Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Типичные и особенные формы возникновения государства у различных народов.

cool_lady 324 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 27 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.02.2021
Цель исследования – рассмотрение и раскрытие вопроса о типичных и особенных формах возникновения государства у различных народов. Для достижения данной цели ставятся следующие задачи: 1) охарактеризовать социально-экономические предпосылки возникновения государства; 2) рассмотреть появление раннеклассового государства. 3) описать древнейшие города-государства; 4) изучить формирование государства как политической организации власти в социально дифференцированном обществе. Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы (системный, исторический) и частнонаучные методы (формально-юридический, сравнительный). Данная работа состоит из введения, основной части из трех разделов, заключения и списка литературы.
Введение

Актуальность темы. Государство – правовая форма организации народа и общества. Право – средство регулирования и ограничения государственной власти. Государство, как и право, берет свое начало в человеке, как и право, оно создавалось в процессе взаимодействия, коммуникации людей. В своем становлении и развитии они прошли чрезвычайно длинный и сложный исторический путь. На этом пути направления их движения как пересекались, так и резко расходились. Иначе говоря, государство и право, хоть и имели общий источник происхождения, никогда (даже в условиях одновекторной направленности их движения) не были едиными по своей сущности, как иногда считается в постсоветском общетеоретическом правоведении. Их отношения всегда были не просто сложными, но и противоречивыми. В наше время трудно представить людей, которые бы проживали на приспособленной к жизни территории, которая не находится под юрисдикцией того или иного государства, то есть без возможности государственных органов выполнять на этих территориях управленческие, правоохранительные и иные функции. Тем временем история развития человечества свидетельствует о том, что с момента появления homo sapiens и до возникновения первых известных государств прошли сотни тысяч лет. По сравнению с этим отрезком времени в современном государственно-организованном обществе люди проживают сравнительно незначительный период. Движение первичного общества к государственной организации был достаточно длительным: люди на значительных частях заселенных земель могли тысячелетиями не знать, что такое государственная организация; на других территориях при различных условиях тысячелетия назад возникали, а затем исчезали одни государства, на их местах образовывались другие. И по сей день процесс возникновения новых государств не прекращается, как и не прекращается дискуссия о причинах их образования, сущности и назначения. Что же именно побудило людей объединяться под властью государства, ради чего они соглашались на другую организацию власти в своей общности, чем та, которая уже существовала? Ответ на эти и другие вопросы следует искать в процессах постепенного развития, усложнения социальной организации первобытного общества и в тех социальных регуляторах, которые упорядочивали общественные отношения и совершенствовались вместе с ними. Степень разработанности темы исследования. Обозначая степень исследованности рассматриваемой темы, необходимо отметить, что данный вопрос на страницах научной юридической и философской литературы довольно широко изучен. Однако, несмотря на это, единого мнения относительно понятия государства нет. В связи с чем, необходимо постоянное изучение данного вопроса не только с теоретической точки зрения, но и с учетом сложившихся в конкретный период развития общества и государства общественных отношений.
Содержание

Введение 3 1. Социально-экономические предпосылки возникновения государства 5 2. Появление раннеклассового государства. Древнейшие города-государства 8 3. Формирование государства как политической организации власти в социально дифференцированном обществе 14 Заключение 25 Список литературы 27
Список литературы

1. Авдеев Д. А. Форма и содержаний государства как политико-правовая гармония // Журнал Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. № 4 (18). С. 8-13. 2. Алексеев С.С. Теория права. М., 1996. 320 с. 3. Алябьева Т.К. Теории и общественная практика происхождения государства. Курс лекций. М.: Изд-во МГОУ, 2012. 556 с. 4. Венгеров А.Б., Барабашева Н.С. Нормативная система и эффективность общественного общества. М., 1985. 288 с. 5. Гумплович Л. Общее учение о государстве. Спб., 1910. 516 с. 6. Каутский К. Развитие государственного строя на Западе. Спб., 1905. 48 с. 7. Локк Дж. Два трактата о правлении // История политических и правовых учений. Хрестоматия. М., 1996. 144 с. 8. Макиавелли Н. Избранные сочинения. М., 1982. 514 с. 9. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. – М., 1961. 545 с. 10. Нагих С.И. О различных вариантах происхождения государства и права в марксистской (классовой) теории происхождения государства // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017. № 2 (81). С. 71-75. 11. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юристъ, 2001. 520с. 12. Першиц А.И. Периодизация первобытной истории (состояние проблемы) // Вопросы истории. 1980. № 3. 13. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб, 1909. 768 с. 14. Руссо Ж.Ж. О причинах неравенства. М., 1907. 190 с. 15. Теория государства и права: учебник / Под ред. Марченко М.Н.; МГУ им. М. В. Ломоносова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект: Из-во Московского университета, 2016. 640 с. 16. Теория государства и права: учебник / Под ред. А.В. Малько, Д.А. Липинского. М.: Проспект, 2014. 324 с.
Отрывок из работы

1. Социально-экономические предпосылки возникновения государства Развитие общественного производства не могло остановиться на первобытном уровне. Следующий эволюционный этап связан с переходом от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирание плодов) к производящему - скотоводству и плужному (пахотному) земледелию. Подобный процесс, по данным археологии и этнографии, начался 10-12 тыс. лет назад и продолжался (у разных народов) несколько тысячелетий. Он получил название неолитической революции, поскольку произошел в эпоху позднего неолита (нового каменного века), на рубеже перехода к эпохе бронзы, когда человек научился выплавлять и употреблять сначала мягкие цветные металлы - медь, олово, бронзу, золото, серебро, а затем железо. Эти стадии, а также овладение культурой земледелия и скотоводства, в том числе селекцией, прошли все племена и народы, вступившие на путь развития цивилизации . С точки зрения современной исторической науки и этнографии неолитической исторической науки и этнографии неолитическая революция стала возможной не только благодаря появлению скотоводства. Именно переход к пахотному земледелию в наибольшей мере способствовал быстрому прогрессу хозяйства (в том случае скотоводства), росту населения, развитию ремесла, искусства, возникновению первых городов, письменности и иных достижений материальной и духовной культуры. Культура древнейших обществ перехода к цивилизации получила название раннеземледельческой культуры . Главным последствием неолитической революции явился рост богатства: земледелие и скотоводство позволяли получить избыток продукта (прибавочный продукт), которого не могло обеспечить присваивающее хозяйство. На этой основе возник регулярный обмен продуктами между племенами, дававший возможность накопления новых богатств, которые ранее, при натуральном хозяйстве, были недоступны. Излишек продуктов производства создавал также возможность привлечения дополнительной рабочей силы, требующейся для ухода за скотом и обработки полей. Как писал Ф. Энгельс, такую рабочую силу поставляли войны: военнопленных стали обращать в рабов, вследствие чего возникло «первое крупное разделение общества на два класса - господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых» . Раннеземлевладельческие общества были связаны с возникновением городов-государств, где основное землевладельческое население попадало в зависимость от городских центров, в которых сосредоточивались не только ремесло и торговля, но и управленческая, военная и духовная знать. Поэтому наиболее древним видом социальной дифференциации общества явилось не деление на рабовладельцев и рабов, а социально-функциональная стратификация на неравноправные группы и слои общества. Такая стратификация в виде деления на замкнутые касты (варны, сословия и т.п.) с глубокой древности освящалась религиями и существовала не только в государстве, но и в общинном строе раннеземледельческих обществ Древнего Востока, Месоамерики, Индии, а также у скифов, персов, других евроазиатских племен . Рабство в этих обществах носило первоначально дворцовый, или семейный, характер и лишь позднее использовалось в производстве (например, при строительстве городов и храмов). Основным трудящимся населением были рядовые общинники, составлявшие низшие касты и платившие подати. Кроме обработки своих наделов земли и скотоводства они выполняли общественные работы по орошению земель, служили рядовыми воинами. Тем не менее, общий вывод о том, что производящее хозяйство по мере его роста и совершенствования вело к общественному разделению труда, к социальной, в том числе классовой, дифференциации, к имущественному расслоению населения на богатых и бедных, на господ и рабов или слуг, на неравноправные касты, остается верным для периода перехода от родового строя к первым цивилизациям. Постепенно у народов античности (Древняя Греция, Древний Рим, Троя, Карфаген и другие античные полисы) деление на свободных и рабов стало основным. В I тысячелетии в Европе разложение родового строя вело к возникновению феодальной формации. Другим важным социальным последствием неолитической революции явился переход от родовой общины к отдельным семьям и соседской (крестьянской) общине. Ф. Энгельс называл величайшей революцией переворот в родовом строе, который привел к замене матриархата патриархатом. Занятие отдельными семьями. Семья (у большинства народов она состояла из представителей двух-трех поколений) вполне могла сама прокормить и одеть себя. Поэтому общественная собственность материнского рода переходит постепенно в частную собственность отдельных семей, ставших самостоятельными, хозяйственными единицами. При этом главой семьи и собственником основных средств производства (скота, орудий земледелия и продуктов нового производства) становится главный работник - пастух и пахарь, мужчина. В большой семье - общине господство в доме, вплоть до полной власти над женщиной и детьми, переходит к ее патриархальному главе - старшему в семье мужчине. Имущество и власть наследуются по мужской линии: от отца к старшему сыну по праву первородства (у славян - к старшине, с согласия всех сыновей). Тем самым не только закреплялся переход к частной собственности семей, но и устанавливалось неравенство среди членов патриархальной семьи-общины. Это было неустранимой трещиной в родовом строе. 2. Появление раннеклассового государства. Древнейшие города-государства Появление государства у разных народов было вызвано и рядом других, помимо социальных и экономических, причин. Родовая община основывалась на личностной кровно-родственной связи. Род и племя имели свою территорию, проживать на ней и обладать правами члена общины разрешалось лишь членам рода. «Чужаки» могли пользоваться только гостеприимством или должны были быть приняты в родовое, кровное братство. С развитием производящего хозяйства и обмена на территории рода и племени стали все чаше появляться купцы, ремесленники, мореплаватели и другие чужеземцы, участвующие в хозяйственном обороте, межплеменных связях. Многие из них стали оседать в городах. Этот этап эволюции характеризуется и переселением различных народов. В результате на одной территории поселялись разноплеменные группы, взаимные интересы которых не могли регулироваться обычаями родового строя, знавшего только кровно-родственные связи. Между тем интересы «пришлого» населения и членов рода тесно переплетались, без чего была бы невозможна торговля, в которой было заинтересовано население, не было возможно и разрешение споров. Новые условия требовали и новой территориальной организации, охватывающей права и обязанности как коренного населения, так и пришлого. С этим общетерриториальным интересом связано преобразование прежней родовой общины в соседскую (крестьянскую). Такая община, как и род, состояла из нескольких семей. Но в отличие от рода семья была собственником своего имущества (скота, построек и др.) и продукта труда (например, урожая). Соседская (крестьянская) община, будучи социальным организмом, выполняла функции организации общих дел (например, совместного пользования землей, орошения, вырубки леса). Но она сама уже не была собственником имущества и продукта труда. В соседской общине развивались многообразные отношения взаимной помощи, дарения, услуг, не связанные, однако, с общественной собственностью, существовавшей в родовой общине. Одним из важнейших общественных условий перехода от родового строя с его общественной властью к государству является возросшее значение войн и военной организации племен в период становления раннеземледельческих и раннефеодальных обществ. В связи с ростом общественного богатства войны между племенами велись в основном с целью грабежа и сделались средством постоянного обогащения за счет захвата скота и рабов. Однако военная организация служила и для защиты собственных интересов племен. В рассматриваемый период активизируются процессы миграции в поисках лучшей территории и для ее завоевания. Эти процессы известны в Европе, в частности на Среднеевропейской равнине, в Азии (например, завоевания ариев в Индии), в Горном Перу, где произошло покорение инками других племен. В таких условиях не только завоевания, но и сама военная организация племен способствовала постепенному превращению органов общественной власти племен в органы военной демократии в виде выборных военных вождей, дружины, войска. Параллельно происходило усиление власти военных вождей, базилевса, рекса, переднеазиатских и скифских «царей». Они получали значительные привилегии не только на лучшую долю добычи, но и на верховную власть, претендующую на передачу по наследству, на приоритет перед народным собранием, к тому времени превратившимся в собрание дружины, войска. В их руках постепенно сосредоточивалась власть верховного жреца (у египтян, вавилонян, шумеров, скифов), верховного судьи. Г. Еллинек считал: «Теория силы - материалистическая противоположность теологического учения. Если последнее требует подчинения воле божьей, то теория насилия требует подчинения слепым силам социальной эволюции» . Военный быт способствовал объединению родственных племен в единый народ. Это в свою очередь вело к узурпации одним из военных вождей (царей) наиболее сильного племени власти вождей других племен. Так произошло становление государственности в Древнем Египте, Аккаде, у скифов, у племен майя и инков в Америке. Поэтому можно говорить о том, что войны и усиление военной организации влияли на характер власти племен, превращающихся в единый народ, в ряде, случаев не только способствовали формированию классов или стратификации общества, но и инициировали эти процессы. Существенное влияние на процесс возникновения государственности, особенно у наиболее древних народов, оказывала религия. Большую роль сыграла религия в объединении отдельных родов и племен в единые народы. В первобытном обществе каждый род поклонялся своим языческим богам, имел свой тотем (идола), В период объединения племен религиозные нормы содействовали укреплению власти «царей», базилевсов, верховных (часто военных) вождей. Династии новых властителей стремились объединить племена общими религиозными канонами. Такое значение имели Артхашастра в Древней Индии, культ Солнца и бога Осириса в Древнем Египте, культ покровительства богов греческим полисам и т.п. Происходило постепенное приспособление религиозных норм к закреплению верховной власти господствующих племен у индейцев майя и инков, у скифов. Эта власть связывалась с передачей ее от богов и закреплялась сначала продлением выборного срока, а затем пожизненно и наследственно (например, род инков). Самые древние государства возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы и др., т.е. в зонах поливного земледелия, которое позволило за счет повышения урожайности резко - в десятки раз - повысить производительность труда. Именно там впервые были созданы условия для возникновения государственности: появилась материальная возможность содержать ничего непроизводящий, но необходимый для успешного развития общества аппарат управления. Поливное земледелие требовало огромных по объему работ: строительства каналов, дамб, водоподъемников и других ирригационных сооружений, поддержания их в рабочем состоянии, расширения ирригационной сети и т.п. Все это определяло, прежде всего, необходимость объединения общин под единым началом и централизованного управления, поскольку объем общественных работ существенно превышал возможности отдельных родоплеменных образований. Вместе с тем все это обусловило сохранение сельскохозяйственных общин и соответственно общественной формы собственности на основное средство производства - землю . В это время наряду с развитием экономики происходят и социальные изменения. Поскольку, как и прежде, все произведенное обобществляется, а затем перераспределяется, и это перераспределение осуществляется вождями и старейшинами (к которым позднее присоединяются служители культа), то именно в их руках оседает и скапливается общественное достояние. Возникают родоплеменная знать и такое социальное явление, как «власть-собственность», суть которого в праве распоряжаться общественной собственностью в силу нахождения на определенной должности (оставляя должность, человек теряет эту «собственность»). Наряду с этим в связи со специализацией управления и повышением его роли постепенно увеличивается доля родоплеменной знати при распределении общественного продукта. Управлять становится выгодным. А поскольку наряду с зависимостью всех от вождей и старейшин «по должности» появляется и экономическая зависимость, то продолжающая существовать «выборность» этих лиц становится все более формальной. Это приводит к дальнейшему закреплению должностей за определенными лицами, а потом к появлению наследования должностей. Таким образом, восточный (или азиатский) путь формирования государственности, отличался прежде всего тем, что политическое господство возникло на основе отправления какой-либо общественной функции, общественной должности. В отличие от восточного пути, имевшего универсальный характер, западный путь был явлением своего рода уникальным, скорее, исключением из общего правила. Однако надо иметь в виду, что именно западное общество стало «локомотивом истории», именно европейские государства в короткий исторический срок обогнали значительно раньше возникшие восточные и в решающей степени определили весь ход человеческого прогресса. Ведущим государствообразующим фактором на территории Европы было классовое разделение общества. В свою очередь, это обусловливалось тем, что здесь на стадии протогосударства (чиф-дома), формой которого была «военная демократия», происходило интенсивное формирование частной собственности на землю, а также на другие средства производства: скот, рабов. В наиболее чистом виде это можно наблюдать на примере Древних Афин, где государство развивалось, частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путем внедрения новых органов, заменив их постепенно государственными органами власти. Место «вооруженного народа» занимает вооруженная «публичная власть», уже не совпадающая с обществом, отчужденная от него и готовая выступить против народа. Уже на раннем этапе разложения общинного строя наблюдается экономическое неравенство: у аристократов (героев, базилевсов, которых Гомер называл «жирными») земельных наделов, рабов, скота, орудий труда больше, чем у рядовых общинников. Наряду с рабством, носившим преимущественно патриархальный характер, когда рабы использовались в качестве домашней прислуги и не были основной производительной силой, появляются наемный труд, батрачество безнадельных общинников. По мере развития частной собственности растет влияние экономически сильной группы, которая стремится ослабить роль народного собрания, базилевса (выступавшего военачальником, верховным жрецом, верховным судьей) и передать власть своим представителям . Трения между наследственной аристократией и массами, принимавшие порой весьма острые формы, отягощались борьбой за власть другой группы обладателей частной собственности, нажитой морским грабежом и торговлей. В конечном счете наиболее богатые собственники и начали занимать ответственные государственные должности - господство родовой знати было ликвидировано. Следовательно, для генезиса Афинского государства характерно то, что оно возникало непосредственно и прежде всего из классовых антагонизмов. Постепенно формируемая частная собственность стала базой, фундаментом для утверждения экономического господства имущих классов. В свою очередь, это позволило овладеть институтами публичной власти и использовать их для защиты своих интересов. В литературе Афины нередко называются классической формой возникновения государственности. Таким образом, признавая первостепенное значение производственного прогресса, а также имущественной и социальной, в том числе классовой, дифференциации как причины преобразования первобытнообщинного строя в цивилизованные общества и родоплеменной власти в государство, современная наука не может считать, что этими факторами исчерпываются условия и причины возникновения государства. К числу последних следует отнести преобразование родовой общины в отдельные семьи и сельские общины, переход к территориальной организации населения, а также усиление войн и военной организации племен, влияние религии на объединение племен в единый народ и на укрепление верховной царской государственной власти.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Международные отношения, 23 страницы
500 руб.
Курсовая работа, Международные отношения, 38 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Международные отношения, 33 страницы
500 руб.
Курсовая работа, Международные отношения, 35 страниц
700 руб.
Курсовая работа, Международные отношения, 48 страниц
1200 руб.
Курсовая работа, Международные отношения, 30 страниц
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg