Глава 1. Методология библиотековедения
Методология науки в традиционном понимании — это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания, в особенности теории научного познания и философии науки.
Под методологией библиотековедения понимается система наиболее общих, исходных, основополагающих принципов и способов познания, организации и построения теоретической деятельности, а также учение об этой системе.
Основное ядро и содержание методологии библиотековедения составляют философские и логические законы, принципы, категории, а также закономерности и принципы библиотечного дела и некоторых смежных наук. Именно они в явной или скрытой форме регулируют процесс развития библиотековедения.
1.1 Главные составляющие методологии библиотековедения
Обозначим главные составляющие методологии библиотековедения, которые в неё входят:
1. Терминология – термин, категория, понятие, определение, дефиниция и др., а также, особенно, терминология методологии, которые настолько важны, что без их знания исследование вообще не может состояться (это – объект исследования, предмет исследования, проблема, гипотеза, цель, концепция и др., которые с полным основанием можно также назвать инструментами, орудиями познания).
2. Методологические принципы – это такие принципы, которые содержат осознанные общие положения, знания-выводы. В них выражаются определенные требования к исследованию, изучающему ту или иную предметную область, ее конкретную проблему. Эти требования становятся нормативными установками, руководством к действию, правилами, которых он должен придерживаться.
Методологические принципы стали разрабатываться с 20-х гг. XIX в. Однако этот процесс еще не завершен. Многие принципы появляются и исчезают, некоторые считаются спорными.
В библиотечных исследованиях используются следующие методологические принципы:
- диалектики;
- историзма;
- практики;
- познаваемости;
- объективности;
- активности творческого отображения действительности;
- конкретности истины;
Методологические принципы помогают библиотековеду, приступающему к исследованию, ответить на вопросы: Что следует сделать для истинного познания библиотечной действительности? Какой исследовательский поступок следует совершить?
3. Методологический подход (междисциплинарный)
4. Научные методы (исследовательские, методы научного познания) – главные инструменты познавательной деятельности.
5. Регулятивы – требования, как надо действовать исследователю в том или ином конкретном случае.
На уровне самой методологии регулятивами, прежде всего, являются методологические принципы; в структуре исследовательских методов присутствуют различные регулятивы, у каждого метода свой набор регулятивов, их последовательность и виды. В методах они выступают в качестве путеводителя.
6. Другие инструменты познания и разнообразные приборы, используемые в исследовательской практике.
7. Субъект как движущая сила исследования, шаги деятельности исследователя.
1.2 Метод
Метод (путь, способ исследования) — это система правил и приемов подхода к изучению явлений и предметов библиотечного дела, способ достижения научной цели, решения научной задачи, определенный образ действий, направленный на получение соответствующих результатов в познании или на практике, наконец, приём теоретического исследования какой-либо проблемы, исходящий из знания закономерностей библиотечного дела и исследуемого предмета, процесса, явления.
Учение о методах — ядро методологии. Метод — сердцевина научной деятельности и в нем в большей или меньшей мере находят отражение все ее грани. Нельзя вполне понять науку, не составив представления о системе ее методов и методологии исследовательского поиска в ней.
Метод — это правильный путь решения какой-то задачи в русле цели исследования (дело в том, что один метод не может охватить и реализовать всю цель исследования; для этого применяется систематизация взаимосвязанных методов, которые только в единстве могут достигнуть цели исследования). Но цель исследования и его результат — это не одно и то же. Цель — это то, к чему стремится исследователь, результат — это то, что он на самом деле получил.
Есть три варианта связей понятий цель – результат:
1. Плохой вариант — цель и результат не совпали;
2. Посредственный вариант — цель и результат частично совпали;
3. Хороший вариант — цель и результат почти совпали;
Рассматривая вопрос о методах познания библиотечных процессов и явлений, необходимо, прежде всего, понять, что такое объективная и субъективная диалектика.
Объективная диалектика - это господствующее в природе и обществе развитие от простого к сложному, борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные, отрицание отрицаний и т.д. Эта диалектика не зависит от воли людей. Более того, она подчиняет их себе, заставляя следовать ее законам.
Субъективная диалектика, существующая в сознании людей, обусловлена внешней действительностью. Она отражает диалектику вещей, воспроизводит их изменения и развитие.
Глава 2. Научная методика библиотековедения
Научный метод — это способ исследования, предполагающий четко упорядоченную последовательность строго определенных его элементов (операций и др.), связанных однозначными правилами следования для достижения конкретной задачи, т.е. реализации тех возможностей, которые заложены в методе в процессе конструирования.
Научная методика библиотековедения — это совокупность методов исследования, используемых для изучения стоящих перед данной наукой проблем.
Знание научной методики имеет огромное значение. Оно ориентирует исследователя в познании действительности, помогает ему выбрать существенное и отчленить второстепенное, наметить путь восхождения от известного к неизвестному, от простого к сложному, от единичного к частному и общему и т.д.
Глава 3. Методы библиотековедческих исследований
В библиотечных исследованиях используются как библиотечные по происхождению, так и другие различные документы, т.е. не имеющие прямого отношения к библиотечному делу. По информативному признаку все библиотечные документы могут быть разделены на две группы: содержащие первичную информацию (тематический план комплектования библиотеки, читательские формуляры, протоколы читательских конференций и др.), и документы, содержащие вторичную информацию (статистические данные о тематике комплектования, отчеты, сводки, справки о работе библиотек и др.)
По области применения научные методы библиотековедения делятся на общенаучные и частнонаучные, выделяют так же специфические методы библиотековедения.
3.1 Общенаучные методы исследования
Общенаучные методы исследования — это такие методы научного познания, которые применяются практически во всех научных дисциплинах, в том числе и в библиотековедении. В библиотековедческом исследовании каждый такой метод нередко претерпевает определенную модификацию, трансформацию, конкретизацию, что обусловливается его спецификой.
3.1.1 Анализ
— это процедура мысленного или материального разделения целостного объекта (предмета, явления, процесса) на составляющие части (признаки, отношения, свойства), каждый из которых затем исследуется отдельно для того, чтобы выделенные в ходе анализа элементы соединить с помощью другого логического приема — синтеза в одно целое, обогащенное новыми знаниями. Так, например, для того чтобы получить представление о том, что такое библиотека, ее можно подвергнуть анализу, т.е. расчленить на основные элементы, из которых она состоит. В библиотековедении применяется несколько видов анализа. Так, широко используется мысленный анализ, разделение классов (множеств) предметов на подклассы, автоматический анализ, математический анализ и т.д.
Метод анализа может использоваться как в его качественной, так и в количественной форме, а в некоторых случаях и как качественно-количественный.
3.1.2 Синтез
— (соединение, составление, сочетание) противоположный по отношению к анализу метод. Он представляет собой мысленное соединение частей предмета, расчлененного в процессе анализа, установление взаимодействия и связей частей и познание предмета как единого целого (к примеру, библиотечного дела). Синтез всегда связан с анализом, его не может быть без анализа.
Различают четыре разновидности анализа и синтеза:
Природный анализ — разъединение предметов на части; природный синтез — объединение этих частей в новые предметы, в соответствии с возможностями, существующими в природе.
Практический анализ — разъединение предметов на компоненты; практический синтез — объединение их в целостности, в соответствии с возможностями практики, которые в природе никогда не реализовались бы.
Мысленный анализ — отделение от предметов того, что ни в природе, ни на практике неотделимо; мысленный синтез — соединение того, что в соответствии с законами природы соединить невозможно.
Метаанализ и метасинтез — то есть анализ и синтез знаний о мире, в отличие от анализа и синтеза объективно существующих предметов.
3.1.3 Терминологический анализ
— является одной из разновидностей метода анализа, представляет собой процесс целенаправленного изучения терминов — точных названий строго определенных понятий, в ходе которого выявляется содержание обозначаемых терминами понятий, их наиболее существенные признаки, устанавливаются их связи и субординация, место в понятийном аппарате теории, на основе которой строится исследование.
Особенно важен терминологический анализ при разработке терминосистемы библиотековедения, но применяется он и в большинстве других библиотековедческих исследований, поскольку, прежде чем проводить исследование или интерпретировать его результаты, ученый довольно часто бывает просто обязан однозначно определить смысл термина.
Анализ и синтез в процессе научного познания, как правило, связаны с рядом других познавательных операций, в частности, с такими, как абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция и другими.
3.1.4 Абстрагирование
— это такая мыслительная деятельность, которая направлена на получение абстракций — идеальных (не существующих в действительности) предметов, которыми могут быть как какие-либо отдельно взятые представления, понятия, теории и другие, так и их системы. Абстрагирование представляет собой одну из наиболее важных операций мышления и необходимое условие познания мира путём формирования «вторичных образов» действительности. Кроме того, это универсальный прием познания, без которого невозможны как научное, так и обыденное познание.
В методологии науки процесс абстрагирования понимается как теоретическое обобщение, образуемое в результате отвлечения от несущественных сторон рассматриваемого объекта или явления для выявления наиболее существенных его черт.
Современное библиотековедение отличается довольно высоким уровнем используемых абстракций. От абстракций одного порядка оно переходит к абстракциям второго порядка и т.д. Если требуется образовать общее понятие о каком-то классе библиотечных предметов, то обычно применяется обобщающая абстракция. Так, понятие "библиотека" — это обобщающая абстракция.
Абстрагирование — универсальный приём познания, без которого немыслимы как научное, так и обыденное познание, как эмпирический, так и теоретический уровни исследований.
3.1.5 Метод операционализации понятий
— в основе его лежит процесс сопоставления анализируемых понятий с фактами, явлениями или событиями, отражением которых они являются. Благодаря операционализации удается представить каждое понятие, необходимое для исследования, как осязаемое, наблюдаемое, измеряемое и в таком виде использовать в осуществляемом исследовании наиболее эффективно.
Метод операционализации понятий основывается на методологии социального познания.
3.1.6 Наблюдение
— представляет собой целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого наблюдатель получает знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемого объекта. Научное наблюдение, в отличие от обычного созерцания, всегда обусловлено той или иной научной идеей, опосредуется теоретическим знанием, которое показывает, что наблюдать и как наблюдать.
Выделяют следующие разновидности научного наблюдения:
- Прямое наблюдение. В прямом наблюдении исследователь имеет дело непосредственно со свойствами изучаемого объекта.
- Косвенное наблюдение. В отличие от прямого косвенное наблюдение представляет собой восприятие не самого объекта, а тех следствий, которые он вызывает. Анализируя эти следствия, логическим путём раскрывают природу изучаемого объекта.
- Непосредственное наблюдение. Непосредственным наблюдением (несмотря на некоторую многозначность этого термина) называют такое наблюдение, которое осуществляется непосредственно органами чувств человека, без использования каких-либо вспомогательных средств. Такое наблюдение широко использовалось на первых шагах развития естественных наук.
- Опосредствованное (или приборное) наблюдение. Опосредствованным или приборным наблюдением называется такое наблюдение, которое осуществляется с помощью технических средств. Этот вид наблюдения является одним из основных средств познания в современной науке.
3.1.7 Эксперимент
— это научно поставленный опыт, целенаправленное изучение исследователем явления в точно учитываемых условиях, когда имеется возможность следить за ходом изменения явления, активно воздействовать на него с помощью целого комплекса средств и воссоздавать это явление при необходимости всякий раз, когда налицо те же самые условия.
Часто эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко главной задачей эксперимента служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение.
При разработке эксперимента необходимо решить следующие задачи:
1. Что хотят получить от эксперимента в данном конкретном исследовании.
2. Сформулировать гипотезу.
3. Определить вид эксперимента.
4. Разработать программу проведения эксперимента, его методику, уточнить план создания экспериментальной ситуации, выбрать объект исследования и т.д.
5. Реализовать программу эксперимента: создать экспериментальную ситуацию, управлять объектом исследования, изучить функционирование системы в новых условиях, осуществлять контроль за процессом исследования.
6. Проанализировать полученные результаты, интерпретировать их.
Гипотеза - один из важнейших методологических инструментов, организующих весь процесс исследования, подчиняющий его внутренней логике.
Гипотеза является связующим звеном между теорией и исследованием. Стремясь выйти за рамки имеющихся знаний, гипотеза формирует предмет поиска, строя предположения относительно ожидаемых результатов. Являясь заведомо временным научно обоснованным предположением, она определяет весь процесс исследования и неразрывно связана со всеми разделами программы. Удачная рабочая гипотеза - это и верный методологический ориентир для выбора методов сбора и анализа фактического материала.
В библиотековедении используются многие разновидности эксперимента. Это мысленный (теоретический) эксперимент, поисковый, модельный эксперимент на ЭВМ, качественный, количественный эксперименты. Одним из типичных примеров применения метода являются крупномасштабные эксперименты в ряде регионов страны, когда перед введением централизации сети массовых библиотек были апробированы различные схемы и варианты создания централизованных библиотечных систем.