1. Понятие вида наказания. Цели наказания
Рассмотрим вопрос о делении наказаний на виды.
Для обозначения конкретных наказаний, входящих в перечень, предусмотренный нормами Общей части уголовного законодательства, в законе и литературе используются термины: виды наказания, род наказания, мера наказания, наказание. Так, Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 г. имели специальный раздел “Виды наказания”. Раздел 4 Общей части Уголовного кодекса РСФСР 1922 г. имел название “Роды и виды наказаний и других мер социальной защиты”. Из смысла статей данного раздела следовало, что под родами наказания понимались отличающиеся друг от друга по своему характеру и содержанию наказания: лишение свободы, принудительные конфискация имущества и т.д. Видами наказания считались разновидности родов, например, лишение свободы со строгой изоляцией и без таковой, принудительные работы по специальности и неквалифицированного физического труда, конфискация имущества полная и частичная.
В то же время в законодательных актах мера наказания применялась как синоним термина вид наказания (по руководящим началам) или род наказания ( по УК РСФСР 1922 г.). Или, например, постановление КЮ от 23 июля 1918 г. “О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такого”, считает как это следует из его наименования, лишение свободы мерой наказания.
Термином вид наказания, применяющимся в законодательстве и нашедшим признание в теории уголовного права, обозначается подразделение в систематике, входящего в состав более высокого раздела - рода. Согласно требованиям логики, в зависимости от того, что признается родовым понятием, определяется содержание явления, которое считается видом. Если мы признаем родовым понятие наказание в целом, то видами будут те конкретные наказания, то родовым понятием следует считать конкретные наказания, а их разновидности-видами этих наказаний. Так видами наказания будут, например, лишение свободы, исправительные работы без лишения свободы, ссылка. В тоже время, взяв другое основание деления, можно признавать наличие видов каждого из этих наказаний: лишение свободы, исправительные работы.
Из сказанного следует, что требование строгого соблюдения законности, а также присущий уголовному праву принцип индивидуализации наказания, обуславливают необходимость существования различных видов наказания. Под видом наказания понимается конкретное наказание, имеющее свое специфическое содержание, соответствующее наименование и входящее в качестве самостоятельного элемента в систему наказаний. В свою очередь тот или иной вид наказания может иметь и свои виды. По отношению к общей системе наказаний ори будут подвидами.
Как следует из ст. 43 УК РФ введенного в действие с 1 января 1999 г.
1. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанного виновным в совершении преступления и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишения или ограничения прав и свобод этого лица.
2. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.
(1) В статье наказание определяется закреплением следующих его признаков: а) наказание есть мера государственного принуждения; б) оно состоит в предусмотренном уголовном законом лишении или ограничения прав и свобод осужденного; в) применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления; г) назначается по приговору суда.
(2) В ч.1 статьи закреплены уголовно-правовые и уголовно- процессуальные основания наказания. Первое выражено словами: наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, второе-наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.
(3) Назначение наказания только судом является конституционным гарантом обеспечения прав и свобод человека и гражданина (ст. 49 Конституции РФ).
(4) Как мера государственного принуждения: а) применяется только судом на основе уголовного закона к лицу, признанному виновным в совершении преступления; б) выражает отрицательную оценку (порицание со стороны государства) совершенного преступления и лица его совершившего; в) носит строго личный характер и всегда направлено только против личности осужденного и его и его деяния; г) имеет объектами наиболее значимые для личности блага (жизнь, свобода, имущество, честь и достоинство); д) состоит в лишении или физическом ограничении определенных прав и свобод виновного лица.
Как определенная мера государственного воздействия на правонарушителя существенно отличается, во-первых, от иных мер уголовно-правового воздействия - принудительных мер медицинского характера к лицам указанным в ч. 1 ст. 97 УК и принудительных мер воспитательного характера к несовершеннолетним и, во-вторых, от принудительных мер, налагаемых при применении других видов юридической ответственности (дисциплинарной, административной, гражданско-правовой).
Кроме того, наказание продолжает судимость, которая, не являясь его признаком, учитывается в случае рецидива и при назначении наказания за новое преступление.
(5) Законодательная формулировка понятия наказания полностью соответствует международно-правовым актам о правах человека и обращении с осужденными. В частности, она отвечает требованиям ст.29 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой каждый член общества должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
(6) Часть 2 статьи 43 УК РФ по новому определяет и цели наказания. Во-первых, в них реализуются принципы российского уголовного права, прежде всего принципы гуманизма и справедливости. В соответствии со ст. 5 Всеобщей декларации прав человека и ст. 7, 10 Международного пакта о гражданских и политических правах устанавливается, что наказание не имеет своей целью причинение физических стадий или унижение человеческого достоинства. В Конвенции против попыток и других жестких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания подчеркивается, что определение “попытка” означает “любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется любая роль или страдание, физическое или нравственное.., чтобы наказать его за действие, которое совершило оно...” Это запрещено и ст. 21 Конституции РФ; “Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жесткому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию”.
Конечно, уголовное наказание по своей природе может объективно причинять физическое или нравственные страдания. НО в данном случае не они являются целью его применения. В той же Конвенции в ст. 1 указывается, что в определении попытки “не включаются боль и страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций...”
И во вторых, в полном соответствии с этими актами, целями наказания являются: а) восстановление социальной справедливости; б) исправление осужденного; в) предупреждение совершения новых преступлений.
(7) Восстановление социальной справедливости как цель наказания предполагает, с одной стороны, возможно полное и адекватное восстановление нарушенных преступлением интересов личности, общества, государства, а с другой, минимизацию “преступности” осужденного путем его ресоциации, т.е. адаптации к обществу посредством исправительного воздействия наказания.
Между характером и степенью общественной опасности преступлений и содержанием суровостью наказаний (санкций и наказуемостью) должна существовать соразмерность, означающая, что за причинение вреда жизни и здоровью следует лишение свободы либо ограничение таковой (а в исключительных случаях - за особо тяжкие преступления против жизни - смертная казнь). Корыстные посягательства в основном санкционируются законодателем и судом имущественными наказаниями (в виде штрафов, конфискации имущества). Преступления по службе влекут соответственно “трудовые” наказания - исправительные и обязательные работы, запрещение занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью.
Социальная справедливость наказания должна пониматься в том смысле, который содержится в трактовке принципа справедливости, закрепленной в ст. 6 Уголовного Кодекса РФ.
Наказание справедливо, если к лицу, совершившему преступление, будет применена мера государственного принуждения, соответствующая тяжести преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. При этом исключается повторное осуждение за одно и тоже преступление (ст. 50 Конституции РФ).
(8) Исправление осужденного как цель наказания направлено на возвращение его к социально полезной деятельности, привитие уважения к законам, правилам человеческого общежития, приспособление к жизни в обществе.
(9) Наказание - как социальный инструмент и правовой институт в конечном счете направлено и на предупреждение новых преступлений. Хотя законодательная формулировка не подразделяет его на цели социального и общего предупреждения, но она оставляет возможность для различного толкования этой задачи. Само наличие уголовного закона, содержащего санкцию, имеет прпредупредительный характер как для тех, кто его отбывает, так и для замышляющих преступление. Здесь имеет место психологическое воздействие не только на неустойчивых, но и на всех граждан, поскольку в данном случае реализуется принцип социальной справедливости и формируется уважение к закону.
Виды наказаний
Видами наказаний являются:
а) штраф;
б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
г) обязательные работы;
д) исправительные работы;
е) ограничение по военной службе;
ж) конфискация имущества;
з) ограничение свободы;
и) арест;
к) содержание в дисциплинарной воинской части;
л) лишение свободы на определенный срок;
м) пожизненное лишение свободы;
и) смертная казнь.
(1) В данном случае виден исчерпывающий перечень видов наказаний, которые могут применяться судом, причем в него включена и смертная казнь, имеющая временный характер (ст. 20 Конституции РФ).
(2) В единой системе и в определенной последовательности - от менее строгого к более строгому - перечислены виды наказаний, и основные , и дополнительные. Такая последовательность, во-первых, позволяет уяснить, как оценивает относительную тяжесть каждого наказания законодатель, дает суду возможность при выборе меры, в частности при решении вопроса о наличии более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление, исходить из этой последовательности; во-вторых, она направлена на экономию карательных средств, т.е, ориентирует суды на назначение лицам, совершившим не тяжкие преступления, по возможности более мягкого наказания.
Вместе с тем она оставляет широкие возможности и для применения строгих мер уголовной ответственности к лицам, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления. В целом в законодательной “лестнице” наказаний в полной мере выдерживается принцип справедливости, т.е. соответствие наказания тяжести преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. В приговоре необходимо указувать, какие обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности подсудимого, а также характеризующие его личность, доказаны при разбирательстве уголовного дела в соответствии с требованиями ст. 68 УПК РСФСР и учтены судом при выборе наказания.
(3) При сопоставлении тяжести реально назначенных наказаний следует иметь в виду и их размер.
(4) Суд, назначая наказание, ограничен санкцией статьи, по которой квалифицируется преступление. Отступить от этого принципа - и только в сторону смягчения - возможно лишь в случаях и порядке, установленных законом. Есть и другие способы смягчения наказания - назначение его условно.
(5) Некоторые из перечисленных видов наказаний вообще не могут применяться к определенным категориям лиц.
2. Понятие штрафа, как вида уголовного наказания
1. Штраф есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, в размере, соответствующем определенному количеству минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на момент назначения наказания, либо в размере заработной платы или иного дохода за определенный период.
2. Штраф устанавливается в размере от двадцати пяти до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или одного дохода осужденного за период от двух недель до одного года.
3. Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и с учетом имущественного положения осужденного.
4. Штраф в качестве дополнительного вида наказания может назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.