Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Изучение зрительной памяти у детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития

cool_lady 432 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 36 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.02.2021
Цель исследования – изучить и проанализировать особенности зрительной памяти у детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития. Объект исследования – зрительная память у детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития. Предмет исследования – особенности зрительной памяти у детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития. Гипотеза исследования основана на том, что мы предполагаем, что у детей с задержкой психического развития не развита зрительная память. Задачи исследования: 1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме зрительной памяти у детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития. 2. Подобрать методики для изучения зрительной памяти у детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития. 3. Организовать опытно-педагогическую работу по изучению зрительной памяти у детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития. 4. Проанализировать и обобщить полученные результаты в ходе экспериментального исследования. Теоретико-методологическая база исследования: – психологические исследования зрительной памяти детей (Л.С. Выготский, Л.М. Веккер, П.Я. Гальперин, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.В. Дубровина, К. Дугкер, А.В. Запорожец, А.Г. Маклаков, А.В. Петровский и др.). – научные труды, посвященные изучению особенностей зрительной памяти детей с задержкой психического развития (Н. Г. Поддубная, Т. А. Власова, М. С. Певзнер, Ю. Г. Демьянов, Т. В. Егорова). Теоретическая значимость: заключается в изучении психолого-педагогических особенностей зрительной памяти у детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития. Практическая значимость: возможность использования полученного материала практикующими педагогами, дефектологами, работающими с детьми подготовительной к школе группы с задержкой психического развития. База исследования: МАДОУ Детский сад № 93 Стерлитамак. В исследовании принимали участие 8 детей в возрасте 6-7 лет с задержкой психического развития. Структура работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложения.
Введение

Память одна из важнейших психических функций. Она лежит в основе формирования индивидуального опыта человека, его речи, мышления, эмоций, двигательных навыков. Накопление знаний, необходимых для успешной и продуктивной работы, является непременным условием обучения и развития индивида, становления его личности, все это обеспечивает память. Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности (Л.С. Выготский, Л.М. Веккер, П.Я. Гальперин, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.В. Дубровина, К. Дугкер, А.В. Запорожец, А.Г. Маклаков, А.В. Петровский и др.). Уже в раннем возрасте зрительная память ребёнка с сохранным интеллектом развивается интенсивно. Роль зрительной памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Память – одно из основных свойств личности и одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей; важнейший психический процесс, с помощью которого ребёнок познаёт окружающий мир. Любая деятельность осваиваемая ребёнком, основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. У детей с задержкой психического развития зрительная память значительно ослаблена: ограничены объём запоминания, продолжительность запоминания зрительных объектов. У этих дошкольников ослаблены сами механизмы памяти: уменьшены скорость, полнота, прочность и точность запоминания (А.Н. Антипина, Ю.А. Блинков, Л.Н. Блинова, Н.Ю. Борякова, Т.Н. Волковская, Н.А. Деревянкина, В.В. Кисова, И.А. Конева, И.Ф.Марковская, В.Б. Никишина, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко и др.). Главным видом памяти в дошкольном возрасте является зрительная. Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием, при этом выраженность дефекта зависит от генеза задержки психического развития. Актуальность этого вопроса заключается в том, что несмотря на ряд исследований специальной психологии и педагогики по вопросу формирования зрительной памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, многие аспекты проблемы требуют дальнейших экспериментов, направленных на уточнение особенностей образной памяти у детей данной категории, что будет способствовать индивидуализации обучения, воспитания и коррекции.
Содержание

Введение….………………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. Анализ психолого-педагогической литературы по изучению зрительной памяти у детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития………………………………………………………….6 1.1. Развитие зрительной памяти в процессе онтогенеза……………………6 1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития…………………………………………………………10 1.3. Особенности зрительной памяти у детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития………………………………….14 Выводы по первой главе.……………………………………………..………..18 ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование по изучению зрительной памяти у детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития…………………………………………………………19 2.1. Организация экспериментального исследования по изучению зрительной памяти у детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития…………………………………………………………19 2.2. Качественный и количественный анализ результатов исследования зрительной памяти у детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития…………………………………………………………24 Выводы по второй главе.……………………….………………………............28 Заключение…………………………………………………………………...…29 Список литературы.…………………………………………………………….30 Приложения………………………………………………………………. 33
Список литературы

1. Блинков Ю.А. Основные принципы психологической реабилитации детей с задержкой психического развития / Ю.А. Блинков, Л.Н. Мордич // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2001. - № 1. - С. 17-20. 2. Блинова Л.H. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР : учеб. пособ. / Л.Н. Блинова. - М.: НЦЭНАС, 2001. - 136 с. 3. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Учебно-методическое пособие / Н.Ю. Борякова. – М.: Гном-пресс, 2010. – 47 с. 4. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М.: Педагогика, 2006. – 201 с. 5. Волковская Т.Н. Сравнительное изучение особенностей развития дошкольников с общим недоразвитием речи и дошкольников с задержкой психического развития / Т.Н. Волковская. - М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2003. – 210 с. 6. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский // Собр. соч. в 6 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 5. - 367 с. 7. Выготский Л.С. Психология: учеб. пособие / Л.С. Выготский. – М.: АПРЕЛЬ – Пресс: ЭКСМО - пресс, 2010. - 1007 с. 8. Гальперин П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. - 150 с. 9. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Юрайт, 2002. - 336 с. 10. Деревянкина H.A. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития: Учеб. пособие / Н.А. Деревянкина. – Ярославль: ЯГПУ, 2003. - 77 с. 11. Дугкер К. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти [Текст] / К. Дугкер. – М.: Просвещение, 2004. – 237 с. 12. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Том 1 [Текст] / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1986. - 316 с. 13. Кисова В.В. Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития как основа коррекционно-развивающей работы в специализированных образовательных учреждениях / В.В. Кисова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - Т.16. - 2014. - №2 (2). - С.348-352. 14. Кисова В.В. Практикум по специальной психологии/ В.В. Кисова, И.А. Конева. - СПб.: Речь, 2006.- 348 с. 15. Конева И.А. Особенности высших психических функций у дошкольников с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / И.А. Конева, СВ. Романова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. - № 6. 16. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2001. – 592 с. 17. Мартьянова Г.Ю. Психологическая коррекция в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии / Г.Ю. Мартьянова // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2003. - № 2. – С. 13 - 15. 18. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – 12-е изд., стер. / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2009. – 640 с. 19. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. – 4е. издание / Р.С. Немов // Общие основы психологии. Память. – М.: ВЛАДОС, 2001. – С. 242 – 261. 20. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высших пед. учеб. заведений: В 3 кн.: кн.3/ Р.С. Немов // Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 512 с. 21. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов / В.Б Никишина. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 126 с. 22. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для студ. вузов / Л.Ф. Обухова. - М.: МГПУ, 2006. - 460 с. 23. Осипова А.А. Общая психокоррекции: Учебное пособие / А.А. Осипова. - М.: ТЦ «СФЕРА», 2000. - 512 с. 24. Основы специальной психологии:учеб. пособие / Сост. Л.В. Кузнецова. – М.: Академия, 2002. - 479 с. 25. Петровский А.В. Психология. 2-е изд. стереотип. [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Академия, 2000. – 512 с. 26. Психологические исследования [Электронный ресурс] / Сост. Н.В. Васнецов. 2011. – 27. Семаго Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - М.: АРКТИ, 2000. - 207 с. 28. Специальная педагогика / Сост. Н.М. Назарова. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 400 с. 29. Специальная психология / Сост. В.И. Лубовский. – М.: Наука, 2003. – 460 с. 30. Тригер Р.Д. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе / Р.Д. Тригер. - М.: Педагогика, 1987. – 98 с. 31. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. - Н.Новгород: НГПУ, 1994. – 230 с. 32. Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. - Балашов: Николаев, 2004. - 80 с. 33. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР: пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений [Текст] / С.Г. Шевченко.– М.: Школьная пресса, 2005. – 80 с. 34. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды /Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 555 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 1.1. Развитие зрительной памяти в процессе онтогенеза Одной из важнейших способностей человека является способность к запоминанию, хранению и воспроизведению, а также правильному использованию информации. Память составляет основу человеческого сознания, разума, интеллект. Изучению памяти посвящены труды многих психологов (Л.М. Веккер, П.Я. Гальперин, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.В. Дубровина, К. Дугкер, А.В. Запорожец, А.Г. Маклаков, Р.С. Немов, А.В. Петровский и др.). Исследователи отмечают, что, будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Выполняя ту или иную деятельность, человек может запоминать предметы, явления, других людей, их отношения, движения, мысли, чувства. Всё это - объекты запоминания [8; 150 c.]. А.Г. Маклаков пишет, что «память – это следовая форма психического отражения прошлого, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого» [16, с. 9]. Ю.Б. Гиппенрейтер указывает, что память – сложная психическая деятельность. В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действия раздражителей, сохраняя в себе следы нервного возбуждения. Под следами в данном случае понимают определённые электрохимические и биохимические изменения в нейронах. Эти следы могут при определённых условиях оживляться, т.е. в них возникает процесс возбуждения при отсутствии раздражителя, вызвавшего указанные изменения [9, с. 101]. Память характеризуется способностью сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта. Виды памяти классифицируют по различным критериям [11]:по содержанию психической, активности преобладающей в мнемической деятельности: двигательная память, образная память (зрительная, слуховая, обонятельная, слуховая, вкусовая, осязательная), эмоциональная память, словесно-логическая память; по степени волевой регуляции: иконическая память, кратковременная память, долговременная, оперативная, генетическая; по продолжительности сохранения материала в памяти: непроизвольная память, произвольная память. В памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание [18]. Запоминание определённого материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Запоминание избирательно. Запоминается не все, что воздействует на органы чувств, а лишь то, с чем человек действует. Эффективность запоминания определяется мотивами, целями и способами деятельности. Непроизвольно лучше запоминается тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним (выделение смысловых блоков, составление плана). Произвольное запоминание характеризуется наличием сознательной цели – запомнить материал. По характеру связей, устанавливаемых между новым материалом и знаниями, уже приобретёнными в прошлом опыте, выделяют два способа запоминания: механическое и осмысленное. Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный момент поведение человека определяется всем его жизненным опытом. Память, таким образом, есть важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности. Р.С. Немов пишет, что «сохранение – это процесс удерживания заученного в памяти. С физиологической точки зрения это поддержание ранее установленных связей в мозгу путём подкреплений» [19]. Сохранению информации способствует ряд факторов: глубина понимания информации; установка (значимость информации); применение усвоенных знаний; повторение (степень использования материала в деятельности личности). Забывание – это естественный процесс. Физиологическая основа забывания – торможение временных связей. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает интереса. В этом случае быстро развивается «угасательное торможение» [22]. Избирательность забывания проявляется и в том, что детали забываются скорее, а общие положения и выводы сохраняются в памяти дольше. Забывание может быть полным и частичным. При полном забывании материал не только не воспроизводится, но и не узнается. При частичном забывании человек воспроизводит материал не весь или с ошибками. В зависимости от того, что человек лучше запоминает, выделяют три типа памяти: наглядно-образный, словесно-логический, промежуточный (гармонический). Представители первого типа лучше запоминают картины, лица, цвета, предметы, звуки. Представители второго типа лучше запоминают понятия, словесные формулировки, формулы. Представители третьего типа одинаково хорошо запоминают и наглядно-образный и словесно-логический материал [11]. По способу введения информации для запоминания различают зрительный, слуховой, двигательный и смешанный (зрительно - слуховой, зрительно - двигательный, двигательно-слуховой) типы. Действительно, одни люди предпочитают запоминать информацию зрительно, другие – на слух, третьи – при помощи двигательных ощущений, а четвёртые используют комбинированный способ. Чаще встречаются комбинированные типы. Зрительная память – способность человека воспринимать и удерживать в памяти зрительные образы, воспроизводить их в своём сознании в тех или иных целях. Развитие зрительной памяти у детей с сохранным интеллектом связано с познанием окружающего мира. Этот факт нашёл отражение в работах В.С. Мухиной, Л.Ф. Обуховой, Г.А. Урунтаевой, Д.Б. Эльконина [34]. По мнению Л.Ф. Обуховой, представления детей, оказывающие влияние на развитие зрительной памяти, имеют ряд характерных особенностей, обусловленных в первую очередь неумением ребёнка воспринимать предметы, поэтому детские представления, особенно о малознакомых вещах, оказываются смутными, нечёткими и хрупкими [22]. По мере развития ребёнка зрительная память продолжает совершенствоваться, позволяет ему узнавать все больше новой информации, связать эту информацию со старым запасом знаний. Развитие зрительной памяти влечёт за собой развитие мышления, речи, так как сопряжено с развитием этих важнейших психических процессов. Развитие зрительной памяти в онтогенезе осуществляется поэтапно [18]. На первом году жизни ребёнка непроизвольное запоминание протекает в совместной со взрослыми деятельности через манипулирование с предметами. Младенец зрительно запоминает предмет, когда взрослый у него на глазах действует с игрушкой. В раннем возрасте зрительная память по-прежнему полностью непроизвольна: никаких специальных действий с целью запомнить или припомнить что-либо ребёнок не выполняет. Именно в раннем возрасте дети вступают на путь развития собственно человеческой памяти. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Зрительная память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Запоминание и припоминание происходят независимо от воли и сознания детей. Ребёнок запоминает то, на что было обращено его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно (конструкции, иллюстрации, игрушки и др.). Качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов зависит от того, насколько активно ребёнок действует по отношению к ним, в какой мере происходят их детальное восприятие, обдумывание, группировка в процессе действия. Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в возрасте четырёх-пяти лет. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре. Овладение произвольными формами зрительной памяти включает несколько этапов. Сначала ребёнок начинает выделять только задачу запомнить и припомнить, ещё не владея необходимыми приёмами. При этом задача припомнить выделяется раньше, т.к. дети в первую очередь сталкиваются с ситуациями, в которых от них ждут именно припоминания, воспроизведения того, что они раньше воспринимали. Задача запомнить возникает в результате опыта припоминания, когда ребёнок начинает осознавать, что если он не постарается запомнить, то потом не сможет и воспроизвести необходимое. Приёмы запоминания и припоминания ребёнок не изобретает сам. Их в той или иной форме подсказывают ему взрослые [34]. 1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития Термин «задержка психического развития» был предложен Г.Е. Сухаревой, и характеризует, прежде всего отставание в развитии психической деятельности ребенка в целом. Основной причиной такого отставания, по мнению большинства исследователей (Т.А. Власова, И.Ф. Марковская, М.Н. Фишман и др.)[4], являются слабовыраженные (минимальные) органические поражения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникать во внутриутробном, при родовом, а также раннем периоде жизни ребенка. В некоторых случаях может наблюдаться и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы. Интоксикации, инфекции, травмы и т. п. ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают легкие церебральные органические повреждения. Вследствие этих нарушений у детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, это, в свою очередь, проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей. В дошкольном возрасте у детей с задержкой психического развития выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изо-деятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с задержкой психического развития нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, затруднено формирование графомоторных навыков [33]. Особого внимания заслуживает рассмотрение особенностей речевого развития детей с задержкой психического развития. Многим из них присущи дефекты звукопроизношения, недостатки фонематического восприятия. Среди воспитанников специализированных групп много детей с таким речевым нарушением, как дизартрия. Нарушения речи при задержке психического развития носят системный характер и входят в структуру дефекта. На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций типа «Коля старше Миши». Дети плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом, затруднен процесс декодирования текстов, т.е. затруднен процесс восприятия и осмысления их содержания [5]. Дети рассматриваемой группы имеют ограниченный словарный запас. В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужен глагольный словарь. Затруднены словообразовательные процессы, позже, чем в норме, возникает период детского словотворчества, который продолжается до 7-8 лет. Грамматический строй речи также отличается рядом особенностей. Ряд грамматических категорий дети практически не используют в речи, однако, если сравнивать количество ошибок в употреблении грамматических форм слова и в употреблении грамматических конструкций, то явно преобладают ошибки второго типа. Ребенку трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение, хотя ему и понятно смысловое содержание изображенной на картинке ситуации или прочитанного рассказа, и на вопросы педагога он отвечает правильно[5]. Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития обусловливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети отстают от нормально развивающихся детей.. Так, исследования Е.Е. Дмитриевой показали, что старшие дошкольники с задержкой психического развития не готовы к внеситуативно-личностному общению со взрослым. В отличие от своих нормально развивающихся сверстников они достигают лишь уровня ситуативно-делового общения. При задержке психического развития затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление – формирование самосознания, самооценки, системы «Я». В старшем дошкольном возрасте такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения[3]. У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. У такого ребенка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать ребенок подготовительной к школ группы не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить минимум программы детского сада и быстро попадает в ряды хронически отстающих [10]. В исследовании П.В. Шохина и Л.И. Переслени выявлено, что дети с задержкой психического развития в единицу времени воспринимают меньший объем информации, т. е. снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. У детей с задержкой психического развития неравномерно развиваются виды мышления. Наиболее значительно выражено отставание в словесно-логическом мышлении (оперирующем представлениями, чувственными образами предметов), ближе к уровню нормального развития находится наглядно-действенное мышление. Но, тем не менее, дети с задержкой психического развития могут осуществлять процесс переноса знаний в новые условия, это означает что, для таких детей необходимы специально созданные условия [10]. Память детей с задержкой психического развития отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. Выраженность этого дефекта зависит от происхождения задержки психического развития. При правильном подходе к обучению, дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания [13]. Таким образом, в самом общем виде сущность задержки психического развития состоит в том, что ребенок развивается не равномерно и психические процессы (мышление, память, внимание, восприятие), речь, эмоционально-волевая сфера отстают в развитии. 1.3. Особенности зрительной памяти у детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития Структура психики ребёнка с задержкой психического развития чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению других вторичных и последующих отклонений. Недоразвитие познавательной деятельности и личности такого ребёнка обнаруживается в самых различных его проявлениях. Изучение особенностей развития памяти у детей с задержкой психического развития представляет большой интерес для специальной педагогики. Это обусловлено тем, что благодаря памяти ребёнок фиксирует и обобщает прошлый опыт, приобретает знания и умения. Без памяти немыслимо развитие личности, так как без суммирования прошлого опыта не может возникнуть единства способов поведения и определённой системы отношений к окружающему миру. Результаты исследований зрительной памяти у детей задержкой психического развития позволили учёным показать, что эти дети усваивают все новое очень медленно, быстро забывают, неточно воспроизводят, плохо перерабатывают воспринятый на зрительной основе материал, и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретёнными знаниями и умениями на практике [2]. Физиологической основой недоразвития зрительной памяти в целом и забывчивости в частности может являться не угасание условных связей, как при обычном забывании, а лишь временное торможение корковой деятельности – охранительное торможение. Улучшение состояния памяти у некоторых детей наступает при увеличении продолжительности сна и от правильности распределения часов труда и отдыха [4]. Опосредованное запоминание осмысленного материала – это высший уровень запоминания. Характерной особенностью детей с задержкой психического развития является неумение целенаправленно запоминать даже с использованием наглядных опор. Когда дошкольникам читают вслух рассказ, сопровождая его иллюстрациями, дети стремятся запомнить наизусть отдельные фразы, но не вникают в содержание. Результаты исследований А.Н. Антипиной показали, что зрительная память детей с задержкой психического развития характеризуется малым объёмом, недостаточной точностью и прочностью запоминаемого наглядного материала. Эти дети обычно пользуются непроизвольным запоминанием, т.е. запоминают яркие изображения, необычные предметы – то, что их привлекает [4]. Основные процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение – у дошкольников с задержкой психического развития имеют специфические особенности, так как формируются в условиях нарушенного развития. Эти дети лучше запоминают внешние, иногда случайные признаки, зрительно воспринимаемые. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У детей с задержкой психического развития позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание. При этом преимущество преднамеренного запоминания у ребёнка с задержкой психического развития выражено не так ярко, как у их здоровых сверстников. Слабость зрительной памяти детей с задержкой психического развития выражается не только в трудностях получения и сохранения информации, но главным образом в её воспроизведении, и в этом основное отличие дошкольников с задержкой психического развития от детей с нормальным интеллектом [1]. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приёмами запоминания и припоминания приводит дошкольников с задержкой психического развития к ошибкам при воспроизведении. Воспроизведение – процесс очень сложный, требующий большой волевой активности и целенаправленности. Из-за непонимания логики событий воспроизведение дошкольников с задержкой психического развития носит бессистемный характер.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 23 страницы
250 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 30 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 49 страниц
5000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg