Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Научная методика библиотековедения

cool_lady 288 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 24 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.02.2021
Цель курсовой работы: изучить главные составляющие методологии библиотековедения, проанализировать процессы исследований в библиотечном деле. Задачи, стоящие передо мной при изучении данной проблемы: - изучить научные методы библиотековедения; - рассмотреть методы изучения библиотечного фонда; - изучить сущность научных методов библиотековедения; - проанализировать процесс библиотечного исследования; - изучить литературу ведущих специалистов в области библиотековедения; Научная новизна работы заключается в том, что фронт научных методов и исследований нередко претерпевает ряд изменений и трансформаций, становится более актуальной проблематика исследований, возрастает теоретический уровень и практическая значимость. Гипотеза — научная методика библиотековедения является научным инструментарием, который является надёжной гарантией и одной из существенных предпосылок продуктивного изучения библиотечной теории и практики. Структура курсовой работы состоит из четырёх глав: Глава 1. Методология библиотековедения — раскрытие термина «методология» и главных составляющих методологии, а также более детальное изучение составляющих. Глава 2. Научная методика библиотековедения — раскрытие термина «научный метод» и «научная методика библиотековедения». Глава 3. Методы библиотековедческих исследований — в этой главе я рассказываю о разновидностях методов библиотековедческих исследований. Глава 4. Процесс библиотечного исследования — здесь выявлены процессы и этапы подготовки к библиотечному исследованию, раскрытие термина «разработка программы».
Введение

Библиотеке принадлежит весьма важная роль в процессе социализации личности. Наряду с другими учреждениями она осуществляет весьма серьезную по своим последствиям работу, помогающую индивиду через источники информации усвоить те ценности и нормы, которые характерны для данной общественной формации или социальной структуры. Она обладает рядом ощутимых преимуществ перед некоторыми другими учреждениями, вовлеченными в процесс социализации. Библиотека — это долговременный институт социализации, постоянно действующий в течение того периода, когда человек входит в число ее читателей. Основная задача библиотеки заключается в том, чтобы нацелить усилия на формирование человека — творца, активного субъекта общественной жизни. Важная роль принадлежит библиотекам в реализации задач образования и самообразования. Так как образовательные процессы имеют в своей основе демонстрацию и усвоение демонстрируемых знаний, вполне понятно, что библиотеки как основные хранилища и источники накопленной человечеством информации выступают в качестве важнейшего составного звена всей системы просвещения, образования и самообразования. Эффективная реализация образовательных процессов немыслима без использования библиотеки как их информационной основы. Всеобщая миссия библиотек заключается в том, что они обеспечивают компенсацию разрыва в знаниях людей, постоянно подпитывая их информацией о новейших достижениях науки, техники, культуры. Именно поэтому и принято считать библиотеки главной базой непрерывного образования и самообразования, которые должны длиться всю жизнь. Тема выбранной курсовой работы «Научная методика библиотековедения» была выбрана совсем не случайно. Данная тема является актуальной на сегодняшний день, ведь каждый современный библиотекарь должен хорошо знать специфику научной деятельности в целом, и в области библиотечного дела – в частности. Каждый день библиотека, библиотечное дело изменяется, усложняются обязанности, выполняемые библиотекарем, отчетливо вырисовывается его новая функция — исследователя различных аспектов библиотечной деятельности.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Методология библиотековедения 4 1.1 Главные составляющие методологии библиотековедения 4 1.2 Метод 5 Глава 2. Научная методика библиотековедения 6 Глава 3. Методы библиотековедческих исследований 7 3.1 Общенаучные методы исследования 7 3.1.1Анализ 7 3.1.2 Синтез 7 3.1.3 Терминологический анализ 8 3.1.4 Абстрагирование 8 3.1.5 Метод операционализации понятий 9 3.1.6 Наблюдение 9 3.1.7 Эксперимент 10 3.1.8 Моделирование 11 3.2 Частнонаучные методы исследования 11 3.2.1 Опрос 11 3.2.2 Контент-анализ 12 3.2.3 Экспертные методы 12 3.3 Специфические (специальные) методы исследования 13 3.3.1 Метод изучения библиотечного фонда 13 Глава 4. Процесс библиотечного исследования 14 4.1 Методологический блок программы 14 4.2 Методический блок программы 15 Заключение 16 Список терминов 17 Список использованной литературы 18
Список литературы

Крейденко В. С. Методы научного познания в авторефератах докторских диссертаций. Специальность 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» // Библиосфера. – 2009 Федотов В. Г. Методология гуманитарных и социальных наук //Энциклопедия эпистологии и философии науки. – М., 2009 Крейденко В.С. Библиотечные исследования: учебно-методическое пособие. – М., 2007. Н. С. Карташов, В. В. Скворцов. ОБЩЕЕ БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ Учебник: В 2 ч. — М.: Издательство Московского государственного университета культуры. Ч. 1. 1996
Отрывок из работы

Глава 1. Методология библиотековедения Методология науки в традиционном понимании — это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания, в особенности теории научного познания и философии науки. Под методологией библиотековедения понимается система наиболее общих, исходных, основополагающих принципов и способов познания, организации и построения теоретической деятельности, а также учение об этой системе. Основное ядро и содержание методологии библиотековедения составляют философские и логические законы, принципы, категории, а также закономерности и принципы библиотечного дела и некоторых смежных наук. Именно они в явной или скрытой форме регулируют процесс развития библиотековедения. 1.1 Главные составляющие методологии библиотековедения Обозначим главные составляющие методологии библиотековедения, которые в неё входят: 1. Терминология – термин, категория, понятие, определение, дефиниция и др., а также, особенно, терминология методологии, которые настолько важны, что без их знания исследование вообще не может состояться (это – объект исследования, предмет исследования, проблема, гипотеза, цель, концепция и др., которые с полным основанием можно также назвать инструментами, орудиями познания). 2. Методологические принципы – это такие принципы, которые содержат осознанные общие положения, знания-выводы. В них выражаются определенные требования к исследованию, изучающему ту или иную предметную область, ее конкретную проблему. Эти требования становятся нормативными установками, руководством к действию, правилами, которых он должен придерживаться. Методологические принципы стали разрабатываться с 20-х гг. XIX в. Однако этот процесс еще не завершен. Многие принципы появляются и исчезают, некоторые считаются спорными. В библиотечных исследованиях используются следующие методологические принципы: - диалектики; - историзма; - практики; - познаваемости; - объективности; - активности творческого отображения действительности; - конкретности истины; Методологические принципы помогают библиотековеду, приступающему к исследованию, ответить на вопросы: Что следует сделать для истинного познания библиотечной действительности? Какой исследовательский поступок следует совершить? 3. Методологический подход (междисциплинарный) 4. Научные методы (исследовательские, методы научного познания) – главные инструменты познавательной деятельности. 5. Регулятивы – требования, как надо действовать исследователю в том или ином конкретном случае. На уровне самой методологии регулятивами, прежде всего, являются методологические принципы; в структуре исследовательских методов присутствуют различные регулятивы, у каждого метода свой набор регулятивов, их последовательность и виды. В методах они выступают в качестве путеводителя. 6. Другие инструменты познания и разнообразные приборы, используемые в исследовательской практике. 7. Субъект как движущая сила исследования, шаги деятельности исследователя. 1.2 Метод Метод (путь, способ исследования) — это система правил и приемов подхода к изучению явлений и предметов библиотечного дела, способ достижения научной цели, решения научной задачи, определенный образ действий, направленный на получение соответствующих результатов в познании или на практике, наконец, приём теоретического исследования какой-либо проблемы, исходящий из знания закономерностей библиотечного дела и исследуемого предмета, процесса, явления. Учение о методах — ядро методологии. Метод — сердцевина научной деятельности и в нем в большей или меньшей мере находят отражение все ее грани. Нельзя вполне понять науку, не составив представления о системе ее методов и методологии исследовательского поиска в ней. Метод — это правильный путь решения какой-то задачи в русле цели исследования (дело в том, что один метод не может охватить и реализовать всю цель исследования; для этого применяется систематизация взаимосвязанных методов, которые только в единстве могут достигнуть цели исследования). Но цель исследования и его результат — это не одно и то же. Цель — это то, к чему стремится исследователь, результат — это то, что он на самом деле получил. Есть три варианта связей понятий цель – результат: 1. Плохой вариант — цель и результат не совпали; 2. Посредственный вариант — цель и результат частично совпали; 3. Хороший вариант — цель и результат почти совпали; Рассматривая вопрос о методах познания библиотечных процессов и явлений, необходимо, прежде всего, понять, что такое объективная и субъективная диалектика. Объективная диалектика - это господствующее в природе и обществе развитие от простого к сложному, борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные, отрицание отрицаний и т.д. Эта диалектика не зависит от воли людей. Более того, она подчиняет их себе, заставляя следовать ее законам. Субъективная диалектика, существующая в сознании людей, обусловлена внешней действительностью. Она отражает диалектику вещей, воспроизводит их изменения и развитие. Глава 2. Научная методика библиотековедения Научный метод — это способ исследования, предполагающий четко упорядоченную последовательность строго определенных его элементов (операций и др.), связанных однозначными правилами следования для достижения конкретной задачи, т.е. реализации тех возможностей, которые заложены в методе в процессе конструирования. Научная методика библиотековедения — это совокупность методов исследования, используемых для изучения стоящих перед данной наукой проблем. Знание научной методики имеет огромное значение. Оно ориентирует исследователя в познании действительности, помогает ему выбрать существенное и отчленить второстепенное, наметить путь восхождения от известного к неизвестному, от простого к сложному, от единичного к частному и общему и т.д. Глава 3. Методы библиотековедческих исследований В библиотечных исследованиях используются как библиотечные по происхождению, так и другие различные документы, т.е. не имеющие прямого отношения к библиотечному делу. По информативному признаку все библиотечные документы могут быть разделены на две группы: содержащие первичную информацию (тематический план комплектования библиотеки, читательские формуляры, протоколы читательских конференций и др.), и документы, содержащие вторичную информацию (статистические данные о тематике комплектования, отчеты, сводки, справки о работе библиотек и др.) По области применения научные методы библиотековедения делятся на общенаучные и частнонаучные, выделяют так же специфические методы библиотековедения. 3.1 Общенаучные методы исследования Общенаучные методы исследования — это такие методы научного познания, которые применяются практически во всех научных дисциплинах, в том числе и в библиотековедении. В библиотековедческом исследовании каждый такой метод нередко претерпевает определенную модификацию, трансформацию, конкретизацию, что обусловливается его спецификой. 3.1.1 Анализ — это процедура мысленного или материального разделения целостного объекта (предмета, явления, процесса) на составляющие части (признаки, отношения, свойства), каждый из которых затем исследуется отдельно для того, чтобы выделенные в ходе анализа элементы соединить с помощью другого логического приема — синтеза в одно целое, обогащенное новыми знаниями. Так, например, для того чтобы получить представление о том, что такое библиотека, ее можно подвергнуть анализу, т.е. расчленить на основные элементы, из которых она состоит. В библиотековедении применяется несколько видов анализа. Так, широко используется мысленный анализ, разделение классов (множеств) предметов на подклассы, автоматический анализ, математический анализ и т.д. Метод анализа может использоваться как в его качественной, так и в количественной форме, а в некоторых случаях и как качественно-количественный. 3.1.2 Синтез — (соединение, составление, сочетание) противоположный по отношению к анализу метод. Он представляет собой мысленное соединение частей предмета, расчлененного в процессе анализа, установление взаимодействия и связей частей и познание предмета как единого целого (к примеру, библиотечного дела). Синтез всегда связан с анализом, его не может быть без анализа. Различают четыре разновидности анализа и синтеза: Природный анализ — разъединение предметов на части; природный синтез — объединение этих частей в новые предметы, в соответствии с возможностями, существующими в природе. Практический анализ — разъединение предметов на компоненты; практический синтез — объединение их в целостности, в соответствии с возможностями практики, которые в природе никогда не реализовались бы. Мысленный анализ — отделение от предметов того, что ни в природе, ни на практике неотделимо; мысленный синтез — соединение того, что в соответствии с законами природы соединить невозможно. Метаанализ и метасинтез — то есть анализ и синтез знаний о мире, в отличие от анализа и синтеза объективно существующих предметов. 3.1.3 Терминологический анализ — является одной из разновидностей метода анализа, представляет собой процесс целенаправленного изучения терминов — точных названий строго определенных понятий, в ходе которого выявляется содержание обозначаемых терминами понятий, их наиболее существенные признаки, устанавливаются их связи и субординация, место в понятийном аппарате теории, на основе которой строится исследование. Особенно важен терминологический анализ при разработке терминосистемы библиотековедения, но применяется он и в большинстве других библиотековедческих исследований, поскольку, прежде чем проводить исследование или интерпретировать его результаты, ученый довольно часто бывает просто обязан однозначно определить смысл термина. Анализ и синтез в процессе научного познания, как правило, связаны с рядом других познавательных операций, в частности, с такими, как абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция и другими. 3.1.4 Абстрагирование — это такая мыслительная деятельность, которая направлена на получение абстракций — идеальных (не существующих в действительности) предметов, которыми могут быть как какие-либо отдельно взятые представления, понятия, теории и другие, так и их системы. Абстрагирование представляет собой одну из наиболее важных операций мышления и необходимое условие познания мира путём формирования «вторичных образов» действительности. Кроме того, это универсальный прием познания, без которого невозможны как научное, так и обыденное познание. В методологии науки процесс абстрагирования понимается как теоретическое обобщение, образуемое в результате отвлечения от несущественных сторон рассматриваемого объекта или явления для выявления наиболее существенных его черт. Современное библиотековедение отличается довольно высоким уровнем используемых абстракций. От абстракций одного порядка оно переходит к абстракциям второго порядка и т.д. Если требуется образовать общее понятие о каком-то классе библиотечных предметов, то обычно применяется обобщающая абстракция. Так, понятие "библиотека" — это обобщающая абстракция. Абстрагирование — универсальный приём познания, без которого немыслимы как научное, так и обыденное познание, как эмпирический, так и теоретический уровни исследований. 3.1.5 Метод операционализации понятий — в основе его лежит процесс сопоставления анализируемых понятий с фактами, явлениями или событиями, отражением которых они являются. Благодаря операционализации удается представить каждое понятие, необходимое для исследования, как осязаемое, наблюдаемое, измеряемое и в таком виде использовать в осуществляемом исследовании наиболее эффективно. Метод операционализации понятий основывается на методологии социального познания. 3.1.6 Наблюдение — представляет собой целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого наблюдатель получает знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемого объекта. Научное наблюдение, в отличие от обычного созерцания, всегда обусловлено той или иной научной идеей, опосредуется теоретическим знанием, которое показывает, что наблюдать и как наблюдать. Выделяют следующие разновидности научного наблюдения: - Прямое наблюдение. В прямом наблюдении исследователь имеет дело непосредственно со свойствами изучаемого объекта. - Косвенное наблюдение. В отличие от прямого косвенное наблюдение представляет собой восприятие не самого объекта, а тех следствий, которые он вызывает. Анализируя эти следствия, логическим путём раскрывают природу изучаемого объекта. - Непосредственное наблюдение. Непосредственным наблюдением (несмотря на некоторую многозначность этого термина) называют такое наблюдение, которое осуществляется непосредственно органами чувств человека, без использования каких-либо вспомогательных средств. Такое наблюдение широко использовалось на первых шагах развития естественных наук. - Опосредствованное (или приборное) наблюдение. Опосредствованным или приборным наблюдением называется такое наблюдение, которое осуществляется с помощью технических средств. Этот вид наблюдения является одним из основных средств познания в современной науке. 3.1.7 Эксперимент — это научно поставленный опыт, целенаправленное изучение исследователем явления в точно учитываемых условиях, когда имеется возможность следить за ходом изменения явления, активно воздействовать на него с помощью целого комплекса средств и воссоздавать это явление при необходимости всякий раз, когда налицо те же самые условия. Часто эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко главной задачей эксперимента служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение. При разработке эксперимента необходимо решить следующие задачи: 1. Что хотят получить от эксперимента в данном конкретном исследовании. 2. Сформулировать гипотезу. 3. Определить вид эксперимента. 4. Разработать программу проведения эксперимента, его методику, уточнить план создания экспериментальной ситуации, выбрать объект исследования и т.д. 5. Реализовать программу эксперимента: создать экспериментальную ситуацию, управлять объектом исследования, изучить функционирование системы в новых условиях, осуществлять контроль за процессом исследования. 6. Проанализировать полученные результаты, интерпретировать их. Гипотеза - один из важнейших методологических инструментов, организующих весь процесс исследования, подчиняющий его внутренней логике. Гипотеза является связующим звеном между теорией и исследованием. Стремясь выйти за рамки имеющихся знаний, гипотеза формирует предмет поиска, строя предположения относительно ожидаемых результатов. Являясь заведомо временным научно обоснованным предположением, она определяет весь процесс исследования и неразрывно связана со всеми разделами программы. Удачная рабочая гипотеза - это и верный методологический ориентир для выбора методов сбора и анализа фактического материала. В библиотековедении используются многие разновидности эксперимента. Это мысленный (теоретический) эксперимент, поисковый, модельный эксперимент на ЭВМ, качественный, количественный эксперименты. Одним из типичных примеров применения метода являются крупномасштабные эксперименты в ряде регионов страны, когда перед введением централизации сети массовых библиотек были апробированы различные схемы и варианты создания централизованных библиотечных систем.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Библиотечно-информационная деятельность, 40 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Библиотечно-информационная деятельность, 32 страницы
230 руб.
Курсовая работа, Библиотечно-информационная деятельность, 33 страницы
240 руб.
Курсовая работа, Библиотечно-информационная деятельность, 40 страниц
250 руб.
Курсовая работа, Библиотечно-информационная деятельность, 34 страницы
260 руб.
Курсовая работа, Библиотечно-информационная деятельность, 131 страница
1350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg