Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Принципы права социального обеспечения

cool_lady 348 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 29 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.02.2021
Особый интерес для определения основ социального обеспечения представляет изучение принципов права социального обеспечения в России. Цель даннoгo исследoвания – рассмoтреть принципы права социального обеспечения. Задачи исследoвания: ? изучить понятие и значение принципов права социального обеспечения; ? рассмотреть нормативное закрепление принципов права социального обеспечения; ? изучить общеотраслевые принципы; ? проанализировать отраслевые принципы. Oбъект курсoвoй рабoты – нoрмы социального права, а также механизмы сoблюдения услoвий, принятых стoрoнами в рамках социального обеспечения. Предмет исследoвания – правовое регулирование принципов права социального обеспечения. При пoдгoтoвке курсoвoй рабoты испoльзoвались как oбщенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция), так и частнoнаучные (сравнительнo-правoвoй и фoрмальнo-юридический) метoды. В качестве инфoрмациoннoй базы исследoвания выступили нoрмативнo-правoвые акты: Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948), Конституция РФ от 12.12.1993, Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994, Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 и др. Теoретическoй oснoвoй курсoвoй рабoты пoслужили труды специалистoв в oбласти социального права: Акимова Ю.А., Винницкий И.Е., Карева М.П., Айзенберг Л.М., Кархалев Д.Н., Пашкова Г.Г., Серегина Л.В., Сулейманова, Г.В., Хутинаев И.Д. и других ученых. Курсoвая рабoта включает в свoю структуру введение, oснoвную часть, сoстoящую из двух глав, заключение, глоссарий, списoк испoльзoванных истoчникoв и приложения.
Введение

Актуальность исследования. Анализируя определения принципов права социального обеспечения, которые встречаются в научной литературы, следует сделать вывод, что одним из объяснений их многообразия может служить предположение о том, что каждое из них так или иначе характеризует определенный этап генезиса самих принципов права. Конституционное право на социальное обеспечение (наряду с гражданскими и политическими правами) по своей природе относится к фундаментальным правам человека, неотчуждаемым и принадлежащим каждому от рождения. Как и иные социальные права, оно обязывает законодательную и исполнительную власть создавать ориентиры для проведения социальной политики государства, реализовывать программную установку о социальном характере Российского государства, закрепленную в Конституции РФ. Конституционное право на социальное обеспечение является, на наш взгляд, центральным среди социально-экономических конституционных прав человека и гражданина. Сочетание экономической сущности и социальной направленности, направленности на человека, на удовлетворение его потребностей, обеспечение социальной безопасности человека при наступлении социальных рисков - основные отличительные признаки конституционного права на социальное обеспечение. Реализация права на социальное обеспечение и ее особенности напрямую зависят от финансовых и экономических возможностей государства, от доминирования в экономической и политической идеологии поддержки либо частной инициативы граждан, либо государственно-патерналистского начала.
Содержание

Введение3 1. Общая характеристика принципов права социального обеспечения5 1.1 Понятие и значение принципов права социального обеспечения5 1.2 Нормативное закрепление принципов права социального обеспечения9 2. Классификация принципов права социального обеспечения12 2.1 Общеотраслевые принципы12 2.2 Отраслевые принципы17 Заключение23 Глоссарий25 Список использованных источников27 Приложения29
Список литературы

Отрывок из работы

Основная часть 1 Общая характеристика принципов права социального обеспечения 1.1 Понятие и значение принципов права социального обеспечения Принципы права социального обеспечения представляют собой основополагающие идеи государственной поддержки незащищенных слоев населения. Эти руководящие начала определяют суть норм, регулирующих данную сферу. Кроме прочего, они отражают общественную направленность политики государства . Принципы права социального обеспечения, понятие и их содержание текстуально законодательством не закрепляются. В настоящее время отсутствует объединяющий их нормативный акт или Кодекс. В этой связи исследователи вынуждены определять принципы и источники права социального обеспечения, анализируя действующие в данной отрасли законодательные положения. При этом необходимо учесть, что в силу 15 статьи Конституции, элементом юридической системы страны являются международные нормы и договоры. В рамках государственной политики выработана программа поддержки населения. Она предполагает гарантию соцобеспечения в случае наступления того или иного события. Речь, в частности, о болезни, трудовом увечье, безработице, многодетности, старости, беременности, родах, инвалидности, бедности, потере кормильца и пр. Принципы права социального обеспечения являются фундаментом, на котором выстраивается система норм, регулирующая сферу поддержки населения со стороны государства. При этом данное направление деятельности власти находится под влиянием событий, происходящих в экономической и политической сферах. Дифференциация фундаментальных положений осуществляется по разным признакам, приложение А. В зависимости от сферы действия выделяют : Общеправовые принципы. Они свойственны всем юридическим сферам. Межотраслевые положения. В них отражаются общие черты нескольких областей функционирования. Отраслевые принципы. Они выражают специфику отдельной сферы. Внутриотраслевые положения. Они касаются конкретных институтов. Общеправовые принципы. К ним следует относить такие положения, как: - гарантированность и признание свобод и юридических возможностей человека и гражданина в соответствии с международными нормами; - неотчуждаемость неимущественных прав, принадлежность их каждому с момента рождения; - равенство всех перед судом и законом; - право каждого субъекта создавать объединения для защиты собственных интересов; - равенство свобод и юридических возможностей женщины и мужчины, способов их реализации; - гарантированность защиты государства. Межотраслевые положения. Эти принципы права социального обеспечения относятся к нескольким сферам. Их нормы регламентируют отношения, касающиеся реализации гражданами их юридических возможностей. Межотраслевыми положениями являются: Обеспечение свободного развития и достойной жизни человека. Запрещение принудительного привлечения к труду. Обеспечение господдержки семьи, отцовства, детства, материнства, пожилых лиц, инвалидов. Отраслевые начала. Эти принципы права социального обеспечения формулируются многими авторами по-разному. Отличается и их количество. Например, Мачульская выделяет такие принципы права социального обеспечения, как: - финансирование из средств страховых взносов и госбюджета; - всеобщность; - дифференциация соцподдержки в соответствии с условиями трудовой деятельности, природно-климатических условий, длительности стажа и прочих факторов; - комплексность и универсальность. Эти принципы права социального обеспечения предполагают гарантированность государственной поддержки в случае наступления любого общественно-значимого обстоятельства, предусмотренного законодательством. По мнению Тучковой, в перечень фундаментальных положений входят: - реализация поддержки за счет бюджета и страховых взносов; - дифференциация условий, видов, уровня обеспечения в соответствии с трудовым вкладом, причинами нуждаемости и прочими существенными обстоятельствами; - обязанность государства предоставлять гарантированную поддержку, не ниже прожиточного минимума; - многообразие видов соцобеспечения; - гарантированность помощи в случаях нуждаемости в силу обстоятельств, относящихся к категории социально значимых; -участие общественных организаций, представляющих интересы населения, в разработке, утверждении и реализации решений, касающихся поддержки граждан и их защиты. Содержание принципов права социального обеспечения в первую очередь отражено в Конституции . В Основном Законе предусмотрено, что при наступлении объективных значимых обстоятельств все обладают равной и одинаковой возможностью получать определенные выплаты или услуги. В Конституции употребляется формулировка:" Каждому гарантировано социальное обеспечение". Ее суть в том, что возможность получить помощь не может ограничиваться по признакам расы, пола, языка, происхождения, имущественного, должностного статуса и пр. При этом равными правами с гражданами России на соцобеспечение обладают и постоянно живущие на территории страны иностранцы, если в международных нормах не предусмотрен иной порядок . Между тем, не следует понимать принцип всеобщности как безусловную возможность получить льготы, выплаты или услуги. Они предоставляются только по основаниям, предусмотренным законодательством. Например, право получать трудовую пенсию наступает при достижении конкретного возраста, наличия стажа определенной продолжительности. Хотелось бы отметить, что понимание принципов права социального обеспечения как формы выражения государственно-правовых закономерностей акцентирует внимание на том, что субъекты правотворчества и правоприменения при осуществлении своей юридической деятельности в процессе выявления и формулирования принципов права, их применения должны опираться не на личные убеждения, представления, не на предпочтения отдельных социальных групп и классов, а на реально существующие государственно-правовые закономерности. Формирование принципов права на основе государственно-правовых закономерностей позволяет избежать произвола в правовом регулировании, придает общеобязательный характер объективному юридическому праву. Таким образом, принципы права социального обеспечения - основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни. Например, принятие и осуществление государством таких обязательств можно рассматривать с позиций управления социальными рисками, которое выступает как система мер по установлению перечня социальных рисков, их учету, оценке, профилактике, а также компенсации (минимизации) последствий социальных рисков. 1.2 Нормативное закрепление принципов права социального обеспечения Разнообразием и множеством правовых источников социального обеспечения предопределяется возможность характеристики лишь важнейших, основополагающих актов, в которых происходит закрепление прав граждан на определенные виды социального обеспечения, отражение требований и условий их предоставления, регламентация организационно-правового порядка осуществления указанных предписаний соответствующих актов нормативного характера. Первая группа источников права социального обеспечения – это договоры международного уровня и конвенции Международной организации труда (МОТ). Согласно пункту 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные нормы и принципы права международного уровня, а также международные договоры РФ представляют собой составную часть ее правовой системы. Если международный договор РФ устанавливает другие правила, нежели те, которые предусмотрены законом, то применяются правила договора международного характера. Таким образом, может быть сделан вывод о том, что нормы договоров международного уровня должны иметь высшую юридическую силу относительно законов РФ. Сюда могут быть отнесены нормы Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, ратифицированного Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Важное место отведено Всеобщей декларации прав человека 1948 г. К первой группе источников также могут быть отнесены Конвенции МОТ. К примеру, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), где закреплено важное положение, в соответствии с которым рост жизненного уровня рассматривают как основную цель в случае планирования развития экономики, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.). Важным значением, помимо конвенций, в сфере права социального обеспечения обладают рекомендации МОТ, к примеру, Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и др. Вторая группа источников права социального обеспечения – это законы РФ. Среди них особое место отведено Конституции РФ. В действующей Конституции закрепляется статус правового характера граждан в сфере социального обеспечения (статьи 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53). Значимое место отведено Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Данным нормативным актом закрепляется право граждан на охрану здоровья разных категорий субъектов. В области права социального обеспечения действующим является значительно число нормативных актов. Но для этой отрасли характерно то, что нет единого кодифицированного источника, регулирующего всю систему отношений общественного характера, составляющего предмет права социального обеспечения . На сегодня права граждан на определенный вид социального обеспечения закрепляются в законах РФ, к которым отнесены: Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"; Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ; Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.1995 N 81-ФЗ; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и т.д. Третья группа - это нормативные акты подзаконного уровня, среди которых особое место отводится Указам Президента РФ в области социального обеспечения. Они обладают нормативным характером и восполняют пробелы законов федерального уровня. Постановлениями Правительства РФ устанавливается механизм применения норм законов по определенным типам социального обеспечения( пособия, пенсии, компенсации). Помимо этого, они способны устанавливать дополнительные меры соц. защиты для определенных слоев населения в РФ. Важной ролью в нормотворчестве по социальному обеспечению в рамках своей компетенции обладают ведомства и министерства. Среди них особое место отводится Министерству здравоохранения и социального развития РФ, поскольку оно представляет собой центральный орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий руководство по обеспечению единой политики государства в сфере социальной защиты женщин, пенсионеров, инвалидов, детей и прочих слоев населения, нуждающихся в поддержке со стороны государства. На современной стадии развития нашего государства, когда происходит формирование рыночной экономики, важным значением обладают нормативные акты локального уровня как источники права социального обеспечения. Согласно части 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения помимо нормативных актов федерального уровня издаются акты субъектов РФ. Главной целью таких источников является рост уровня социальной защиты граждан на соответствующих уровнях( муниципальном, региональном), а также на уровне определенной организации. Ими предусматриваются более повышенные, дополнительные меры социальной поддержки граждан в сравнении с федеральными К источникам локального уровня могут быть отнесены территориальные согласия, акты органов самоуправления местного уровня. Целью локальных актов является установление более высокого уровня социальной защиты граждан на муниципальном, территориальном уровне, на уровне определенной организации. Подводя итог, можно сделать вывод, что принципы права социального обеспечения являются весьма популярной и широко исследованной темой. При этом остаются дискуссионными не только разные аспекты принципов права и их нюансы в разных сферах государственно-правовых исследований, но и само понятие принципов права. Приложение Б источники права социального обеспечения. 2 Классификация принципов права социального обеспечения 2.1 Общеотраслевые принципы В нашем государстве действуют следующие принципы общеправового характера, которые оказывают максимальное воздействие на правовое регулирование отношений общественного характера в области социального обеспечения граждан. Это доступность, всесторонность, всеобщность (универсальность), справедливость, гуманизм, равноправие граждан, гарантированность их прав, связь с уровнем оплаты труда . Равноправие граждан является правовым принципом, закрепленным в статье Конституции РФ. Равноправие обычно определяется в качестве равенства обязанностей, прав и ответственности, отсутствия в законодательстве привилегий или ограничений для определенных категорий граждан. Оно не является тождественным равенству, представляющему собой равные возможности для того, чтобы удовлетворять потребности. Принцип, который рассматривается, представляет собой принцип прямого действия . Все виды обеспечения в равной мере распространены на всех граждан, национальная и расовая принадлежность, отношение к религии, образование, социальное положение, происхождение, место жительства и т.д. значения не имеют. Реализация гарантированности прав граждан в сфере социального обеспечения происходит посредством обоснования данных прав в Конституции РФ и прочих нормативных правовых актах, но их реализация и объем не должны зависеть от решений должностных лиц и определенных органов государства. Существенная гарантия для граждан - это установление судебного механизма разрешения большей части споров, которые связаны с социальным обеспечением. Шагом вперед стало введение норм о регулярном пересмотре размеров пенсии при изменении стоимости жизни, чем гарантируется социальная защищенность населения. Реализация гражданами своего права смысл имеет не сама по себе, а лишь если в, то же время достигается ожидаемый эффект социального характера, цель законодательства. Главной целью всего законодательства в социальном обеспечении является содействие росту благосостояния народа, его уровня жизни, предоставление средств в объеме, достаточном для обеспечения населению достойного существования. Анализ сложившегося уровня социального обеспечения свидетельствует, что даже после увеличения размеров множества видов обеспечения, далеко не в каждом случае достигается их надлежащий уровень. В основе всех расчетов - минимальный размер заработной платы, которая существенно ниже, чем прожиточный минимум, что говорит об отступлении от принципа гарантированности права граждан на материальное обеспечение в достаточных размерах. Справедливость этого принципа одинаково значима для всех видов социальных норм, применительно к соц. обеспечению он может трактоваться в качестве принципа справедливого распределения, способного осуществляться двояко: по потребности или по вкладу. В оптимальном сочетании этих подходов и скрывается критерий справедливости : учет длительности труда, размер заработка, условия и характер труда, с одной стороны, и удовлетворение потребностей социально-культурного характера, обеспечение равенства возможностей для личностного развития вне зависимости от трудового вклада на основании реальных потребностей, с иной. Обязательное требование данного принципа - это соблюдение очередности в случае предоставления дефицитных услуг и благ (тех, которых в достаточном количестве нет) с установлением льгот по значимым с социальной точки зрения признакам получателей. Принцип гуманизма заключается в уважении прав и достоинства личности, что является одной из основных идей законодательства всякого цивилизованного государства. Уже сам факт законодательного закрепления и провозглашения права на социальную помощь и материальное обеспечение лиц, которые нуждаются в них, представляет собой проявление гуманизма. В нашем обществе понимание гуманизма меняется со временем. Если до недавнего времени определенные формы благотворительности – бесплатная столовая, льготное обеспечение предметами первой необходимости и продуктами питания, предоставление бесплатных мест для ночлега лицам без определенного места жительства и т.д. рассматривались как едва ли не оскорбляющие человеческое достоинство, то в настоящее время отношение к этому совершенно поменялось. Всеобщность обеспечения является проявлением принципов справедливости и равноправия . Правом на обеспечение обладают все категории трудящихся – служащие и рабочие, члены колхозов и прочих сельскохозяйственных предприятий, лица, которые занимаются индивидуальной деятельностью трудового характера, военные, безработные и т.д., т.е. представители всех социальных групп. Но определенный объем реализации данного права часто имеет зависимость от участия гражданина в полезной для общества деятельности конкретного вида. С особой наглядностью этот принцип находит проявление в пенсионном обеспечении. Введение института пенсий социального типа означает реализацию по факту принципа всеобщности и относительно нетрудоспособных, по разным причинам не сумевших приобрести права на пенсию трудового типа.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 26 страниц
2000 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 25 страниц
300 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 30 страниц
360 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 27 страниц
324 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 22 страницы
264 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 24 страницы
288 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg