1. Предмет временной администрации по управлению кредитной организацией
Согласно статье 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" под кредитной организацией подразумевается юридическое лицо, деятельность которого направлена на получение дохода путем осуществления банковских операций в соответствии с разрешением от Центробанка, именуемым лицензией.
Список соответствующих операций предусматривается Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" и включает в себя, в частности: аккумулирование финансовых средств физических и юридических лиц используя депозитный механизм (до востребования и на определенный срок); совершая привлечение денежных средств от своего имени и за свой счет через инвесторскую деятельность; совершая действия по контролю и обеспечению полезного использования расчетных счетов частных лиц и компаний. В том числе, совершая инкассирование денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов; производя операции купли-продажи иностранной валюты в наличной и безналичной формах; привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; выдача банковских гарантий.
Кредитные учреждения функционируют в виде банка или небанковской кредитной организации. При этом под банком подразумевается кредитная организация, обладающая исключительной привилегией реализовывать в общей сложности последующие финансовые операции: повышать уровень привлекаемых депозитов, на основе которых заниматься прибыльной инвестиционной практикой на условиях возвратности, платности, срочности и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Данный орган управления банком является специальным органом мониторинга и контроля, деятельность которого регулируется ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и нормативными актами Банка России.
Как правильно отмечается в деловой литературе экспертами, установление временной администрации в качестве руководства кредитной структуры являет собой двойственность. То есть при сложной экономической ситуации в банке именно Временное агентство указывается как управляющий орган кредитной организации, но при этом подчеркивается его независимость от волеизъявления учредителей банка. Так как все банковские организации, в т.ч. временное руководство подчиняется Центральному Банку России.
Законодательной основой осуществления работы временной администрации по управлению банком именуются следующие правовые нормы, зафиксированные в Законе о банкротстве, Законе о банках и банковской деятельности , Положении Банка России от 09.11.2005 N 279-П о временной администрации по управлению кредитной организацией и Положении Банка России от 01.08.2017 N 597-П о процедуре назначения, совершаемой деятельности и окончании санируемых действий, продолжаемых вплоть до отзыва лицензии на осуществление банковской деятельности у конкретного банка или окончания мер, предупреждающих абсолютное банкротство указанного кредитного учреждения. В последнем случае, происходит вмешательство государственного учреждения Агентства страхования вкладов – АСВ или Центробанка.
На что необходимо сразу обратить внимание так это на то, что Временная администрация по управлению кредитной организацией обладает широким спектром механизмов управления и мониторинга за деятельностью банка.
Данная структура может являться инструментом контроля за несоблюдение банковского законодательства, а т независимым механизмом по предупреждению банкротства кредитных организаций, в случае если банк не может завершить свои долговые обязательства.
В случае если происходит понижение резерва собственных денежных средств больше 30% по сопоставлению с максимальными показателями за последний год, и при этом происходит несоблюдение какого-либо обязательного норматива, установленного Банком России, также невыполнение сохранения показателя настоящей ликвидности более 20% за период, равный последнему месяцу деятельности кредитной организации, это сфера включается в профессиональную область деятельности Временной администрации.
Следует также обозначить и другие ситуации, когда происходит подключение Временного агентства по управлению кредитной организации такие, как:
- при нарушении соблюдения требований Центробанка по изменению управляющего состава, а именно смене руководителя банка
- при неисполнении обязательств по финансовому оздоровлению или реорганизации.
В качестве отдельного механизма по предотвращению банкротства контролируемой финансовой организации назначение временной администрации используется не во всех ситуациях в силу специфичности данного инструмента. Но установление временного агентства в рамках внедрения данного механизма по предубеждению банкротства банков с участием Агентства по страхованию вкладов происходит в большей мере во всех случаях. В подобных случаях временная администрация является состоящей из представителей АСВ.
В тех случаях, когда отзывается лицензия на финансовую деятельность банка или же в случае его банкротства, приказ на назначение временной администрации во главе руководства банка является неотъемлемым этапом в ликвидации банковской организации. Причем, данное руководство формируется из представителей Центробанка, но могут входить в нее и служащие АСВ. Принципиальная характеристика такой администрации в том, что ее руководитель – это всегда представитель Банк России.
Акт Центробанка, согласно с которым происходит назначение временной администрацией включается в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве не позже следующего рабочего дня с даты принятия указанного акта. Сведения о включении в данный Реестр являются публичной информацией, которая освещается в официальном издании Центробанка "Вестнике Банка России", в течение 10 дней с момента его принятия. Данный документ, естественно, негативно отражается на деловой репутации данного кредитного учреждения.
Поэтому, вследствие отзыва лицензии у подобной коммерческой организации следует приказ Центробанка о назначении руководящим составом временной администрации, которая фактически начинает выполнять функции руководства банка вплоть до того момента, когда происходит конкурсный отбор другого владельца или ликвидатора.
Ликвидатор – это юридическое лицо, обладающим законным правом привлечения в депозиты денежных средств клиентов, а значит обладающим лицензией Банка России на осуществление банковской деятельности. Подобным правом обладает АСВ = агентство по страхованию вкладов. Ликвидатор банковской организации начинает осуществлять свою работу со дня, с которого вступает в законодательную силу решение арбитражного суда о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора. Его работа считается оконченной, когда происходит запись в едином гос. реестре юридических лиц о ликвидации кредитной организации.
2. Условие назначения и порядок деятельности временной администрации кредитного учреждения
Процедура назначения и условия деятельности временной администрации регулируется Положением ЦБ РФ «О временной администрации по управлению кредитной организацией».
Временную администрацию назначает Центробанк на срок не более шести месяцев (п. 1 ст. 18 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»; п. 5 ч. 2 ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).
Временное руководство производит свои оздоровительные меры с момента своего назначения до момента назначения ликвидатора или конкурсного управляющего. Выполняемые санируемые меры временной администрации прекращаются по истечении срока ее полномочий в конкретном кредитном учреждении, или же в некоторых случаях досрочно по окончанию устранения «симптомов болезни» банка, ставших основанием для ее назначения, либо отсутствием возможности являться гарантом личной безопасности руководителя, членов временной администрации и ее представителей.
В состав временного управления банка входят следующие лица: руководитель и его заместитель, несколько представителей государственной корпорации АСВ в зависимости от решения самого АСВ.
В соответствие со статьей 22 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» если с исполнительных органов управления банковской организацией снимаются их полномочия, то данные полномочия во всем своем действии получает временная администрация банка.
Таким образом, она осуществляет диагностику финансового состояния банковского учреждения, формирует анализ наличия оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, внедряет мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации, при этом мониторит их исполнение. В том числе временная администрация принимает на контроль меры по обеспечению сохранности имущества и документации кредитной организации, устанавливает список кредиторов кредитной организации и возможность выплат по денежным обязательствам, также являет собой коллекторские органы, а именно является ответственной по взысканию задолженности перед кредитной организацией. Следует обратить внимание и на следующую функцию: она формирует обращения в Банк России с ходатайством о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации.
При передаче управленческих функций в кредитной организации временной администрации, полномочия исполнительных органов управления кредитной организацией (единоличного и коллегиального) считаются приостановленными. Данный момент объясняется тем, что временная администрация обладает полномочиями, указанными выше, за исключением обязанности формировать план мероприятий по финансовому оздоровлению и оптимизации экономической обстановки в банке.
3. Значение моратория на удовлетворения требований кредиторов кредитной организации
В целях поддержания финансовой устойчивости организации и для его финансового оздоровления в ряде случаев вводится такой экономический инструмент, как мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации.
Подобный механизм может быть используем на временной период, не превышающий 3 месяцев, и при условии приостановления полномочий руководства данной финансовой структуры. Но следует понимать, что в условиях негативной экономической ситуации возможно пролонгация моратория, но не более срока управления временной администрации по управлению кредитной организацией.
Воздействие моратория влияет на финансовые обязательства банка, обязанности банка по уплате обязательных платежей, иные имущественные обязательства кредитной организации, которые возникли до дня введения моратория включительно.
На протяжение всего срока воздействия моратория происходят следующие экономические процессы:
Во-1, не происходит начисление предусмотренных законодательством или договором неустойки штрафов, процентов, иных финансовых санкций и отсутствуют другие меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение финансовых обязательств, возникшие до введения моратория и включительно.
Во-2, возникает приостановление расчетов по денежным обязательствам, в том числе решением натурального обмена, представлений отступных, новаций, зачета, и также судебные взыскания на предмет залога.
В-3, не допускается коллекторские взыскания по исполнительным и иным документам, по которым данные операция производятся в безакцептном (бесспорном) порядке.
Также является запрещенным удовлетворение требований учредителя или учредителей кредитной организации о выплате ему взносов вследствие его ухода из состава участников формирования учредительного капитала.
Воздействие моратория не влияет на:
1) страховые компенсации по причине проявления вреда здоровью или жизни своим клиентам;
2) денежные выплаты сотрудникам выходных пособий, по оплате труда нанятых сотрудников (по гражданско-правовому контракту) и за оказанные услуги по интеллектуальной деятельности;
3) осуществление расчетов с поставщиками по общехозяйственным и общепроизводственным операциям, необходимых для деятельности кредитной организации;
4) осуществление взысканий задолженности физическими лицами на основании решения исполнительного производства в ходе проверки заключенных ранее договоров о заключении банковского вклада и договорам расчетного счета.
Также следует отметить тот факт, что данная мера не использовалась Центробанком для решения проблем банкротства и отзыва лицензий на банковскую деятельность длительное время, но в настоящее время данная практика используется довольно часто, начиная с 2015 года. За это время отметилось 10 случаев введения моратория для удовлетворения требований кредиторов. К примеру, Центробанк вводил сроком на 3 месяца мораторий на удовлетворение требований кредиторов "Нота-Банк" (ПАО), ООО "ПЧРБ Банк", КБ "БФГ-Кредит" (ООО), АКБ "Пересвет" (АО), ПАО "Татфондбанк", ПАО "ИнтехБанк", ПАО МАБ "Темпбанк", ПАО "Банк "Югра" и др.
Что следует добавить - также интересны в данном контексте вопросы защиты прав и интересов самой кредитной организацией, в случае если было нарушены условия назначения временной администрации.
Если обратиться к экспертным литературным публикациям, то стороннее воздействие на внутренние механизмы кредитной организации управленческого порядка, применяемые Центробанком, содержит полномасштабные риски причинения экономического ущерба вкладчикам, учредителям, т.е. самой кредитной структуре. Ведь в уставе финансовых законов отсутствует предельно подробное описание чрезвычайно ситуации, ведущей к абсолютному банкротству. Поэтому Банк России приобретает неограниченные полномочия.
Уточнению подлежит и то, что в случае нарушения условий и распорядков деятельности временной администрации, то учредители могут обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением по отношению к Банку России, с требованием возмещения финансового и репутационного ущерба. Правда, обращаясь к реальности, данная судебная практика (согласно статье 189.37 Закона о банкротстве) имеет небольшой процент судебных исков.
Данная возможность и также применение специальных мер по свободному функционированию исков не приостанавливает деятельность, которая ведется временной администрацией, по контролю и управлению данной банковской структурой.
Поэтому деятельность временной администрации не имеет возможности быть приостановленной до вынесения судебного решения по предмету разногласия.
4. Причины проявления банкротства кредитных организаций
Банкротство являет собой потерю платежной состоятельности кредитного учреждения и сопровождается кризисным финансовым состоянием. Научная теория характеризует банкротство Банка как процесс ликвидации несостоятельного кредитного учреждения в следствие отсутствия способности и целесообразности дальнейшего осуществления финансовой деятельности. Антикризисная экспертная литература различает следующие предпосылки банкротства:
1. Происходит рост просроченных ссуд. Ссуда обозначается просроченной, в случае если заемщик нарушает порядок оплаты кредита по процентам либо же основному долгу. Если процентное соотношение просроченных ссуд в кредитном портфеле увеличивается, то необходимо оперативно принимать меры для исправления данной проблемы.
2. Начинает резко понижаться стоимость активов. А падения стоимости или обесценивание ценных бумаг, приобретенных кредитной организацией в течение своей финансово-хозяйственной деятельности зачастую приводит к ухудшению платежеспособности банка.
3. Убыточная деятельность. В случае снижения доходности подобных финансовых учреждений может произойти ситуация, в которой возникнет преобладание пассивов над активами. Конечно, это прямой путь к отзыву лицензии у банка и объявление его банкротом.
Как можно предотвратить подобные предпосылки будущего
банкротства кредитного учреждения - проанализируем ниже.
1. Санация — специальные действия по финансовому оздоровлению кредитного учреждения. В это понятие вкладываются меры по финансированию Банка, за счет которых происходит восстановление его денежной составляющей. В случае, если данные действия не приводят к положительному результату, то Центробанк инициирует начало процесса банкротства.
Остановимся на теме «санации» чуть подробно, так по отношению к подобным банковским учреждениям может предъявляться следующая финансовая политика , а именно:
• Улучшение показателей и структуры активов и пассивов Банка;
• Осуществление дофинансирования кредитной организации учредителям или другими заинтересованными лицами;
• Обновление всей банковской системы в конкретной организации или изменение банковской стратегии;
• Приведение в норму собственного капитала по сравнению с уставным.
2. Переизбрание временного управляющего. Управляющий сообщает кредиторам о факте мониторинга за банком и начинает формировать отчет о финансовом состоянии кредитной организации.
3. Реорганизация. Она проявляется либо в прекращении хозяйственной деятельности кредитного учреждения, либо в осуществлении мер по предупреждению несостоятельности и неликвидности банка. Активное использование данного финансового инструмента связано с большой экономией активов кредитной организации.
Что же касается реальной ситуацией с проявлениями симптомов потенциальной несостоятельности банковских организаций в будущем, то довольно частая практика отклонений от законодательства РФ. Статистика показывает, что банкротство вводятся ввиду наличия искусственно созданной задолженности перед Банком. Так как при таких обстоятельствах кредитная организация имеет право объявить о своей несостоятельности.
Статистические данные утверждают, что за период с 2007 по 2017 года было ликвидировано 566 коммерческих банков, это довольно значительная цифра, составляющая 43% от всех действующих на тот момент банков. В дальнейшем активное разорение банков также являлось активным процессом в российской экономике. Так, в 2015 году произошло сокращение банков на 101 единицу, в 2016 – на 110 единиц, в 2017 году – 62 единицы, в 2018 – 60 единиц, в 2019 году – 43 единицы. На 1 января 2020 года в России функционировали 442 кредитные организации.
Основная причина сокращение числа банков со стабильной экономической обстановкой внутри организации явилось то, что с 2015 года минимальный размер уставного капитала составлял минимум 300 млн. рублей. И в том числе произошло интеграцию в российскую банковскую систему стандартов стандартов Базель II и Базель III (международные стандарты оценки достаточности капитала кредитной организации).
Мониторинг достижения и фиксации международных банковских показателей осуществляется Центробанком. Он осуществляет надзор следующих нормативов достаточности капитала:
• минимальное значение норматива достаточности базового капитала Н1.1. — 6,375% (произошел рост с 01.01.2018 г. на 1,375%);
• минимальное значение норматива достаточности основного капитала Н1.2. — 7,875% (рост с 01.01.2018 г. на 1,875%);
• минимальное значение норматива достаточности собственного капитала Н1.3. — 9,875% (уменьшение с 01.01.2018 г. на 0,125%).
Вышеуказанная информация сообщает о том, что для предотвращения снижения платежеспособности и в принципе финансовой состоятельности нужно следить за следующими направлениями своей деятельности, такими как внутренний мониторинг за проведением всех банковских операций, внешний контроль за положением финансового сегмента на рынке, создание резервов капитала, необходимо учитывать процентные соотношения всех активов, при этом осуществлять контроль за сомнительной и бесперспективной задолженностью, а также контролировать экономические показатели успешности.
Позитивный опыт повышения функционирования банковских учреждений у России способствует усилению своих позиции российских банков даже на мировой площадке. В нашей стране мы наблюдаем оптимистичную динамику совершенствования законодательной базы и, конечно, рациональную политику Центробанка.
5. Предпринимаемые меры по предупреждению банкротства
Для улучшения состояния банковской системы, а именно укрепления стабильности, создания условий для устойчивого развития и защиты прав вкладчиков и кредиторов - осуществляется работа Агентства по предупреждению банкротства кредитных организаций.
Так, в 2018 году оздоровительные процедуры в финансовой сфере (санации) осуществлялись в отношении 26 банков.
Динамика деятельности Агентства в данной сфере представлена в виде диаграммы на Приложении А. Здесь указаны числовые показатели всех проектов по предупреждению банкротства и передаче имущества и обязательств банков (начатых и завершенных) за время деятельности Агентства.