1. ПОНЯТИЕ САНКЦИЙ НОРМ ОСОБЕННОЙ ЧАСТИ УКРФ
Уголовный кодекс является систематизированным законодательным актом, состоящим из двух частьей – Общей и Особенной, которые являются его наиболее крупными структурными элементами. Потому важно отметить, что нормы Общей и Особенной части имеют тесную связь между собой и играют важную роль в процессе правоприминительной деятельности. Следовательно, говря о нормах Особенной части УК РФ, их нужно анализировать наряду с нормами Общей части УК РФ. Так, например, при квалиикации содеянного как неоконченной кражи по ст. 158 УК РФ, возникает необходимость применения соответствующей части статьи 30 УК РФ, определяющией признаки приготовления к преступлению и покушению на преступление.
Если обратиться к энциклопедическому словарю, то санкция (от лат. Sanctio — строжайшее постановление) рассматривается в нескольких значениях:
1) мера воздействия, важнейшее средство социального контроля;
2) государственная мера, применяемая к нарушителю установленных норм и правил;
3) часть правовой нормы, содержащая указание на меры государственного воздействия в отношении нарушителя данной нормы;
4) в международном праве — меры воздействия, применяемые к государству-нарушителю при несолюдении им своих международных обязательств или норм международного права.
Что касается юридической литературы, то в ней нет единого мнения о том, что подразумевает под собой санкция уголовно-правовой нормы. Так, одни ученые полагают, что санкция - это структурный элемент (или часть) уголовно-правовой нормы, в котором установлен вид и размер наказания за то или иное преступление, содержащееся исключительно в Уголовном Кодексе РФ. Другие, в целом поддерживая эту точку зрения, уточняют, что санкции могут быть присущи исключительно нормам, описанным в статьях Особенной части УК РФ , а гипотеза для всей Особенной части является общая и вытекает из положений Общей чати, в частности нам об этом говрит ст. 8 УК РФ: «Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом».
Традиционно же уголовно-правовая санкция понимается как штрафная санкция или же санкция - наказание, так как она отражает неблагоприятные последствия для лица, совершившего преступление, в результате чего изменяется его правовой статус и на лицо возлагаются новые права и обязанности.
Говоря о признаках уголовно-правовой санкции, на мой взгяд, более точно их определил известный российский государственный деятель А.П.Козлов. Он дал следующее определение : «Санкция – это часть уголовно-правовой нормы, носящей государственно-принудительный характер, качественно-количественный характер и представляющей собой формально-определенную объективно-субъективную модель мер уголовно-правого воздействия, применяемых к лицам, совершившим преступление» , в котором качественный показатель необходимо понимать как меру государственного принуждения, а количественный в свою очередь необходимо рассматривать как размер указанных в санкции мер.
Таким образом, теория уголовного права санкцию в составe уголовно-правовой нормы выдeляeт как часть этой нормы, обосновывающую формально-опрeдeлeнную модeль послeдствий деяния лица, примeнeниe которой обeспeчиваeтся силой со стороны государства и влeчeт за собой измeнeниe уголовно-правового статуса нарушитeля нормы уголовного закона.
Но, несмотря на устоявшееся теоретическое значение санкции как элемента уголовно-правовой нормы, слабым и уязвимым местом современного российского законодательства и права, остается вопрос о видах уголовно-правовых санкций, а также их формировании. На первый взгляд может показаться, что данные проблемы лежат исключительно в плоскости теории, однако это далеко не так, ведь они имеют и глубокое практическое значение.
2. ВИДЫ САНКЦИЙ УК РФ
Как было отмечено ранее, базовой мерой государственного принуждения является уголовное наказание, в связи с этим мы будем рассматривать виды уголовно-правовых санкций, основываясь на качественном и количественном показателе наказания, помещенного в санкцию.
В действующем уголовном законе сормулированые только относительно-определенные санкции. Это такие санкции, которые содержат в себе наказания с определенным низшим и высшим пределом назначения,т.е. такой размер в «рамках» которого возможно применить государственное принуждение (ярким примером служит ч. 1 ст. 105 УК РФ, ч.3 ст. 151 УК РФ, ч.2 ст. 117 УК РФ и т.д.). Также относительно-определенные санкции могут предуматривать только высший предел, без указания на низший ( ст. 107 УК РФ, ч. 1 ст. 126 УК РФ, ч. 1 ст. 117 УК РФ, ч.1 ст. 127. 1 УК РФ и т.д.). Однако если в санкции не указан низший предел, то он предусматривается в соответствующей норме общей части.
Разновидностью относительно-определенной санкции является относительная санкция с элементами абсолютной определенности, которая помимо указания на высший и низший предел назначения наказания предусматривает еще какой-либо абсолютно опреденный вид наказания ( ч.2 ст. 105 УК РФ –предусматриваетлишение свободы сроком от 8 до 20 лет с ограничением свободы сроком от 1 до 2 лет, либо пожизненным лишением свободы или смертной казнью, в котором пожизненное лишение свободы и смертная казнь выступают абсолютно определенным видом наказания).
Отличие от зарубежного уголовного закона заключается главным образом в том, что в отечественном уголовном законе санкций, не имеющих высшего предела, не существует.
Что касается абсолютно-определенных санкций, т.е. таких, которые устанавливают единственную меру наказание и точный ее размер, то их законодатель не прописал в действующем УК РФ, но подобные санкции можно было наблюдать в УК РСФСР 1960 года, однако их количество было ограничено (например, в ст. 187 УК РСФСР , речь шла о наказании в виде замены высылки ссылкой на неотбытый срок). По моему мнению, наличие санкций с такими конструкциями в современном УК РФ свидетельствовало бы о безусловной несправедливости, как в отношении потерпевшего, так и лица, совершившего преступление.
В литературе рассмотривается еще один вид санкции уголовно-правовой нормы, назваемой абсолютно-неопределенной. В ней не указанывается ни вид, ни размер назначаемого наказания, что позволяет правоприменителю выбрать любой вид государственного принуждения в пределах нижнего и верхнего размера. Хоть в действующем УК РФ нет такого вида санкций, они имели место быть в истории развития уголовного законадательства России. Так, В.К. Дуюнов подчеркивает, что в период действия Судебника 1497 г. и Судебника 1550 г., не существовало никаких гарантий прав личности, санкции представляли широкий простор судейскому произволу, довольно часто назначался максимум определенного вида наказания, нередко за одно преступление назначался набор наказаний.
Санкции уголовно-правовой норм можно классифировать и по наличии в ней оного или нескольких видов уголовных наказаний. В связи с чем относительно-определенную санкцию можно подразделить на альтернативной (сложной) и безальтернативной (простой или единичной). Альтернативная санкция предполает, что правоприменитель по своему выбору решает какому одному основному наказанию из нескольких дать предпочтение (например, ч.1 ст.158 УК РФ, ч.1 ст. 169 УК РФ, ст.185 УК РФ и т.д.). Безальтернативная санкция устанавливает только один вид основного наказания, который может быть применен к лицу, совершившему общественно опасное действие ( ч.2 ст. 112 УК РФ, ч.2 ст. 122 УК РФ, ч.3 ст. 127 УК РФ и т.д.
Ряд ученых, такие как С.С. Тихонова, И.А. Киселева, Я.В. Фроловичев выделают два ключевых вида альтернативных санкций: санкции с лишением свободы и санкции, не предусматривающие лишение свободы.
Необходимо отметить,что в вид сложной санкции входит так называемая кумултивная санкция. Этот вид санкции наряду с основным наказанием предусматривает применение одного или нескольких дополнительных наказаний, однако следует заметить, что дополнительные наказания могут носить характер факультативных или обязательных.
Помимо перечисленных выше видов санкций, в действующем УК РФ имеют место быть так называемые усиленные (квалифицированные) санкции, а также особо усиленные (особо квалифицированные). Данные санкции отражают усиление карательных функций государства и мер государственного принуждения за совершение преступлений при соответствующих отягчающих обстоятельствах, т.е. за совершение квалифицированных и особо квалифицированных преступлений.
Таким образом, можно заметить, что не все разновидности санкций уголовно-правовой нормы известные нам в научной литературе имеют место быть в действующем уголовном законодательстве Российской Федерации. Это позволяет говорить нам о недоработанности системы санкций уголовно-правовых норм в РФ. Потому я полагаю, что законодателю в этом плане требуется провести скорейшее реформирование, чтобы максимально приблизить систему уголовно-правовых санкций, которая была бы способна эффективно, в числе прочих государственных и общественных мер, предупреждать преступления.
3. СОЧЕТАНИЕ С ДРУГИМИ ВИДАМИ НАКАЗАНИЙ САНКЦИЙ НОРМ ОСОБЕННОЙ ЧАСТИ УК РФ
Одним из правил, включенных законодателем в число общих начал назначения наказания, является положение, согласно которому суд при назначении наказания лицу может применить по общему правилу лишь наказания, перечисленные в санкции конкретной нормы, по которой квалиицировано деяние виновного, с учетом устаноленных в ней пределов.
Довольно широкое распространение в санкциях статей Особенной части УК получило сочетание ограничения свободы (хотя, как известно, на сегодняшний день ограничение свободы судами не назначается, поскольку не созданы условия, необходимые для исполнения этого вида наказания) с лишением свободы на определенный срок. Соединение указанных двух видов наказания встречается в трех вариантах.
1. Срок ограничения свободы меньше срока лишения свободы. Например, доведение до самоубийства наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на срок до пяти лет (ст. 110 УК); половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим возраста 16 лет, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на срок до четырех лет (ст. 134 УК) и др.