ГЛАВА 1. КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РАЗВИТИЯ В СРЕДНЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Возрастные особенности развития основных морфофункциональных функций организма в среднем школьном возрасте
Прежде чем начать учебный процесс, планировать и проводить уроки волейбола в школе, а также спортивную внеклассную работу, преподаватель физвоспитания должен знать уровень развития учащихся, как формируются у них привычки, как усваиваются знания, приобретаются и совершенствуются умения, навыки при систематических занятиях определенной направленности [И.Г. Бердников, 2015].
Детский организм обладает вполне сформированными физиологическими механизмами адаптации, как к меняющимся условиям внешней среды, так и к физическим нагрузкам, которые благоприятно сказываются на нормальном развитии всех систем и адаптации сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма во время тренировок [З.И. Кузнецова, 2015].
Общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, технико-тактическая подготовка требуют напряженной мышечной работы и предъявляют высокие требования к системам дыхания и кровообращения. Сердце раньше, чем мышцы, достигает границ работоспособности, т.е. именно пределы его функциональных возможностей определяют способность учащихся к перенесению физической нагрузки в учебно-тренировочном уроке, поэтому уровень сердечной производительности имеет важное значение в обеспечении энергетических потребностей организма, связанных с мышечной работой [JI.O. Денисюк, 2016].
Уровень общей физиологической трудоспособности у детей, тренированных среднего школьного возраста повышен по сравнению с нетренированными ровесниками. Систематические занятия физиологическими упражнениями фиксируют самочувствие, повышают неспецифическую резистентность молодых спортсменов к простудным болезням и вирусным инфекциям [A.M. Максименко, 2015].
Функциональное состояние аппарата кровообращения в значительной мере предопределяет спортивную работоспособность. Одним из показателей 8 сердечной деятельности является частота сердечных сокращение (далее ЧСС). В процессе развития человека ЧСС уменьшается, достигая к подростковому возрасту величин, близких к показателям взрослых. С 7 лет (85-90 уд/мин) снижается до 70-76 уд/мин к 14-15 годам. В 16-17 лет ЧСС – 65-75 уд/мин, т. е. практически не отличается от ЧСС у взрослых людей [Н.Г. Озолин, 2016].
Восстановление ЧСС до исходного уровня у старших школьников происходит быстрее, чем у детей младшего возраста. Поэтому отдых у среднего школьного возраста должна быть больше. ЧСС позволяет оценить сердечную деятельность, как в условиях относительного покоя, так и при мышечной работе. В условиях выполнения сопоставимых видов мышечной работы наблюдается снижение ЧСС с возрастом. В 12 лет ЧСС при достижении максимального потребления кислорода составляет 205 уд/мин (при тренировке с большой нагрузкой), у 14-15-летних – 200 уд/мин, у 16-18- летних – 189 уд/мин. Так что у школьников ЧСС зависит от выполнения нагрузки в занятии [Л.Т. Майорова, 2016].
Величина сдвигов ЧСС служит одним из тестов определения интенсивности мышечной работы. Тренировка умеренной мощности соответствует ЧСС 130-140 уд/мин. ЧСС 150-160 уд/мин соответствует занятиям с большой нагрузкой, а ЧСС 180 10 уд/мин – около предельная и предельная нагрузка. Суммарный пульс за время выполнения тренировочной нагрузки является объективным показателем общей физиологической нагрузки на организм. С ЧСС тесно связана продолжительность выполняемой нагрузки в учебно-тренировочном занятии. При ЧСС 180-190 уд/мин упражнение не может продолжаться более 10-15 минут, при ЧСС 165 уд/мин – от 40 до 50 минут, ЧСС 100-160 уд/мин – до 90 минут. ЧСС 130 уд/мин считается своеобразной границей выносливости. При ЧСС меньше 130 уд/мин работа может продолжаться несколько часов [Л. Л. Ципин, 2018]. Систематическая учебно-тренировочная работа в общей образовательной школе в виде уроков физкультуры и урока волейбола в недельном расписании школьных занятий сопровождается повышением потенциальных возможностей сердечной мышцы и укреплением всех функций и систем организма, особенно значительны темпы развития сердечно-сосудистой системы на этапе полового созревания [Л.П. Матвеев, 2019].
Среди факторов, в наибольшей степени влияющих на физическую работоспособность, как мальчиков, так и девочек, которые регулярно занимаются физической культурой не только на уроках, но и вне школы, можно выделить показатель максимального потребления кислорода (МПК), транспортную функцию крови (ударный и минутный объем крови). Величина потребления кислорода является показателем внешнего дыхания и кровообращения, а также интенсивности окислительных процессов. При напряженной мышечной работе потребление кислорода может увеличиваться в 20 и более раз по сравнению с уровнем основного обмена. У неподготовленных обучающихся возможности повышения потребления кислорода при нагрузках ограничены. Во время выполнения умеренной работы МПК у нетренированных составляет 40-50%, у высоко тренированных – 10-20% от величины МПК.
При выполнении малоинтенсивной мышечной работы различий в потреблении кислорода между тренированными и нетренированными обучающимися не наблюдается. Поэтому, в уроках нужно планировать нагрузку так, чтобы постепенно увеличивать МПК, которое даст возможность увеличить работоспособность по времени и ускорить процессы восстановления. В процессе учебно-тренировочных занятий по волейболу и уроков физического воспитания в течение учебного года постепенно повышается уровень МПК, который увеличивает работоспособность, укрепляет здоровье, повышает сопротивляемость организма, что помогает мальчикам и девочкам быть крепкими, закаленными и успешно учиться [Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2015].
У мальчиков и девочек среднего школьного возраста в выдыхаемом воздухе содержится больше кислорода и меньше углекислого газа, вследствие чего легочная вентиляция оказывается менее эффективной, чем у подростков и старших школьников. Относительное падение величины минутного объема дыхания (МОД) совпадает с увеличением абсолютных показателей легочной вентиляции. Систематические занятия и тренировки способствуют снижению величины минутного объема дыхания в условиях относительного мышечного покоя. Поэтому, систематические занятия волейболом дают большие преимущества перед не занимающимися, по мере роста тренированности у школьников отмечается более экономичное расходование энергетического потенциала, повышается работоспособность и это благоприятно отражается на учебе [Г.Б. Мейксон, 2015].
Следовательно, учебно-тренировочные занятия по волейболу, обеспечивая высокие энергетические траты, увеличивают возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем в условиях относительного мышечного покоя, а также при малоинтенсивной мышечной работе. Поэтому урок волейбола в школе, если его использовать как средство физического воспитания для начинающих приобщаться к физической культуре и спорту, даст положительный результат.
1.2. Двигательные способности и проблемы их развития в среднем школьном возрасте
«Физические (двигательные) способности - это комплекс психофизиологических и морфологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность её выполнения» [Ю.Ф. Курамшин, 2015]. Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности для детей, используя соответствующие физические упражнения на скорость, силу, выносливость и т.д.
Физические качества - врождённые качества ребенка и в общем человека, тесно связаны с двигательными способностями и представляют собой физиологические, анатомические и психические особенности организма у детей среднего школьного возраста. Эти особенности проявляются в разных движениях, они индивидуальны. На развитие двигательных способностей оказывают влияние характер ребенка, его темперамент, среда, в которой он живет, а также насколько легко он приобретает умения и навыки, какова его индивидуальная норма реакции на внешние нагрузки.
В среднем школьном возрасте увеличиваются индивидуальные различия детей, что необходимо учитывать при развитии двигательных способностей и в обучении движениям. В этой связи для группы школьников и отдельных обучающихся следует разделить задачи, содержание, темп овладения программным материалом, и оценку их достижений. Раздельный и индивидуальный подход особенно важен для обучающихся, имеющих или низкие, или высокие результаты.
Особенности возрастного развития. Средний школьный возраст характеризуется увеличением размеров тела и интенсивным ростом. Годичный прирост длины тела достигает около 4-6 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно примерно на 2-6 кг.
В среднем школьном возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.
В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 12 – 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 12-14 лет, а у девочек в 11-13 лет.
Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания мальчиков и девочек. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1-2 года раньше, чем у мальчиков. В одном классе школьники обучаются с разной степенью полового созревания, а, следовательно, делаем вывод, что и с разными функциональными адаптационными возможностями. Отсюда очевидно, что в среднем школьном возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуального обучения в условиях совместных форм воспитания. У подростков на фоне функциональной и морфологической незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 11-15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично.
В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объем легких в возрасте с 11 до 14 лет увеличивается почти в два раза значительно повышается минутный объем дыхания и растет показатель жизненной емкости легких: у мальчиков с 1980 мл (11 лет) до 2600 мл (15 лет); у девочек с 1950 мл (11 лет) до 2500 мл (15 лет).
Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый - 20 мл.
Подростковый возраст - это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств.
У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются силовые и скоростно-силовые способности; отдельные координационные способности (в спортивно-игровых двигательных действиях, в метаниях на меткость и на дальность,), умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость [53].
В настоящее время существуют пять основных двигательных способностей: ловкость, быстрота, сила, гибкость и выносливость. Каждая из них имеет многообразные формы проявления в различных видах двигательной деятельности. Развитие двигательных способностей также зависит от психодинамических задатков. О способностях, имеющихся у человека, судят не только по достижениям этого человека в ходе обучения некоторой двигательной деятельности, но и по быстроте и легкости, с которой он приобретает навыки и умения.
Ловкость. Ловкость представляет собой способность человека овладеть для него новыми двигательными навыками, быстро их перестраивать в зависимости от требований обстановки, которая изменяется. Основа ловкости - точность движений [А.С. Чинкин, 2016].
Ловкость характеризуется способностью к быстрому овладению одними движениями, часто не связана со способностью обучаемости иным движениям. Это значит на практике, что способность к ловкому управлению телом или отдельными частями тела жесткой связи между собой не имеет. Отсюда следует, способность выполнять сложные координированные движения связана тесно с накопленным ранее двигательным опытом. Чем больше объем двигательных навыков, которыми располагает индивидуум, тем меньше времени он потратит на освоение новых движений. Из этого следует, что всякое новое движение построено на наборе простых движений, которые освоены ранее.
Быстрота. Быстрота – это такая способность человека, которая позволяет ему выполнять движение без наступления утомления в минимально короткий промежуток времени. Она как качество физическое представляет совокупность независимых компонентов: темпа (частоты) движений; скорости одиночного движения; латентного (скрытого) времени двигательной реакции [В.Н. Пристинский, 2016]
В практике спорта и физической культуры наибольшее значение имеет частота движений, для производственной практики важны все ее стороны. Относительную независимость составляющих быстроты можно объяснить
специфичностью их биомеханических физиологических и биохимических механизмов. По этой причине элементарные формы быстроты анализируют, как правило, отдельно.
Сила. Сила – это способность человека противодействовать внешнему сопротивлению либо преодолевать его мышечными усилиями. Под силой мышц физиологи подразумевают способность их к максимальному напряжению. Понятие также трактуется как способность проявить мышечные усилия определенной величины [А.С. Солодков, 2017].
Исследователи (Е.В. Имас, М.В. Дутчак) уверены, что различать следует относительную и абсолютную силу. Первая характеризует силу человека, отнесенную к его весу, а вторая – максимальную силу. Абсолютная сила с увеличением веса человеческого тела возрастает; и наоборот, относительная уменьшается на каждом килограмме веса, превышающем 60 кг. В таком случае из всех штангистов самая большая относительная сила у атлетов, которые весят 60 кг, самая наименьшая – у супертяжеловесов (вес которых достигает показателя свыше 150 кг) [Е.В. Имас, 2016].
Выносливость. Состоит в способности к выполнению на протяжении длительного времени некоторой деятельности без снижения эффективности. Определяется понятие как возможность долгого сохранения работоспособности при выполнении физической работы разных видов. Весьма разнообразна биологическая сущность выносливости не только во время различных форм трудовой деятельности, но также при выполнении физических упражнений. Определение понятия выносливости, в связи с этим, как человеческой способности выполнять работу с умеренной мощностью длительное время с применением большинства мышц будет также верно. Как следствие, не существует выносливости вообще: формируется она применительно к определенным видам деятельности, имеющим специфический характер физиологических, биохимических, морфологических изменений в организме человека [Н.Н. Захарьева, 2015].
Гибкость. Наибольший эффект при развитии гибкости достигают в случае, когда целенаправленно его начинают осуществлять в 10-14-летнем возрасте. К 14 годам и позже, если возрастные естественные предпосылки не были использованы своевременно, совершенствовать подвижность в суставах можно только с большим трудом. Подвижность в суставах в 10-14-летнем возрасте развивается практически в два раза эффективнее, нежели в школьном старшем возрасте [А.Н. Каинов].
Общее правило дозировки большей части упражнений, которые преимущественно развивают подвижность суставов, состоит в достижении такой амплитуды движений, при превышении которой продолжение упражнений делает затруднительным. Для достижения большой подвижности суставов необходимы ежедневные упражнения. Еще лучший эффект дадут тренировки два раза в день (утром и вечером). Упражнения на растягивание необходимо включать в зарядку утром [И.П. Флянку, 2015].
Итак, сущность развития двигательных качеств заключается в создании условий для реализации основных двигательных потребностей школьника через последовательное гармоничное воздействие на весь комплекс физических качеств человека: ловкость, быстроту, силу, скоростно-силовые, гибкость, выносливость через совокупность средств и методов физической культуры.
1.3. Особенности проявления и контроля координационных способностей у обучающихся среднего школьного возраста
Координационные способности, которые характеризуются точностью управления силовыми, временными и пространственными параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики имеют выраженные возрастные особенности [В.Б. Иссурин, В.И. Лях, 2019].
В период от 11 до 13 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведению заданного темпа движений.
В онтогенетическом развитии двигательных координационных способностей ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 11—12 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке. Замечено, что у мальчиков уровень развития координационных способностей с возрастом выше, чем у девочек.
В современных условиях особенности формирования двигательных способностей и физических качеств при подготовке волейболисток определяются уровнем научно-методических разработок, которые направлены на оптимизацию учебно-тренировочного процесса спортсменов [П.К. Кофман, 2016].
Платонов В.А пишет: «для такого вида спорта как волейбол, характерна быстрота смены условий деятельности и большая изменчивость действий, для которой важно сокращение времени между сигналом к выполнению, и началом выполнения движения [В.Н. Платонов, 2015]. В волейболе ловкость проявляется в умении быстро перестраиваться в соответствии с моментально меняющейся обстановкой на площадке [А.А. Шомуратов, 2015].
Рассмотрим некоторые аспекты внедрения гибких моделей и прогрессивных технологий, нахождения эффективных способов, условий методов и индивидуального подхода к занимающимся волейболом с целью развития двигательных способностей и физических качеств учащихся.
При развитии координационных способностей школьников 11-12 лет специалисты рекомендуют использовать следующие основные методы. Такие ситуации, считает Чернов С.В., если соблюдаются методически верные подходы, могут быть использованы для улучшения двигательно-координационных способностей – ведь они совершенствуются в процессе преодоления координационных трудностей, через их преодоление. Т.е., утомление не всегда является фактором, ухудшающим координацию движений [С.В. Чернов, 2016].
Когда основа техники движений сформирована в качестве прочного навыка, считает она, выполнение упражнений на фоне некоторого компенсированного утомления может, по всей вероятности, способствовать совершенствованию некоторых сторон двигательной координации [Н.П. Клусов, 2016].
Специалисты убеждены в том, что преодоление утомления, возникающего в процессе многократного воспроизведения сложных координационных действий, является фактором воспитания своего рода координационной выносливости.
Поэтому в физическом воспитании и спорте используют различные показатели, наиболее важными из которых являются тесты для оценки общей двигательной подготовленности. Систематизация позволяет унифицировать учет тренировочной работы. Мы можем легко поменять объем нагрузки, исходя из времени, потраченного на выполнение упражнения и времени отдыха между повторениями. Бойко В.В. в своих трудах пишет: «…движение и действие, совершаемое с предельной точностью пространственных, временных и силовых параметров, выступают как объект познания ловкости» [А.Г. Сухарев, 2015].
На основе всего вышеперечисленного мы разрабатываем методику, которая способна количественно оцениваться по нескольким критериям: координационная трудность двигательной задачи; точность выполнения (соответствие пространственных, временных и силовых характеристик двигательной задаче); время освоения (время, которое требуется спортсмену для овладения необходимой точностью движения или его исправления [З.Н. Кузнецова,2016].
Всесторонняя физическая подготовка повышает накопленный запас двигательных навыков, на основании которых идет развитие способности к овладению и грамотному применению техники игры в волейбол (специальная ловкость). Основные средства воспитания специальной ловкости волейболистов: гимнастические, акробатические, имитационные и основные упражнения в технике игры. Смешанный аэробно-анаэробный характер упражнения появляется вследствие повышения количества защитников и длительности выполнения упражнения до 5-8 минут [А.П. Матвеев, С.Б. Мельников, 2016].
Группы упражнений по ответным физиологическим реакциям:
1. Преимущественно аэробное воздействие упражнений: уровень выполнения – средний, частота сердечных сокращений 152-164 уд/мин., длительность упражнения – от 15 минут и более. Выполнение защитных действий в поле тремя игроками, нападающий удар, блок в движении, выход игрока на вторую передачу, прием подачи мяча 2-3 игроками дают положительный эффект для развития общей выносливости. Тренировочная форма работы – однократная, равномерная, повторная [К.К. Марков, 2015].
2. Упражнение на совершенствование общей выносливости и скоростно-силовой подготовки, включает в себя смешанное аэробно – анаэробное воздействие переменной интенсивности. ЧСС – от 160 до 200 уд/мин [В.Г. Свечкарев, 2016].
3. Упражнения анаэробной алактатной направленности – усовершенствование скорости движений: длительность выполнения одной серии от 15 до 35 сек, интенсивность – максимальная, временная пауза для отдыха между сериями 5 минут, количество серий 10 [Л.Г. Матвеев, 2016].
Дозированный способ способствует улучшению специальной выносливости. Использование упражнений для защитных действий в парах, в зоне одного игрока, при передвижном блокировании и нападающем ударе с одной передачи. Располагая полученными данными и проведя исследования в области развития физических качеств по практическим методам.
При построении серии упражнений для развития специальной выносливости можно исходить не из стандартного времени пауз отдыха, а устанавливать эти паузы в зависимости от быстроты возвращения частоты пульса к уровню 120-130 уд/мин. Практически это выглядит так: после каждой серии игрок подсчитывает пульс по 10-ти секундным отрезкам. Как только пульс снизится до 20-21 удара за 10 сек, можно начинать следующую серию. Рекомендуется повторный метод тренировки [В.С. Фарфель, 2017].
Соревновательный метод практикуется тогда, когда юные спортсмены уже достаточно физически и координационно подготовлены, в предлагаемом для состязания упражнении.
Подвижные игры на уроках волейбола находят все большее и большее применение. Это вызвано тем, что дети, начиная изучать данный вид спорта, не могут быстро овладеть основными техническими приемами, игра в волейбол на первых порах для них не посильна. В результате интерес к занятиям у учащихся пропадает, двигательная активность и внимание снижаются. Здесь и оказывают огромную пользу подвижные игры, направленные на развитие физических качеств, в данном случае координационных способностей. Использование игрового метода на уроках волейбола способствует повышению эмоционального состояния занимающихся и в итоге лучшему усвоению изучаемого материала.
1.4. Средства и методы развития координационных способностей
Средства развития координационных способностей
Выбирая состав средств и методов для развития физических способностей, необходимо параллельно воздействовать и на интенсивно развивающиеся органы и структуры, и на те, которые в своем развитии временно отстают. Выполнение этого требования является обязательным, поскольку несоблюдение его может отрицательно сказаться на темпах развития в последующие возрастные периоды. Здесь можно наблюдать как бы обратный эффект: чрезмерное развитие функций одних органов угнетает последующее развитие других» а, следовательно, тормозит и развитие соответствующих физических способностей [Ю.И. Евсеев, 2016].
Совершенствование координационных способностей происходит на основе развития точности и дифференцирования направления, амплитуды, времени, темпа и скорости движении интенсивности мышечных усилий других характеристик. Способность тонко дифференцировать отдельные движения это во многом зависит от степени развития у человека зрительных, слуховых, тактильных и мышечно-двигательных ощущений. В процессе совершенствовании этой способности формируются восприятия и представления как чувства пространства, чувство развиваемых усилии, от уровня которого зависит эффективность овладения техникой, тактикой и способности управления своими движениями в целом.
В качестве средств развития координационных способностей детей среднего школьного возраста можно использовать разнообразные упражнения (двигательные действия), если они:
- связаны с преодолением координационных трудностей;