Роль тренера
В своей повседневной работе тренер постоянно решает три основные и наиболее тесно взаимосвязанные задачи:
1. задача обучения спортсменов;
2. задача развития специфики среди своих учеников, отличающихся наиболее важными для общества чертами: смелостью, настойчивостью, дисциплиной; 3. задачей спортивной тренировки, то есть воспитанием физических качеств, развитием умений, способностей, знаний. необходимо для достижения результатов.
Естественно, чтобы успешно решить эти проблемы, тренер должен обладать талантом и навыками педагога, достаточными специализированными знаниями. Это высочайший уровень профессиональной подготовленности - знание предмета и умение наиболее рационально применять свои знания.
Успех обучения полностью зависит от того, насколько тренер освоил все разнообразие знаний, необходимых для грамотного построения процесса обучения и управления им. Тренер, конечно же, должен хорошо владеть современной теорией физического воспитания, основами анатомии, педагогики, психологии, физиологии, биохимии, биомеханики.
Тренер (учитель физкультуры) должен помнить, что возраст, позволяющий учащемуся принимать более высокие тренировочные нагрузки, зависит от вида спорта. Недостаточный учет особенностей их воздействия на организм, отсутствие специальных профилактических и защитных устройств, многократные нокауты и нокдауны при нарушении правил толерантности после черепно-мозговой травмы, несоответствие морфофункциональных особенностей выбранного вида спорта, все это увеличивает «цена» тела на нагрузку и результат спорта, вызывающие чрезмерную нагрузку на адаптивные механизмы.
Необходимо тщательно внедрить систему отбора и приема на занятия физкультурой и спортом. Тренер должен учитывать благополучие тех, кто в нем участвует. Исключить допуск к обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особо опасны очаги хронической инфекции (в основном в полости рта, носоглотки, придаточного пространства носа, печени и желчевыводящих путей, гинекологической сферы), а также при ревматизме, воспалительных заболеваниях сердца, печени и почек, врожденных дефектах и пороках сердца. Ведите учет наследственности, семейных болезней. Следует помнить, что тренировки и соревнования находятся в болезненном состоянии (острые заболевания или обострения хронических) или с недостаточным восстановлением после них, что сопровождается аллергизацией организма, снижением иммунитета, чрезмерным напряжением функций во время упражнений, тенденцией рецидив, осложнения, перенапряжение и снижение работоспособности.
“Строгое выполнение тренером рекомендаций врача по объему, интенсивности, режиму и методике тренировок исключит принудительные тренировки, что особенно опасно для юных спортсменов, еще не достигших должного уровня развития адаптационных механизмов, и в период полового созревания.
Во всех случаях, когда у тренера возникают сомнения относительно состояния здоровья студента, он должен немедленно сообщить об этом спортивному врачу.” (3)
Контроль за физической подготовленностью, техникой выполнения физических упражнений.
“Оценка состояния здоровья и основных функциональных систем проводится биомедицинскими методами специалистами в области физиологии, биохимии и спортивной медицины. Методология этого контроля приведена в специальных учебниках.
Оценка специальной физической подготовленности состоит из базовых оценок уровня основных физических качеств: силы, скорости, выносливости, гибкости. В этом случае основное внимание уделяется физическим качествам, которые ведут к этой спортивной дисциплине, или индивидуальным способностям, которые составляют эти обобщенные понятия. Методы оценки индивидуальных физических способностей приведены в темах, характеризующих воспитание физических качеств.” (4)