Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения и начальной школы как условие успешной адаптации детей

cool_lady 564 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 47 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.02.2021
Цель данной работы состоит в том, чтобы определить эффективные методы и средства в работе детского сада и школы для повышения адаптации учащихся младшего школьного возраста после детского сада. Объектом исследования является проблема организации преемственности в работе детского сада и школы как условия успешной адаптации в учебной деятельности младших школьников. Предметом исследования является рассмотрение использования различных методов по адаптации младших школьников к обучению в школе. Гипотеза исследования заключается в предположении, что адаптация к обучению в школе будет более успешной, если будут выявлены и учитываться в работе эффективные формы организации работы со старшими дошкольниками. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Проанализировать понятие «адаптации» и раскрыть психолого-педагогические подходы к процессу адаптации первоклассников. 2. Изучить специфику адаптационного периода первоклассника и раскрыть основные компоненты данного периода. 3. Выявить факторы успешной адаптации детей к школьному образованию. 4. Рассмотреть основные формы работы со старшими дошкольниками. Методы исследования: теоретические (анализ педагогической, психологической, методической литературы, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования); эмпирические (педагогическое наблюдение, беседы). Практическая значимость исследования определяется возможностью использовать разработанную систему адаптационных мероприятий в практической деятельности учителей начальной школы. Исследовательские методики: анкетирование родителей, методика «Краски», проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (по Н.Г. Лускановой). Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложение.
Введение

С началом обучения ребенка в школе у него меняется социальный статус, так как появляется новая социальная роль - «ученика». Данный период считается рождением нового «Я» ребенка на определенном этапе его социализации. Следовательно, процесс изменения внешней позиции влечет за собой по факту изменение в самосознании личности ребенка, в результате чего, происходит общая переоценка ценностей. В этой связи, в психике ребенка постепенно происходит ряд изменений, которые необходимо сделать благотворными для дальнейшего благоприятного развития личности, в ходе успешной адаптации к обучению в школе. Необходимо отметить, что процесс адаптации младшего школьника весьма сложен как физически, так и психологически. Данному вопросу уделяли большое внимание такие педагоги и ученые как В.В. Давыдов, Л. П. Баданина, М.М. Безруких, И.М. Осмоловская, К.Д. Ушинский, Л.П. Уфимцева, С.Л. Рубинштейн, и ряд других исследователей, которые видели в проблематике преемственности дошкольного и школьного образования большое воспитательное и образовательное значение. Актуальность данной работы заключается в том, преемственность заложена в самой природе обучения и воспитания. Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. Исходя из особенностей и природы преемственности, создаются условия для эффективного и безболезненного перехода детей из дошкольного учреждения в начальную школу, с целью максимально эффективной адаптации ребенка на начальном этапе обучения, так как от этого зависит эффективность дальнейшей учебной деятельности.
Содержание

Введение Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы адаптации детей 1.1.Адаптация обучающихся к школе как педагогическая проблема……..5-12 1.2.Условия успешной адаптации детей к школе………………………….13-24 1.3.Роль преемственности в работе дошкольной образовательной организации и начальной школы в процессе адаптации детей………...…25-28 Выводы по главе I……………………………………………………………...29 Глава II. Реализация преемственности в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей 2.1. Изучение уровня адаптации детей к школе……………………………30-37 2.2. Система работы учителя начальных классов и воспитателя в процессе адаптации детей ……………………………………………………………...38-41 Выводы по главе II……………………………………………………………..42 Заключение Список источников и литературы Приложение
Список литературы

1. Бабаева, Т.И. У школьного порога [Текст] / Т.И. Бабаева – М., 2003. – 203 с. 2. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович – М.: Педагогика, 1968. – 214 с. 3. Буре, Р.С. Готовим детей к школе [Текст] / Р.С Буре – М., 2001. – 96 с. 4. Венгер, Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание [Текст] / Л. Венгер – 1995. – № 8. – С. 66-74. 5. Выготский, Л.С. Лекции по психологии [Текст] / Л.С Выготский – СПб.: Союз, 2006. – 144 с. 6. Георгиевский, А.Б. Некоторые философские проблемы адаптации // Философские проблемы эволюционной теории [Текст] / А.Б. Георгиевский – М., 1971. – С. 27-37. 10. Гуткин, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н.И. Гуткин – М.: Образование, 1996. – 184 с. 11. Давыдов, А.В. и др. Психологический словарь [Текст] / А.В. Давыдов – М., 2000. – 448 с. 12. Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология [Текст] / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан – М., 2003. – 464 с. 13. Дубровинская, Н.В., Фарбер, Д.А., Безруких, М.М. Психофизиология ребенка [Текст] / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких – М., 2000. – 144 с. 14. Ильина, М.Н. Подготовка к школе [Текст] / М.Н. Ильина – СПб., 2003. – 205 с. 15. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст] / Е.Е. Кравцова – М., 1991. – 145 с. 16. Ковинько, Л.В. Воспитание младшего школьника [Текст] / Л.В. Ковинько – М., 2000. – 288 с. 17. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров – М., 2001. – 176 с. 18. Коджаспирова, Г.М., Борикова, Л.В., Бостанджиева, Н.И. Педагогическая практика в начальной школе [Текст] / Г.М. Коджаспирова, Л.В. Борикова, Н.И. Бостанджиева – М., 2000. – 272 с. 19. Кумарина, Г.Ф. и др. Коррекционная педагогика в начальном образовании [Текст] / Г.Ф. Кумарина и др. – М., 2003. – 320 с. 20. Люблинская, А.А.Учителю о психологии младшего школьника [Текст] / А.А. Люблинская – М., 1977. – 224 с. 21. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина – М., 2003. – 456 с. 22. Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе [Текст] / В.С.Мухина – М., 2000. – 175 с. 23. Подласый, И.П. Педагогика.: в 2 кн. [Текст] / И.П. Подласый – М., 2003. – 256 с. 24. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст] / И.П. Подласый – М., 2002. – 464 с. 25. Соколова, Н.Г. Неврозы у детей [Текст] / Н.Г. Соколова – Ростов н/Д., 2003. – 160 с. 26. Цукерман, Г.А., Поливанова, К.Н. Введение в школьную жизнь [Текст] / Г.А.Цукерман, К.Н.Поливанова, – Томск, 1992. – 133 с. 27. Философский энциклопедический словарь – М., 2001. – 576 с. 28. Энциклопедический словарь юного биолога – М., 2002. – 352 с.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы адаптации детей 1.1. Адаптация обучающихся к школе как педагогическая проблема Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально – педагогическом, психологическом, так и физическом плане. Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Это становление, вхождение в школьную жизнь, происходит на протяжении начальной школы, и сочетание черт дошкольного детства с особенностями школьника будет характеризовать весь период младшего школьного возраста. Все дети, начинающие обучение в школе, сталкиваются с теми или иными трудностями. Адаптация - 1. Приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, направленное на сохранение гомеостаза 2. Приспособление органов чувств к особенностям воздействующих стимулов для их оптимального восприятия и предохранения рецепторов от перегрузки. Адаптация может быть психологическая, сенсорная, социальная Социальная адаптация является одним из видов адаптации, под которой понимается постоянный процесс интеграции индивида в общество, процесс активного приспособления индивида к условиям среды социальной, а также результат этого процесса[5]. В рамках социальной адаптации может быть выделена адаптация ребенка к школе, потому что под школьной адаптацией понимается сложный процесс приспособления ребенка к школе и школы к ребенку. Приступая к какой-то деятельности, человек адаптируется к новым условиям, постепенно привыкает к ним. В этом ему помогает накопленный опыт, который с возрастом расширяется и обогащается. Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению[27]. При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельности ребенка; ведущей становится учебная деятельность. В элементарных формах учебная деятельность осуществлялась и дошкольником, но для него она носила второстепенный характер, т.к ведущей выступала игра; мотивы учебной деятельности дошкольника также были преимущественно игровыми. Режим школьных занятий требует гораздо более высокого, чем в дошкольном детстве, уровня произвольности поведения. Необходимость налаживать и поддерживать взаимоотношения с педагогами и сверстниками в ходе совместной деятельности требует развитых навыков общения. Особую важность приобретает готовность к школьному обучению, которая должна быть сформирована у старших дошкольников. Дети, имеющие достаточный опыт общения, с развитой речью, сформированными познавательными мотивами и умением произвольно-волевой регуляции поведения, легко адаптируются к школьным условиям. Часто в более выигрышных условиях оказываются дети, посещавшие детский сад, поскольку там элементы готовности к школьному обучению целенаправленно формируются педагогическим воздействием. Дети, не посещавшие дошкольные учреждения, пользовались более пристальным и индивидуализированным вниманием родителей. Они, как правило, обладают определенными преимуществами в познавательной сфере, но часто не имеют достаточного опыта взаимоотношений и вообще стоят на эгоцентрической личностной позиции. Затруднения, возникающие вследствие недостаточной готовности к школе, могут быть причиной дезадаптации ребенка. Неспособность к адекватному поведению и неудачи в учебной деятельности, закрепляясь, способствуют возникновению так называемых школьных неврозов. В большинстве работ констатируется, что слабоуспевающих учащихся характеризуют следующие личностные свойства: неспособность к обобщению, слабая осознанность мыслительной деятельности; инертность, косность, пассивность, подражательность ума, явное несоответствие между уровнем интуитивно-практического и словесно-логического мышления. Готовность ребенка к школе определяется уровнем развития личности в интеллектуальном, мотивационном, коммуникационном и физическом отношениях. Современная наука выработала критерии готовности к школе, исходя из уровня интеллектуальной подготовки (А.В. Запорожец и др.), развития речи (Л.Е. Журова, В.И. Логинова, Ф.А. Сохин и др.), математического развития (А.М. Леушина и др.), нравственно-волевого воспитания (Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева и др.), воспитания готовности к позиции школьника (И.А. Домашенко, В.А. Гелло, И.В. Имедадзе, М.И. Лисина и др). Кроме того, изучаются взаимоотношения различных компонентов готовности (Н.И. Гуткина, А.К. Маркова, Л.М. Цеханская); рассматривается соотношение понятий «школьная зрелость» и «готовность к школе», а также вопросы преемственности дошкольного и школьного воспитания и образования (Н.Ф. Алиева, С.В. Гаврилова, Ю.Ф. Змановский, А.А. Люблинская) [1]. Известны многочисленные публикации, посвященные изучению трудностей школьной адаптации, ее критериев, уровней, этапов. Особо отметим понятие «дезадаптация», которое занимает важное место в педагогической литературе и практике. Это понятие тесно связано со слабой успеваемостью, а причины их часто совпадают. В свою очередь, дезадаптация сама во многих случаях является причиной слабой успеваемости (Э.М. Александровская, Н.П. Вайзман, Е.В. Новикова и др.). Дезадаптация – это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психологической адаптации в связи с какими – либо патологическими факторами [10]. Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Период адаптации к школе является очень сложным для первоклассников. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями, они вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать. Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза. Некоторые дети к середине дня оказываются уже переутомленными, т.к. школа для них является стрессогенным фактором, уже дорога в школу для многих требует повышенного внимания, напряжения. На протяжении дня у них не бывает возможности полного расслабления, как физического, так и умственного, эмоционального. Некоторые дети невеселы уже по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются головные боли и боли в области живота: страх, тревога перед предстоящей работой в классе, из-за расставания с домом, родителями столь велик, что ребенок в некоторые дни не может идти в школу[3]. А.Л. Венгер описывает три уровня адаптации к школьному обучению: 1. Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе; требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и полно; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение. 2. Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками. 3. Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников [6]. Какие же причины лежат в основе школьной дезадаптации? Одной из главных причин многие исследователи называют несоответствие функциональных возможностей детей требованиям, предъявляемым существующей системой обучения, иначе говоря, отсутствие «школьной зрелости». В числе других причин можно назвать недостаточный уровень интеллектуального развития ребенка, его социальную незрелость, неумение общаться с окружающими, неудовлетворительное состояние здоровья. Все это – комплекс внутренних причин, так называемые «проблемы ребенка». Однако существуют и внешние причины школьной дезадаптации – «проблемы учителя»: несоответствующие возможностям ребенка содержание обучения и методика преподавания, сама личность учителя, стиль его отношений с детьми и родителями и т.п. Чаще всего эти факторы существуют взаимосвязано, вытекают один из другого, а в целом приводят к вполне определенным трудностям обучения Все многообразие школьных трудностей можно условно разделить на два типа (М.М. Безруких): -специфические, имеющие в основе те или иные нарушения моторики, зрительно-моторной координации, зрительного и пространственного восприятия, речевого развития и т.п.; -неспецифические, вызванные общей ослабленностью организма, низкой и неустойчивой –работоспособностью, повышенной утомляемостью, низким индивидуальным темпом деятельности. В результате социально-психологической дезадаптации можно ожидать у ребенка проявления всего комплекса неспецифических трудностей, связанных, прежде всего с нарушениями в деятельности. На уроке такой ученик отличается неорганизованностью, повышенной отвлекаемостью, пассивностью, замедленным темпом деятельности. Он не способен понять задание, осмыслить его целиком и работать сосредоточенно, без отвлечений и дополнительных напоминаний, он не умеет работать обдуманно, по плану. Письмо такого ученика выделяется неустойчивым почерком. Неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы, тремор – вот его характерные черты. Ошибки выражаются в недописывании букв, слогов, случайных заменах и пропусках букв, неиспользовании правил. Вызваны они несоответствием темпов деятельности ребенка и всего класса, отсутствием концентрации внимания. Эти же причины определяют и характерные трудности чтения: пропуски слов, букв (невнимательное чтение), угадывание, возвратные движения глаз («спотыкающийся» ритм), быстрый темп чтения, но плохое восприятие прочитанного (механическое чтение), медленный темп чтения [18]. При обучении математике трудности выражаются в неустойчивом почерке (цифры неровные, растянутые), фрагментарном восприятии задания, трудностях переключения с одной операции на другую, трудностях переноса вербальной инструкции в конкретное действие. Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит учителю. Ему необходимо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребенку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками. Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей и школьного психолога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения. На основании изученной литературы по теме исследования можно сделать следующий вывод: для достижения эффективности в обучении детей 6 – 7 лет необходимо формировать положительное, эмоциональное отношение к занятиям. Руководство деятельности детей первого года обучения в школе следует осуществлять, широко используя (особенно в первом полугодии) методы дошкольного воспитания, с частичным применением школьных методов. Необходимо соблюдать преемственность дошкольных и школьных методов работы при формировании коллектива детей первых классов и организации их межличностного общения, организовывать деятельность младших школьников, т.к. это положительно складывается на психологической адаптации детей к новым условиям, формировать способность к ролевому и личностному общению. Необходимо учитывать индивидуальные возрастные особенности, которые проявляются в уровне обучаемости в темпе усвоения знаний, отношений к интеллектуальной деятельности и др., т.к. они могут привести к дезадаптации. Поступление в школу не готового к обучению ребёнка отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии, здоровье и успеваемости. Это приводит к отрицательному отношению к школьному обучению и трудностям в дальнейшем воспитанию. Профилактика и коррекция недостаточно развитых предпосылок к систематическому обучению приводит к достижению требуемого уровня готовности к школе, обеспечивает успешность дальнейшего школьного обучения.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 28 страниц
200 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 26 страниц
200 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 13 страниц
200 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 32 страницы
300 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 30 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg