Глава 1
Теоретическое обоснование соревновательного метода в физическом воспитании школьников 6 классов
1.1. Общая характеристика соревновательного метода
Соревнование принадлежит к количеству обширно известных социальных явлений. Оно имеет немалое значение для детей, например, как способ организации и стимулирования деятельности в разных различных сферах жизни: в производственной деятельности, в художестве, в спорте и т.д. Естественно, что определенный смысл соревнований может быть различен [2].
Соревновательный метод в физическом воспитании используется как в сравнительно элементарных формах, так и в развернутой форме. В элементарной форме это проявляется в использовании соревновательного начала в качестве подчиненного элемента общей организации занятия (как способа стимулирования интереса и активизации деятельности при выполнении отдельных упражнений), во втором - в качестве сравнительно самостоятельной формы организации занятий, подчиненной логике соревновательной деятельности (контрольно-зачетные, официальные спортивные и подобные им состязания).
Главный, характеризующий признак соревновательного метода – конкурентоспособное сравнение сил в условиях высокоупорядочного соперничества, борьбы за характерные черты этого метода [3].
Моменты соперничества в ходе состязаний, а также обстоятельства их организации и выполнения создают особый эмоциональный и физиологический фон, который увеличивает противодействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению многофункциональных возможностей организма, чем при снаружи подобных не соревновательных нагрузках.(в данный момент это показано многими исследованиями).
В период соревнований, в особенности важных при индивидуальном отношении, также в социальном отношении, еще в большей мере, чем в игре, проявлены факторы психической напряженности, так как функционирует условие противодействия, противоборства, конфликта противоположно направленных интересов. Командные соревнования характеризуются наравне с этим взаимоотношением помощи, обоюдной ответственности и ответственности перед всем коллективом за достижение соревновательной цели [4]. Состязательный способ характеризуется, кроме того, унификацией (приведением к определенному единообразию) объекта соревнования, режима борьбы за победу и способов оценки достижения. Абсолютно понятно, что нереально сопоставлять мощи соучастников соревнования, в случае если отсутствует общий идеал для сопоставления и если никак не упорядочен сама процедура сравнения. В единичных вариантах унификация способна обладать силу лишь в границах этого коллектива соревнующихся (группы, класса ит. п.). В спорте же она фиксируется общими правилами, которые в множестве вариантов приобрели уже значение международных мерок состязания. Совместно со этим стандартизация в соревновательном методе никак не регламентирует работу соревнующихся во всех деталях. Вид данной работы обуславливается в значительной борьбе за первенство, победу или возможно высокий результат [5]. По этой причине соревновательный метод даёт сравнительно узкие способности для чёткого определения нагрузки, регулирования воздействий и непосредственного руководства деятельностью занимающихся. Возможно отметить, что в этом отношении способ базируется как бы промежуточное положение между игровым методом и методами строго регламентированного упражнения.
Соревновательный метод используется при постановлении различных педагогических задач: воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков, формировании способности целесообразно реализовывать их в осложненных условиях. Согласно сопоставлению с иными способами физического воспитания он даёт возможность демонстрировать более высокие условия к функциональным способностям организма и тем содействовать их высшему развитию [6]. Исключительно велико значение соревновательного метода и в воспитании моральных и волевых качеств: целеустремленности, инициативности, решительности, настойчивости, возможности справляться с трудностями, самообладания, самоотверженности и др.
Следует иметь в виду, что условия соперничества и связанные с ним отношения имеют шансы способствовать развитию не только позитивных, но и негативных черт характера (эгоизма, излишней амбициозности, тщеславия и т. п.) По этой причине соревновательный метод оправдывает свою роль в нравственном воспитании лишь при условии высококвалифицированного педагогического руководства [7].
Кроме того опыт демонстрирует, что использование соревновательного метода упражнения зачастую приводит к появлению сильных эмоций, что осуществление учебных задач урока делается неосуществимым. Дети утрачивают контроль над своим поведением, шумят, никак не реагируют на слова учителя. Мощные чувственные волнения долгое время «затухают» после завершения игры, не дают сконцентрироваться на новом задании, вручаемым педагогом, из-за этого не все учителя в полноценном объеме реализуют соревновательный метод. Не следует также забывать о том, что игры и соревнования являются физическими упражнениями и на них распределяется правило о периодической смене состава предлагаемых игр и состязаний. Это даст возможность не ослабить заинтересованность обучащихся к занятиям на уроках физической культуры.
В практике применяются несколько раскладов соревновательного метода:
• Осуществление соревновательным методом подготовительных упражнений с установкой на превышение характеристик тренировочной нагрузки;
• состязание в исполнении эпизодически включаемых заданий, никак не призывающих особой подготовки, однако призывающих психической мобилизации;
• внедрение в качестве предмета состязания отчасти измененных форм главного упражнения;
• «смещение» соревновательной установки с упором преимущественно на высококачественную сторону упражнений [8].
Данным образом, значимость спорта и физкультуры в формировании личности состоит в том, что сложные условия, потребность справиться с проблемой вынуждают человека показывать свои волевые качества, преодолевать себя, а по мере их развития и закрепления эти качества генерализуются - выносятся на неспортивную жизнедеятельность. Занятие физической культуры - главная форма преподавания детям физических упражнений. Особой задачей урока физической культуры является обучение детей всех возрастных групп правильным двигательным навыкам и формирование физических качеств [9]. Значимость занятий физической культурой состоит в регулярном исполнении взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, исполнение которых реализует физическое развитие, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание эмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие его личности [10]. Содержание и структура урока физической культуры.
Содержание урока физической культуры составляют физические упражнения, предопределенной программой для каждой возрастной группы, выражающиеся в двигательной деятельности детей.
Имеющаяся в данный период трехчастная структура учитывает реализацию на уроках физической культуры физиологических, психических и педагогических закономерностей.
Данное включение детей в главную деятельность; сохранение работоспособности на данном уровне, уменьшение нагрузки, выравнивание функционального состояния и психологическая настройка на расслабление или другой вид урока.
Значит, работоспособность делится на уроке неравномерно и даёт 4 уровня: предстартовое состояние, врабатываемость, устойчивое состояние, снижение работоспособности [11]. Благодаря этому, уроки физической культуры состоят из трех взаимосвязанных частей: вводной (подготовительной), основной и заключительной. Для каждой части урока одинаково важное значение имеют все задачи - образовательные, воспитательные и оздоровительные. Выполнение данных задач гарантирует всестороннее воздействие на детей. Одним из наиглавнейших условий успешной реализации образовательного процесса считается познание педагогом конкретных закономерностей становления личности, которые лежат в базе каждого возрастного периода. Любой возрастной этап людского становления считается уникальным, и в каждом из них наиболее актуальными являются различные процессы и явления. «На любом возрастном этапе жизнедеятельность человека формируется из многих сфер. Среди них можно отметить доминирующие, т.е., те, в коих человек определенного возраста имеет потребность и возможность реализовать свою активность». Учет возрастных индивидуальностей считается гарантией удачного изучения и воспитания ребенка. Впрочем, необращая внимания на такую актуальность выделения, более приоритетных сторон человеческого развития в всевозможные возрастные периоды, в современной науке единой общепринятой периодизации не существует. В реальное время хронологические рамки всевозможных возрастных периодов ориентируются по-разному из-за от того, что взято за основу классификации: реальный возраст, психическое созревание или его физическое формирование, социальные аспекты деятельности или его самодеятельность.
1.2. Психолого-педагогические основы применения соревновательного метода в воспитании школьников
В физической культуре единая задача воспитания рассматривается применительно к особенностям спортивной деятельности, приобретая прямую взаимосвязь с установкой на спортивные достижения. Но, как ни крути спортивные результаты в качестве поставленной цели, с общих социально-педагогических позиций они не могут, в заключении, становиться целью для человека. На пути к ним всегда должна преследоваться и более существенная цель, суть которой в том, чтобы через покорение наивысших спортивных результатов сформировать всесторонне развитую личность, которая содержит в себе духовное богатство, нравственную чистоту, физическое совершенство, чтобы реализовать спортивную деятельность как средство гармонического формирования личности и воспитания в интересах общества
1 Нравственное воспитание. Главные задачи нравственного воспитания при применении соревновательного метода:
1) развитие нравственного сознания, идейной убежденности и мотивов деятельности, согласующихся с эталонами высокой морали;
2) развитие моральных чувств, которые характерны для мира. Гуманизм, чувство коллективизма, дружбы;
Общие высоконравственные основы рассматриваются в области физкультурной и спортивной деятельности в виде специфических этических норм, стабилизирующих поведение, действия и взаимоотношения в этой сфере. Ряд таких норм составляют спортивную этику. В соревнованиях спортивная этика выражается в требованиях, вести себя так, как это достойно человека: честно соблюдать правила и регламент состязаний, не прибегать к запрещенным способам получения победы. Овладение и выполнение таких норм считается при любых условиях одним из главных путей воспитания личности.
Исключительно значимы способности, которые есть в физическом воспитании для формирования твердых этических норм и навыков поведения через упражнение, приучение. Специфика физкультурной и спортивной деятельности такова, что она неизбежно ставит занимающихся перед необходимостью постоянно и твердо соблюдать практические поведенческие нормы и вырабатывать соответствующие черты поведения. В напряженных, эмоционально насыщенных ситуациях спортивных соревнований обнаруживаются и испытываются на прочность навыки поведения и связанные с ними черты личности.
С одной стороны, правильное воспитание формирует положительные черты личности человека. С другой стороны, от уровня воспитанности занимающихся, настойчивости, воли и других черт характера зависит результативность занятий по физическому воспитанию.
2 Умственное воспитание. В подходе выполнения задач умственного воспитания личности предусматривается:
1) взаимообогащение особыми познаниями, которые относятся к сфере физической культуры; систематическое расширение и углубление их, формирование на этой основе осмысленного отношения к спортивной деятельности.
2) формирование познавательных возможностей, свойств интеллекта, спорта - анализ и обобщение выступления в соревновательный период, решающая оценка также исследование двигательных операций.
Взаимосвязь понятий, таких как физическое воспитание с умственным проявляется непосредственно и опосредованно. Непосредственная связь –в процессе физического воспитания идёт влияние на развитие интеллектуальных возможностей учащегося. На уроках всё время происходят познавательные ситуации, связанные с владением техникой, ее совершенствованием до идеала. Учитель специально реализует на занятиях познавательные и проблемные ситуации разной сложности для учачихся. Ученики обязаны сами думать над своим решением, также приступать к решению задач, которые им поставит преподаватель.