Глава 1. Музыкально – дидактические игры для детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
1.1 Цели и задачи музыкально дидактических игр
Музыкально – дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке, дать им понятие основ музыкальной грамоты. Музыкально – дидактические игры развивают у детей чувство ритма, координацию движений, творческие способности, а также являются хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Используя музыкально – дидактические игры, педагог без напряжения сможет поддерживать положительную детскую мотивацию, что положительно сыграет на развитие ребёнка. [20, с.264]
Н.А. Ветлугина научными исследованиями в области развития музыкально – сенсорных способностей показала первостепенную роль музыкально-дидактических игр, как основы чувственного восприятия музыки. В дальнейшем разработка этой группы игр была продолжена А.Н. Зиминой, Э.П. Костиной и нашла практическое применение у педагога-практика Н.Г. Кононовой, которая определила основную цель и назначение музыкально – дидактических игр – формировать у детей музыкальные и творческие способности, открыть перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. [9, с.128]
В соответствии с этим музыкально дидактические игры имеют следующие задачи:
• Развитие звуковысотного слуха;
• Развитие чувства ритма;
• Развитие тембрового и динамического слуха;
• Развитее инициативы, самостоятельности, способности к восприятию;
• Развитие творческой активности;
• Формирование нравственных качеств личности (чувство товарищества, ответственности и др.);
• Обогащение новыми впечатлениями.[9, с. 129]
Музыкально – дидактическая игра должна включать развитие игровых действий. Игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.
Музыкально – дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.
Музыкально – дидактические игры должны быть красочно и интересно оформленными. Карточки с изображением музыкальных образов должны быть яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры.
Дети могут сами принять участие в изготовлении игр, от этого игры становятся для них более желанными, интересными и любимыми.
Музыкально – дидактические игры можно использовать на музыкальном и других занятиях, в самостоятельной деятельности в свободное время, а так же на праздниках и развлечениях.[10, с. 36]
1.2 Виды музыкально – дидактических игр
Существуют различные виды классификации музыкально-дидактических игр. Н.Г. Кононова разработала настольные музыкально-дидактические игры, которые используются для развития музыкально-сенсорных способностей. Она разделяет их на 4 вида:
1. Игры, с помощью которых развивается звуковысотный слух дошкольников. Это такие игры, как «Качели», «Курицы», «Весёлые гармошки», «Цирковые собачки» и т.д.
2. Игры, позволяющие развивать ритмическое чувство детей, например: «Ритмическое лото», «Весёлые дудочки», «Лесные гости» и т.д.
3. Игры для развития тембрового слуха: «Музыкальные инструменты», «Угадай, на чём играю» и т.д.
4. Игры, развивающие динамический слух: «Громко – тихо», «Кто самый внимательный», «Узнай звучание своего аккордеона» и т.д.[14, с.11]
Настольные музыкально – дидактические игры представлены в определённой последовательности с постепенным усложнением музыкально – сенсорных задач для каждой возрастной группы. Так, например, в средней группе дети учатся различать выразительные возможности двух динамических оттенков (громко – тихо), в старшей группе – трёх (громко, умеренно громко, тихо), а в подготовительной группе уже различаются четыре динамических оттенка (громко, умеренно громко, умеренно тихо, тихо).
Н.А.Ветлугина разделяет все музыкально – дидактические игры на настольные, подвижные и хороводные. Эта классификация основана на различии игровых действий детей.[1, с.124]
В играх первой группы предусматривается статичное поведение детей, разделённых на подгруппы. Соревновательный элемент заключён в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение, музыкальный звук и т.д.
Вторую группу игр характеризует динамика действий. Они похожи на подвижные игры. Дети, разделённые на подгруппы, вслушиваются в звучание музыкального произведения, реагируют на него соответствующими движениями. Например, под бодрый марш движется одна группа детей, маршируя, а под задорную, плясовую – другая группа выполняет знакомые танцевальные движения.
Третьей группе дидактических игр двигательная активность детей ограничена. Обычно соревнуются между собой два или три круга детей или круг (группа детей) и солист. Например, на звучание среднего регистра выполняют движение дети первого круга, на звучание высокого регистра – второго, на звучание низкого – третьего круга. Побеждает тот круг, чьи участники правильнее среагировали на смену звучания.[1, с.124]
Следует отметить, что кроме музыкально – дидактических игр в практике используются и музыкально – дидактические пособия. Музыкально – дидактические игры отличаются от пособий тем, что они имеют определённые правила, игровые действия или сюжет. Они могут быть использованы детьми, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности. Музыкально – дидактические пособия в основном применяются на занятиях для наглядной иллюстрации отношений звуков по высоте и длительности, для упражнения детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств.
Музыкально – дидактические пособия включают зрительную наглядность (различные картинки, карточки, передвижные приспособления и т.д.), а музыкально – дидактические игры могут не использовать наглядность.
Благодаря своему разнообразию, музыкально – дидактические игры и пособия имеют большое значение в воспитании дошкольников.[11, с. 316]
В зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий музыкально – дидактические игры принято подразделять на три вида:
1. Спокойное музицирование.
2. Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий.
3. Игры, построенные по типу хороводных.[6, с. 63]
В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух. Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок, если игра проводится с 2 – 3 детьми, награждается фишкой, флажком. В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в соответствии со звучанием произведения флажки разных цветов и т.д.[15, с. 41]
Второй вид дидактических игр характеризует динамика действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваясь в звучание музыки, реагируют на него движениями. Звучат громкие звуки – в пространстве групповой комнаты двигается одна группа детей, тихие – другая, а первая останавливается. После неоднократной смены звучания наступает завершающий момент игры – физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т.д.
В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей или коллектив и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки среднего регистра – второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания. Победители поощряются исполнением их желания.[15, с.42]
Музыкально – дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. То есть музыкально – дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели.[18, с. 68]
Например, в игре первого вида дети учатся различать тембр барабана, погремушки, дудочки. Педагог делит их на 3 подгруппы. Первая подгруппа при звучании барабана должна имитировать руками игру на барабане, вторая при звучания погремушки – помахивать кистями рук, третья при звучании дудочки – имитировать игру на дудочке.[15, с. 42]
Последовательность звучания инструментов педагог варьирует по своему усмотрению, отмечая при этом для себя ту подгруппу детей, которая выказывала более точную реакцию. В конце игры педагог подводит итог, т.е. отмечает победителей. А для того, чтобы вызвать у детей интерес к игре и желание участвовать в ней, после подведения итога победившие награждаются – по их желанию исполняется песня, произведение для слушания, проводиться музыкальная игра, читается стихотворение и т.д. если играют не подгруппой, а два – три ребенка, то в виде поощрения можно предложить победителю роль ведущего игры.[12, с. 107]
1.3 Роль музыкально – дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста
Каждая игра должна иметь чёткую педагогическую направленность, при помощи которой музыкальный руководитель или воспитатель учит детей воспринимать музыку и передавать в движении её содержание и особенности.
Как и всякая игра, музыкально – дидактическая по своей структуре включает в себя развитие игровых действий. Музыкальные игры объединяют в себе многие черты, присущие хороводным построениям, подвижным играм. Но дидактический материал этих игр отличается тем, что в основе его лежат задачи развития музыкального слуха. Игровое действие только помогает ребёнку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки.[2, с. 5]
Содержание, структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому и планомерному развитию высотного и ритмического, динамического и тембрового слуха.
Большое значение имеет возраст детей, для которых предназначена та или иная игра. Остановлюсь на музыкально – дидактических играх для детей 2-ой младшей группы (от 3 до 4 лет). Не у всех детей одинаково развито музыкальное восприятие, умение передавать в движении содержание музыки. Вначале нужно составить предварительный план по разучиванию музыкально – дидактических игр, применяя проверенные на практике приёмы, способствующие музыкальному воспитанию дошкольников.[4, c. 34]
Для этой возрастной группы подходит музыкально - дидактической игра « Чей домик?» музыка Е.Тиличеевой, слова Ю.Островского - игра на различение высоты звука.
Задача игры – ознакомить детей с высоким и низким звуком. В музыкальном зале или в группе на небольшом расстоянии друг от друга расставлены стулья. Несколько детей присаживаются на них. Это «кошки» и «котята».
Музыкальный руководитель или воспитатель поёт песню и затем спрашивает:
Куда же наша (имя ребёнка) пойдёт,
Туда ли, где кошка поёт,
А может, туда, где спросонок
Мяукает сладко котёнок?
Ребёнок проходит вдоль стульев, стучит и спрашивает: « Кто в домике живёт?» Сидящий за стулом мяукает низким или высоким голосом, в зависимости от того, кого он хочет изобразить, кошку или котёнка. Музыкальный руководитель спрашивает у детей – зрителей: « Правильно ли отгадал ребёнок?» Если правильно, то ребёнок идёт в домик, а ребёнок, сидящий за стульчиком, становится зрителем.[16, с. 75]
1 занятие. Слушание песни «Чей домик?» Прослушав всю песню, можно узнать, какую реакцию вызвала она у детей. Познакомить детей с тем, что песню воспитатель пела не спеша, ласково, спокойно, нежно.
2 занятие. Слушание песни. Музыкальный руководитель поёт и проигрывает песню на металлофоне. Дети узнают песню и вместе с музыкальным руководителем подпевают «мяу». Выясняем, что «кошка» и «котята» мяукают по-разному.
3 занятие. Закрепление материала предыдущего занятия. Воспитатель играет, поёт. Дети узнают песню « про кошку и котят». При повторении они подпевают «мяу».
4 занятие. Закрепление материала 3 занятия. Воспитатель приносит красивый домик – дети рассматривают его. Воспитатель говорит, что в этом доме будут жить кошка и котята. Проводим игру. Анализируем. Ребёнок шёл спокойно к домику и правильно угадывал, что пел «котёнок».
5 занятие. В беседе закрепляем правила игры, проводим игру. Устанавливаем домик, стулья, выбираем на роли кошки и котят других детей, застенчивых, чтобы можно было проверить, все ли дети усвоили низкое и высокое звучание.[16, с.76]
В этой игре отчётливо прослеживается роль игровых правил. Они целиком связаны с качеством выполнения сенсорных заданий. Все дети, правильно выполнившие задания, входят в домик.
В данном случае звуковысотные соотношения выступают перед детьми в игре «Чей домик?» при восприятии мелодии песни. Она воспринималась в единстве с текстом. Мелодия выразила основное настроение, а своими интонационными ходами иллюстрировала характерные образы кошки и котят.
Дети второй младшей группы хорошо справляются с заданием различения звуков по длительности. Для их восприятия доступно сопоставление и смена четвёртых и восьмых длительностей (например: бег и ходьба). Проводим с детьми игры « Кто идёт?», « Мышки бегают»[4, с. 35]
Усвоение динамических оттенков детям – малышам удаётся легче. Несложно представить и выполнить какие – то простейшие движения, если они проходят под песню:
У ребяток ручки хлопают
Тихо хлопают, тихо хлопают
Громче хлопают, сами хлопают
Ну и хлопают, вот так хлопают
Здесь задание ясно обозначено в тексте песни. Весёлая мелодия, вначале плавная и спокойная, затем, при усилении динамики, характеризующаяся скачком в мелодии на кварту, изложена в более высоком регистре, даёт детям наглядное представление о соответствующих свойствах музыки. Малыши после показа выполняют тихие и громкие хлопки в ладоши.[14, с. 49]
На эту же задачу музыкальному руководителю можно провести также игру « Тихие и громкие звоночки», музыка Р. Рустамонова, слова Ю. Островского. На занятие приносим погремушки, воспитатель поёт:
Ты звени, звоночек, тише,
Пусть тебя никто не слышит
Ты сильней звени, звонок,
Чтобы каждый слышать мог!
На 1-й куплет дети тихо звенят погремушками, на 2-й – громко. В этой игре также задание обозначено в песне, и дети, сидя на стульчиках, выполняют его.
Знакомство с музыкальными тембрами в музыкально – дидактических играх проводится тремя способами: восприятием человеческого голоса (пением), имитацией голосов птиц и животных, тембрами инструментов.
Различение звукоподражания голосов животных и птиц – один из наиболее доступных способов ознакомления младших детей с тембрами. Композиторы передают звукоподражание в музыкальном оформлении.[14, с. 50]
« Угадай, на чём играю?» На занятиях детям дают погремушки, барабаны, дудки, колокольчики. Воспитатель поёт песню, дети внимательно слушают. Когда поётся про звоночки:
«Эй вы звоночки ,зазвоните,
Весело звените, ди-ли-день.»
То дети, у которых в руках погремушки, звенят ими. Если поётся про барабан – дети стучат по барабану. И так далее. Дети эмоционально откликаются на музыку, но порой движения их неточны и не согласуются с музыкой.[16, с. 112]
Дети любят игру « Кто это?», музыка Р. Рустамова, слова Ю. Островского. Песня к игре написана в форме загадки о животных и птицах.
В конце каждого куплета звучат как бы звукоподражание их голосам.
Такой приём, найденный композитором, помогает детям охарактеризовать тембры голосов животных. Следим, чтобы звукоподражание было правильным: нежно мяукает кошка, звонко поёт петух, резковато изображается крик гусей.[16, с. 112]
Различать тембры человеческих голосов для младшей группы я думаю, что достаточно сложно и поэтому можно ввести игру « Узнай по голосу» в начале года в средней группе.
Чтобы игра для детей представляла большой интерес, не нужно сразу усложнять её заданиями. Такая постепенная подготовка к игре обеспечивает развитие музыкальных способностей у большинства детей, даже самых застенчивых и малоподвижных. Нужно показывать детям и знакомить их с различными музыкальными инструментами – бубен, маракасы, бубенцы, треугольник, тем самым давать возможность детям увидеть их, поиграть с ними. Обыгрывать мягкие игрушки (зайчик, волк, медведь). Дети вначале затрудняются выполнять задания – удары в бубен, или как идёт лошадка усталая и как лошадка скачет быстро. Но применяя метод показа (игра в бубен), нагружаем лошадку – её тяжело, она идёт медленно, просим детей показать, как идёт лошадка, когда ей тяжело, и как она скачет без груза. Дети довольно правильно отвечают и показывают движения.[7, с. 63]
Младшие дети могут воспроизвести простые динамические сочетания звуков, используя металлофон. Малыш с удовольствием берётся за молоточек, крепко зажимает его в кулачке и старается изобразить маленький и сильный дождик.
Основное назначение музыкально – дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.