Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Применение мер административного принуждения в условиях чрезвычайного положения

cool_lady 1725 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 69 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.02.2021
Объектом данного исследования выступают общественные отношения, возникающие при введении чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или отдельных ее частях, связанные с применением административно-правого принуждения. Предметом исследования являются доктринальные источники административного права, раскрывающие проблематику административно-правового принуждения, а также нормы конституционного и административного законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере применения административно-правового принуждения в условиях чрезвычайного положения. Цель исследования состоит ввыработке идей по совершенствованию законодательства, регулирующего управленческую деятельность государства, связанную с применением мер административно-принудительного характера в условиях чрезвычайного положения. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: - изучить правовую характеристика мер административного принуждения; - исследовать классификацию мер административного принуждения; - рассмотреть административные запреты и меры принуждения, применяемые в условиях чрезвычайного положения; - исследовать институт обеспечения прав человека и гражданина в условиях режима чрезвычайного положения. Научная новизна исследования заключается в предложенных автором идеях по совершенствованию законодательства, регулирующего управленческую деятельность государства, связанную с применением мер административно-принудительного характера в условиях чрезвычайного положения, в том числе детализирования полномочий федерального центра, полномочий президента и органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации. Методология и методика исследования основывается на индукции, сравнительного анализа, обобщения, метода системного анализа, метода изучения и анализа литературных источников и норм уголовно-процессуального права, а также частно-научных методах: конкретно-социологическом, сравнительно-правовом, формально-юридическом и других. Структура работы. Настоящаядипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, раскрывающих тему дипломной работы, заключения и библиографического списка.
Введение

Актуальность темы исследования. В соответствии со статьями 17 и 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Реализация указанного положенияконституционного законодательства не представляется возможной без эффективного государственного регулирования складывающихся в различных сферах жизни общества социальных отношений, подкрепленного должным механизмом государственного принуждения. Необходимость применения государственного принуждения подтверждается многочисленными выводами научных разработок не только юридической доктрины, но и иных гуманитарных наук, а также посредством эмпирического опыта человека. Очевидно, что значение указанного явления заключается в поддержании общественного правопорядка, который всячески подвергается угрозе со стороны отдельных индивидов, чье субъективное отношение к социально значимым ценностям расходится с общепринятыми правилами поведения. Без «внедрения» в сознание людей убеждения о неотвратимости наступления негативных последствий при нарушении публично-правового запрета невозможно достигнуть устойчивых взаимоотношений людей в обществе, в котором свобода действий одного индивида не пренебрегает свободой другого. Таким образом, административно-правовое принуждение является методом реализации государством своих властных полномочий во всех сферах общественных отношений, в которых затрагиваются публичные интересы личности, общества и государства. Вместе с тем, многогранность административно-правовой деятельности государства требует ее углубленного научного осмысления. Рекомендации по формированию нормативной правовой базы, заключенные в юридической доктрине, имеют положительное влияние на правовую организацию деятельности государства в будущем. Поэтому необходимо максимальное и всестороннее изучение указанной деятельности, в том числе и ее отдельных аспектов, таких как институт административно-правового принуждения. Особого внимания требует административно-правовое принуждение, реализуемое при введении чрезвычайного положения. Нестабильность политической обстановки, экономический и социальный кризисы в обществе, рост преступности, правовой нигилизм, экологические бедствия и многие другие негативные процессы, протекающие в современной России, прямо и косвенно продуцируют экстремальные ситуации. Административно- правовой режим чрезвычайного положения – достаточно сложный и многогранный конституционный институт, исследование и развитие которого актуально сегодня не только для Российской Федерации, но и для подавляющего большинства государств международного сообщества. После образования Российской Федерации (1991 г.) в России не вводилось чрезвычайное положение на всей ее территории. Однако введение такого положения на отдельных ее частях имело место. При этом, введение чрезвычайного положения было неразрывно сопряжено с ограничением прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Для поддержания статуса Российской Федерации как правового государства, ограничение гарантированных конституционным законодательством прав и свобод является исключительной мерой. При этом такая мера не может не иметь определенных законом границ. Режим чрезвычайного положения имеет целью обеспечение защиты прав и свобод граждан, а также конституционного строя Российской Федерации в условиях, им угрожающих. Однако в связи с тем, что введение чрезвычайного положения в современной России является редким явлением, учеными-юристами до сих пор не было уделено должного внимания применению института административно-правового принуждения в условиях такого правового режима. В настоящее время работа приобретает повышенную актуальность в связи с претерпеваемым изменением в законодательстве, регламентирующим порядок введения исследуемой юридической нормы в свете принятия Федерального закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» . Таким образом, в силу реальной возможности и достаточной опасности возникновения чрезвычайной ситуации, затрагивающей как интересы всего государства, так и отдельного субъекта Федерации либо определенной местности, нельзя не признать актуальной тему данной исследования. Степень изученности проблемы. Проблематика административно-правового принуждения в условиях чрезвычайного положения была изучена в трудах следующих ученых: А.П. Алехина, Д.Н. Бахраха, К.С. Вельского, В.В. Бойцова, Л.Ш. Берекашвили, И.И. Веремеенко, А.П. Вершинина, А.В. Воронкова, И.С. Галагана, М.С. Гринберга, П.И. Гришаева, С.В. Гущина, П.И. Денисова, Е.В. До дина, И. А. Дерюгина, Н.И. Егорова, М.Н. Ефимова, В.Я. Кикотя, И.Ш. Килясханова, Л.В.Коваля, Ю.М. Козлова, А.Л. Колодкина, Ф.Е. Колонтаевского, П.И. Кононова, А.П. Коренева, Н.И. Коржанского, Н.Ф. Кузнецовой, Б.А. Куринова, В.М. Курицына, В.П. Лаврова, Б.М. Лазарева, М.А. Лапиной, А.Е. Лунева, Ю.С. Ляпунова, Е.Г. Ляхова, С.С. Маиляна и других. Вместе с тем, нововведенная норма не имеет своего отражения в трудах ученых, а лишь в наличии каждодневных изменений как в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) так и Уголовном кодексе Российской Федерации . Нормотворчество переживает резкую активизацию в связи с осложнением обстановки в стране.
Содержание

Введение 2 ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ 6 1.1. Правовая характеристика мер административного принуждения 6 1.2. Классификация мер административного принуждения 12 ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ 21 2.1. Административные запреты и меры принуждения, применяемые в условиях чрезвычайного положения 21 2.2. Обеспечение прав человека и гражданина в условиях режима чрезвычайного положения 47 Заключение 63 Библиографический список 69
Список литературы

Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 21.07.2014 № 11-ФКЗ: [принята всенародным голосованием 12.12.1993] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398. 2. Международный пакт о гражданских и политических правах(принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации.– 1994.– № 12. 3. Хартия свободы печати (Лондон, 16.01.1987) // Закон и средства массовой информации. Сборник законодательных и нормативных материалов. – СПб, 2004. 4. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) «О чрезвычайном положении» // Российская газета.– 02.06.2001. – № 105. 5. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 06.02.2020) // Парламентская газета. – 15.01.2005. – № 7-8. 6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ(ред. от 18.03.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации.– 07.01.2002. – № 1 (ч. 1).– Ст. 1. 7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Российская газета. – 31.12.2001. – № 256. 8. Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 01.03.2020) «О средствах массовой информации» // Российская газета.– 08.02.1992. – № 32. 9. Закон Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 (ред. от 27.12.2019) «О ветеринарии» // Ведомости СНД и ВС РФ. – 17.06.1993.– № 24.– Ст. 857. 10. Закон Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 (ред. от 01.04.2019) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // Российская газета. – 10.08.1993. – № 152. 11. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ(ред. от 03.07.2019) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Российская газета. – 24.12.1994. – № 250. 12. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ(ред. от 26.07.2019) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Российская газета. – 06.04.1999. – № 63-65. 13. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ(ред. от 27.02.2020) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета.– 19.10.1999. – № 206. 14. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера» // Российская газета. – 24.12.1994. – № 250. 15. Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ (ред. от 11.10.2018) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // Российская газета. – 23.06.2004. – № 131. 16. Федеральный закон Российской Федерации от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // Российская газета. – 03. 04.2020. – № 72. 17. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587(ред. от 20.09.2019) «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – 24.08.1992. – № 8. - Ст. 506. 18. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации» // Российская газета. – 08.04.2020. – № 417. Научная и учебная литература 19. Абдрашитов В.М., Джамбалаев Я.Р., Епифанов А.Е., Слеженков В.В., Юдина А.Б. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (постатейный) // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант». 20. Алексеев С.С. Проблемы теории права. – Свердловск: Свердл. юрид. ин–та,1972. – 396 с. 21. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. – М.: Норма, 2016. – 816 с. 22. Брежнев О.В. Судебная защита конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в условиях чрезвычайного и военного положения // Конституционное и муниципальное право. – 2010. – № 12. – С. 23-27. 23. Бутылин В.Н., Гончаров И.В., Барбин В.В. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел (организационно-правовые аспекты): Курс лекций. – М.: Академия управления МВД России, 2007. – 253 с. 24. Веремеенко И.И. Административно–правовые санкции. – М.: Юрид. лит., 1975. – 192 с. 25. Еропкин М.И. О классификации мер административного принуждения //Вопросы административного права на современном этапе. – М.: Госюр–издат, 1963. – С. 60-68. 26. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. – М.: Юристъ, 2008. – 554 с. 27. Комментарий к Конституции Российской Федерации постатейный / Г.Д. Садовникова. – 10-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 194 с. 28. Кононов П.И. Проблемы административного права и процесса. – Киров: Аверс, 2017. – 392 с. 29. Лозбинев В. Новый Закон «О чрезвычайном положении» требует изменения ряда норм федерального законодательства // Российская юстиция. – 2002. – № 7. – С. 44-48. 30. Макарейко Н.В. Административное право: краткий курс лекций. – М.: Юрайт, 2015. – 212 с. 31. Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право. – Саратов: Саратовская государственная академия права, 2016. – 416 с. 32. Методические рекомендации по планированию, подготовке и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы: Библиотека начальника территориального органа МЧС России / под общ.ред. В.А. Пучкова. — М.: ООО «Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение», 2005 – 128 с. 33. Петров Г.И. Советское административное право. – Л.: Ленгр. ун–та, 1960. – 344 с. 34. Пчелинцев С.В. О соразмерности ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов. Из практики конституционного надзора // Российская юстиция. – 2006. – № 5. – С. 9-14. 35. Студеникин С.С. Советское административное право. – М.: Госюриздат, 1949. – 224 с. 36. Трофимов М.С. Конституционный запрет цензуры и свобода массовой информации // Информационное право. – 2010. – № 1. – С. 25-29. 37. Четвериков В.С. Административное право. Серия «Высшее образование». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 512 с. Диссертации и авторефераты 38. Власов Д.М.Правовые и организационные вопросы режима чрезвычайного положения: дис. канд. юрид. наук. – М., 2002. – 135 с. 39. Малиновский А.А. Свобода массовой информации: теоретико-правовые аспекты: дис. ... канд. юрид. наук. – М, 1995. – 188 с. 40. Студеникина М.С. Законодательство об административной ответственности и проблемы ее кодификации: автореф. дис. канд. юрид. наук. – М., 1968. – 16 с. Материалы судебной практики 41. О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2010 № 16 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2010. – № 8. Электронные ресурсы 42. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 975-р (неопубликованный акт) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. ? Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.04.2020 г.)
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ 1.1. Правовая характеристика мер административного принуждения Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного воздействия, применяемых публичной администрацией для обеспечения правопорядка. Необходимо подчеркнуть, что рассматриваемый вид принуждения охраняет не только административно-правовые нормы, но и нормы гражданского, трудового, земельного и иных отраслей права, реализацию которых призваны обеспечить субъекты публичной исполнительной власти. Следует различать меры административно-правового принуждения и принудительные меры, установленные нормами административного права. Административное законодательство закрепляет административно-правовые, дисциплинарно-правовые, общественно-правовые меры принуждения. Установлена дисциплинарная и материальная ответственность военнослужащих, определены властные полномочия общественных инспекторов, народных дружинников. Государственно-общественными организациями, властные полномочия которых регулируются нормами административного права, являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Они вправе применять к виновным административные наказания, а также меру воспитательного характера (выносить общественное порицание). Административное принуждение полностью регулируется нормами административного права. Им же и регулируется общественно-правовое и частично дисциплинарное принуждение. Соответственно, можно различать дисциплинарное принуждение и дисциплинарную ответственность по административному праву. Ответственность - разновидность принуждения, а меры ответственности - особый вид мер принуждения. Так, составной частью административного принуждения является административная ответственность, а дисциплинарное принуждение включает дисциплинарную и материальную ответственность. В целом ответственность по административному праву - часть принуждения по административному праву. Органы публичной исполнительной власти участвуют в осуществлении разных видов принуждения. Они сами используют средства дисциплинарного и административного воздействия. В научной и учебной литературе немало написано об административном принуждении, но точнее было бы говорить об административно-правовом. История СССР, России и других стран дает основания для выводов о том, что административное принуждение намного шире административно-правового, что нередко оно связано с произволом, насилием. Для административного принуждения правовая форма еще не стала таким атрибутивным свойством, как для уголовной ответственности. Административно-правовое принуждение – один из видов правового принуждения. Поэтому ему присущи все признаки последнего (это правоприменительная деятельность, она призвана обеспечить защиту правопорядка, реализуется в рамках охранительных правоотношений и др.). В то же время оно обладает рядом особенностей, система которых и предопределяет его качественное своеобразие, так: 1. Меры административно-правового принуждения применяются в связи с антиобщественными деяниями (как правило, административными правонарушениями), нарушающими правовые нормы, охраняемые административно-принудительными средствами. 2. Административно-правовое принуждение осуществляется в рамках внеслужебного подчинения при отсутствии организационного, линейного подчинения между сторонами этого охранительного правоотношения. Оно применяется субъектами публичной функциональной власти и является одним из способов реализации функциональной власти. 3. Множественность и разнообразие субъектов, осуществляющих административную юрисдикцию, - еще одна важная его особенность. Осуществлять меры административного воздействия вправе десятки видов органов (государственных, муниципальных, общественных). 4. Административному воздействию подвергаются не только отдельные физические лица, но и организации, коллективные субъекты. 5. Административно-правовое принуждение всесторонне регулируется административно-правовыми нормами, которые закрепляют виды мер принуждения, основания и порядок их применения. Административно-правовое принуждение - это особый вид правового принуждения, состоящий в применении субъектами публичной функциональной власти установленных нормами административного права принудительных мер в связи с неправомерными действиями. Оно играет важную роль в охране правопорядка, и особо следует отметить его профилактическое значение в борьбе с правонарушениями. Прежде всего это обусловлено тем, что органы внутренних дел, государственные инспекции и другие субъекты исполнительной власти систематически осуществляют контроль за соблюдением соответствующих правил и могут своевременно реагировать на их нарушение . Административно-правовое принуждение включает большое число средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т.п.), использование которых прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий. Во многих случаях административно-принудительные средства применяются к людям, в сознании которых еще не укрепились антиобщественные привычки, которые впервые, случайно совершили правонарушения. Поэтому нередко они оказывают большое воспитательное воздействие, являются важным звеном в системе профилактики преступлений. Практика убедительно свидетельствует о том, что безнаказанность мелких нарушений (пьянства, мелких хищений и др.), непринятие мер административно-правового принуждения к виновным увеличивают вероятность совершения новых правонарушений и даже преступлений. Среди административно-принудительных мер есть такие, которые считаются самостоятельными, их применение означает решение вопроса по существу. Это административные санкции. Но имеются и так называемые обеспечительные, процессуальные меры (задержание, досмотр вещей и др.), которые используются в целях создания условий для нормального хода производства по делам об административных нарушениях. Принуждение осуществляется для охраны правопорядка. Но это достигается различными способами: путем пресечения нарушений, возмещения вреда, причиненного ими, наказания. Поэтому в зависимости от той непосредственной цели, ради которой используются средства принуждения, можно различать меры пресечения, восстановительные меры и наказания. Административное принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, выраженных в административно-правовых нормах. Однако меры административного принуждения применяются для обеспечения соблюдения не всех без исключения административно-правовых норм, а только тех, которые формулируют общеобязательные (не имеющие ведомственных границ) правила поведения в сфере государственного управления. Сюда можно отнести правила дорожного движения, пожарной безопасности, обеспечения санитарной безопасности, разрешительной системы и т.д. Таким образом, являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение используется главным образом как средство обеспечения и охраны общественного правопорядка, обеспечения общественной безопасности, борьбы с другими правонарушениями в сфере государственного управления. При этом меры административного принуждения применяются как в целях предупреждения и пресечения соответствующих правонарушений, так и, будучи наказаниями за административные правонарушения, выполняют карательные функции. Само наименование принудительных мер свидетельствует о том, что для них характерен в основном административный, т.е. внесудебный, порядок их применения. Использование этих мер отнесено в большинстве случаев к компетенции органов исполнительной власти и их должностных лиц, причем не всех без исключения, а лишь тех, которые специально наделены соответствующими полномочиями. Меры административного принуждения применяются, как правило, органами, осуществляющими правоохранительные функции, например, полицией, таможенными органами, различными надзорными органами. Круг субъектов, наделенных таким правом, достаточно широк. В связи со сложившейся сложной ситуацией, данный список расширен на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 975-р . Уполномоченные на то органы (должностные лица) реализуют средства административного принуждения в процессе своей деятельности без обращения в суд. Однако отдельные меры административного принуждения могут применяться только судьями. Это относится к случаям назначения таких административных наказаний, как возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация. Судебный порядок рассмотрения соответствующих правонарушений и назначения перечисленных наказаний закреплен в КоАП РФ. В этой связи все меры административного принуждения можно разделить на те, которые могут применяться во внесудебном порядке, и на те, которые могут применяться лишь в судебном порядке. Крайне важным является вопрос об административно-правовых нормах, регулирующих применение мер административного принуждения. Безусловно, что их использование в той или иной степени ограничивает права и свободы граждан. Однако это не выходит за рамки конституционных положений, предусматривающих, что права и свободы гражданина могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Но необходимо, чтобы такие ограничения были предусмотрены федеральным законом (ст. 55 Конституции Российской Федерации). Следовательно, основания, условия и порядок осуществления мер административного принуждения, перечень мер, допустимых к использованию в тех или иных случаях, органы, уполномоченные на их применение, - все это должно определяться только нормами федеральных законов, которые на сегодняшний день отсутствуют. Анализ правовых актов, устанавливающих меры административного принуждения, показывает, что по целевому назначению их можно разделить на три группы: административно-предупредительные меры, меры административного пресечения и меры административной ответственности. Большинство авторов придерживаются именно такой классификации. По их мнению, мерами предупреждения являются разнообразные средства, направленные на предотвращение правонарушений и других вредных последствий (карантин, таможенный досмотр, проверка документов, удостоверяющих личность, обязательная госпитализация инфекционных больных, закрытие участков границы и др.). Действительно, в ряде ситуаций, в том числе при наличии чрезвычайных обстоятельств, государственные и муниципальные органы для обеспечения общественного порядка вынуждены вводить карантин, запрещать движение транспортных средств, устанавливать комендантский час и др . В последние годы многие специалисты в самостоятельную группу мер административного принуждения стали выделять процессуальные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Такие меры, предусмотренные КоАП РФ, применяются в целях пресечения административных правонарушений, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановления по делу об административных правонарушениях. Подобные меры играют особую роль в обеспечении производства по делу об административном правонарушении, так как способствуют обнаружению и закреплению доказательств. Не следует также забывать об особом виде административного принуждения - восстановительных санкциях. Такие меры (например, снос самовольно возведенных строений, взыскание недоимки и др.) также восстанавливают правопорядок, прекращают неправомерное поведение. В зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправных посягательств на эти отношения, все меры административного принуждения можно подразделить на четыре группы: 1) административно-предупредительные меры; 2) меры административного пресечения; 3) меры административной ответственности; 4) меры административно-процессуального обеспечения. 1.2. Классификация мер административного принуждения «Административно–принудительные средства», «административно–принудительные меры», «меры принудительного обеспечения должного поведения», «принудительные правоохранительные средства воздействия» – все это синонимы мер административного принуждения. Разброс мнений существует как по поводу наименования этого способа властного воздействия, так и применительно к его систематизации. Меры административного принуждения разнообразны по своим характеристикам (назначению, основаниям и порядку применения), их достаточно большое количество, а единообразное правовое регулирование данных мер отсутствует. Для решения этого весьма острого вопроса представляется полезным изучение классификации мер принуждения по различным основаниям. Систематизация мер принуждения необходима, так как ее правильное осуществление: – позволит уяснить сущность мер, правовую природу, цели, допустимость, достаточность правового регулирования; – имеет большое значение для изучения практики применения мер принуждения, обеспечения эффективности их воздействия на правонарушителей; – позволит лучше оценить правовую урегулированность «защищенности» лиц и организаций, подвергаемых принуждению; – является необходимой предпосылкой для научной кодификации и изучения мер административного принуждения. Исторически проблема классификации мер административного принуждения в юридической науке разрешалась следующим образом. Согласно первой классификации меры административного принуждения, исходя из наличия административных санкций, подразделялись на административные взыскания и иные меры административного принуждения . Эта точка зрения С.С. Студеникина и Ц.А. Ямпольской господствовала до конца 50–х годов XX века. Такой же позиции придерживались А.Е. Лунев и Г.И. Петров . Однако последний предлагал выделять административные взыскания и меры административного обеспечения. В зависимости от характера санкций С.С. Алексеев различал меры юридической ответственности, меры защиты и превентивные (предупредительные) меры . В настоящее время данная классификация является довольно простой и не вызывает большого интереса. В 1956 году профессор М.И. Еропкин предложил трехчленную классификацию. Она считалась общепринятой до середины 1980–х годов. Согласно позиции М.И. Еропкина, меры административно-правового принуждения по цели и способу обеспечения правопорядка подразделяются на три группы: административно–предупредительные меры, мерыадминистративного пресечения, меры административного взыскания (наказания) . А.П. Коренев, Л.Л. Попов, В.С. Четвериков дополняют приведенную классификацию четвертым элементом – мерами административно-процессуального обеспечения. Ю.М. Козлов также выделяет меры обеспечения производства по делу, однако не ставит их в один ряд с мерами пресечения, взыскания и предупреждения, а утверждает, что они «размыты в составе приведенной трехчленной структуры» . Он конкретизирует, что меры административного наказания подразделяются на меры административной ответственности и административные взыскания. Наиболее прогрессивной представляется классификация мер административно–правового принуждения, предложенная П.И. Кононовым, который полагает возможным выделить следующие виды таких мер: – меры административного контроля (надзора); – меры административного пресечения; – меры административно-процессуального обеспечения; К вопросу о классификации мер административного принуждения – меры административной ответственности; – меры административного исполнения . Данная классификация наиболее предпочтительна, так как в ней не выделяются административно–предупредительные меры, существование которых имеет спорный характер. Их не выделяют ни Д.Н. Бахрах, ни М.С. Студеникина, которая, в свою очередь, полагает, что так называемые административно–предупредительные меры представляют собой обязанности, исполняемые большинством граждан добровольно, без принуждения. По ее мнению, «возникновение обязанности помимо воли обязанного лица не означает еще принуждения» . Меры административно–процессуального обеспечения в данной классификации выделены в отдельную самостоятельную категорию. Это обосновывается тем, что некоторые меры, указанные в ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ и другие подобные административно–принудительные меры направлены не на пресечение совершенного административного правонарушения, а на установление и процессуально–правовое закрепление доказательств по возбуждаемому делу об этом правонарушении. Впервые в литературе по административному праву в качестве мер административного принуждения оправданно выделены меры административного контроля (надзора). П.И. Кононов обосновывает это тем, что «в процессе проведения проверок должностные лица контрольно–надзорных органов применяют в отношении подконтрольных (поднадзорных) субъектов меры административного принуждения, выражающиеся в совершении властных действий, направленных на установление соответствия деятельности (действий) указанных субъектов обязательным требованиям, предусмотренным законодательством», которые в свою очередь не нашли отражения в предыдущих классификациях . В качестве самостоятельного элемента выделены меры административного исполнения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 74 страницы
2300 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 50 страниц
1250 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 71 страница
1775 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 64 страницы
1600 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 72 страницы
1800 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg