Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности эмоциональных реакций младших школьников

cool_lady 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 35 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.02.2021
Объект исследования – процесс формирования эмоций и эмоциональных состояний у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования – особенности эмоциональных реакций младших школьников. Цель исследования – изучение и анализ специфики эмоций и эмоциональных реакций у младших школьников. На основании сформулированной цели были поставлены следующие задачи исследования: 1. изучить общее понятие об эмоциях и их виды; 2. проанализировать особенности эмоциональной сферы младшего школьника; 3. изучить и проанализировать средства развития эмоциональной сферы младших школьников; 4. изучить и применить методики исследования уровня развития эмоциональной сферы младших школьников; 5. сделать выводы и сформулировать рекомендации. Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения, представленные в трудах ученых, источниках энциклопедического характера, статьях периодических изданий, ресурсах глобальной сети «Интернет» в области психологии. Методы исследования, изучение и анализ философской, культурологической, социологической, психологической, педагогической литературы; эмпирические методы исследования (диагностические методики, тесты); количественные и качественные методы обработки результатов исследования. Структура работы состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и библиографического списка, состоящего из 25 источника. Работа изложена на 34 страницах.
Введение

Актуальность выбранной темы заключается в том, что проблема эмоционального развития ребенка в последние годы все чаще оказывается в центре внимания исследовательского интереса психологов и других специалистов. И это не случайно, так как стало очевидно, что именно эмоциональность в первые годы жизни является ядром практически всех психологических новообразований: первое исследовательское поведение выглядит как эмоциональный ответ на новый и незнакомый объект или ситуацию; первое правило усваивается вместе с экспрессивной реакцией родителей. При этом, все исследователи данной области так или иначе обращаются к эмоциональности и уже имеется наколенный эмпирический материал и вопрос о теоретическом осмыслении этой проблемы на сегодняшний день очень актуален. Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6-7 до 10-11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка – его поступлением в школу. С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. У младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное свойство бурно и остро реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети младшего школьного возраста очень чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают, прежде всего, те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего. Младший школьник должен выполнять целый ряд ответственных школьных обязанностей, что влечет за собой соответствующие оценки учителя, одноклассников, а также те или иные реакции родителей. И все это рождает у ребенка определенные эмоции: удовлетворение, радость от похвалы, огорчение, недовольство собой, переживание своих недостатков по сравнению с товарищами и т. д. От эмоциональных состояний и способностей управлять ими зависит успешность обучения. Неудачи при выполнении заданий могут порождать у отдельных детей чувство раздражения по отношению к близким и окружающим, зависть к товарищам, заслужившим похвалу; могут даже породить побуждение досадить учителю или классу. Но если такие неудачи не носят длительного характера, и ребенок не отделяется от коллектива, то они приводят обычно к возникновению острого желания занять в классе и дома достойное место, вызывают стремление учиться лучше, чтобы добиться успеха. В обосновании актуальности выбранной темы, главным является и то, что формирование и развитие эмоций, воспитание нравственных, моральных и эстетических чувств содействует более совершенному отношению человека к окружающему его миру, и обществу, а также способствует становлению гармонически развитой личности. Влияние эмоциональных состояний на интеллектуальную деятельность очень велико, особенно у младших школьников. У них наблюдается несовершенство функции коры больших полушарий, что проявляется у детей в особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………..………………………………..………….3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ....………6 1.1. Общее понятие об эмоциях и их виды ...……………………..……...6 1.2. Особенности эмоциональной сферы младшего школьника ...........16 ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ….…….20 2.1. Средства развития эмоциональной сферы младших школьников .20 2.2. Методики исследования уровня развития эмоциональной сферы младших школьников ……………………………………………………25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……..…………..………………………………………………31 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………..………………..………………………33
Список литературы

1. Бреслав Г.М. Психология эмоций: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. «Психология» – М.: Смысл: Академия, 2004. – С. 20. 2. Варшавская Н.Е. Учебно-методический комплекс, Образовательные материалы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-425956.html?page=4., 2012. – 250 с. 3. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик. – М.: Просвещение, 2014. – 256 с. 4. Дубровина, И.В. Психология/ И.В. Дубровина, Е.Е Данилова, А.М. Пригожан. – М., 2012. – 461 с. 5. Изард, К.Е. Психология эмоций / К.Е. Изард. – СПб.: Питер, 2000. – 263 с. 6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2007. – 752 с. 7. Кириченко С.И. Особенности развития детей младшего школьного возраста группы риска. // Социальная сеть работников образования nsportal. ru. – 2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/. 8. Конвенция о правах ребенка // Организация Объединенных Наций. Конвенции и соглашения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ childcon Третинникова В.С. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. – 2014 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/. 9. Котырло, В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников / В.К. Котырло. – Киев: Высшая школа, 2011. – 198 с. 10. Крутецкий, В.А. Психология / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 2016. – 277 с. 11. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология/ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.,2001. – 464 с. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. – М.: Просвещение, 2016. – 315 с. 12. Мухина, В.С. Возрастная психология– М., 2004. – 453 с. 13. Ноздрина Н.А. Понятие об эмоциях, их функциях и видах. В сборнике: Еuropean science forum сборник статей III международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2020. С. 51-56. 14. Полякова Е.А., Мамедова Л.В. Особенности развития эмоционально-волевой сферы младших школьников. Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 12-1. С. 128-131. 15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2008. – 713 с. 16. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция/ В.В. Лебединский, ОС. Никольская, Е.Р. Баевская и др. – М.: Изд–во МГУ,2010. – 197 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Общее понятие об эмоциях и их виды Эмоция (от лат. emovere – возбуждать, волновать) обычно понимается как переживание, душевное волнение. Еще в первой половине XX века говорили об аффектах как эмоциональных реакциях, направленных на разрядку возникшего эмоционального возбуждения . Эмоции возникли как приспособительный «продукт» эволюции, биологически обобщенные способы поведения организмов в типичных ситуациях. «Именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособлен к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, механизм и другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать на него определенным эмоциональным состоянием, т. е. определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие» . Эмоции двувалентны – они или положительны, или отрицательны – объекты или удовлетворяют, или не удовлетворяют соответствующие потребности человека. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настращают организм на соответствующее реакция и поведение. Эмоции – механизм непосредственной оценки уровня благополучности взаимодействия организма со средой. Уже элементарный эмоциональный тон ощущения, приятные или малоприятные простейшие химические или физические воздействия придают соответствующее своеобразие жизнедеятельности организма. Но и в самые трудные, роковые мгновения нашей жизни, в критических обстоятельствах эмоции выступают как основная поведенческая сила. Будучи непосредственно связанными с эндокринно-вегетативной системой, эмоции экстренно включают энергетические механизмы поведения . Эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями. Но в общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции – чувства, обусловленные социальной сущностью человека, общественными нормами, потребностями и установками . Во множестве эмоциональных проявлений выделяются четыре исходные эмоции: радость (удовольствие), страх, гнев и удивление. Большинство же эмоций имеет смешанный характер, так как они обусловливаются иерархически организованной системой потребностей. Наряду с этим одна и та же потребность в различных ситуациях может вызвать различные эмоции. Так, потребность самосохранения при угрозе со стороны сильного может вызвать страх, а при угрозе со стороны слабого – гнев . В процессе жизнедеятельности на основе средовых и генетических предпосылок у человека формируются устойчивые эмоциональные качества эмоциональные особенности и свойства. К эмоциональным особенностям личности относятся его эмоциональная реактивность, возбудимость, аффектированность, эмоциональная стабильность, общий эмоциональный тонус, сила эмоциональных реакций и их внешняя выраженность – экспрессивность. Эти свойства в значительной мере обусловлены типом высшей нервной деятельности индивида. Однако в процессе социализации его эмоциональные особенности претерпевают значительные изменения, получают социальную огранку. Человек приучается сдерживать непосредственные эмоциональные проявления, прибегает к их маскировке и имитации, формирует эмоциональную устойчивость, толерантность – способность к перенесению трудностей. Не всем это удается в одинаковой мере. У одних большая эмоциональная возбудимость сочетается с большой эмоциональной устойчивостью, у других – эмоциональная возбудимость часто приводит к. эмоциональным срывам, потере самоконтроля. У некоторых людей эмоциональная сфера крайне ограничена. Возможны и проявления эмоциональной аномалии – асинтонности (эмоциональной бесчувственности). Эмоции выполняют ряд функций в регуляции деятельности и поведения. Механизм возникновения эмоций можно представить, как реакцию на реальную или воображаемую угрозу удовлетворению потребностей (появляются отрицательные переживания – страх, горе, грусть), либо реакцию на реальную или воображаемую возможность удовлетворения потребностей (появляются положительно окрашенные переживания – радость, восторг, интерес). В возникновении эмоций, таким образом, принимают участие как актуальные для человека потребности, так и объективные условия сложившейся ситуации. Связь, взаимоотношения между ними обеспечиваются посредством эмоций. В человеческих переживаниях оценивается значимость происходящего вокруг для удовлетворения потребностей, а эмоции служат системой сигналов для характеристики этой значимости. Из оценки вытекает побуждение к действию, либо побуждение к отказу от него, в зависимости от знака оценки (положительного или отрицательного). Побуждение связано с активизацией всего организма, обеспечивающей оптимальный уровень его функционирования. Регуляция действий происходит через эмоциональную оценку их результативности. Синтезирующая функция связана с моментальной интерпретацией данных, независимо от степени участия сознания. В экспрессивной (выразительной) функции эмоций наиболее существенным является сигнализирование другим о своих переживаниях, хотя внешние эмоциональные проявления, как правило, бессознательны и тесно связаны, как с функцией активации, так и усвоенными в течение жизни, социально принятыми (нормативными) способами выражения. Функция смыслообразования связывается с постановкой перед человеком «задач на смысл». Необходимость избавления от переживаний или желание испытать какие-то переживания заставляет человека анализировать причины субъективной значимости событий, вызывающих эти переживания. Эмоции, выполняя разнообразные функции, сами по себе являются ценностью для человека, и источник этой ценности – природная потребность в эмоциональном насыщении. Неудовлетворение этой потребности вызывает своеобразное состояние «эмоционального голода», чувство скуки, пустоты. К эмоциональному насыщению стремятся даже животные, а для человека неудовлетворение потребности в эмоциональном насыщении не просто неприятно, но даже губительно, как в детском, так и в зрелом возрасте. Рассмотрение самостоятельной ценности эмоций для человека позволяет глубже понять природу многих психологических явлений. В частности, становится понятным, почему порой желанная цель (например, выигрыш в игре) приносит меньше удовольствия, чем сама деятельность, направленная на ее достижение (игра). К формам переживания чувств относят: эмоции, настроения, страсти, стрессы, аффекты, фрустрации, чувства. Эмоции – кратковременное эмоциональное переживание, предметно отнесенное. Предмет эмоций может быть не только реальным, но и воображаемым. Эмоции имеют ярко выраженную окраску, положительную или отрицательную. Настроение – общее эмоциональное состояние личности, не приуроченное, как правило, к какому-то конкретному событию, а связанное с бессознательной оценкой личности того, как для нее на данный момент складываются обстоятельства. В возникновении настроения участвуют многие факторы: самочувствие, жизненный тонус, отношения с окружающими, воспоминания, сочувствия и т.п. Устойчивость настроения очень вариативна. Длительное плохое настроение угнетающе действует на протекание психических процессов. Страсти – сильные, стойкие, длительные чувства, целиком охватывающие человека, как бы владеющие им. Для страсти характерна сила переживания в совокупности с собранностью, сосредоточенностью помыслов на одной цели. Испытывая страсть, человек чувствует себя в значительной мере подчиненным ей, пассивным существом, невзирая на то, что она на него же и исходит. Страсть является порывом, увлечением, ориентацией всех сил личности на одну цель. Страсть может исходить из телесных влечений либо из убеждений человека. Фрустрация – психическое состояние гнетущего напряжения, тревоги, отчаяния и т.п., возникающее за порогом терпимости вследствие длительной невозможности удовлетворения значимых для человека потребностей, либо внезапной потери возможности их удовлетворения. Источниками фрустрации могут быть внешние, либо внутренние препятствия в достижении цели, потеря или отнятие, лишение чего-то личностно-значимого. Состояние фрустрации очень глубокое и стойкое, сопровождается значительной и продолжительной дезорганизацией психических процессов (снижение памяти, ухудшение способности логично мыслить и т.п.). Труднопреодолимость фрустрации заключается в том, что человек не может устранить ее причины, следовательно, должен измениться сам (перестроить систему отношений, ценностей, мотивов), а это всегда длительный и сложный процесс. Человек либо сознательно ищет компенсирующие выходы, либо неосознанно прибегает к различным вариантам психологической защиты. Стресс – особая форма эмоциональных переживаний, возникающая под влиянием неблагоприятных жизненных обстоятельств (стрессоров). К стрессорам можно отнести как психологические неблагоприятные воздействия – ситуации угрозы, опасности, относящиеся к благополучию межличностных отношений, социальному положению, самоуважению (словом, те воздействия, которые самим человеком расцениваются как угрожающие), так и воздействия, разрушающие целостность человеческого организма (чрезмерные физические перегрузки, боль, очень низкая или крайне высокая температура и т.п.). Состояние стресса приводит к изменению протекания психических процессов, трансформации мотивационной структуры деятельности, изменениям речевого и двигательного поведения. Стресс всегда является отрицательным эмоциональным переживанием и связан с тотальной мобилизацией сил на поиск выхода из создавшегося положения, на достижение необходимого приспособительного эффекта. В протекании стрессового состояния выделяют три стадии: • Реакция тревоги, во время которой мобилизуются защитные силы. • Стадия сопротивления – отражает полную адаптацию к воздействию стрессора. • Стадия истощения – неизбежно наступает, если стрессор силен и воздействует длительное время. При стрессе происходят сложные психические процессы оценки опасности и поиска средств ее предотвращения. Чрезмерно повышается эмоциональное напряжение. Люди весьма отличаются друг от друга характеристиками стрессоустойчивости (стойкости в отношении к действию стрессоров). Переживание стресса максимально вскрывает все адаптационные возможности человека, которые могут целенаправленно увеличены при помощи обучения способам реагирования на различные стрессовые ситуации. Аффект – внезапно возникшее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания и в крайней активизации импульсивных действий. Аффект вызывается очень сильными и неожиданными раздражителями, когда человек не готов к реакции на них. Аффект можно характеризовать как эмоциональный взрыв в условиях дефицита информации, необходимой для адекватного поведения. В этом состоянии страдает тормозной процесс, возбуждение беспорядочно распространяется в подкорковые зоны мозга, эмоции теряют контроль со стороны сознания. Аффект сопровождается значительными, как физиологическими, так и психологическими изменениями, что приводит к специфическим внешним проявлениям: резкие движения, резкий голос, нарушение ясности сознания – его «сужение», провалы в памяти и т.д. Субъективно аффект воспринимается как состояние, возникающее помимо воли самого человека, не зависящее от его желаний, действия как бы вырываются сами, полностью импульсивны, неуправляемы. Причинами возникновения аффекта могут быть тяжкие оскорбления, угрозы, грубое физическое насилие и т.п. Люди с неуравновешенностью нервной системы, преобладанием процесса возбуждения более склонны к аффектам, однако эта склонность успешно может быть преодолена при помощи самовоспитания. Волевой контроль в начальной стадии развития аффекта позволяет не развиваться этому состоянию в дальнейшем. Сознательная регуляция поведения с одной стороны пробуждается эмоциями, но с другой стороны противостоит текущим эмоциям. Все волевые действия совершаются вопреки сильным конкурирующим эмоциям. Человек может действовать, превозмогая боль, жажду, голод, обиду, усталость. Чем ниже уровень сознательной регуляции (чем меньше влияния на эмоционально-оценочную деятельность оказывает понятийно-оценочная, тем большую свободу получают эмоционально-импульсивные действия. Они не имеют сознательной мотивации, а, следовательно, и сформированных сознанием целей, однозначно предопределяясь характером воздействия. Эмоции доминируют там, где недостаточна сознательная регуляция: при дефиците информации для сознательного построения действия, при недостаточной вооруженности приемлемыми способами поведения. Чувства – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к происходящему. Они отличаются устойчивостью и постоянством, возникая как обобщение эмоций. Чувства – это сложные целостные образования, имеющие предметную отнесенность. Они организуются вокруг определенных объектов, лиц, предметных областей, сфер деятельности. Сами чувства дифференцируются в зависимости от предметных сфер, к которым они относятся. Выделяют нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства. Нравственные (эстетические, моральные) чувства выражают отношение человека к себе, другим людям, общечеловеческим ценностям. Вершина их развития – совесть. Интеллектуальные (познавательные) – порождаются и складываются в процессе познания мира, выражают отношение человека к познанию нового и вершиной их развития становится обобщенное чувство любви к истине. Эстетические чувства проявляются в способности в восприятии окружающего мира понятиями прекрасного. Любовь к красоте лежит в основе и является вершиной развития эстетических чувств. Процесс становления чувств человека связан со всем становлением внутреннего мира, в онтогенезе они возникают гораздо позже эмоций и начинают оказывать все большее влияние на эмоциональные и поведенческие проявления . На основании телесных переживаний эмоции делятся на стенические (радость, воодушевление, гнев) – возбуждающие, повышающие мышечный тонус, силу, и астенические (страх, тоска, печаль) – ослабляющие . Деление эмоций на стенические и астенические имеет схематический характер. Некоторые аффекты трудно отнести в одну или другую рубрику, и даже один и тот же аффект при разной интенсивности может выявлять то стенические, то астенические черты. По форме протекания : 1. Интерес – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение. Интерес – позитивная эмоция, которая переживается человеком чаще других эмоций. Интерес играет исключительно важную мотивационную роль в формировании и развитии навыков, умений и интеллекта. Интерес – важнейшая мотивация, которая обеспечивает работоспособность человека. Интерес определяет наши мысли и воспоминания, ибо он в значительной степени обусловливает содержание нашего восприятия, внимания и памяти . 2. Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или во всяком случае неопределенна. Исследования, проведенные в последнее время, подтвердили предположение о существовании индивидуальных различий в количестве и частоте переживания людьми позитивных эмоций. Было обнаружено, что способность к переживанию позитивных эмоций не подвержена изменениям на протяжении всей человеческой жизни. Кроме того, эти исследования показали, что позитивная эмоциональность как личностная черта относительно независима от негативной эмоциональности как личностной черты . 3. Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес .
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 37 страниц
650 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 28 страниц
200 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 26 страниц
200 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 13 страниц
200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg