1. Методы получения и обработки маркетинговой информации.
Для проведения маркетинговых исследований чаще всего используют информацию, полученную на основе различных данных: первичных или вторичных.
Данные первичные получаются в ходе специально проводимых для решения определенной маркетинговой проблемы так называемых «полевых» маркетинговых изучений; сбор этих данных осуществляется с помощьюопросов, экспериментальных исследований, наблюдений, выполняемых обычно над частью выборки - общей совокупности исследуемых объектов.
Под вторичными данными, используемыми при рассмотрении так называемых кабинетных маркетинговых исследований, понимаются такие данные, которые были собраны ранее различных источников - и внутренних, и внешних - для определенных целей, отличных от общих заданных целей маркетингового исследования. Таким образом, вторичные данные по своей сути не являются результатом проведения каких бы то ни было целенаправленных и специальных маркетинговых исследований.
По отношению к компании различают внешние и внутренние источники для проведения вторичных исследований.
Внутренними источниками информации могут выступать:данные о маркетинговых затратах (по продвижению, рекламе, сбыту, коммуникациям, и, собственно, самому продукту), маркетинговая статистика (объем сбыта, импорт, характеристика товарооборота, объем распродаж, экспорт, различные рекламации), другие данные (прайс-листы на сырье и материалы, характеристика системы складирования, информацияо производительности установок, оборудования, и др.).
Внешними источникамиинформации, как правило, выступают:
- различные публикации международных, национальных и прочих официальных организаций;
- книги, сообщения в журналах и газетах;
- публикации министерств, муниципальных комитетов и прочих государственных органов;
- отчеты и издания отраслевых фирм и совместных предприятий;
- публикации торгово-промышленных палат и объединений;
- ежегодники статистической информации;
- публикации проектных институтов, учебных, научно-исследовательских и других общественно-научных организаций, данные с проведенных конференций, симпозиумов, конгрессов.