Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

Понятие и признаки государства

cool_lady 396 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 33 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.02.2021
Объект исследования – государство, как особая форма организации общества и присущие ему признаки, отличающие его от других образований. Предмет – развитие учений о понятии и признаках государства. В научной литературе эта тема имеет достаточно широкое освещение. Так в процессе работы в качестве теоретических материалов были использованы труды таких авторов, как Абдурахманов И.В., Войтович В.Ю., Клименко, А.В., Лазарев В. В., Марченко М. Н., Радько Т. Н., Рассказов, Л. П.. В книгах и научных трудах перечисленных авторов анализируется понятие и сущность государства через изучение присущих ему признаков. Цель курсовой работы – изучение понятия и основных признаков государства. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: - раскрыть сущность государства; - рассмотреть основные теории государства; - исследовать типы государства; - изучить и дать характеристику признакам государства. Методологическая основа работы представлена системой различных общенаучных и частнонаучных методов познания исследуемого вопроса. Для реализации цели и задач в данной курсовой работе использовались такие научные методы исследования, как формально-логический, а также специально-юридические методы исследования - сравнительно-правовой, документальный, метод анализа и толкования правовых актов. Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе по дисциплине «История отечественного государства и права», а также при изучении истории государства и права зарубежных стран. Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Введение

Актуальность данной темы объясняется необходимостью изучения признаков государства, как особой формы организации общества, имеющей законы, публичную власть, население, территорию, армию и правоохранительные органы, с целью всесторонне раскрыть понятие и сущность современного государства В настоящее время существует плюрализм в определении государства. Некоторыми учеными государство по-прежнему трактуется как продукт классовой непримиримости, другими - как средство урегулирования конфликтов между различными слоями общества. Этим определяется сущность государства: в первом случае - так называемая «полицейская» сущность государства, во втором - посредническая. В целом же государство определяется как политическая организация публичной власти, действующая на определенной территории, на определенный круг лиц, издающая общеобязательные нормативно-правовые акты на своей территории и обладающая аппаратом насилия для обеспечения соблюдения этих актов . Можно сказать иначе, что государство - это особый аппарат публично-политической власти, главной задачей которого является управление обществом, обеспечение порядка в обществе, защита прав и свобод граждан. Соотношение государства и общества выражается в том, что государство напрямую зависит от общества; любые изменения в обществе отражаются на государстве, на его структуре, организационных формах и методах осуществления государственной власти. Социальным назначением государства является урегулирование любых противоречий в обществе, реакция на все происходящие в нем изменения, например, путем принятия новых законов. Если попытаться дать определение общества, то его можно было бы определить так: общество - это продукт взаимодействия людей, определенный порядок их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных связях между людьми, их объединениями и общностями. Общество обладает социальной властью, часть которой делегирует созданному им государству. Социальная власть - это способность той или иной группы общества подчинять своей воле людей, используя при этом различные методы. Отличие государственной власти от неполитической власти заключается в том, что государственная власть общеобязательна и распространяется на весь круг индивидов в государстве, неполитическая власть распространяется, как правило, лишь на тех индивидов, которые состоят в той или иной общественной группе. Социальная власть - необходимый признак общества и государства, ее наличие позволяет им активно воздействовать на индивидов, направляя их в нужном направлении.
Содержание

Введение...........................................................................................................3 Глава 1. Теоретические аспекты понятия государства................................6 1.1 Сущность государства…………………………………..........……… 6 1.2 Основные теории государства……………………………........……... 11 1.3 Основные типы государства………………………………......…….. 16 Глава 2. Признаки государства…………......……..…………......………22 2.1 Территориальная организация населения и публичная (государственная) власть………........................………......……..………....……..22 2.2 Государственный суверенитет…………......……..………….....……..25 2.3 Неразрывная связь государства и права и взимание налогов……....27 Заключение ………………………………………………………............. 30 Библиографический список …………............………….........................…33
Список литературы

I Нормативные акты и опубликованная практика 1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм. от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря. – № 237; 2009. – 21 января. – № 7. II Книги 2. Абдурахманова, И.В. История государства и права зарубежных стран: экзаменационные ответы / И.В. Абдурахманова, Н.Е. Орлова. - М.: Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 416 c. 3. Венгеров, А. Б. Теория государства и права. Учебник. -М: Омега-Л, 2017. - 608 с. 4. Войтович, В.Ю. Теория права и государства: учебное пособие / В. Ю. Войтович. – Ижевск: Удмуртия, 2014. – 287 с. 5. Гревцов, Ю.И. Очерки теории и социологии права / Ю.И. Гревцов. - М.: СПб: Знание, 2017. - 264 c. 6. Иванов, В.С. К критике современной теории государства / Виталий Иванов. - М.: Территория будущего, 2016. - 160 c. 7. Клименко, А.В. История. Основы государства и права. Учебное пособие для поступающих в вузы и старшеклассников / А.В. Клименко. - М.: НТЦ Университетский, 2016. - 144 c. 8. Кашанина, Т.В. Происхождение государства и права / Т.В. Кашанина. - М.: Юрист, 2014. - 333 c. 9. Лазарев, В. В. Теория государства и права / В.В. Лазарев, С.В. Липень. - М.: Юрайт, Юрайт-Издат, 2012. - 640 c. 10. Марченко, М. Н. Основы государства и права / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. - М.: ТК Велби, Проспект, 2013. - 360 c. 11. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. В 2 томах. Том 2. Право. Учебник / М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2015. - 656 c. 12. Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник / М. Н. Марченко - М: Проспект, Издательство Московского университета, 2018. - 636 с. 13. Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник / В. Д. Перевалов. – М: Юрайт, 2015. – 428 с. 14. Радько, Т. Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / Т.Н. Радько. - М: Наука, 2016. - 608 c. 15. Радько, Т. Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. - М.: Академический проект, 2017. - 720 c. 16. Рассказов, Л. П. Теория государства и права: учебник/ Л. П. Рассказов. – М: РИОР: Инфра–М, 2014. – 473 с. 17. Романенкова, Е.Н. История отечественного государства и права. Конспект лекций / Е.Н. Романенкова. - М.: Проспект, 2015. - 96 c. 18. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права: учебник / В. Н. Хропанюк. – М: Омега–Л, 2014. – 323 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВА 1.1 Сущность государства В большинстве изданных исследованиях, посвященных государству, его сущность рассматривается однозначно с классо¬вых позиций - как орудие неограниченной власти, диктатуры господствующего класса. Напротив, в западных теориях государ¬ство показано как надклассовое образование, инструмент примирения классовых, социальных противоречий, представляющий интересы всего общества. Сущность государства - то главное в этом явлении, что определяет его содержание, цели, функционирование, то есть власть, ее принадлежность. Государство, как это было показано выше, возникает тогда, когда развитие экономики достигает определенного уровня, при котором становится объективно невыгодной существовавшая на протяжении многих тысячелетий система уравнительного распределения общественного продукта, и для дальнейшего развития общества становится необходимым выделение определенного элитарного слоя, занимающегося только управлением. Это привело к социальному расслоению общества, тому, что власть, ранее принадлежавшая всем его членам, при¬брела политический характер, стала осуществляться в интересах прежде всего привилегированных социальных групп, классов. Однако зарождение социального неравенства, социальной несправедливости объективно носит прогрессивный характер: в условиях еще крайне низкой производительности труда появляется, хотя бы у части людей, возможность освободиться от повседневного тяжелого физического труда . Это приводит не толь¬ко к существенному улучшению социального управления, но и к возникновению науки и искусства, к заметному росту эконо¬мического и военного могущества такого общества . Итак, воз-никновение государства всегда связано с изменением характера публичной власти, с превращением ее в политическую власть, осуществляемую, в отличие от власти первобытного общества, в интересах прежде всего привилегированной части общества. Поэтому классовый подход дает богатые возможности для ана¬лиза характера такой власти, для определения сущности госу¬дарства. Однако характер государственной власти не всегда одинаков. Так, в древних Афинах или Риме ее классовая принадлежность сомнений не вызывает. Власть однозначно принадлежит классу рабовладельцев, которые являются собственниками и основных средств производства (земли), и самих производителей - рабов . Последние не только не участвуют в осуществлении государст¬венной власти, но и вообще лишены каких бы то ни было прав, являются «говорящими орудиями» . Аналогичное положение власти и в феодальном обществе. Она находится в руках класса феодалов - земельных собственников. Крестьяне не имеют до¬ступа к власти, в значительной мере также лишены юридических прав и нередко находятся в собственности (полной или частичной) феодалов. И в рабовладельческом, и в феодальном обществе налицо явное социальное неравенство и классовая (сословная) при-надлежность государственной власти. Более сложна оценка характера власти в буржуазном государ¬стве. Формально все люди равны перед законом, обладают равны¬ми правами, что закрепляется юридически в декларациях и кон¬ституциях. Фактически же в раннебуржуазном обществе законы вопреки декларациям устанавливают имущественный, образова¬тельный и иные цензы, ограничивающие избирательные права малоимущих слоев населения. Тем самым обеспечивается реаль¬ная принадлежность власти экономически господствующему классу - буржуазии. В восточных государствах власть находилась в руках бюрокра-тического чиновничьего аппарата (точнее, его верхушки). При этом она также в значительной степени выражала интересы не всего общества, а соответствующих социальных групп, стоящих у власти. Во многих случаях эти социальные группы фактически становятся классами, отличаются от других слоев общества и осо¬бым местом в системе распределения общественного продукта, присваивая значительную его часть, и особым отношением к сред¬ствам производства, становясь фактически их реальными собст¬венниками, закабаляя и самих производителей, которые попадают в положение «коллективного рабства», хотя формально они сво¬бодны и являются собственниками земли . Подобное всевластие го¬сударственного (а иногда и партийно-государственного) аппарата может иметь место и в обществе с господствующей частной соб¬ственностью на основные средства производства. Государственный аппарат приобретает «чрезвычайную относительную самостоя¬тельность», становится во многих случаях практически от обще¬ства независимым. Это может достигаться, например, за счет ба¬лансирования между антагонистическими классами, натравлива¬ния их друг на друга, как это имело место во Франции при бона¬партистском режиме в 50-60-х гг. XIX в . Но тот же результат нередко получается посредством осуществления жестких мер по¬давления любого инакомыслия, любого противодействия дейст¬виям правящей верхушки. Такое положение было, например, в ус¬ловиях фашистских режимов Германии и Италии, тоталитарных или авторитарных режимов стран Латинской Америки. Значит, классовый подход дает возможность выявить сущест¬венные черты государства, обнаружить имеющиеся в нем соци¬альные противоречия. Ведь во все исторические периоды имели место выступления эксплуатируемых классов и слоев общества против угнетателей, в руках которых находилась государственная власть: восстания рабов в Риме, крестьянские восстания и войны в Англии, Франции, Германии, Китае, забастовочное и револю¬ционное движение рабочих и т.п. Тем не менее, установление классового (сословного) характера государственной власти не исчерпывает проблемы сущности госу¬дарства, и использование только классового подхода существенно ограничивает возможности научного познания государства и по¬литической власти . Во-первых, власть в государстве может находиться в руках сравнительно небольшой социальной группы, которая не отражает в полной мере интересы того или иного класса, а действует, прежде всего, в своих собственных узкогрупповых интересах (бонапар¬тизм, тоталитарные бюрократические режимы). Во-вторых, во многих странах, освободившихся от колониаль¬ной зависимости, нередко складывается такая обстановка, при которой ни один из социальных классов не обладает достаточной силой и организованностью, чтобы взять власть. Поэтому при на¬личии там общенациональных интересов (обретение независи¬мости, развитие национальной экономики и культуры) возника¬ет власть блока различных классов и неклассовых социальных групп, включающего национальную буржуазию, рабочий класс, крестьянство, интеллигенцию, ремесленников, мелких торговцев . В-третьих, при определенных условиях может возникнуть го¬сударство, в котором власть не на словах, а на деле будет принад¬лежать всему народу, поскольку общенародные интересы будут преобладать над более узкими классовыми или групповыми. И наконец, самое важное. Общество всегда едино, несмотря на нередко раздирающие его социальные противоречия. Ведь без рабов не может быть рабовладельцев, без крестьян - феодалов, без рабочих - капиталистов. Условием существования чиновни¬чьего аппарата в восточном государстве является труд общинников и т.д. . Поэтому стоящие у власти класс или социальная группа всегда вынуждены заботиться в какой-то мере об угнетенных клас¬сах, об эксплуатируемых слоях населения. Значит, любое государство должно осуществлять (и всегда осу-ществляет) общесоциальные функции, действовать в интересах всего общества. И любое государство не только является орудием подавления, машиной господства какого-то класса или социаль¬ной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции. Общесоциальная роль государства также является его сущностной чертой, которая не¬разрывно связана с классовой и составляет, таким образом, вторую сторону его единой сущности. В государстве всегда сочетаются узкоклассовые или групповые интересы господствующей верхушки и интересы всего общества . Соотношение указанных сторон сущности государства в раз¬личных исторических условиях неодинаково, причем усиление одной из сторон приводит к ослаблению другой. В наибольшей степени превалирует классовая сторона государства в рабовладель¬ческом обществе. Вся полнота власти, юридических прав, возмож¬ностей реализовать свои интересы принадлежит господствующему классу. Однако существующее мнение о полном бесправии рабов, «ужасных» условиях жизни, принудительном характере труда, беззащитности от любого произвола, видимо, преувеличено . Низ¬кая производительность труда в тот период неизбежно приводила к тому, что число рабов многократно превышало число свободных. При этом раб, занятый на сельскохозяйственных работах, имея в руках орудие своего труда - мотыгу, вполне мог противостоять вооруженному воину. Такое общество не могло быть основано на голом насилии, только на физическом принуждении. Действовали и иные методы воздействия - идеологические, в том числе рели-гиозные, разжигание национальной и социальной розни (положе¬ние рабов не было одинаковым: в Афинах, например, рабы вы¬полняли обязанности полицейских) и, несомненно, экономичес¬кие методы - материальная заинтересованность раба в результа¬тах своего труда (лучшая еда, условия жизни, возможность создать семью и т.п.) . Были защищены рабы в определенной степени и юридически, как и любое ценное имущество. Все это указывает на большую, чем обычно считалось, общесоциальную роль рабо-владельческого государства . Значение общесоциальной стороны государственной деятель¬ности возрастало по мере движения общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму. Особенно большую роль она играет в современном западном обществе: высокие налоги на прибыль предпринимателей, государственное регулирование условий труда, широкое развитие разнообразных социальных про¬грамм и т.п. привели к тому, что в значительной степени смягча¬ются социальные противоречия, снижается необходимость в мерах подавления классовых противников, которых, естественно, становится меньше, повышается, политическая стабильность об-щества . Таким образом одновременно с увеличением социальной составляющей государственной деятельности снижается доля его классового содержания. Таким образом, для полного и объективного познания государства, по-нимания его сущности недостаточно только классового подхода, а следует использовать положения и других теорий государства: элитарной, технократической, плюралистической демократии, го¬сударства «всеобщего благоденствия» и др. 1.2 Основные теории государства Существует множество весьма разнообразных теорий, по-раз¬ному объясняющих происхождение государства, природу государ¬ственной власти, ее цели и задачи, пути развития государств и проч. Множественность таких теорий связана не только со слож¬ностью, многосторонностью государства как социального явле¬ния, разнообразием его форм в прошлом и настоящем, но и с тем, что государство осуществляет политическую власть, его деятель¬ность прямо затрагивает интересы различных социальных классов и групп . Связано это и с разнообразием идеологических позиций и философских подходов различных авторов. Следует отметить, что до недавнего времени в нашей науке без-раздельно господствовала одна марксистско-ленинская теория го¬сударства, основанная на классовом подходе, а все другие концеп¬ции отвергались как буржуазные, без их всестороннего анализа, без попыток хотя бы найти в них рациональное зерно. Сейчас от¬ношение к ним существенно изменилось: признается, что любая теория опирается на какие-то фактические данные, на обстоятель¬ства, имеющиеся в реальной жизни . Учет этих обстоятельств и теоретических обобщений дает возможность более широко и все¬сторонне анализировать изучаемые явления и процессы. Относит¬ся это и к рассматриваемым далее теориям государства. Существующие теории государства условно можно разделить на четыре группы: о сущности государства, о его целях и задачах, о средствах и методах его деятельности, о путях и перспективах его дальнейшего развития. Поскольку различные авторы, рас¬сматривая в своих работах проблемы, связанные с государством, так или иначе обращаются ко всем указанным вопросам, то тео¬рии, относящиеся к разным группам, взаимодействуют между собой, образуют различные сочетания. Среди теорий, относящихся к сущности государства, можно выделить следующие. Теория элит. Теория элит сформировалась в начале XX в. (ра¬боты В. Парето, Г. Моски) и получила развитие в середине века (X. Лассуэл, Д. Сартори, Т. Дай и др.) . Смысл этой теории в том, что народные массы не способны управлять государством и это осуществляется верхушкой общества - его элитой. Элиты фор¬мируются по различным признакам (происхождение, образова¬ние, опыт, способности и проч.), при этом они могут пополняться за счет наиболее способных представителей масс. Современные сторонники этой теории считают, что существует несколько элит, между которыми идет борьба за власть, причем народ контроли¬рует их деятельность, используя избирательное право. Отмечая негативные стороны этой теории (отстранение населе¬ния от власти, отрицание ее классового характера и т.п.), следует отметить и следующее. Реализация власти практически всегда осуществляется через весьма ограниченный круг людей: депута¬тов, работников государственного аппарата и проч. Важно, чтобы эти лица реально выражали интересы народа, различных социаль¬ных слоев и групп. А для того чтобы это обеспечить, необходимо сознавать элитарный характер народных избранников и представителей, обеспечить действенный контроль за их работой. Технократическая теория. Эта теория возникла в 20-х гг. нашего столетия и получила значительное распространение в 60-70-х гг. Ее сторонниками были, в частности, Т. Веблен, Д. Барн-хейм, Г. Саймон, Д. Белл и др . По сути дела, это современная ин¬терпретация теории элит. По мнению представителей технокра¬тической теории, управлять обществом должны (и часто действи¬тельно управляют) специалисты - управленцы, менеджеры. Именно они способны определить действительные потребности об¬щества, оптимальные пути его развития, необходимые средства. В результате управление становится научным и обеспечивает про¬грессивное развитие общества. Идеи этой концепции активно ис¬пользуются в других теориях, относящихся как к сущности госу¬дарства, так и к другим его сторонам. Теория плюралистической демократии. Эта теория появилась также в XX в. Ее представителями были Г. Ласки, М. Дюверже, Р. Дарендорф, Р. Даль и др . Теория отражает политические взгля¬ды как социал-демократов, так и либералов. Смысл теории в том, что в современном обществе классы, по сути, перестали сущест¬вовать, власть, таким образом, утратила классовый характер. Об¬щество представляет собой совокупность социальных объедине¬ний людей (страт), образующихся по различным признакам: воз¬раст, профессия, место жительства, круг интересов . Таким образом, существуют страты стариков и юношей, спортсменов и любителей пива и т.п. Каждый человек входит во многие страты. На их основе создаются различные политические и общественные организации, оказывающие давление на органы государства и на¬правляющие тем самым государственную политику. Таким обра¬зом, любой человек, каждое объединение обладают «частицей» го¬сударственной власти, участвуют в управлении государством, а государство становится выразителем всеобщей воли, интересов всего общества . Положительная сторона этой теории заключается в ее действительно демократическом характере, обосновании учас¬тия всех граждан в делах государственного управления. Из теорий, рассматривающих вопрос о целях государства, от¬метим теорию «государства всеобщего благоденствия». Она воз¬никла после Второй мировой войны и явилась антиподом ранее существовавшей концепции о том, что государство не должно вме¬шиваться в общественную жизнь, за исключением случаев пра¬вонарушений (теория «государства ночного сторожа»). Ее основы были сформулированы Д. Кейнсом в 30-х гг. и получили развитие в работах Д. Мюрдаля, А. Пигу, К. Боулдинга, В. Мунда и др .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Политология, 43 страницы
516 руб.
Курсовая работа, Политология, 52 страницы
450 руб.
Курсовая работа, Политология, 57 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Политология, 30 страниц
360 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg