим о связи между детским садом и начальной школой, можно выделить два понятия: психологическая готовность ребенка к обучению в школе и преемственность между дошкольным учреждением и школой. Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании. Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Для обеспечения преемственности был разработан Федеральный государственный образовательный стандарт. Анализируя его, следует, что к 7-ми годам при успешном освоении Программы дошкольного образования ребенком достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка: 1) физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; 2) любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе; 3) эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы; 4) овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации; 5) способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. 6) способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.; 7) имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире; 8) овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; 9) овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности [9]. Первые недели обучения высоко стрессогенны для организма ребенка и характеризуются низким уровнем и неустойчивостью работоспособности, очень высоким уровнем напряжения всех систем организма. И даже спустя 5-6 недель, когда наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением, нельзя считать, что ситуация нормализовалась, поэтому весь первый год считается периодом напряженной регуляции всех систем организма. В связи с этим, возникает необходимость использования физических упражнений (физкультурных минуток). Такие упражнения в середине урока позволяют в значительной мере снять отрицательные сдвиги в физиологических системах организма и повысить работоспособность учащихся, а выполнение специальных упражнений на развитие мелких мышц кисти и пальцев рук – благоприятствует развитию речи детей. А с учетом того, как уточняет Р. В Овчарова, что первоклассники сохраняют много детских качеств таких как: подвижность, эмоциональность, активность, то находиться в статическом положении им трудно, а такие перерывы помогут детям легче адаптироваться к учебной нагрузке и скажутся на развитии речевой функции [8]. Проблемой адаптации учащихся, в частности первоклассников, к учебной нагрузке занимались А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова. В своем исследовании они пришли к выводу, что приспособление организма к новым условиям при поступлении в школу сопровождается изменениями поведенческих реакций, расстройством сна и аппетита, к этим симптомам присоединяются сдвиги в иммунной реактивности(однократные, а затем и частые простудные заболевания), поэтому наиболее благотворное влияние на работоспособность и здоровье школьников оказывают перемены, которые проходили на открытом воздухе в играх средней подвижности. К тому же такие перемены позволяют в большей мере сглаживанию неблагоприятных функциональных сдвигов, обусловленных преимущественно влиянием статического компонента учебной деятельности [2]. Солидарна с исследователями и О. Н. Истратова. Она делает акцент на том, что возрастной период поступления в школу – 7-8 лет, особенности этого возрастного этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная с совершенствования психофизиологических функций: совершенствуется сенсорное развитие, костная система и др. Поэтому санитарно-гигиенические условия обучения: освещение, микроклимат, ученическая мебель – все эти факторы внешней среды далеко не безразличны для работоспособности детей, состояния их зрения, осанки и для протекания процесса адаптации в целом. В связи с этим смело можно отметить ещё одно условие успешной адаптации – соответствие санитарно-гигиенических условий обучения. Первоклассники – вчерашние дошкольники, для которых ведущей деятельность была игра. В связи с этим при поступлении детей в школу, необходимо организовать школьный режим так, чтобы дети менее переутомлялись. Более устойчивую дневную и недельную работоспособность учащихся первых классов констатировали физиологи и гигиенисты А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова в случаях укороченных уроков. Сокращение времени занятий вполне компенсировались более высокой работоспособностью учащихся и их активностью на уроках. Таким образом, укорочение периодов непрерывной работы позволяет не только более рационально организовать учебную деятельность учащихся, но и высвободить время для их отдыха[4]. А с учетом того, что и внимание первоклассников неустойчивое и детям трудно сосредоточиться на трудном школьном материале, усталость и утомление будут усугублять ситуацию. Поэтому пятое условие – сокращение времени урока. Здесь же не менее важным условием успешной адаптации детей 7-8 лет к школьному обучению – чередование уроков, различных по видам деятельности. Занятия физкультурой между уроками математики, родного языка, чтения поддерживают постоянный уровень активности детей, а значит и облегчат течение приспособления детей к учебной деятельности. В условиях школы и дома важно организовать активный отдых детей, а не статическое сидение за книгами или компьютером. Двигательный режим – важнейший оздоровительный фактор общего режима дня. А занятие ребенка в спортивной секции или кружке удовлетворят его познавательную потребность. Отсюда и следующее условие – организация активного досуга первоклассника. Успешность и безболезненность протекания адаптации ребенка к школе связаны в первую очередь с его готовностью к началу систематического обучения – эту точку зрения разделяют М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер и др.[3]. Объективно выявить уровень школьной зрелости смогут психологи и учителя школ, проведя соответствующие методики исследования и дав рекомендации родителям и детям. Правильно организованная работа специалистов школ (психологов, медиков, учителей) по своевременному проведению различных видов диагностик и выдаче рекомендаций, смело можно считать условием успешного протекания адаптации к школьному обучению. Дети идут в школу, чтобы удовлетворить свою главную потребность – занятие общественно важной деятельностью – учебной, но и здесь же возникает проблема: первоклассникам наиболее сложно научиться ориентироваться в пространстве школы, принять правила поведения ученика в школе, познакомиться со сверстниками и учителем. А так как учитель – истинный представитель общественно важной деятельности, то для детей он – авторитет, и именно учитель должен познакомить детей друг с другом и с местом, где они будут проводить большую часть своего времени – школой. Здесь же стоит отметить и то, что особое значение в будущих отношениях будет играть оценка учителем успехов и неудач детей в процессе учебы. Важно помнить, что дети находятся в большой эмоциональной зависимости от учителя [13].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 38 страниц
390 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg