Глава 1. Теоретические основы изучения психологических особенностейаутоагрессивного поведения в подростковом возрасте с учётом социально-демографических характеристик подростков
1.1. Основные концептуальные подходы исследованию понятия «аутоагрессивное поведение». Виды аутоагрессивного поведения
В психологии можно выделить несколько подходов к исследованию причин, которые побуждают человека к саморазрушающего поведения. В центре психоаналитического подхода основным в контексте указанной темы является положение о результате сложного взаимодействия инстинкта смерти с инстинктом, который направлен на сохранение и приумножение вида, а также существование непрерывного напряжения между ними.
Типичным представителем этого направления является 3. Фрейд, который своими работами положил начало изучению агрессивных тенденций человека как одной из центральных проблем исследования человеческой психики. 3. Фрейд выдвинул гипотезу, что причиной аутоагрессивного поведения у человека является негативное отношение ее к внешнему миру, недостатки которого (и в частности, других людей) вызывают агрессивные реакции, и в дальнейшем, под давлением «Супер-Эго», меняют свое направление с внешнего на внутренний.
Согласно взглядам ученого, инстинкт смерти направляется внешне лишь с целью сохранить субъект от уничтожения, чему способствуют развитые механизмы психологической защиты. Из гипотезы о влечении к смерти следуют выводы, что агрессия постоянно существует в организме в виде импульса, существование которого обусловлено самой природой человеческого существования.
Примерами событий, которые способствуют срыву механизмов психологической защиты, могут служить: утрата объекта любви; символическая или прямая психологическая травма; необыкновенной силы аффект ярости, вины, тревоги или их сочетания; чрезмерное расщепление Эго и противопоставления одной части другой; аутодесструктивный план, который основан на идентификации с человеком, что обнаружила аутодесструкгивное поведение.[2, с.98 ]
При этом существует много специфических условий, которые способствуют самодеструкции: дисгармоничная структура «Эго», которая расщепляется в условиях даже слабого стресса; тенденции к фиксации либидо на Эдиповой стадии; болезнь «Супер-Эго», которая вызвана жестокостью, пожеланиями смерти со стороны родителей, их смертью; привязанность либидо к смерти, любимым людям, которые умерли; фантазии о своей смерти; эротические фантазии, которые символизируют желание смерти; хроническая модель саморазрушения.
Последователь психоанализа, американский ученый К. Меннингер, развивая представления 3. Фрейда о аутоагрессии, соглашался с ученым, что в жизни человека существует непрерывная война между инстинктами самосохранения и саморазрушения. Он провозгласил любое поведение, вредное или опасное для жизни, проявлением инстинкта смерти и обнаружил три компоненты аутоагрессивного (суицидального) поведения:
- агрессия, желание убить: инфантильные личности, суициденты, реагируют со злобой на преграды, стоящие на пути реализации их желаний;
- вина, обращение агрессии на себя (желание быть убитым): в связи с нарушением моральных норм, от угрызений совести, человек видит искупление в прекращении жизни;
- желание умереть: является распространенным среди людей, склонных подвергать свою жизнь необоснованному риску, а также среди больных, считающих смерть единственным выходом при телесных и душевных страданиях.
К. Юнг возражал против концепции 3. Фрейда о существовании двух основных инстинктов: Эроса и Танатоса. Он также не согласился с мнением о том, что целью Эроса является создание возможно большего числа связей и сохранение их, а целью Танатоса - их разрыв и, таким образом, уничтожение.
К. Юнг, касаясь проблемы саморазрушающего поведения, указывал на бессознательное стремление человека к духовному перерождению. Это стремление обусловлено актуализацией коллективного бессознательного, которое приобретает различные формы: метапсихоз, перевоплощение, возрождение, переносного возрождения путем трансформации.
Самый древний тип возрождения несет в себе образ о вознаграждении, которое ожидает человека, находящегося в условиях невыносимого существования, и связан с другим древним типом Матери, который тянет к метафорическому возвращению в лоно матери, что дает ощущение безопасности.
На этой стадии у людей часто появляется мощный внутренний поезд, который базируется на убеждении, что что-то в них должно умереть. Если давление этого внутреннего желания достаточно сильное и если отсутствует понимание динамики смерти «Эго», то можно неправильно осознать эти чувства и проявить их внешне в саморазрушающем поведении.
А. Адлер, основатель индивидуальной психологии, считал, что быть человеком означает, прежде всего, ощущать собственную неполноценность. Стремление разрешить определенные жизненные проблемы побуждает людей к преодолению своей неполноценности. Но если некоторым индивидам это не удастся, то они начинают испытывать потребность уничтожить людей, которые их окружают.[1, с. 225]
От сюда, можно предположить, что аутоагрессия становится скрытой атакой на других людей. Посредством саморазрушения человек вызвает сочувствие к себе и осуждение тех, кто ответственен за его заниженную самооценку. Адлер описывал ощущение собственного несовершенства в аутоагрессивным людей, которые «вредят другим своими мечтаниями о ранах или наносят их себе».
Последователь 3. Фрсйда и А. Адлера В. Франкл рассматривал аутоагрессию среди таких понятий, как смысл жизни и свобода человека, а также в связи с психологией смерти и умирания. В. Франкл считал, что человек сам должен определить свой путь, свой смысл жизни, и тогда она сможет преодолеть любые трудности, у нее хватит сил решить любые проблемы и избежать тем самым аутоагресивного акта.
Психоаналитическая школа осуществила существенный вклад в исследование причин аутоагрессивного поведения, но, как показала практика впоследствии, психологические техники, которые были направлены на оборот агрессии снаружи, не имели особого успеха в предотвращении аутоагрессивного поведении человека. А методы, которые были ориентированы на укрепление защитных механизмов «Эго», на обновление ощущение надежды, любви, доверия, на поиск смысла существования, обеспечивали более стойкие результаты в профилактической работе.
Второй подход в решении вопроса аутоагрессивного поведения человека - это анатомно-морфологическое направление, который был развит В. Шслдоном, американским врачом и психологом. Он считал, что конституция тела определяет черты характера. У. Шелдон, основываясь на исследования поведения двухсот юношей в центре реабилитации, сделал вывод, что мезоморфы наиболее склонны к девиации, в том числе к причинению агрессии в отношении себя.
Третье направление (гуманистический подход) объединяет американская психологическая школа прошлого века, которая представила к рассмотрению научного психологического общества идеи А. Маслоу, Г. Мея, К. Роджерса, Фромма.[9, с. 4]
В соответствии с этим направлением, проблема аутодесструктивного поведения может рассматриваться с точки зрения феноменологии.
Действительно, разрешения экзистенциального противоречия зависит от формы проявления, направленности, сознания и в результате - психическое состояние человека и вероятность действия факторов аутодесструктивного поведения. В такой причинно-следственной связи аутодесструктивное поведение можно рассматривать как феномен.
Вывод: Аутоагрессией называется активность, нацеленная, осознанно или неосознанно, на саморазрушение в физическом и психическойм плане.
С точки зрения психоанализа, аутоагрессия, относится к механизмам психологической защиты. Она проявляется в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений различной степени тяжести вплоть до самоубийства, саморазрушительном поведении.
?
1.2. Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст является переходным периодом от детства к взрослости: качественные изменения, происходящие в интеллектуальной и мотивационно - эмоциональной сферах личности подростка (рост организма интенсивное, неравномерное развитие, личностные новообразования и прочее), порождают новый уровень его самосознания. В частности, потребность в самоутверждении, ролевом самоопределении, равноправном и доверительном общении с ровесниками и взрослыми.
Л. С. Выготский достаточно точно отметил, что подросток не понимает сам себя. «В себе» и «для себя» у него разобщены - в этом основной факт переходного периода. При этом взросление характеризуется слиянием того и другого моментов. Познание себя, формирование на этой основе определенного отношения к себе, самоутверждения, изменения в самооценке – все это и многие другие явления претерпевают существенных количественных и качественных изменений именно в подростковом возрасте и обобщены в одном понятии: «самосознание». [5, с.46]
Самосознание, в этот период, связано с определением новой «внутренней позиции», в основе которой лежит стремление отстаивать свои убеждения, свои взглядs, быть ответственным за себя, свои личностные качества, способность самостоятельно принимать важные для себя решения. Подросток сенситивный к своему духовному росту, а поэтому он начинает интенсивно продвигаться в развитии всех звеньев самосознания. Все компоненты самосознания взрослого человека уже включены в самосознание в этого возраста. Достаточно важным является то, какого уровня эти компоненты достигают в своем развитии у подростка и какие из них занимают центральное место в структуре его личности.
Современные российские и отечественные ученые, касались также и проблемы самоутверждения, акцентируя внимание на ролевом самоопределении личности подросткового возраста.
На каждом этапе личностного развития у подростков, с одной стороны, усложняются и модифицируются такие личностные образования, как исполнительность, ответственность, а, с другой, – амбициозность, капризность, беспринципность. На основе первых подростки, в основном, конструктивно самоутверждаются, тогда как противоположные образования зачастую приводят подростка к конфликтным ситуациям и определяют деструктивные средства утверждения его личностной позиции.
Современные подростки, чтобы утвердить образ собственного физического Я, привлекают к себе внимание, при помощи экстравагантной одежды, макияжу, пирсингу, необычным прическам, татуировкам, димонстрируя это как в реальной жизни так и в социальныъ сетях.
Длительное пребывание молодого человека в конфликтной ситуации приводит его к искривленному, амбивалентному отношению к себе и не дает возможности найти адекватные средства для утверждения личностной позиции в социальной среде.[2, с. 124]
Л. Осмак исследовал содержательные и динамические характеристики тенденций самоутверждения подростков в условиях реальных семейных взаимоотношений и подростков, которые имели опыт депривации внутрисемейных связей (лишенных родительской опеки) и подростков-сирот (воспитанников заведений интернатного типа).
Ученым выявлено, что в первых собственное «Я» характеризуется доминированием общественно-личностной идентичности, связанной с осознанием себя как источника собственных взаимодействий.
Этот модус самосознания определяется выделением собственного «Я» как носителя личностных качеств, определенных потенциалов, склонностей и доминированием идентификаций, которые актуализируют избирательность ролевого самоопределения.
Во вторых – прослеживается диффузность, размытость презентабельность собственного «Я», доминирует ситуативно-интерактивная идентичность как носителя поведенческих характеристик, оказывается ограниченность на уровне статусного самосозидания; им свойственно чувство заниженной ценности собственной личности, низкий самоконтроль и затухание процесса идентификации, что отражает избирательность социально-ролевого самоопределения, которое реализуется только в контексте «здесь-и-теперь» эмпирического бытия.
Цибра М., изучая особенности самоутверждения взрослого человека, акцентировал на двух модальностях существование указанного феномена. Первая – это потребность в познании самого себя, реже – в определении «кто Я есть в окружающем пространстве».
Вторая – самоутверждение как потребность, которая реализуется в утверждении своего «Я» в процессе гармоничного взаимодействия его с окружающей средой. Показательными для развития самоутверждения, по мнению ученого, критерии и уровни. К основным критериям самоутверждения относятся: творчество, моральное здоровье, целеустремленность и социальный тонус, которые имеют непосредственное влияние на развитие реального «Я» человека. При этом уровне развития самоутверждения взрослого человека (высокий, средний, низкий) определяют темпы жизненного и ролевого самоопределения и личностный рост в целом.
Но особое внимание заслуживает позиция современного ученого Н. Харламенковой. Она отмечала, что самоутверждение – это убежденность личности в том, что она чего-то стоит и является ценной.
Осмысление собственной ценности свидетельствует об идентичности реального «Я» человека. С точки зрения ученого, «ценность Я» – это динамичный конструкт, содержание которого меняется в зависимости от переоценки с возрастом терминальных ценностей, в результате решения человеком возрастных задач и принятие ею новых социальных требований. Итак, переосмысление ценностей стимулирует личность к новым формам утверждения собственного «Я».
Специфические особенности самоутверждения личности подросткового возраста освещены в исследованиях Л.Осмак. По его мнению, самоутверждение – это закономерно возникающее атрибут социализации подростка, что проявляется в направленности его личности на выделение и реализацию своей «самости» (уникальности) в системе социальных связей. Вместе с тем, исследовательница выделила следующие механизмы самоутверждения: ролевое самоопределение, идентификацию, автономность, «самость», персонализацию. Благодаря первым трем механизмам личность подростка, прежде всего, определяется с собственным мнением, позицией, испытывает свои способности и возможности, а также «примеряет» к себе самые разные роли. Следующие механизмы – автономность, «самость», персонализация обеспечивают личности подростка осуществления самостоятельного выбора, ответственное отношение к учебной деятельности, а также качество представления собственного «Я» в социальном пространстве.[3, с. 342]
Согласно исследованию Н. Савчина, самоутверждения личности в старшем подростковом возрасте может иметь как позитивную, так и негативную направленность. Отрицательная – связана со стремлением к эгоцентричному признанию другими. Положительная – актуализируется в конкретных видах деятельности, а именно, в успешном обучении, в общественной деятельности, труде и спорте. Ученый выделил критерии самоутверждения старших подростков, которые проявляются в конкретной деятельности. С одной стороны, это критерии успеваемости, дисциплинированности, самостоятельности, а, с другой, – достижения официального или неофициального социального статуса в школьной среде.
В научных работах И. Булах определил, что самоутверждение личности «набирает» все большую значимость именно в подростковом возрасте. По ее мнению, сущностной «тканью» личностного роста является самоутверждение молодого человека. В понимании, личностный рост подростка представляет собой процесс самосознания и ценностного отношения к собственному «Я», что актуализирует новые уровни открытия в самом себе нравственных качеств и нравственных чувств и поднимает личность до осмысленного переживания собственных действий, как свободных, ответственных поступков.
Изучая особенности становления самосознания подростков. Булах констатировала, что у ребенка, постоянные взаимодействия со сверстниками, порождают стремление занять достойное место среди них.
Потребность в самоутверждении настолько сильна, что ради признания себя сверстниками, подросток способен на любые поступки: он может поступиться своими взглядами и убеждениями, может осуществить действия вопреки своим моральным установкам.
Потребностью в самоутверждении подростка можно объяснить и некоторые трансформации в образе реального «Я». В зависимости от исторического времени, поколения подростков утверждаются по-разному. Так, достаточно известны случаи самоутверждение за счет внешности: подростки то отпускают длинные волосы, то стригут его фасонно, то бреются наголо.[10, с. 178]
Они стремятся утвердиться в обществе сверстников, неравнодушные к оценкам собственной личности значимыми другими; при этом они ожидают, что эти оценки будут тождественными с их самооценками.
Вывод: Подростковый возраст - это время быстрых изменений, по мнению разных авторов, в трех основных сферах: телесной, психологической и социальной. Физические изменения - лишь часть процесса взросления. Психологические особенности подросткового возраста, рассматриваются как кризисные и связаны с перестройкой в самосознании, познании себя, формирование самооценки и отношения к себе.
.
?
1.3 Особенности проявления аутодесструктивного поведения в подростковом возрасте
В социальной среде прослеживается тенденция к увеличению количества людей с поведением, что характеризуется отклонением от общественных норм.
Норма, ? это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее повторяющихся суждений членов группы о требованиях к поведению согласно социальных ролей, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и их формируют.
Авторы утверждают, что это всегда определенные правила поведения, которые устанавливают, обязывают, запрещают, разрешают те или иные действия в определенных условиях, одновременно они являются средством общественного или государственного контроля за поведением субъектов.
В то же время нормы не могут быть отдельно от людей, которые образуют общество. Поэтому важно определить сущностное наполнение понятия „социальные нормы”. Социальные нормы ? это объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели на грань необходимого и возможного поведения”.
Сегодня в психологии, как отмечает В. Штерн, очень осторожно подходят к оценке человека с позиций социальных норм, поскольку в его понимании норма ? это явление, которое постоянно обновляются, меняются и не является постоянным. Эту идею поддерживает С. К. Нартова и доказывает, что нормы обусловлены социальными стереотипами. Поэтому поведение человека, которое не соответствует общепринятым в данном обществе ее проявлениям, воспринимается другими как такая, что отклоняется и называется девиантным.
В психологической энциклопедии О.М. Степанов отмечает, что названная поведение – это такие действия девиантное, нарушающие официально установленные в обществе или неофициальные в определенной социальной группе нравственные и правовые нормы, приводят к его наказанию, изоляции, устранения или лечения.
Итак, появление и распространение девиации ученые связывают с несогласованностью мотивационной сферы индивида, искажениями в системе ценностных ориентаций и с его противоречиями социального развития.
Для девиантного поведения характерны определенные специфические признаки. В научном труде „Девиантология” А.В. Змановская их четко описывает. По ее мнению ? это многократные, длительные нарушения социальных норм. При этом поведение индивида обусловленая общей направленностью личности, вызывает негативную оценку у других людей и не отождествляется с психическими заболеваниями.
Следствием такого поведения является причинение реального ущерба, как самой личности, так и окружающим.[6,с. 78]
Кроме психологических проявлений девиантного поведения важно определить ее виды. А.И. Боднарчук выделяет антисоциальное, асоциальное и аутодесструктивное девиантное поведение. Автор „Психологии девиантного поведения” доказывает, что антисоциальное поведение противоречит социальным и правовым нормам. Она делится на делинквентное и криминальное.
Делинквентное поведение отождествляется с определенными поступками личности, отклоняющиеся от установленных в данной среде норм и угрожают другим людям или социальном порядке. Она имеет форму мелких нарушений нравственно-этических норм, активно осуждается, но не наказывается привлечением к ответственности.[8, с.1-4 ]
Осуществляя делинквентные действия личность привыкает к вседозволенности, а следовательно такое поведение часто перерастает в преступную и противоречит уже правовым нормам.
Важной является мысль О.В. Движона относительно асоциального поведения. Она проявляется в форме дезорганизации, несоответствия ожиданиям, а также аморальных или противоправных действий.
Характерной ее особенностью является отрицательное отношение к общечеловеческим ценностям и нормам, а именно к дисциплинированности, чувства долга, уважения к окружающим, вежливости, честности, нарушение которых предусматривает санкции в виде общественного порицания.