1. Статистика рынка труда
1.1. Содержание и задачи рынка труда
Рынок труда – это:
- система общественных отношений, которая связана с наймом и предложением труда
- экономическое и географическое пространство, т.е. сфера трудоустройства, в котором участвуют продавцы и покупатели труда
- механизм, который обеспечивает согласование цены и условий труда.
Возникновение рынка труда связано с: Экономические предпосылки
- экономическая свобода, в основе которой лежит право частной собствености на средства произвоства (прежде всего на землю)
- свобода труда, т.е. запрещен принудительный труд
- свобода предпринимательской деятельности
Социальные предпосылки заключаются в наличии социального неравенства между людьми: п уровню дохода, по составу семьи, по состоянию здоровья, по умственным способностям, по образованию, по личностынм качествам. Эти предпосылки приводят к расслоению общества.
Юридические предпосылки состоят в наличии системы законов, которые обеспечивают экономические свободы и социальные гарантии и защиту населения. К ним относятся:
- законодательное положение о труде
- законодательное положение о собственности
- законы о правах личности
- законы о предпринимательской деятельности
- законы о социальном страховании и т.д.
Роль рынка труда:
- труд выступает важнейшим источником дохода и благосостояния в жизни общества
- экономической точки зрения труд -- важнейший производственный ресурс
- Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы
Главные задачи, функции, элементы рынка труда. Условия функционирования рынка труда.
Главная задача рынка — труда- это оптимальное обеспечение мобильности работников и наиболее полное удовлетворение спроса и предложения на рынке. Достижение этой задачи осуществляется через функции:
-Организация встречи продавцов и покупателей труда
-Обеспечение конкурентной среды
-установление равновесных ставок заработное платы
-способствование решению вопросов в занятости населения
-осуществление соц. поддержки безработным.
На рынке труда происходит первичное согласование интересов работников и работодателей. Они договариваются о: - об условии труда, - о соц. гарантиях, - о размерах зарплаты, - о сроках договора. Вторичное согласование интересов, которое осуществляется через систему соц. партнерства, которое происходит путем заключения: в стране, в отраслях, в регионах, муницип. образованиях соглашений ,а на предприятии коллективных договоров.
Уровень организации рынка труда зависит: - оттого из каких элементов складывается рынок; - как решены вопросы функционирования каждого из этих элементов.
Элементы (части) рынка труда :
-стороны рыночных отношений или субъект, к которым относятся работодатели и ищущие доходные место граждане.
-конъюктура рынка – это соотношение спроса на труд и предложение труда, которое определяет ставку зарплаты на конкретный вид труда и занятости населения.
-правовые акты, которые регламентируют отношения субъектов рынка труда
-Службы занятости населения
-Инфраструктура рынка труда, которое относится проф. ориентация подготовка и переподготовка кадров, реклама.
-альтернативные временные формы обеспечение занятости, к которым относятся общественные и сезонные работы
1.2. Категории рынка труда
Рынок труда как экономическая категория выражает отношения между собственником денег (покупателем, или работодателем) и наемным работником, владельцем (собственником) рабочей силы по поводу купли-продажи последней.
Указанные экономические отношения облекаются в юридическую форму (договор, контракт, соглашение), базирующиеся на трудовом законодательстве страны (и/или отдельного региона).
Рынок труда как экономическая категория, будучи подсистемой в комплексе рыночных отношений, зависит от степени зрелости других рынков, от уровня развития всей экономической системы. Кризисное падение производства, низкая инвестиционная активность, серьезные проблемы в кредитно-денежной сфере отражаются на характере современного российского рынка труда.
Вместе с тем наемные работники, продавая рабочую силу, в свою очередь, предъявляют спрос на жизненные средства на вещных товарных рынках. Тем самым они способствуют их росту, стимулируют развитие всей экономической системы. Сам же рынок труда как экономическая категория выступает своего рода связующим звеном в системе общественного воспроизводства.
Некоторые экономисты стоят на позиции неприемлемости вмешательства государства в рыночный механизм. Другие, например сторонники кейнсианской школы, настаивают на проведении государством активной политики на национальных рынках, в том числе на рынке труда Спор между неоклассиками и кейнсианцами продолжается уже давно. Между тем современный рынок в развитых странах далек от классического, свободного рынка. Это вполне относится и к рынку труда.
Современный рынок труда в развитых странах является одним из самых регулируемых. Таковым он стал в результате длительного развития отношений между работодателями и наемными работниками при посредничестве государства.
Особенно активно участвует государство в регулировании социально-трудовых отношений, начиная со второй половины XX в. после второй мировой войны. Более того, созданная в 1919 г. и ставшая специализированным подразделением ООН с 1946 г. Международная организация труда (МОТ) возвела активную политику на рынке труда в ранг международных приоритетов.
Словом, рынок труда давно утратил свой сугубо стихийный характер. Он стал объектом активного государственного регулирования.
Спрос на труд во многих странах тщательно планируется и обеспечивается заранее через систему обучения и переподготовки кадров.
Предложение труда нередко монополизируется профсоюзами, а цена рабочей силы на рынке труда (заработная плата) определяется на основе контрактов или коллективных договоров, причем размер ее зависит от соотношения сил договаривающихся сторон. Как видим, рынок труда, как и рынки других товаров, стал регулируемым и изнутри (работодателями и профсоюзами), и извне (государством).
Однако следует подчеркнуть, что регулирование рынка труда не охватывает всего спектра проблем, касающихся воспроизводства кадрового потенциала, не охватывает в полном объеме проблему общественно-полезной деятельности, фактически сводя ее к понятию занятости.
Но занятость с учетом самозанятости шире понятия «рынок труда», ибо самозанятые не имеют прямого отношения к данной экономической категории. Поэтому необходимо вначале рассмотреть проблему занятости и государственного влияния на ее решение.
Таким образом, рынок труда как экономическая категория отражает совокупность отношений, возникающих между работодателем и работником по поводу использования рабочей силы.
1.3. Баланс трудовых ресурсов
Баланс трудовых ресурсов может быть составлен:
по стране в целом;
по отдельным субъектам РФ;
краям и областям с распределением на городскую и сельскую местность.
К трудовым ресурсам относятся лица обоего пола, потенциально способные участвовать в производстве товаров и услуг.
При определении численности трудовых ресурсов большое значение имеет показатель численности постоянного населения.
Для того чтобы привести в соответствие ресурсную и распределительную части баланса трудовых ресурсов в численность населения трудоспособного возраста включается численность иностранных работников, занятых в экономике на территории страны.
Прогноз баланса трудовых ресурсов разрабатывается в целом по Российской Федерации на очередной год и плановый 2-летний период по видам экономической деятельности в соответствии с перечнем разделов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД)
Основным принципом разработки прогноза является его согласованность с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий прогнозный период.
Основой для разработки прогноза являются:
1) данные отчетного баланса трудовых ресурсов;
2) данные о прогнозной численности населения Российской Федерации (демографический прогноз);
3) прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, очередной финансовый год и плановый период;
а) основные макроэкономические показатели за текущий год и на прогнозный период;
б) численность лиц, занятых в отдельных видах экономической деятельности (по данным федеральных органов исполнительной власти) за предыдущий год, текущий год и на прогнозный период;
в) численность граждан (за исключением временно пребывающих и временно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства), за которых начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (включая граждан, заключивших договоры гражданско-правового характера), по возрастным группам и продолжительности периода работы за предыдущий год;
г) численность неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсии на льготных условиях и по инвалидности, за предыдущий год, текущий год и на прогнозный период;
д) численность иностранных трудовых мигрантов (численность иностранных граждан, которым выданы разрешения на работу и патенты) за предыдущий год, текущий год и на прогнозный период;
е) численность лиц трудоспособного возраста, обучающихся по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, аспирантов трудоспособного возраста, обучающихся по образовательным программам высшего образования, не совмещающих обучение с трудовой деятельностью, за предыдущий год, текущий год и на прогнозный период;
5) экспертные оценки о потребности и возможном перераспределении рабочей силы между видами экономической деятельности вследствие происходящих структурных изменений в экономике.
Прогноз включает следующие показатели, отражающие наличие трудовых ресурсов и их распределение:
1) общая численность трудовых ресурсов;
2) численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте;
3) численность иностранных трудовых мигрантов;
4) численность лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике;
5) общая численность занятых в экономике;
6) численность занятых в экономике по видам экономической деятельности.
7) численность населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике;
8) численность учащихся трудоспособного возраста, обучающихся с отрывом от производства;
9) численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости;
10) численность прочих категорий населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике.
Взаимосвязь показателей прогноза приведена в приложении № 2 к Методике.
Значения показателей прогноза рассчитываются в среднегодовом исчислении с применением статистических методов, методов экстраполяции и экспертных оценок.
Расчет общей численности трудовых ресурсов в прогнозном периоде осуществляется на основе следующих данных:
1) предположительная численность населения трудоспособного возраста в прогнозном периоде (демографический прогноз);
2) численность граждан моложе трудоспособного возраста, за которых начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ретроспективном периоде (за несколько предыдущих лет);
3) численность граждан старше трудоспособного возраста, за которых начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ретроспективном периоде (за несколько предыдущих лет);
4) численность неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсии на льготных условиях и по инвалидности, в прогнозном периоде;
5) численность иностранных трудовых мигрантов (численность иностранных граждан, которым выданы разрешения на работу и патенты) за предыдущий год, текущий год и на прогнозный период.
Общая численность трудовых ресурсов в прогнозном периоде рассчитывается по следующей формуле:
ТР = ТрН + ТрП + ТрМ,
где:
ТР - общая численность трудовых ресурсов в прогнозном периоде;
ТрН - численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте в прогнозном периоде;
ТрП - численность лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике, в прогнозном периоде;
ТрМ - численность иностранных трудовых мигрантов в прогнозном периоде.
Численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте рассчитывается по следующей формуле:
ТрН = ПНтр - ПНнтр,
где:
ТрН - численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте в прогнозном периоде;
ПНтр - предположительная численность населения трудоспособного возраста в прогнозном периоде;
ПНнтр - численность неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсию на льготных условиях и по инвалидности в прогнозном периоде.