Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЕ

Особенности развития и функционирования малого бизнеса в России.

cool_lady 504 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 42 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.02.2021
Объектом исследования - малый бизнес в РФ. Предмет исследования – особенности развития малого бизнеса в РФ. Цель исследования - изучить особенности развития малого бизнеса в России. Для достижения поставленной цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи: 1. Рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства; 2. Проанализировать основные тенденции малого предпринимательства в России; 3. Рассмотреть исследования развития и оптимизации малого предпринимательства в России в условиях мирового кризиса; 4. Выявить основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в России. Теоретико-методологической основой исследования составляют труды таких Российских авторов как: Юрков С.А.., Симонов А.В., Шулятьева Н.А., Костина Е.В., Карпов С.А., Попов В.М. Практическая значимость работы. Все разработанные рекомендации могут применяться или учитываться при создании определенных специфических программ, использоваться в других научных работах. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Введение

Актуальность темы исследования состоит в том, что опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие общества. Данная тема актуальна для России на сегодняшний день, так как почти треть населения страны, так или иначе, связана с малым бизнесом. Это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства. За последние два десятилетия малый бизнес был одним из растущих секторов экономики.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ …………….….……. 5 1.1. Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства…………………………………………………………………….…5 1.2. Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России . …………………………………………..… 13 ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ…………………………………………………….21 2.1.Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в России в условиях мирового кризиса……………………………………………………………………………21 2.2.Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в России …….……………………….…………...……..29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….…38 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….41
Список литературы

1. Василик Н.М. Хрестоматия / Н.М. Василик. – М.: Мысль. 2001. 560 с. 2. Глинова Т.А. Проблемы развития малого бизнеса в России / Т.А. Глинова// Концепт. 2015. N 8. C.119-126. 3. Головастова Т. И. Проблемы развития малого бизнеса в России / Т.И. Головастова// Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2010. N 4. C. 13-18. 4. Голосов Г.В. Малый бизнес в России: теоретические перспективы малых предприятий. / Г.В. Голосов. // Полис.N 3. 2001 . С. 155-163. 5. Доюронравов А. Н. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого предпринимательства / А. Н. Добронравов // Дайджест-финансы. 2005. N 2.C. 2-11. 6. Егишянец С. В. Мировой кризис и Россия / С.В. Егишяне //Финансист, 2008. N 10. C. 21-23. 7. Жаворонков А.А. Стремительное развитие малого бизнеса в России / А.А. Жаворонков // Наука, образование и культура. 2017. N 6. C.39-43. 8. Каверин С.Б. Потребности власти / С.Б. Каверин – М.: Мысль. 2000. 326 с. 9. Карпов С.А. Последствия мирового кризиса для российского малого предпринимательства: вызовы и возможности адаптации / C. A. Карпов // Финансист.2009. N 1. C. 11-13. 10. Малинина Е.Н. Развитие малого бизнеса в России /Е.Н. Малинина// Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2012. N 2. 2012. C.42-46. 11. Москвитина Е.И., Дорошина И. Б., Бутова Т.В. Проблема развития сферы малого бизнеса в России / Е.И. Москвитина, И.Б. Дорошина, Т.В. Бутова // Science Time. 2014. N 11. C.44-56. 12. Мухаев В.С. Хрестоматия / В.С. Мухаев. – М.: Мысль, 2000. 547 с. 13. Орлов А. П. «Малое предпринимательство в России: развитие или стагнация?» / А. П. Орлов //Вопросы экономики.2007. N 10. C. 25-36. 14. Петрова О.С. Перспективы развития малого бизнеса в России / О.С. Петрова//Economics. 2017. N 5. C.50-52. 15. Популо А.А. Инновационное развитие малого бизнеса в России / А.А. Популо//Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2014. N 15. С. 49-51. 16. Проскуровская Ю.И. Перспективы развития российского малого и среднего бизнеса /Ю.И. Проскуровская// Вестник МИЭП. 2010. N1. C.88-103. 17. Раковская О.А Социальные ориентиры молодежи. / О.А. Раковская. М.: Наука. 2000. 188с. 18. Сивенок А.И. Перспективы развития малого бизнеса в России / А.И. Сивенок// Проблемы Науки. 2013. N3.C. 118-125. 19. Симонов А.В. Глобальный экономический кризис и планы внешнеэкономической экспансии российских ТНК / А.В. Симонов//Власть. 2010. N 2. C. 11-12. 20. Спатарь А.В. Развитие малого бизнеса в России / А.В. Спатарь// Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2015. N 2. C.57-61. 21. Худилайнен М. И., Никитина Л. Н. Этапы развития малого бизнеса в России / М.И. Худилайнен, Л.Н. Никитина// Вестник НовГУ. 2006. N 37. C. 85-90. 22. Шагеев С. Г., Кондратьева О. В., Леушкина В. В. Развитие малого бизнеса в России. / С. Г Шагеев, О.В. Кондратьева, В.В. Леушина // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. N 4. 2016. С. 28-38. 23. Шепеленко Г. И. Объективные основы противоречий малого бизнеса в промышленности / Г. И. Шепеленко. – Ростов н/Д: РГЭУ.2005.205 c. 24. Шнайдер О.В., Памурзин В.А. К вопросу значимости развития малого бизнеса в России / О.В. Шнайдер, В.А. Памурзин// БГЖ. 2014. N 3. C.22-29. 25. Шулятьева Н. А. Малый бизнес в условиях рынка. / Н.А. Шулятьева//Деньги и кредит.2008.N 9, C.22-27. 26. Юрков С.А. Предпринимательство и нововведения в современных фирмах / С.А. Юрков. // Мировая экономика и международные отношения в современных фирмах, 2008. N9. C.109.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ 1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства Современные экономисты практически отождествляют понятия: “предприниматель”, “малый бизнес”, “малое предпринимательство”, в свою очередь, рассматривая “большой бизнес”, как явление экономической жизни, базирующееся на иных принципах организации дела. В. Афанасьев говорит, что малый бизнес – это бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность, совокупность мелких и средних частных предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое предприятие. Малое предпринимательство – с одной стороны специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении материальных, энергетических, природных ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала, а с другой – сфера самореализации и самообеспечения граждан, в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации (ст. 34 Конституции РФ). С экономической точки зрения «малое предпринимательство» можно охарактеризовать как группу хозяйствующих субъектов, которые играют очень важную роль в решении определенных экономических задач и выполняют в экономике существенные функции, и поэтому их деятельность поощряется целой системой мер государственной поддержки. С.А. Махошева понимает предпринимательскую деятельность, как малый бизнес — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики в соответствии с установленными законами, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве. Ограничение по выручке С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: • микропредприятия — 60 млн рублей; • малые предприятия — 400 млн рублей; • средние предприятия — 1000 млн. рублей. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и рыночные «ниши», способствует приближению производства товаров и услуг к потребителю, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса. Важными особенностями малого предпринимательства являются широкое использование небольших местных источников сырья, способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускорению развития различных отраслей экономики. Малые предприятия формируют конкурентную среду, создают альтернативу на рынке труда, организуют миллионы новых рабочих мест. Присущие малому бизнесу гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране, достижению оптимальной структуры экономики. В.А. Рубе говорит, что малое предпринимательство — сектор бизнеса, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта государства. Целями создания малых предприятий, или предприятий малого бизнеса, являются: • активизация структурной перестройки экономики; • насыщение потребительского рынка товарами; • преодоление отраслевого и регионального монополизма; • расширение конкуренции; • создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий. • укрепление экономической базы местных органов власти. • Развитие сел, небольших городов • Возрождение художественных промыслов. Сейчас еще рано вести речь об уровне достижения целей, поставленных перед малыми предприятиями, так как в стране они пока малочисленны, хотя налицо положительная динамика развития малого бизнеса. В соответствии с поставленными целями, малое предпринимательство в РФ призвано решить следующие задачи: выявить факторы инновационного роста крупного, малого и среднего предпринимательства, а также определить силу влияния каждого фактора; определить факторы, влияющие на повышение уровня и качества жизни населения; охарактеризовать возможности расширения среднего социального слоя в РФ, а также сформировать приоритетные направления инновационного развития малого предпринимательства. Для решения поставленных задач необходимо определить составляющие инновационного роста; охарактеризовать пути расширения среднего социального слоя в РФ; обеспечить создание условий инновационному развитию предпринимательства, в том числе малого предпринимательства. Анализ доступных публикаций показывает, что в развитых рыночных экономиках, и в условиях постсоциалистических народно-хозяйственных комплексов осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т.п. В целом государства в странах с развитой рыночной экономикой особое значение придается поддержке малого предпринимательства. Как показывает анализ опыта США, Великобритании, Германии, Японии, а также постсоциалистических стран (Венгрия, Польша), — везде осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т. п. Малый бизнес имеет в экономике любой страны довольно большое значение. Он является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики. Главными особенностями малого бизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли, экономическая свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг на рынке, гибкость. А так же ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом. Относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта не позволяют фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара. В малом бизнесе присутствует персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, т.е. малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей. Малые предприятия в основном полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.). За частую в малом бизнесе можно встретить семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия. Сфера деятельности малого бизнеса весьма обширна. Основными сферами деятельности малых предприятий являются торговля и общественное питание, сельское хозяйство, промышленность и строительство. Однако следует отметить, что самым распространенным видом является торговля и посредническая деятельность (более 70%). Производственной деятельностью занимается примерно каждый десятый предприниматель, примерно столько же предоставляют населению транспортные, строительные и бытовые услуги, занимаются переработкой сельскохозяйственной продукцией. На рынке информационных, медицинских и риэлтерских услуг занято незначительное число малых предприятий. Основными потребителями продукции и услуг малого и среднего бизнеса является местное население, а также жители ближайших городов и населенных пунктов. Помимо этого их продукцией и услугами пользуются частные фирмы и предприниматели, государственные учреждения и организации, торгово-посреднические организации. В существующих условиях рыночных отношений в России малый бизнес являются одним из наиболее перспективных форм хозяйствования. Однако, малые и средние предприятия не занимают того места, которое им отводится в экономически развитых странах, где число таких предприятий составляет свыше 80% от общего числа предприятий. В этом секторе экономики в развитых странах занято две трети работающих, производится более половины ВВП. Россия значительно отстает от стран с рыночной экономикой по этим показателям. Доля малого предпринимательства в ВВП России составляет не более 10-11%, стоимость основных фондов промышленности – чуть более 3%. Малый бизнес играет в экономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики. Мелкий бизнес присутствует во всех сферах и областях экономики. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены намного ярче, чем недостатки. В этом заключается специфика малого предпринимательства - пробуждаться в период общего экономического спада, решая многие экономические и социальные проблемы. Функционирование малых предприятий демонстрирует хорошую адаптацию к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. В силу своей гибкости и скорости принятия решений малым предприятиям легче проконтролировать производственный процесс и быстро переналадить его в связи с изменениями спроса на рынке. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использование производственных мощностей. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов Он является надежным источником бюджетных поступлений, доля просроченной задолженности малых предприятий местным и федеральному бюджету ниже, чем у других предприятий. В настоящее время в создании малых предприятий большую заинтересованность проявляют крупные компании. Они поручают мелкому бизнесу вести отдельные виды производства, устанавливать тесные связи с рынком, проводить различные научные разработки. Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия - это побочная сфера экономики. Малый бизнес ограниченно включается в хозяйственную структуру, конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Помимо того, что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением. Роль малого бизнеса в рыночной экономике велика. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса. Малый бизнес не противостоит крупным и средним компаниям, а тесно взаимодействует с ними, участвует в ускорении инновационного процесса и в структурной перестройке народного хозяйства. Развитие малого бизнеса способствует возрождению народных промыслов; "отсеву" нерентабельных и убыточных предприятий; рациональному использованию небольших местных источников сырья и отходов крупных производств; формированию конкурентной среды на рынках факторов производств. Итак, рассмотрев сущность, понятие и функции малого бизнеса можно сделать вывод, что подлинной основой жизни стран с рыночной экономикой являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Далее рассмотрим организационно – экономические особенности малого бизнеса. 1.2. Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России В цивилизованной рыночной экономике место и роль малого бизнеса определяются его функциями и реальным вкладом в экономическое и общественное развитие. В сфере малого предпринимательства осуществляется большая часть всех инноваций, что способствует ускоренному росту ВВП, созданию дополнительных рабочих мест, решению проблемы формирования «среднего класса», являющегося важнейшим фактором социальной и политической стабильности общества. В России использование возможностей малого бизнеса пока еще не является реальным приоритетом государственной политики. Только декларируется, но практически не решается задача наращивания предпринимательского ресурса в этой сфере и его целевого использования для ускорения экономического роста и улучшения социального климата в стране. Прежде всего, необходимо отметить, что правовая база функционирования малого бизнеса во многом несовершенна, в результате возникла необходимость приведения в соответствие нормативных правовых актов, регулирующих малое предпринимательство на федеральном уровне, с актами, действующими на региональных уровнях. Практически не установлено, какие виды поддержки должны осуществляться за счет бюджетных средств разных уровней, а какие - с частичной компенсацией из этих бюджетов или на коммерческой основе; где и на каких условиях государство может выступать гарантом кредитов малым предприятиям. Необходимо также отметить, что до сих пор не создана эффективная система статистического наблюдения за деятельностью малых предприятий, система учета и отчетности их деятельности. На сегодняшний день у государства и других субъектов экономики практически отсутствует достоверная информация (кроме официальной информации Федеральной службы государственной статистики) о численности работающих в малом бизнесе, полученной в этой сфере прибыли, уплаченных налогах, валовой выручке, объеме выпуска продукции, составе и степени изношенности используемого оборудования. В России развитию малого предпринимательства продолжают препятствовать многочисленные административные барьеры. Отсутствует должный контроль за соблюдением требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных производителей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» со стороны соответствующих исполнительных и правоохранительных органов. Ряд положений этого закона не согласуются с Трудовым кодексом, Кодексом об адинистративных правонарушениях, законом РФ «О защите прав потребителей».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Бизнес планирование, 30 страниц
360 руб.
Курсовая работа, Бизнес планирование, 44 страницы
528 руб.
Курсовая работа, Бизнес планирование, 35 страниц
420 руб.
Курсовая работа, Бизнес планирование, 54 страницы
648 руб.
Курсовая работа, Бизнес планирование, 30 страниц
360 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg