Глава 1. Понятие рынка и его функции
По мнению многих экономистов, система рынка лучше, чем другие системы, приспособлена для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и, в конечном счете, для более полного удовлетворения потребностей общества. Ее преимущество состоит в том, что она содержит стимулы к высоко эффективной хозяйственной деятельности.
Рынок представляет собой совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляются реализация товаров и окончательное признание обществом воплощенного в них труда.
То есть рынок представляет собой сферу отношений между людьми, связанных с обменом товара на деньги и денег на товар.
На рынке обнаруживается, какие условия производства являются общественно необходимыми и определяют величину стоимости товаров, формируют рыночную цену. Через рынок происходят возмещение издержек производства каждому нормально работающему товаропроизводителю и получение им прибыли, создаются стимулы снижения себестоимости, улучшения качества выпускаемой продукции. [2]
Таким образом, рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняют ряд существенных функций. Основными функциями рынка являются:
Информационная функциязаключается в том, что через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поступают на рынок.
Посредническая– экономически обособленные производители в условиях общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько выгодной является та или иная техническая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В условиях рынка потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика, а продавец – наиболее подходящего покупателя.
Ценообразующая.На рынок поступают продукты и услуги, содержащие неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Так формируется общественная стоимость, устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, четко реагирующая на изменение в производстве, потребностях, конъюнктуре.
Регулирующая. Связана с воздействием рынка на все сферы экономики, и, прежде всего на производство. Рынок дает ответы на вопросы: что производить, для кого производить, как производить. Важную роль в рыночном регулировании играет соотношение спроса и предложения, существенно влияющие на цены. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает – сигнал к его сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. В странах с развитой рыночной экономикой важная роль в сбалансированности народного хозяйства принадлежит государственному регулированию.
Санирующая функция.Рыночной системе присущи социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым ее участникам. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, не жизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате возникает устойчивость хозяйства в целом. [5]
1.1. Основные элементы рынка
Любой рынок, независимо от его конкретного вида базируется на трех основных элементах. Во-первых, этоцены.Изменение относительных цен служит для производителя ориентиром при определении необходимости изменения объемов производства. Изменение цен влияет на выбор технологии производства. Цены, в конечном итоге предопределяют и то, кем будет потреблен продукт.
Во-вторых, этоспрос и предложение. Спрос (платежеспособный), по определению Чепурина, - это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение – это количество товара, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебание рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления. [9]
В-третьих, этоконкуренция. Она является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия. [7]
Глава 2. Рыночный спрос как экономическая категория
2.1. Основные понятия на рынке
Человеку для удовлетворения своих потребностей необходимо приобретать различные товары и услуги. Каждый человек на рынке товаров и услуг является покупателем. Совокупность этих покупателей формирует спрос на товары и услуги. Следовательно, постоянно возрастающие потребности формируют спрос. Но для удовлетворения потребностей одного желания недостаточно. Это желание должно быть подкреплено платежеспособностью.
Впервые понятия спроса и предложения в экономической науке исследовал в своих работах английский экономист Альфред Маршалл.
Спрос - это отражение потребностей людей в том или ином товаре, услуге, их желание их приобрести. Потребителей интересует не товар вообще, а товар по приемлемой цене. [12].
Спрос - то количество товаров и услуг, которое покупатели (потребители) готовы приобрести при данных ценах в течение определенного времени.
В западной экономической литературе спросом называют то, что связывает покупаемые блага с теми «жертвами», которые приходится делать для приобретения этих благ. Поэтому разница между потребностями и спросом такая же, как между желаниями и возможностями. То есть желание на рынке должно быть подкреплено возможностью - деньгами покупателя. Иначе говоря, спрос - это планы или намерения покупателя относительно покупки товара.
Механизм рынка позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К ним относятся блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т.д.). Эти блага в мировой экономической науке именуются общественными товарами.
В обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется посредством реализации спроса. Рыночный спрос представляет собой сумму индивидуальных спросов, которые формируются на основе потребительского выбора. [1]
Объем спроса на какой-либо товар или услугу - это количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течение определенного периода времени.
Цена спроса на какой-либо товар или услугу - это максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за определенное количество товара или услуги.
Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Количество вещей, покупаемых людьми, всегда зависит от цен на товары. [8]
2.2. Закон спроса
Изучая, как покупатели реагируют на изменения цен то¬варов, экономисты сформулировали закон спроса.Суть закона спросасостоит в том, чтоповышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен — к ее увеличению(при прочих равных условиях).
Таким образом, в сущности закона спроса лежит, во-первых, психология по¬купателя, которая заключается в том, что большие объемы кон¬кретного товара покупаются по более низкой цене, чем более высокой. Подтверждение этому – график спроса (рис. 1). Во-вторых, подчинения потребления принципу убывающей пре¬дельной полезности, в соответствии с которой последующие единицы конкретного товара приносят все меньше и меньше удовлетворения. Например, второй телевизор не так полезен в доме, как первый, поскольку основные потребности удовлетво¬рены. В-третьих, действие закона спроса связанно с эффектом дохода, выражающегося в том, что при прочих равных условиях и постоянном доходе покупатель по более низкой цене может обрести больше данного товара. Напротив, более высокая цена приводит к снижению покупательского спроса. [10]
Рисунок 1 – График спроса. [10]
Впервые математически закон спроса был сформулирован А. Курно в 1838 г.
Зависимость между величиной спроса и ценой описывается законом спроса, согласно которому между ценой (P) и спросом (Qd) существует обратная зависимость: при увеличении цены спрос падает, при снижении - растет.
Зависимость между ценой и спросом можно описать алгебраически, с помощью таблицы (табл. 1) или графически (рис. 1).
Если функция спроса носит линейный характер, то алгебраически уравнение спроса имеет вид:
Qd=a – b*P (1),
где Qd - величина спроса;
P - цена товара;
a и b - постоянные коэффициенты.
Если рассматривать Пензенский рынок соков и нектаров за 2017 год, можно отметить, что 31% потребителей выделяют на соки и нектары от 200 до 400 рублей в месяц. В то же время еще 28,5% опрошенных не могут позволить себе ежемесячно тратить на рассматриваемые напитки более 200 рублей, тогда как около 23% пензенцев готовы тратить на эту продукцию от 400 до 600 рублей. [12]
Таблица 1 - Цена товара на соки и нектары в Пензе и величина спроса [12]
Цена (Р), руб. Объем спроса (Q), %
201 – 400 30,9
401 – 600 22,8
601 – 800 10,4
801 – 1000 4,4
Более 1001 2,9
Глава 3. Факторы спроса
Уровень спроса связан с количеством продукции на рынке и ценами на нее. Кроме того, на спрос влияют такие факторы, как число потребителей, их доходы и вкусы, наличие товаров-конкурентов.
Они могу вызывать изменение спроса, даже если цена на продукцию остается постоянной, и поэтому называются факторами сдвига спроса.
Если изменение спроса на товар графически отображается перемещением вдоль кривой спроса «Д», то действие факторов сдвига спроса означает перемещение самой кривой влево или вправо.
Факторы сдвига спроса оказывают влияние также на рынки сырья и услуг. Так, перерабатывающие предприятия приобретают сырье у производителей, перерабатывают его и продают готовую продукцию розничным торговцам, поэтому рыночные цены на сырье в значительной степени зависят от рыночных цен на готовую продукцию. Если, например, повышаются розничные цены на мясные и молочные продукты, то соответственно сельскохозяйственные предприятия стремятся дороже продать скот и молоко. [11]
Таким образом, цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта, но существуют, как уже говорилось выше и другие факторы, которые влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами. Когда они действительно изменяются, происходит сдвиг кривой спроса. Поэтому их также называют факторами изменения спроса. Изменение одной из детерминант изменяет положение кривой спроса. Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, то произошло увеличение спроса и кривая спроса сместилась вправо. Уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения в одной его детерминанте (или более) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, это влечет сокращение спроса и смещение кривой спроса влево.
Рассмотрим влияние неценовых детерминант:
1. Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение пот потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменением моды, будет означать, что спрос возрос по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Технологические изменения в виде проявления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов. Пример: физическое здоровье становится все более популярным, а это повышает спрос на кроссовки и велосипеды.
2. Число покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса. Примеры: японцы сокращают импортные квоты на американское телекоммуникационное оборудование, тем самым повышая спрос на такое оборудование; снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на образование. [3]
3. Доход. Воздействие спрос изменения денежного дохода более сложно. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса.
Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами.
Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории.
Примеры: увеличение доходов повышает спрос на такие нормальные товары, как сливочное масло, омары, филе, и снижает спрос на такие товары низшей категории, как капуста, репа, восстановленные шипы и ношенная одежда. [14]
4. Цены на сопряженные товары. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот родственный товар заменителем нашего продукта (взаимозаменяемым товаром) или сопутствующим ему (взаимодополняющим товаром). Когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Многие пары товаров являются независимыми, самостоятельными товарами, изменение цены на один очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос на другой. Примеры: снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным транспортом (взаимозаменяемые товары); сокращение цены на видеомагнитофоны повышает спрос на видеокассеты.
5. Ожидание. Потребительские ожидания относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода способны изменить спрос. Ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары. Обратное утверждение также верно. Пример: неблагоприятная погода в Южной Америке порождает ожидания в будущем более высоких цен на кофе и тем самым повышает текущий спрос на него.
Увеличение спроса, при прочих равных условиях (неизменности предложения), порождает эффект повышения цены и эффект увеличения количества продукта. Уменьшение спроса обнаруживает как эффект снижения цены, так и эффект сокращения количества продукта. Мы обнаруживаем прямую связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями равновесной цены и количества продукта.
Возможны случаи, когда предложение и спрос изменяются в противоположных направлениях.
Предположим, что предложение увеличивается, а спрос сокращается. В этом примере совмещаются два эффекта снижения цены, которые дают большее снижение цены, чем при действии одного из эффектов. Направление изменения количества продукта зависит от относительных параметров изменения предложения и спроса (если предложение больше спроса, то равновесное количество увеличивается).
Предположим теперь, что предложение сокращается, а спрос возрастает. Наблюдаются два эффекта повышения цены. Если уменьшение предложения больше, чем увеличение спроса, равновесное количество продукта окажется меньше, чем оно было первоначально.
Возможны также случаи, когда предложение и спрос изменяются в одном и том же направлении.
Сначала предположим, что и спрос и предложения увеличиваются. Чтобы определить изменение равновесной цены, нужно сравнить два эффекта: эффект понижения цены в результате увеличения предложения и эффект повышения цены в результате увеличения спроса. Если масштаб первого эффекта больше масштаба второго, то цена снизится. Равновесное количество однозначно увеличится.
Рассмотрим одновременное уменьшение предложения и спроса. Когда масштабы уменьшения предложения больше масштабов сокращения спроса, равновесная цена возрастает. Когда ситуация противоположная, равновесная цена снижается. Равновесное количество продукта однозначно уменьшается.
Могут возникать особые случаи, когда уменьшение спроса и предложения с одной стороны, и увеличение спроса и предложения – с другой, полностью нейтрализуют друг друга. В обоих этих случаях конечное воздействие на равновесную цену оказывается нулевым, спрос не изменяется. [3]
Глава 4. Эластичность спроса
Для экономического анализа недостаточно определить направление изменения спроса, важно измерить степень этого изменения. Степень изменения спроса под воздействием факторов, влияющих на спрос, называется эластичностью спроса.
Различают эластичность:
ценовую,
перекрестную,
по доходу.
1. Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения спроса под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности.
Ed=?Qd/Qd:?P/P (2),
где ?Qd/Qd - изменение спроса (в %);
?P/P - изменение цены (в %).
Реакция покупателей на изменение цены (характер эластичности) может быть разная: спрос может изменяться в большей или меньшей степени, чем изменилась цена, или вообще оставаться постоянным. [6]
О характере ценовой эластичности спроса можно судить по соотношению изменения спроса к изменению цены или по показателю общей выручки от реализации (Р * Q). В зависимости от характера эластичности спроса выручка от реализации при изменении цены может расти, падать, не изменяться. [4]
Таблица 2 – Виды ценовой эластичности спроса [4]
Вид эластичности Соотношение изменения цены и спроса Коэффициент эластичности Изменение выручки от реализации (P*Q)
Уменьшение цены Увеличение цены
Совершенно неэластичный спрос Цена растет (падает) – спрос постоянен Ed = 0 уменьшается увеличивается
Неэластичный спрос Цена изменяется больше, чем изменяется спрос Ed < 1 уменьшается увеличивается
Единичная эластичность спроса Цена и спрос изменяются одинаково Ed = 1 не изменяется не изменяется
Эластичный спрос Цена изменяется меньше, чем изменяется спрос Ed > 1 увеличивается уменьшается
Совершенно эластичный спрос Спрос изменяется, цена постоянна Ed = ? уменьшается увеличивается
Степень эластичности спроса варьируется в зависимости от типа товара:
Спрос на инсулин - совершенно неэластичен. Как бы ни росла цена, больному диабетом необходима определенная доза инсулина;
Спрос на предметы первой необходимости (продукты питания) - неэластичен. С изменением цены спрос меняется незначительно;
Спрос на предметы роскоши - эластичен. Изменение цены существенно повлияет на спрос;
Спрос на транспортные услуги, как правило, характеризуется единичной эластичностью и изменяется в той же мере, что и цена билетов;
Если цена фиксирована, например, установлена государством, а спрос меняется вне зависимости от уровня цены, то имеет место совершенная эластичность спроса.
В зависимости от характера эластичности спроса кривая спроса будет иметь разный наклон (рис. 2.). [6]
Рисунок 2 – Кривые спроса с разной ценовой эластичностью. [6]
Характер эластичности спроса зависит от ряда факторов:
количества заменителей данного товара. Чем больше имеется хороших заменителей, тем эластичность выше;
удельного веса товара в доходе потребителя. Чем выше доля товара в доходе, тем выше эластичность;
характера товара - является ли товар предметом первой необходимости или предметом роскоши. Естественно, спрос на товары первой необходимости менее эластичен;
фактора времени. Чем больше у покупателя времени, тем выше эластичность его спроса. [15]
2. Перекрестная эластичность спроса - характеризует степень изменения спроса на товар a при изменении цены товара b (Eab).
Eab=?Qa/Qa:?Pb/Pb (3),
где ?Qa/Qa - изменение спроса на товар a (в %);
?Pb/Pb - изменение цены на товар b (в %).
Для взаимозаменяемых товаровEab> 0; для взаимодополняющих -Eab< 0; для независимых (нейтральных) товаровEab= 0.
3. Эластичность спроса по доходу характеризует степень изменения спроса на товар под влиянием изменения дохода (EI).
E_I=?Q/Q:?I/I (4),
где ?I/I - изменение дохода (в %);
?Q/Q - изменение спроса (в %).
Для нормальных товаровEI > 0; для товаров низшей категорииEI < 0. [4]
Глава 5. Рыночное равновесие
5.1. Механизм достижения рыночного равновесия
Свободное движение цены в соответствии с изменением спроса и предложения, приводит к тому, что товары, проданные на рынке, распределяются в соответствии со способностью покупателей оплатить цену, предлагаемую производителем. Если спрос превышает предложение, то цена будет расти до тех пор, пока спрос не перестанет превышать предложение. Если предложение больше, чем спрос, то на рынке совершенной конкуренции цена будет снижаться до тех пор, пока все предлагаемые товары не найдут своих покупателей.
Равновесие спроса и предложения достигается при пересечении кривых спроса и предложения. В точке пересечения объем предложения будет равен объему спроса и устанавливается цена равновесия, одинаково удовлетворяющая как продавцов, так и покупателей. При любой более низкой цене излишек спроса будет толкать цену вверх, а при цене выше равновесной предложение превысит спрос, и цена снизится до уровня равновесия. [15]
5.2. Виды рыночного равновесия
Равновесие бывает устойчивым и неустойчивым. Если после нарушения равновесия рынок приходит в состояние равновесия и устанавливаются прежние равновесные цена и объем, торавновесиеназываютустойчивым. Если после нарушения равновесия устанавливается новое равновесие и изменяется уровень цен и объем спроса и предложения, торавновесиеназываютнеустойчивым.
Различают три вида рыночного равновесия: мгновенное, краткосрочное и долгосрочное, через которые последовательно проходит предложение в процессе увеличения его эластичности в ответ на возрастание спроса. [9]
5.3. Устойчивость равновесия
Равновесие механической системы устойчиво, если при малом возмущении (смещении, толчке) точки системы во всё последующее время мало отклоняются от равновесных положений; в противном случае равновесие неустойчиво. Обычно при малых возмущениях точки системы, находящейся в положении устойчивого равновесия, совершают около их равновесных положений малые колебания, которые вследствие сопротивлений со временем затухают, и равновесие восстанавливается. Более строго У. р. определяется и исследуется так же, как и устойчивость движения. В случае механической консервативной системы достаточное условие У. р. даётся теоремой Лагранжа — Дирихле, согласно которой равновесие устойчиво, если в положении равновесия потенциальный энергия системы минимальна.
Виды устойчивости:
1. Абсолютная;
2. Относительная;
3. Локальная (колебания цен происходит, но в определенных пределах);
4. Глобальная (Устанавливается при любых колебаниях). [9]
Глава 6. Модели рыночного равновесия
6.1. Модели равновесия по Л. Вальрасу и по А. Маршаллу
Существует два подхода к исследованию установления равновесной цены: Л.Вальраса и А.Маршалла.
Главным в подходе Л.Вальраса является разница в объемах спроса и предложения. Если рыночная ценаP1>PE, то величина предложения больше величины спросаQS1>QD1, на рынке – избыток предложения (при ценеP1), избыток равняетсяQS1-QD1. В результате конкуренции продавцов происходит понижение ценыPEи избыток исчезает. Если рыночная ценаP2>PE, то величина спроса больше величины предложенияQD2>QS2, на рынке избыток спроса (при ценеP2), то есть дефицит равенQD2-QS2. в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены доPEи дефицит исчезает.
Главным в подходе А.Маршалла является разность ценP1иP2. А.Маршалл исходит из того, что продавцы, прежде всего, реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста (или сокращения) предложения. Увеличение (или сокращение) объема предложения уменьшает эту разницу и тем самым способствует достижению равновесной цены. По версии Л.Вальраса, в условиях дефицита активно действуют покупатели, а в условиях излишка товаров – продавцы. Согласно версии А.Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.
Цена равновесия обычно ниже максимально предполагаемой потребителями цены, на величину излишка потребителя, который составляет излишек, прежде всего для состоятельных потребителей, которые могли бы приобрести товар выше равновесной ценыPEвплоть до самой максимальнойPmax, но приобретают товар именно по рыночной цене.
Графически излишек потребителя, можно изобразить через площадь фигуры, ограниченной кривой спроса, осью ординат и равновесной ценойPE, то есть площадьPmaxEPE. Излишек потребителя – это часть общественного излишка от существования рыночного механизма. В свою очередь, равновесная цена обычна выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее эффективные фирмы. Следовательно, совокупные издержки производителей равны площади фигурыPminEQE, а излишек производителя составляет площадьPEEPmin.