Глава I. Теоретическое обоснование развития экологических представлений дошкольников
1.1 Выбирая приоритетное направление в работе с дошкольниками, я решила остановиться на проблеме экологического воспитания дошкольников. Этот выбор не случаен. В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и исследованием, в какой бы сфере ты не специализировался. На сегодняшний день, у детей, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, что на мой взгляд, обуславливается низкой степенью экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. На сегодняшний день, когда состояние окружающей среды ухудшилось и ситуация носит критический характер, необходимо предпринимать все возможные меры, чтобы каждый человек осознал свою связь с природой и понемал необходимость ее сохранения для будущих поколений.
Дошкольный возраст характеризуется насыщенностью развития эмоционально-ценностного взаимоотношения к окружающему миру. В связи с этим, экологическое воспитание детей - дошкольников заслуживает важнейший смысл, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является неотъемлемой частью духовной культуры человека. Мне, как воспитателю дошкольного учреждения, развитие у детей экологической культуры представляется главной задачей.
Из выше сказанного, значимой целью экологического исследования мне представляется развитие экологической культуры, как совокупности экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности, через воспитание любви к природе, понимание происходящих в ней процессов и их взаимосвязях.
Достижение поставленной цели нужно осуществлять через решение следующих задач экологического воспитания:
- воспитание любви к природе, через прямое общение с ней;
- формирование элементарных знаний о природе;
- организация навыков поисково-экспериментальной деятельности;
- развитие сопереживаний к бедствиям природы, потребности бороться за её сохранение.
Большое внимание, следует предавать формированию экологически - грамотного поведения ребёнка в природе. Вопрос этот недостаточно разрешен, так как родителями чаще всего предлагаются образцы поведения в окружающей среде запретительного характера и преимущественно в готовом виде: “не рви!”, “не шуми!”, “не вреди!”, “не ломай!”, “не топчи!” “Правила поведения” чаще всего носят не действенный характер и нередко выполняются только под контролем взрослых.
Ребенок должен не только знать правила поведения, но, прежде всего, понимать необходимость их выполнения: он будет тихо и спокойно идти по лесу, если поймёт, что шум беспокоит и пугает лесных обитателей, и сам он не увидит и не услышит ничего интересного, потому что всё живое спрячется: убегут звери, улетят птицы, затаятся насекомые.
Образовательные программы, созданные за рубежом и в России, имеют свои особенности, обусловленные различиями в менталитете.
За последнее время были созданы программы двух типов - комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития. Очень много программ прошли экспертизу Министерства образования РФ и получили его одобрение. К таким комплексным программам относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад - дом радости». Министерством одобрен и ряд парциальных экологических программ: «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом – природа, «Паутинка», «Юный эколог» [3]. Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в фундаменте которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных, художественных способностей ребенка.
Экологическое воспитание дошкольников - это, прежде всего, необходимость использования экологического подхода при ознакомлении детей с природой. При таком подходе, педагогический процесс опирается на основную идею экологии, а также принятые понятия.
В дошкольном детстве преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь сознательно отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе.
Характерной чертой методики экологического исследования дошкольников являются прямой контакт ребенка с объектами природы. «Живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача - расширить и дополнить те впечатления, которые дошкольник получает от непосредственного контакта с объектами природы. Рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т.е. условиях, полностью соответствующих потребностям сложившейся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования.
Экологическая среда в детском саду - это, прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей. Важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы - его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых ребенок хорошо себя чувствует и развивается [28].
В дошкольном учреждении могут быть любые животные и растения, если они отвечают следующим требованиям:
- безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие растения, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные);
- неприхотливы с точки, зрения содержания и ухода (в детском саду главное внимание уделяется ребенку, растения и животные - это «предметная» среда их жизни, которая помогает воспитывать). Важным фактором в развитии практических навыков экологически осознанного поведения является поведение взрослых: в первую очередь педагогов и родителей.
Когда ребенок видит, как взрослый с любовью ухаживают за растениями и животными, как продуманно ведут себя в природе, он фиксирует формы их поведения, включает эти сведения в структуру личности и сохраняет на всю жизнь в качестве исходной базы данных. Экологическое исследование и воспитание должно проходить ненавязчиво, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью детей и взрослых.
1.2 Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ детей 4-5 лет
Экологическое воспитание дошкольников – это познание ребенком всего живого. Воспитание грамотного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами имеет важное значение в дошкольный период развития.
Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли [46].
К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Ознакомления дошкольников с природой получили развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О.Иогансон, А.А.Быстров, Р.М. Басс, А.М.Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой.
Экологическое воспитание требует перевода к новой системе экологических и традиционных ценностей, к системе взглядов, которая строится на основе био- (эко-)центризма [58]. С позиции биоцентризма (экоцентризма) живые организмы не могут быть хорошими или плохими, полезными или вредны. Несомненно, элементарные знания о лекарственных, ядовитых, съедобных растениях, грибах необходимы детям, однако не эти сведения должны составлять ядро экологических знаний. Дети должны получать представление о том, что в бережном отношении нуждаются все организмы без исключения, вне зависимости от степени опасности или полезности для человека. Нужно показать ребенку, что любой живой организм включен в сложную цепь природных взаимосвязей и его потеря может вызвать непредсказуемые последствия.
Чтобы повысить эффективность экологического воспитания и исследования дошкольников, используются различные формы и методы [61]:
- экологические НОД
- экологические экскурсии
- уроки доброты
- уроки мышления
- экологические конкурсы
- обсуждение и проигрывание ситуаций
- трудовой десант
- коллекционирование
- экологические праздники
- экологические игры
- экологические сказки
- инсценировки.
-эксперементирование
Экологические игры бывают:
- ролевые;
- дидактические;
- имитационные;
- соревновательные;
- игры-путешествия.
Ролевые игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например игра «Строительство моего поселка».
Цель игры: формирование представления о том, что строительство может осуществляться только при условии соблюдения экологических норм и правил.
Соревновательные игры стимулируют активность участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, КВН, «Экологическая викторина», «Поле чудес» и т.д.
Обширно в практике применяются игры-путешествия («туристический поход», «экскурсия на выставку цветов», «путешествие к Северному полюсу или в Африку» и др.).
Дидактическая игра формирует экологическое сознание и исследования у детей дошкольного возраста. Например: «Кто где живет?», «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом?» (об экосистемах); «Живое-неживое», «Птицы-рыбы-звери», «Что сначала, что потом?» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и т.д.
В экологических играх целесообразно применять наглядный эстетически оформленный материал, создавать занимательные игровые моменты, действия, занимать детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочных героев. [62].
Воспитатель выбирает те виды игр, которые соответствуют возрастным особенностям ребенка. Критерии выбора - программа, по которой он работает, возможности дошкольного учреждения, уровень подготовленности воспитанников.
В экологическом воспитании целесообразно использовать игры нового типа, которые, с одной стороны, моделируют само творчество ребенка, а с другой, - обеспечивают условия для совершенствования его интеллекта. Это - игры-ребусы. В таких играх развивается интеллект ребенка, его память, мышление, внимание, умение искать зависимости и закономерности, которые существуют в природе скрыто и реально, умение классифицировать и моделировать материал, комбинировать его, прогнозируя результаты.
Существует много разных видов деятельности, которые помогают формировать экологические знания и которые являются обязательным компонентом в воспитании экологической культуры. Это - путешествия, экскурсии на природу; изобразительная, музыкальная, театральная деятельность; решение социально-моральных задач, проблемных вопросов; чтение художественной литературы, ознакомление с народными природоведческими традициями, то есть с опытом сохранения, приумножения и использования природных богатств, который передавал из поколения в поколение русский народ. Это освещение в народном творчестве: загадках, пословицах, поговорках, легендах, играх.
Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы.
В программе «Детство», созданной в Санкт-Петербурге коллективом преподавателей педагогического университета, раздел «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает знакомство детей с самыми разными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ. Программный материал (для каждого возраста) включает четыре блока: первый - сведения о растениях, животных как представителях живой природы; дети познают особенности внешнего строения и жизненных функций организма (питание, дыхание и пр.), перед ними раскрываются связи живых существ со средой обитания, их неповторимость. Второй раскрывает перед детьми механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания; дети подробно знакомятся со свойствами различных сред, у них формируется представление о группах животных, проживающих в однородной среде. Третий блок знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных; дети получают представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса. Четвертый блок - знания экосистемного характера; дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе и взаимозависимостью. Дети узнают также, что человек может по-разному воздействовать на сообщества живых организмов - может их разрушать, а может поддерживать [57].
Комплексная программа «Детство», вне всякого сомнения, является серьезным проводником в жизнь экологического воспитания дошкольников - в ней представлены биоцентрическая позиция авторов, экологическая содержательность и системный подход к вопросу. Дошкольники при реализации этой программы обретают начальное, но очень обстоятельное видение и понимание икономерных экологических явлений, взаимосвязей в природе, в них вырабатываются различные практические и умственные навыки взаимодействия с живыми объектами, развивается отношение к природе - познавательное, эстетическое, бережное и гуманное. К поступлению в школу они имеют обобщенное представление о том, что человек может жить только в природной среде, поэтому ее надо беречь.
«Истоки» - это еще одна комплексная программа, созданная психолого-педагогическим коллективом исследователей Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца. Авторы рассматривают ее как базисную программу, нацеленную на разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных (в том числе творческих) способностей в соответствии с уровнем возрастных возможностей, и требованиями современного общества. В основу программы положена концепция психологического возраста как этапа в развитии человеческой личности, характеризующегося особыми отношениями ребенка со взрослым; определенной иерархией видов деятельности; психологическими достижениями ребенка, которые являются свидетельством развития его психики, сознания и личности. Авторы выделяют два психологических возраста в дошкольном периоде: 3 - 5 лет - младший и 5 -7 лет - старший. В каждом из возрастов имеется главная генетическая задача развития, которая и предопределяет тип ведущей деятельности. Именно деятельность является фактором, развивающим психику, поэтому основная задача воспитания сводится к организации разных видов деятельности и развития общения ребенка со взрослым и сверстниками в каждом возрасте, что и определяет усвоение общечеловеческих ценностей [50].
Рассмотрев некоторые программы по экологическому образованию дошкольников, стоит отметить активную работу специалистов по разработке новых программ развития детей экологической направленности.