Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Механизмы и динамика заикания в детском возрасте.

cool_lady 468 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 39 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.02.2021
Цель исследования: механизмы и динамика заикания в детском возрасте. Задачи исследования: 1)Изучить механизмы заикания у детей дошкольного возраста; 2)Рассмотреть динамику заикания у детей дошкольного возраста; 3)Рассмотреть характеристика заикания у детей дошкольного возраста; 4)Исследовать методики диагностики; 5)Исследовать методики коррекции. Объект исследования: особенности развития речи у заикающихся детей. Предмет исследования: методы и приёмы, работа по развитию речи у заикающихся детей. Методы исследования: синтез, анализ, сравнение, обобщение. Структура курсовой работы состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Введение

Актуальность темы заключается в преодолении и предупреждении особенностей развития речи у заикающихся детей старшего дошкольного возраста. Речь не является врождённой способностью человека, но каждый ребёнок кропотливо её вырабатывает как средство взаимопонимания. Развитие речи тесно связано с высшей нервной деятельностью. Филогенетически речь- молодая функция коры головного мозга, которая возникла в стадии развития человека как существенное дополнение к механизму нервной деятельности животных. Павлов всегда доказывал , что деятельность первой и второй сигнальных систем неразрывно связана и что обе системы непрерывно находятся во взаимодействии. Поэтому нельзя отдельно изучать одну или другую сигнальную систему. Деятельность первой сигнальной системы человека сходна с деятельностью той же системы у животных – это усложнённая работа органов чувств. Речь ребёнка правильно формируется только тогда, когда развивающаяся вторая сигнальная система постоянно поддерживается конкретными импульсами первой сигнальной системы, которая непосредственно отражает реальную действительность. Зрячий ребёнок внимательно наблюдает за движениями языка и рта окружающих, поэтому взрослые обычно произносят шутливые односложные слова вроде «бабаба», «дадада» и т.д. с преувелечённым артикуляционным движением, чтобы ребёнок мог подражать. Таким образом развивается зрительно- слуховая связь. В мировой литературе имеется много значительных работ о развитии детской речи с позиции медицины, психологии, лингвистики и педагогики. В них отражены психологические и философские воззрения, большой частью идеалестические. Из врачей известны именно Куссмауля, Гуцмана, Либмана, из психологов Меймана, В. и С. Штерн. В нашей стане вопросом развития речи занимались Чада, Хала и Онезорг. Последней подробно описал развитие речи собственных детей с лингвистической и фонетической точки зрения. Его работы содержат многочисленные литературные ссылки, и, кроме того, в них приводятся описания развития речи разными авторами, главным образом педагогами и психологами. Эти данные можно применять для исследований, нужно дать им правильное толкование. Заикание является одним из распространенных дефектов речи. Его целесообразно исправлять ещё в дошкольном возрасте. Иногда случается так, что угасшее или мало заметное в дошкольном возрасте заикание в дальнейшем обостряется и становится явным дефектом. И в том, и в другом случае его необходимо исправлять сразу же после обнаружения, так как оно лишает детей нормальных условий речевого общения .Основные затруднения возникают у заикающихся при необходимости отвечать полным развёрнутым ответом, спрашивать , пояснять, рассказывать. Известные французские авторы Е.Пишон и С.Борель- Мезонни пишут: «Заики в основном страдают лингвистической недостаточностью, то есть каково бы ни было в остальном качестве их интеллекта- им трудно сформулировать самим себе свои мысли в языковой форме». По мнению Р.Е.Левиной заикание у детей заметно ослабевает или вовсе снимается в тот момент, когда их речь бывает связана с конкретной, наглядной ситуацией или непосредственной практической деятельностью. Это объясняется тем, что наглядная, конкретная ситуация или ситуация непосредственной деятельности значительно облегчает называние производимых действий, манипуляций с предметами, находящимися перед глазами ребёнка. Контекстная речь, то есть связанная с предметами, которые ребёнок не может наблюдать непосредственно в момент речи, с событиями прошедшими, иногда очень давними, с будущими его действиями, является для заикающихся детей более трудной. Сложность такой речи заключается в том, что ребёнку приходится строить своё сообщение без конкретного показа, опираясь на языковые средства. Всё выше изложенные убеждают в том, что развивать речь детей можно начиная с наиболее элементарной, доступной заикающимся формы, то есть ситуативной, постепенно подводя их к умению пользоваться контекстной формой речи. Одним из благоприятных условий для постепенного развития речи заикающихся детей является ручная деятельность. Некоторые авторы видят в этом способ развития моторике детей и улучшение координации их движений (В. И. Городилова, Е. М. Радина, М. Зееман). Встречаются также попытки сочетать речь детей с различными движениями: произнесения слов и фраз в такт маршировке, в такт хлопков и т. д. (В. И. Рождественская). Предполагается, что таким образом происходит отвлечения внимания детей от процесса произнесения, и они получают возможность тренироваться в размеренной, ритмичной речи. Дыхательные упражнения имеют целью наладить очень часто нарушенное дыхание детей – Лого невротиков. Необходимо приучить детей делать вдох без напряжения не поднимая плеч, и делать медленный плавный выдох без речи и с речью. Дыхательные упражнения даются в начале занятий без речевого сопровождения, как более лёгкие, а затем с речевым сопровождением. В основе лежат наблюдения авторов Р. М. Боскис, Р.Е.Левина, Е. Фрешельс, накопленные в течение многолетней работы с заикающимися. Проблемой заикания занимались многие ученые, они рассматривали это нарушение с разных точек зрения. Существует медицинский аспект заикания, его рассматривали такие ученые, как Жинкин Н. И., Поварнин К. И. и др. Они считали, что феномен заикания может быть определен как нарушение непрерывности в отборе звуковых элементов при становлении разнометрического алгоритма слов, как нарушение авторегулировки в управлении речедвижениями на уровне слова. Многие исследования указывали, что первичными являются психологические особенности, Лагузен Х., Кот Р., Пайкин М. И. и др., а физиологические проявления при заикании - это лишь следствия этих психических недостатков. Боскис Р. М., Левина Р. Е. и др. рассматривали заикание как речевое недоразвитие.
Содержание

Введение.………………………………………………………………..…………. 5 ГЛАВА 1. МЕХАНИЗМЫ И ДИНАМИКА ЗАИКАНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ 1.1 Механизмы заикания у детей дошкольного возраста………………….…9 1.2 Динамика заикания у детей дошкольного возраста………………………9 1.3 Характеристика заикания у детей дошкольного возраста………………..13 Выводы по 1 главе……………………………………………………………........18 ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА И КОРРКЦИЯ ЗАИКАНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ …………………………………………………………………………25 2.1 Методики диагностики ……………………..................................................26 2.2 Методики коррекции………………………………………………………...29 Выводы по 2 главе…………………………………..…………………..………….37 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…………..38 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………… ……40
Список литературы

1. Белякова, Л.И., Дьякова, Е.А. Заикание. [Текст]: учеб. пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” -- М.: В. Секачев, 2008. - 304 с.: ил. 2. Белякова, Л. И., Дьякова, Е.А. Логопедия. Заикание. [Текст]: Эксмо - Пресс, 2013.- 320 с. 3. Волкова, Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. [Текст]: Книга для логопедов.- М.: Детство-Пресс,2013.-240 с. 4. Визель, Т.Г. Коррекция заикания у детей. [Текст]: АСТ, Астрель, ВКТ, 2009.- 224 с. 5. Выгодская, И.Г., Пеллингер, Е.Л., Успенская, Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре. [Текст]: - М.: Просвещение, 2004.- 174 с. 6. Гончарова, Н.Б. Театрализованные игры в коррекции заикания: из опыта работы./ [Текст]: /Дошкольное воспитание, 2008 № 3. - с. 82-84. 7. Заикание // Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.-480 с. 8. Зееман М. Расстройство речи в детском возрасте. [Текст]: М.: издательство академии педагогических наук, 2012 .-212 с. 9. Исагулиев, П.И. Ролевые игры и тренинги в коррекции заикания. [Текст]: М.: В. Секачев. НИИ школьных технологий,2009.-112 с. 10. Левина, Р.Е. Преодоление заикания у дошкольников. [Текст]: М.: Сфера, 2009.- 78 с. 11. Леонова, С.В. Психолого - педагогическая коррекция заикания у дошкольников. [Текст]: Питер, 2014.-128 с. 12. Лохов, М.И.,Фесенко. Ю.А. Коррекция заикания и других речевых расстройств детского возраста. [Текст]: Детство - Пресс, 2010.- 160 с. 13. Лохов, М.И.,Фесенко, Ю.А.Заикание и логоневроз. Диагностика и лечение. [Текст]: Сотис, 2010.-228 с. 14. Миссулович, Л.Я. Патоморфоз заикания. Изменение картины возникновения и течения заикания, особенности коррекционной работы. [Текст]: Союз, 2012.-320 с. 15. Морозова, Н.Ю.Как преодолеть заикание. Практический материал для работы с заикающимися. [Текст]: Эксмо - Пресс, В. Секачев, 2012.-192 с. 16. Одинцова, Т.С. Заикание у детей. [Текст]: Ростов - на - Дону, Феникс, 2010.- 228 с. 17. Парамонова, Л.Г.О заикании. Профилактика и преодоление недуга. [Текст]: М.: Детство- Пресс,2010.-128 с. 18. Поварова, И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. [Текст]: АСТ, Астрель,2009.-224 с. 19. Поварова, И.А.Заикание. Диагностика и коррекция темпо-ритмических нарушений устной речи. [Текст]: Речь, 2005.-290 с. 20. Пятница, Т.В., Солоухина - Башинская, Т.В. Справочник дошкольного логопеда. [Текст]: Ростов - на - Дону, Феникс, 2009.- 450 с. 21. Селиверстов, В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. [Текст]: М.: Владос, 2011.-208 с. 22. Соловьева, Е.Н. Путь к преодолению заикания. Система занятий. [Текст]: Спб.: Детство-Пресс, 2012.-120 с. 23. Сикорский, И.А.Заикание. [Текст]: АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2006.-192 с. 24. Чевелева, Н.А. Исправление речи у заикающихся школьников. [Текст]: М.: Просвещение, 2010. - 96 с. 25. Чевелева, Н. А. Преодоление заикания у детей. [Текст]: Гном и Д, 2011.-128 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. МЕХАНИЗМЫ И ДИНАМИКА ЗАИКАНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ 1.1 Механизмы заикания у детей дошкольного возраста До настоящего времени причины и механизмы развития заикания остаются предметом дискуссий специалистов различного профиля - логопедов, невропатологов, психологов и др. Даже формальное определение заикания как патологического процесса, по мнению В.М. Шкловского (1994), не может быть на современном этапе ни достаточным, ни окончательным. Тем не менее, автор считает, что заикание является дискоординационным судорожным нарушением речи, возникающим в процессе общения по механизму системного речедвигательного невроза, и клинически представлено первичными, собственно речевыми, и вторичными психовегетативными расстройствами, значение которых у детей дошкольного возраста обычно невелико, а у взрослых они часто становятся доминирующими. Большинство авторов разделяет точку зрения, что заикание - это полиморфное болезненное состояние, при котором судорожное нарушение речи является только одним из симптомов. Поэтому человека, страдающего заиканием, следует рассматривать как больного, и в большинстве случаев нуждающегося в комплексном лечебном воздействии. Заикание - следствие многих причин. Многие исследователи отмечают, что возникновение заикания у детей совпадает с периодом активного развития фразовой речи. Этот период характеризуется недостаточной устойчивостью и значительной ранимостью фило- и онтогенетически наиболее поздно развивающейся речевой функции. Поэтому, исходя из теории И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, неврозах и учении об условных рефлексах, торможение, возникающее вследствие действия сверхсильного раздражителя в речевых зонах головного мозга ребенка, может вызывать "срыв" речи - заикание. Возникший недостаток речи при неблагоприятном течении фиксируется по механизму условнорефлекторной связи. Усиливаясь с годами, он особенно начинает проявляться в эмоционально значимых ситуациях в ответ на отрицательные, вошедшие в патологическую рефлекторную цепочку, условные сигналы. К врожденным предрасполагающим факторам относят тяжелые нервно-психические и инфекционные заболевания родителей. Такие заболевания, как шизофрения, туберкулез, сифилис и др., вредные химические факторы производства, повышенная радиоактивность во многих случаях поражают раньше всего нервную систему еще неродившегося ребенка. Вредно могут отразиться на состоянии нервной системы потомства и различного рода травмы, переживания, неблагоприятные условия жизни и работы матери в период беременности, родовые травмы (Шкловский В.М., 1994). В целом для заикающихся характерна недостаточность двигательной сферы, выраженная в разной степени. Речь предъявляет высокие требования к тонко дифференцированной моторной деятельности, совершенство которой зависит от целостности и степени зрелости центральной нервной системы. У части заикающихся исследования не обнаруживают органического поражения мозга. В то же время они характеризуются такими чертами поведения, как повышенная впечатлительность, тревожность, низкий уровень адаптации к новым условиям, что свидетельствует об особом, более ранимом состоянии центральной нервной системы, чем в норме. Определенное значение в развитии заикания придается наследственным факторам. В генетическом коде ребенка могут быть заложены патологические особенности двигательной сферы и определенные особенности личности (акцентуации), которые при неблагоприятных условиях могут привести к возникновению заикания. Частота возникновения заикания у родных братьев и сестер составляет 18%. Причем у дизиготных близнецов заикание встречается в 32%, а у монозиготных - в 77%. У заикающихся мужчин процент появления заикающихся сыновей равен 22%, а дочерей — 9%, а для женщины соответственно - 36% и 17%. В речевом развитии детей отмечаются периоды, когда их нервная система испытывает большое напряжение. Для начала заикания особое значение имеет период интенсивного формирования речи. В это время для многих детей характерно появление физиологических итераций. Выявляется значительное несоответствие между пока еще недостаточно оформленным речевым дыханием и психической возможностью произнесения сложных фраз. Психическая сторона речи в этот период опережает возможности ее моторной реализации. Данные литературы позволяют отнести явление леворукости к одной из врожденных предрасполагающих причин возникновения заикания (Белякова Л.М., Дьякова Е.А., 1998). Известно немало наблюдений, свидетельствующих о тесной связи заикания с левшеством. На это указывает большой процент левшей среди заикающихся, значительно превышающий процент левшества в популяции. Есть указания также на то, что заикание нередко возникает при перевоспитании леворукости на праворукость. В тех случаях, когда переучивание происходит грубо, а также в неадекватно сжатые сроки, у ребенка может появиться заикание. Следует учесть, что при левшестве у детей наблюдаются высокая общая эмоциональность, боязливость, тревожность и другие показатели, которые нередко ведут к невротическому реагированию при воздействии различных патогенных раздражителей. Ослабление гармонического взаимодействия между симметричными структурами мозга у заикающихся делает такую центральную нервную систему особо ранимой, что, в первую очередь, отражается на их речевой функции. Внешние предрасполагающие причины порождаются окружающей средой, условиями жизни и воспитания ребенка. К ним можно отнести нарушения режима сна и питания, недостаточную осведомленность родителей о том, что малыш должен жить и воспитываться, по возможности, в спокойных условиях. Сильные звуковые раздражители (телевизор, приемник, магнитофон, громкие окрики взрослых и т.п.), большое скопление людей, духота и т.п- все это отрицательно сказывается на состоянии нервной системы ребенка. Длительно психотравмирующие раздражители могут явиться причиной тяжелого невротического состояния, на фоне которого появляется заикание. Определенную роль среди внешних причин заикания играет подражание ребенка заикающимся взрослым или сверстникам. Одной из наиболее частых внешних производящих причин заикания является острая психическая травма, нанесенная домашними или дикими животными, стихийными бедствиями, катастрофами, зрелищными мероприятиями, семейными ссорами, физическими травмами и медицинскими манипуляциями (Миссуловин Л.Я., 1997). В настоящее время, как указывает Б.Д. Карвасарский (1990), большинство авторов исходят из признания определяющей роли психотравмирующих ситуаций в генезе неврозов, полагая, что в одних случаях они могут выступать в качестве ведущих этиологических факторов, в других - как этиологические условия. Чаще всего патогенную роль приобретают их сочетания. Освещая проблему психогений, способствующих возникновению у детей заикания, Н.А. Власова (1978) наряду с острой психической травматизацией придает значение и хроническим конфликтным ситуациям, которые непосредственно связаны с высокой эмоциональной возбудимостью детей дошкольного возраста. В возникновении заикания первостепенную роль играют нарушенные взаимоотношения нервных процессов (перенапряжение их силы и подвижности) в коре головного мозга. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен с одной стороны, состоянием нервной системы, ее "готовностью" к отклонениям от нормы. С другой стороны нервный срыв может быть вызван неблагоприятными экзогенными факторами (Селиверстов В.И., 2000). С позиций современной нейрофизиологии состояние нервной системы заикающегося ребенка характеризует преобладание процессов возбуждения над торможением. Слабость тормозных механизмов, обусловленная конституционально или перенесенной патологии центральной нервной системы, облегчает формирование очагов застойного возбуждения в отделах речедвигательной подсистемы, которые являются своеобразными генераторами судорожной активности. Такого рода объекты по Г.Н.Крыжановскому (1997) называются генераторами патологически усиленного возбуждения и представляют универсальный механизм формирования патологической системы при многих заболеваниях нервной системы. Изучение и уточнение этиопатогенетических основ заикания во всем их многообразии представляет не только значительный научный интерес, но, прежде всего, является необходимым при дифференцированном подходе к клиническим проявлениям этого нарушения речи и психоневротических заболеваний, на фоне которых оно, как правило, протекает. Только такой подход может обеспечить дальнейшее плодотворное исследование заикания и даст возможность проводить патогенетически обоснованную комплексную терапию больных, страдающих этим дефектом речи. 1.2 Динамика заикания у детей дошкольного возраста Речь заикающегося сопровождается запинками, остановками (тонические речевые судороги), повторениями отдельных звуков, слогов, слов (клонические речевые судороги). Заикающимся свойственно введение в речь добавочных слов (эмболофазия), подмена "трудных" слов "легкими" (уловки), сопутствующих речи движений (кивки, подергивание, зажмуривание, покачивание). У многих заикающихся более старших возрастных групп наблюдается страх речи (логофобия). Основным симптомом заикания являются судороги мышц речевого аппарата в виде непроизвольного сокращения мышц в процессе речи или при попытке начать речь. Выделяют тонические и клонические судороги мышц речевого аппарата. Тонические речевые судороги характеризуются резким повышением тонуса мышц в нескольких группах, что акустически проявляется длительной паузой в речи или протяжной вокализацией. При этом наблюдается общая скованность заикающегося, лицо его отражает напряжение, рот либо полуоткрыт, либо закрыт с плотно сомкнутыми губами. Клонические речевые судороги проявляются многократными ритмичными сокращениями мышц речевого аппарата, что сопровождается повторением отдельных звуков, слогов или слов. Клонические и тонические речевые судороги могут наблюдаться у одного и того же заикающегося и проявляться во всех отделах речевого аппарата: дыхательном, голосовом и артикуляционном. В клинической картине заикания, особенно при хронизации речевого дефекта, чаще встречаются смешанные судороги: дыхательно-артикуляционные, дыхательно-голосовые, артикуляционно-голосовые и т.д. Дыхательные судороги могут быть инспираторными, т.е. возникающими в фазу вдоха, и экспираторными, характеризующимися резким внезапным выдохом. Инспираторные судороги акустически как - правило малозаметны, тогда как экспираторные судороги сопровождаются сильным сокращение мышц брюшного пресса, воздух резко и шумно проходит через раскрытую голосовую щель, артикуляция и вокализация приостанавливаются, при этом у заикающихся возникает ощущение сильного сжатия грудной клетки и нехватки воздуха. Судороги голосового аппарата возникают, как правило, в момент попытки произнесения гласного звука. Различают три основных вида судорог голосового аппарата: смыкательную голосовую судорогу, вокальную судорогу и дрожащий или толчкообразный гортанный спазм. Судороги артикуляционного аппарата подразделяют на лицевые, язычные и мягкого неба. У заикающихся выявляются значительные нарушения речевого дыхания. Недостаточный вдох не обеспечивает целостного произнесения интонационно - смыслового отрезка сообщения. Заикающиеся могут говорить на вдохе, либо в фазе полного выдоха. Речь заикающегося обычно сопровождается сопутствующими движениями, которые могут иметь насильственный или уловочный характер. У ряда больных с акцентуациями личности по тревожно-мнительному типу уловочные движения перерастают в двигательные ритуалы. Речь заикающихся, особенно взрослых больных, часто сопровождается вегетативными реакциями, которые проявляются изменением цвета кожных покровов, учащением сердцебиения, гипергидрозом. Такого рода реакции расцениваются специалистами как симпато-адреналоваые. У большого количества взрослых заикающихся, в отличие от детей дошкольного возраста, наблюдается логофобия. Логофобия включает в себя навязчивые переживания и страх возникновения речевых судорог. Различают два вида заикания - эволюционное, развивающееся у детей дошкольного возраста в возрасте 2-6 лет, и симптоматическое, возникающее в различном возрасте при заболеваниях центральной нервной системы - черепно-мозговых травмах, эпилепсии, энцефалитах, реактивных состояниях у истерических личностей и др. В зависимости от того, возникает ли эволюционное заикание на невротической основе или на фоне признаков органического поражения головного мозга, выделяют невротическую и неврозоподбную формы заболевания. Сочетанное действие указанных факторов характерно для смешанной формы заикания. По течению эволюционное заикание бывает стационарным, прогредиентным, регредиентным и рецидивирующим. Невротическое заикание возникает в условиях острой или хронической психической травматизации в возрасте 2-6 лет и в дальнейшем характеризуется волнообразностью течения. Иногда до появления заикания, вслед за перенесенной ребенком острой психической травмой, некоторое время наблюдается мутизм.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg