1. ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА И ЕГО СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ.
1.1. Основные понятия механизма государства.
Государство – это суверенная политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе.1
Механизм государства — система государственных органов, а также администраций низовых учреждений и организаций, обеспечивающих решение практических задач и осуществление функций государственных органов2.
В широком смысле механизм государства включает в себя три составные части: государственные учреждения, государственный аппарат и государственные предприятия.
Государственные учреждения - это такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной и т. п.
Государственные предприятия создаются для осуществления хозяйственной деятельности, в целях производства продукции, либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества.
В более узком смысле механизм государства часто отождествляют с аппаратом государства, который представляет собой сложную систему органов, различающихся своим местом в общей структуре аппарата, характером и объемом компетенции, формами и методами деятельности.
1Смоленский М. Б. [и др.] Теория государства и права: Учебник / М. Б. Смоленский – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – С. 61.
2Борисов, Г. А. Теория государства и права: учебник [текст]/ Г. А. Борисов – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – С. 103.
В свою очередь, орган государства является первичным элементом государственного аппарата. Органы государственного аппарата, осуществляя властные полномочия, связанны между собой отношениями субординации и координации, участвуют в решении наиболее общих задач государства и осуществлении его функций.
Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, созданное государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией, и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.
Ряд авторов выделяет три основные формы деятельности государственных органов:
1) Правотворческую, направленную на разработку и издание нормативно-правовых актов;
2) Правоисполнительную, форма властной деятельности органов государства по реализации норм права;
3) Правоохранительную, форма, обеспечивающая соблюдение правовых норм.
Основные признаки, характеризующие понятие органов государства, следующие:
1) Осуществляют от имени государства его функции и задачи, посред-ством определенного вида деятельности в доверенной области;
2) Обладают властными полномочиями, что и отличает их от государ-ственных учреждений и предприятий;
3) Имеют определенную компетенцию, то есть закрепленную совокуп-ность задач, функций, прав и обязанностей (правомочий);
4) Характеризуются определенной структурой, то есть численному составу (штатам), строением по видам отдельных служб и имеют территориальный масштаб деятельности;
5) Образуются в порядке, установленном законом.
Наиболее существенным признаком государственного органа является наделение его полномочиями государственно-властного характера. Он, в совокупности с другими признаками, позволяет провести достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными организациями (предприятиями и учреждениями), а также негосударственными органами и организациями с другой стороны.
Основными свойствами государственного органа является то, что он может издавать юридические акты, которые обязательны для исполнения теми, кому они адресованы; применять меры убеждения, принуждения и поощрения для обеспечения требований данных актов; осуществлять надзор за их реализацией.
1.2 Принцип разделения властей в Российской Федерации
Для того чтобы исключить возможность противоправного захвата власти, принцип разделение властей в Российской Федерации закрепляется в качестве основы конституционного строя. Этот принцип характеризует механизм осуществления государственной власти в Российской Федерации, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. При этом происходит не просто отделение законодательной, исполнительной и судебной власти друг от друга, но создаются такие условия, чтобы они, действуя самостоятельно, могли взаимно контролировать друг друга на основе системы взаимных «сдержек и противовесов». Взаимодействие ветвей власти в режиме взаимных «сдержек» и юридических ограничений, предотвращает преобладание эгоистических интересов в государственной деятельности и узурпацию власти, целенаправленно поддерживая равновесие в обществе и устойчивость государственно-правовой жизни.
В соответствии с положениями Конституции государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом, Федеральным Собра-нием, судами и Правительством РФ. Конституция закрепляет определенную самостоятельность каждого государственного органа при осуществлении принадлежащих ему полномочий и обеспечивает такой баланс полномочий каждой ветви государственной власти, который исключает возможность пе-ренесения властных полномочий, а тем болеё всей полноты власти, на одного из них. Ни одна из трех ветвей власти не имеёт права вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем болеё сливаться с другой властью.
Конституционная система Российской Федерации предусматривает правовые способы сдерживания каждой власти другими властями. К таким «противовесам» следует отнести:
1) Срочность полномочий выборных должностных лиц или государственных органов различных уровней;
2) Несовместимость депутатского мандата с занятием должности в аппарате управления;
3) Право конструктивного вето на законопроекты;
4) Право постановки вопроса о конструктивном роспуске Государственной Думы;
5) Контроль за законодательным (представительным) органом государственной власти, осуществляемый избирателями в ходе выборов;
6) Конструктивный вотум недоверия Правительству Российской Федерации со стороны Государственной Думы;
7) Независимость судейского корпуса.
Сочетание единства и разделения государственной власти в Российской Федерации выражается:
1) В закрепление особого статуса Президента РФ;
2) В установлении различных форм взаимодействия внутри системы органов, относящихся к одной ветви власти (между палатами Федерального Собрания РФ, между Правительством РФ и иными федеральными органами исполнительной власти, внутри системы федеральных судов);
3) В установление механизмов взаимодействия и взаимного влияния Президента РФ, Палат федерального собрания РФ, Правительства РФ и федеральных судов друг на друга;
Проанализировав нормативную базу1 и практику её реализации, отно-шения, складывающиеся между указанными субъектами можно сгруппиро-вать по следующим направлениям:
1) Отношения в сфере законодательства,
2) Отношения в сфере формирования государственных органов, назначение на государственные должности и освобождение от них,
3) Отношения в сфере осуществления парламентского контроля,
4) Отношения в сфере обеспечения обороны и безопасности государства,
5) Отношения в сфере реализации внешней политики государства,
В каждой из указанных сфер осуществляется взаимодействие органов, представляющих ту или иную ветвь власти и Президента РФ.
Взаимодействие, взаимный контроль и ответственность федеральных органов государственной власти призваны обеспечить их согласованное функционирование. Однако, как показывает практический опыт
функционирования государственной вла¬сти в России, обладая относи-тель¬ной независимостью, и сдерживая друг друга в своей деятельности,
1Конституция Российской Федерации // Российская Газета 1993, 25 декабря 25с.
государственные власти далеко не всегда уравновешива¬ют друг друга. К
сожалению, существует еще немало недостатков в деятельности раз-личных государственных органов, осуществляющих государственную власть в
Российской Федерации, которые зачастую нарушают конституционные принципы, создавая препятствия на пути построения правового российского государства.
В отношениях между законодательной и исполнительной ветвями власти, равно как и в отношениях с другими ветвями власти, неизменно превалирует исполнительная власть в «союзе» с президентской.
Подводя итог по проблеме устройства аппарата (механизма) государ-ственной власти и составляющих его органов можно сделать следующий вывод: разделение властей между государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед государством социально-политических, экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государственной власти. При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задач государственной власти, соответствующих его компетенции. Следовательно, одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.
Таким образом, в заключение можно сказать, что теория разделения властей осуществляется в плане общего принципа, который следует иметь в виду при создании структуры государственных органов и определении их полномочий.
2. СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА.
Органы государственной власти в структуре государственного аппарата занимают центральное место и обладают суммой определенных признаков, порождаемых природой и функциями государства. Эти органы, каждый в своей области и своими специфическими методами, выражают организаторскую роль государства в обществе. Понятие органа государственной власти складывается из совокупности трех основных признаков:
1) Каждый орган государственной власти создается в соответствии с установленным Конституцией, законами или другими правовыми ак-тами, порядком.
2) Орган государственной власти наделен властными полномочиями, то есть его решения носят обязательный для всех характер и, при необходимости, подкрепляются принудительной силой государства.
3) Деятельность органов государственной власти осуществляется в фор-мах и методах, установленных правовыми актами. Орган государ-ственной власти, ни при каких условиях, не вправе прибегать к дей-ствиям, выходящим за рамки допустимых организационных форм и методов, особенно в отношении применения принудительных мер.
Органы государственной власти состоят из назначенных государственных служащих или выборных депутатов, которые наделены определенными властными полномочиями. Но ест и орган власти в лице одного человека - Президента, Генерального прокурора, Уполномоченного по правам человека.