Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОЛОГИЯ

Исследование экологических представлений детей 4–5 лет

cool_lady 660 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 55 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.02.2021
Актуальность моего исследования объясняется тем, что бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экологической культуры и природоохранного сознания закладывается в дошкольном возрасте. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встаёт немаловажная задача : формирование экологической культуры и природоохранного сознания подрастающего поколения. К сожалению, современные педагоги не всегда понимают важность экологического воспитания, и если даже понимают, то не всегда используют имеющиеся возможности. Таким образом, выявлено основное противоречие, которое заключается в необходимости экологического воспитания и недостаточным использованием авторских методик по развитию экологических представлений дошкольников. Обозначенное противоречие определило проблему исследования: каковы психолого-педагогические особенности применения авторских методик по развитию и исследованию экологических представлений детей. Объект исследования - процесс развития экологических представлений дошкольников. Предмет исследования - Исследование экологических представлений детей 4–5 лет. Цель работы - теоретически обосновать и практически апробировать влияние авторских игровых методик на эффeктивность исследования экологических представлений дошкольников. Гипотеза исследования состоит в том, что исследование экологического воспитания дошкольников будет более естественным и эффективным, если будет разработан комплекс авторских игровых занятий, в которых следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности детей. Предмет, объект и цель исследования, определили постановку и решение следующих задач: - охарактеризовать современные подходы к экологическому воспитанию детей; - раскрыть особенности экологического воспитания в современном ДОУ; - подобрать и описать игровые занятия, как основную форму организации экологического воспитания - провести диагностику исследования экологических представлений дошкольников; - описать особенности исследования экологических представлений дошкольников посредствам авторских игровых методик; - проанализировать результатов исследования. Методологической основой работы является теория познания, психолого-педагогическая теория активной деятельности человека в формировании и развитии его личности. Научные аспекты теоретико-методологического обеспечения процесса экологического образования и воспитания детей рассматриваются в работах Н. М. Верзилина, С. Н. Глазачева, В. Д. Дерябо, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, П. Г. Иоганзена, Д. Н. Кавтарадзе, И. С. Матрусова, A.A. Мамонтовой, И. Н. Пономаревой, H.A. Рыжовой, И. Т. Суравегиной, B.А. Левина. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений применялся метод теоретического анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы. Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач использовалась совокупность методов. Общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Эмпирические методы: наблюдение, тестирование, методы количественной и качественной обработки результатов исследования. Научная новизна исследования состоит в углубленном изучении и раскрытии возможности формирования экологических представлений посредствам авторских игровых методик. Теоретическая значимость исследования. На основе проведенного научно-практического исследования установлено эффективное влияние авторских игровых методик на развитие экологических представлений дошкольников. Практическая значимость исследования. Разработаны разные тестовые задания, упражнения, игры, направленные на развитие, исследование экологических представлений, которые могут быть использованы воспитателем непосредственно в практической работе, студентами во время педагогической практики, родителями при подготовке ребенка к обучению в школе. База исследования. Эксперимент проводился на базе МКДОУ « Сохновский детский сад» Красноярский край, Назаровский район, п. Сохновка и МКДОУ « Дороховский детский сад», Красноярский край, Назаровский район, с. Дорохово. Были исследованы 2 группы - экспериментальная и контрольная, каждая по 10 человек. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы . Работа содержит 6 таблиц.
Введение

Детство, по мнению педагогов и психологов, является сложным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребенка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. В этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано. Проблема формирования экологической культуры в России, занимает важное место в педагогике и требует всестороннего рассмотрения и абсолютного изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне практической работы с детьми. Феномен экологической культуры рассматривают Н.Н. Вересов, Л.И. Грехова, Н.С. Дежникова, А.П. Сидельковский, И.Т. Суравегина и другие исследователи. Я.И. Габаев, А.Н. Захлебный, И.Д.Зверев, Б.Г. Иоганзен, Е.Е. Письменная, И.Т. Суравегина и другие разработали принципы экологического образования. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде: земле, воде, флоре, фауне. Научить детей любить и беречь природу, бережно применять природные богатства - главные задачи экологического воспитания. Экологическое воспитание дошкольников воспитывает ответственность за сохранение природы, воспитывает чувство прекрасного, способность видеть природную красоту, дает понимание тесной взаимосвязи всего живого на планете. Направляет детскую активность в положительное русло и расширяет кругозор.
Содержание

Введение…………………………………………………………………...3 Глава I. Теоретическое обоснование развития экологических представлений дошкольников…………………………………….......7 1.1 Современные подходы к экологическому воспитанию детей…….7 1.2 Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ детей 4-5 лет 1.3 Игровые занятия как основная форма организации экологического исследования детей 4-5 лет……………………………………………15 Глава II Опытно – экспериментальное исследование развития экологических представлений дошкольников………………….21 2.1 Диагностика развития экологических представлений дошкольников 4-5 лет…………………………………………………21 2.2 Формирование развития экологических представлений дошкольников посредством авторских игровых методик………….31 2.3 Анализ результатов исследования детей 4-5 лет……………..…39 Заключение……………………………………………………………48 Список используемой литературы…………………………………..50
Список литературы

1. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» 2012. 2. Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения» 2012. 3. Алексеев, С.В. К вопросу об учебно-методическом обеспечении экологического образования / С.В. Алексеев // Методист, 2012. - №2. - С.28. 4. Азбука экологического воспитания // Дошкольное воспитание, 2013. - № 5. 5. Акимова, Т.А. Экология: Учебник / Т.А.Акимова. - М.: Академия, 2007. - 453 с. 6. Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников / Н.К. Андриенко // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 1. - С.10-12. 7. Ашиков, В.И. Семицветик. Программа и руководство по культурно - экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста / В.И. Ашиков, С.Г.Ашикова. - М., 2009. 8. Ашиков, В. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников / В.Ашиков // Дошкольное воспитание, 2008. - № 2. - С. 34. 9. Берестнева, Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ / Н.П. Берестнева // Ребенок в детском саду, - 2014. - № 1. - С.48-52. 10. Букин, А.П. В дружбе с людьми и природой / А.П. Букин. - М.: Просвещение, 2010. 11. Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу / А.И. Васильева. - Минск, 2013. - 297с. 12. Виноградова, М.Р. Воспитание положительного отношения к природе / М.Р. Виноградова // Дошкольное воспитание. - 2012. - №5. - С. 45- 69. 13. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н.Ф. Виноградова. - М.: Просвещение, 2011. 14. Вересов, Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников / Н. Вересов // Дошкольное воспитание, 2008. -№ 3. - С. 22-23. 15. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А. Веретенникова. - М.: Просвещение, 2011. 16. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников / Т.В. Волостникова // Дошкольная педагогика, - 2013. - № 6.- С. 16-20. 17. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников / О.А. Воронкевич // Дошкольная педагогика, 2014. - № 3. - С. 23-27. 18. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников / Г.А. Горбунова // Дошкольная педагогика, 2011. - № 6. - С. 10-16. 19. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г.Горькова. - М.: ВАКО, 2012. - 240 с. 20. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д.Дерябо, В.П.Ясвин. - Ростов на Дону.: Феникс, 2013. 21. Дмитриев, Ю.Д. Большая книга леса / Ю.Д. Дмитриев. - М. Детская литература, 2011. 22. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов / Л.И.Егоренков. - М.: АРКТИ, 2011. - 128с. 23. Зенина, Т. Экологические акции в работе с дошкольниками / Т.Зенина // Дошкольное воспитание, 2012 . - № 7.- С. 18. 24. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детсада. - М.: Просвещение, 2009. 25. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: - 8-е изд., стер. / С.А. Козлова - М.: Академия, 2010. 26. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! / Л.В. Ковинько. - М.: Линка-Пресс, 2014. - 72с. 27. Коробкин, В.И. Экология / В.И.Коробкин, Л.В.Передальский. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2011. - С.545-549. 28. Кузнецова, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей / Л.В.Кузнецова // Дошкольная педагогика, 2009. - № 6. - С. 54-57. 29. Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников / Г.Н. Казаручик // Ребенок в детском саду, 2013. - № 2. - С. 38-41. 30. Константинова, Т.В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ / Т.В. Константинова // Начальная школа: плюс до и после, 2012. - № 1. - С.46-48. 31. Лаврентьева, Н.Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.: Учеб.-метод. Пособие / Н.Г. Лаврентьева. - Чита, Изд-во ЗабГПУ, 2008. 32. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. 33. Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2012. - 240с. 34. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми, в 2-х частях / Л.П. Молодова. - Минск: Аскар, 2014. 35. «Мы», программа экологического образования детей. - СПб: Детство - Пресс, 2011. 36. Мазурина, А.Ф. Наблюдения и труд детей в природе / А.Ф.Мазурина. - М., 2010. 37. Макаровская, М.М. Уголок природы в детском саду/ М.М.Макаровская. - М., 2009. 38. Николаева, С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей / С.Н. Николаева. - М.: Новая школа, 2013. 39. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 2009. 40. Николаева, С.Н. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» / С.Н. Николаева. - М., 2011. 41. Николаева, С.Н. Как приобщать ребенка к природе. Методические материалы для работы с родителями учреждений / С.Н. Николаева. - М., 2014. 42. Николаева, С.Н. Юный эколог / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика синтез, 2014. 43. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 2012. -336с. 44. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 96с. 45. Николаева, С.Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание, 2009. - № 4. - С. 42-46. 46. Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание, 2014. - № 4. - С.14-20. 47. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания / Л. Павлова // Дошкольное воспитание, 2011. - № 10. - С. 40. 48. Попова, Т.И. «Мир вокруг нас», материалы комплексной программы культурно-экологического воспитания детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста / Т.И. Попова. - М.: Педагогика, 2012. -№ 7. 49. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.:Школа-Пресс,2011. - 512с. 50. Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.: Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 128с. 51. Рыжова, Н.А. О проекте «Стратегии экологического образования в Российской Федерации» / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание, 2011. - № 6. - С.18. 52. Рыжова, Н.А. «Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание, 2010. - № 9. - С. 40. 53. Рыжова, Н.А. Экологический паспорт дошкольного учреждения / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание, 2010. - № 2. - С. 30. 54. Станция юных натуралистов «Экологические проблемы глобального и регионального уровней». - Смоленск, 2011. 55. Саморукова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А. Саморукова. - М., 2008. 56. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т.А. Серебрякова. - М.: Академия, 2012. - 208с. 57. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с. 58. Степанченко, Ю.В. Новые горизонты экологического образования: биосферно-центрический подход / Ю.В. Степанченко // Стандарты и мониторинг в образовании, 2013. - №3. - С. 12. 59. Федотова, А.М. Экологическое воспитание дошкольников: учеб. пособие для пед.училищ / А.М. Федотова. - М.: Просвещение, 2011. 60. Харитонов, Н.П. Основы проведения школьниками исследовательских работ // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник / Н.П. Харитонов. - М.: Народное образование, 2011. 61. Хусаинов, З.А. Основы формирования экологической культуры учащихся / З.А. Хусаинов // Инновации в образовании, 2013. -№2. - С.66. 62. Чебан, М.И. Экологические игры / М.И. Чебан // Ребенок в детском саду, 2008. - № 6. - С.50-54. 63. Штильмарк, Ф.Р. Историография российских заповедников (1895-1995) / Ф.Р. Штильмарк. - М.: ТОО «Логата», 1996. - 340с. 64. Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - М.: Всемирный фонд дикой природы, 2010. -104с. 65. Экологическое образование школьников / под ред. И.Д. Зверева, Т.И. Суравегиной. - М.,2011. 66. Яницкий, О.Н. Экологическая культура: очерки взаимодействия науки и практики / О.Н. Яницкий. - Москва: Наука, 2007. - 271 с. 67. Родителям об экологическом воспитании детей // el-mikheeva.ru URL: http://el-mikheeva.ru/tvorchestvo-nashih-vospitateley/roditelam/roditelyam-ob-ekologicheskoy-subkult (дата обращения: 10.10.2014). 68. Экологические игры Сборник российского и зарубежного опыта в области "игровой экологии" // ecosystema.ru URL: http://www.ecosystema.ru/03programs/igr/index.htm (дата обращения: 15.09.2014). 69. Проблемы и перспективы экологического образования в детском саду и начальной школе. // priroda.ru URL: http://www.priroda.ru/lib/section.php?SECTION_ID=205 (дата обращения: 22.11.2014). 70. Документация: «Экологическая среда ДОУ в рамках ФГТ как условие художественно - эстетического развития» // uchportal.ru URL: http://www.uchportal.ru/load/176 (дата обращения: 21.09.2014).
Отрывок из работы

Глава I. Теоретическое обоснование развития экологических представлений дошкольников 1.1 Выбирая приоритетное направление в работе с дошкольниками, я решила остановиться на проблеме экологического воспитания дошкольников. Этот выбор не случаен. В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и исследованием, в какой бы сфере ты не специализировался. На сегодняшний день, у детей, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, что на мой взгляд, обуславливается низкой степенью экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. На сегодняшний день, когда состояние окружающей среды ухудшилось и ситуация носит критический характер, необходимо предпринимать все возможные меры, чтобы каждый человек осознал свою связь с природой и понемал необходимость ее сохранения для будущих поколений. Дошкольный возраст характеризуется насыщенностью развития эмоционально-ценностного взаимоотношения к окружающему миру. В связи с этим, экологическое воспитание детей - дошкольников заслуживает важнейший смысл, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является неотъемлемой частью духовной культуры человека. Мне, как воспитателю дошкольного учреждения, развитие у детей экологической культуры представляется главной задачей. Из выше сказанного, значимой целью экологического исследования мне представляется развитие экологической культуры, как совокупности экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности, через воспитание любви к природе, понимание происходящих в ней процессов и их взаимосвязях. Достижение поставленной цели нужно осуществлять через решение следующих задач экологического воспитания: - воспитание любви к природе, через прямое общение с ней; - формирование элементарных знаний о природе; - организация навыков поисково-экспериментальной деятельности; - развитие сопереживаний к бедствиям природы, потребности бороться за её сохранение. Большое внимание, следует предавать формированию экологически - грамотного поведения ребёнка в природе. Вопрос этот недостаточно разрешен, так как родителями чаще всего предлагаются образцы поведения в окружающей среде запретительного характера и преимущественно в готовом виде: “не рви!”, “не шуми!”, “не вреди!”, “не ломай!”, “не топчи!” “Правила поведения” чаще всего носят не действенный характер и нередко выполняются только под контролем взрослых. Ребенок должен не только знать правила поведения, но, прежде всего, понимать необходимость их выполнения: он будет тихо и спокойно идти по лесу, если поймёт, что шум беспокоит и пугает лесных обитателей, и сам он не увидит и не услышит ничего интересного, потому что всё живое спрячется: убегут звери, улетят птицы, затаятся насекомые. Образовательные программы, созданные за рубежом и в России, имеют свои особенности, обусловленные различиями в менталитете. За последнее время были созданы программы двух типов - комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития. Очень много программ прошли экспертизу Министерства образования РФ и получили его одобрение. К таким комплексным программам относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад - дом радости». Министерством одобрен и ряд парциальных экологических программ: «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом – природа, «Паутинка», «Юный эколог» [3]. Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в фундаменте которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных, художественных способностей ребенка. Экологическое воспитание дошкольников - это, прежде всего, необходимость использования экологического подхода при ознакомлении детей с природой. При таком подходе, педагогический процесс опирается на основную идею экологии, а также принятые понятия. В дошкольном детстве преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь сознательно отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе. Характерной чертой методики экологического исследования дошкольников являются прямой контакт ребенка с объектами природы. «Живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача - расширить и дополнить те впечатления, которые дошкольник получает от непосредственного контакта с объектами природы. Рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т.е. условиях, полностью соответствующих потребностям сложившейся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования. Экологическая среда в детском саду - это, прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей. Важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы - его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых ребенок хорошо себя чувствует и развивается [28]. В дошкольном учреждении могут быть любые животные и растения, если они отвечают следующим требованиям: - безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие растения, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные); - неприхотливы с точки, зрения содержания и ухода (в детском саду главное внимание уделяется ребенку, растения и животные - это «предметная» среда их жизни, которая помогает воспитывать). Важным фактором в развитии практических навыков экологически осознанного поведения является поведение взрослых: в первую очередь педагогов и родителей. Когда ребенок видит, как взрослый с любовью ухаживают за растениями и животными, как продуманно ведут себя в природе, он фиксирует формы их поведения, включает эти сведения в структуру личности и сохраняет на всю жизнь в качестве исходной базы данных. Экологическое исследование и воспитание должно проходить ненавязчиво, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью детей и взрослых. 1.2 Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ детей 4-5 лет Экологическое воспитание дошкольников – это познание ребенком всего живого. Воспитание грамотного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами имеет важное значение в дошкольный период развития. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли [46]. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Ознакомления дошкольников с природой получили развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О.Иогансон, А.А.Быстров, Р.М. Басс, А.М.Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой. Экологическое воспитание требует перевода к новой системе экологических и традиционных ценностей, к системе взглядов, которая строится на основе био- (эко-)центризма [58]. С позиции биоцентризма (экоцентризма) живые организмы не могут быть хорошими или плохими, полезными или вредны. Несомненно, элементарные знания о лекарственных, ядовитых, съедобных растениях, грибах необходимы детям, однако не эти сведения должны составлять ядро экологических знаний. Дети должны получать представление о том, что в бережном отношении нуждаются все организмы без исключения, вне зависимости от степени опасности или полезности для человека. Нужно показать ребенку, что любой живой организм включен в сложную цепь природных взаимосвязей и его потеря может вызвать непредсказуемые последствия. Чтобы повысить эффективность экологического воспитания и исследования дошкольников, используются различные формы и методы [61]: - экологические НОД - экологические экскурсии - уроки доброты - уроки мышления - экологические конкурсы - обсуждение и проигрывание ситуаций - трудовой десант - коллекционирование - экологические праздники - экологические игры - экологические сказки - инсценировки. -эксперементирование Экологические игры бывают: - ролевые; - дидактические; - имитационные; - соревновательные; - игры-путешествия. Ролевые игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например игра «Строительство моего поселка». Цель игры: формирование представления о том, что строительство может осуществляться только при условии соблюдения экологических норм и правил. Соревновательные игры стимулируют активность участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, КВН, «Экологическая викторина», «Поле чудес» и т.д. Обширно в практике применяются игры-путешествия («туристический поход», «экскурсия на выставку цветов», «путешествие к Северному полюсу или в Африку» и др.). Дидактическая игра формирует экологическое сознание и исследования у детей дошкольного возраста. Например: «Кто где живет?», «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом?» (об экосистемах); «Живое-неживое», «Птицы-рыбы-звери», «Что сначала, что потом?» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и т.д. В экологических играх целесообразно применять наглядный эстетически оформленный материал, создавать занимательные игровые моменты, действия, занимать детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочных героев. [62]. Воспитатель выбирает те виды игр, которые соответствуют возрастным особенностям ребенка. Критерии выбора - программа, по которой он работает, возможности дошкольного учреждения, уровень подготовленности воспитанников. В экологическом воспитании целесообразно использовать игры нового типа, которые, с одной стороны, моделируют само творчество ребенка, а с другой, - обеспечивают условия для совершенствования его интеллекта. Это - игры-ребусы. В таких играх развивается интеллект ребенка, его память, мышление, внимание, умение искать зависимости и закономерности, которые существуют в природе скрыто и реально, умение классифицировать и моделировать материал, комбинировать его, прогнозируя результаты. Существует много разных видов деятельности, которые помогают формировать экологические знания и которые являются обязательным компонентом в воспитании экологической культуры. Это - путешествия, экскурсии на природу; изобразительная, музыкальная, театральная деятельность; решение социально-моральных задач, проблемных вопросов; чтение художественной литературы, ознакомление с народными природоведческими традициями, то есть с опытом сохранения, приумножения и использования природных богатств, который передавал из поколения в поколение русский народ. Это освещение в народном творчестве: загадках, пословицах, поговорках, легендах, играх. Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы. В программе «Детство», созданной в Санкт-Петербурге коллективом преподавателей педагогического университета, раздел «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает знакомство детей с самыми разными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ. Программный материал (для каждого возраста) включает четыре блока: первый - сведения о растениях, животных как представителях живой природы; дети познают особенности внешнего строения и жизненных функций организма (питание, дыхание и пр.), перед ними раскрываются связи живых существ со средой обитания, их неповторимость. Второй раскрывает перед детьми механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания; дети подробно знакомятся со свойствами различных сред, у них формируется представление о группах животных, проживающих в однородной среде. Третий блок знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных; дети получают представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса. Четвертый блок - знания экосистемного характера; дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе и взаимозависимостью. Дети узнают также, что человек может по-разному воздействовать на сообщества живых организмов - может их разрушать, а может поддерживать [57]. Комплексная программа «Детство», вне всякого сомнения, является серьезным проводником в жизнь экологического воспитания дошкольников - в ней представлены биоцентрическая позиция авторов, экологическая содержательность и системный подход к вопросу. Дошкольники при реализации этой программы обретают начальное, но очень обстоятельное видение и понимание икономерных экологических явлений, взаимосвязей в природе, в них вырабатываются различные практические и умственные навыки взаимодействия с живыми объектами, развивается отношение к природе - познавательное, эстетическое, бережное и гуманное. К поступлению в школу они имеют обобщенное представление о том, что человек может жить только в природной среде, поэтому ее надо беречь. «Истоки» - это еще одна комплексная программа, созданная психолого-педагогическим коллективом исследователей Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца. Авторы рассматривают ее как базисную программу, нацеленную на разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных (в том числе творческих) способностей в соответствии с уровнем возрастных возможностей, и требованиями современного общества. В основу программы положена концепция психологического возраста как этапа в развитии человеческой личности, характеризующегося особыми отношениями ребенка со взрослым; определенной иерархией видов деятельности; психологическими достижениями ребенка, которые являются свидетельством развития его психики, сознания и личности. Авторы выделяют два психологических возраста в дошкольном периоде: 3 - 5 лет - младший и 5 -7 лет - старший. В каждом из возрастов имеется главная генетическая задача развития, которая и предопределяет тип ведущей деятельности. Именно деятельность является фактором, развивающим психику, поэтому основная задача воспитания сводится к организации разных видов деятельности и развития общения ребенка со взрослым и сверстниками в каждом возрасте, что и определяет усвоение общечеловеческих ценностей [50]. Рассмотрев некоторые программы по экологическому образованию дошкольников, стоит отметить активную работу специалистов по разработке новых программ развития детей экологической направленности.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Экология, 14 страниц
200 руб.
Курсовая работа, Экология, 20 страниц
680 руб.
Курсовая работа, Экология, 25 страниц
700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg