Глава 1. Теоретические аспекты руководства и лидерства
1.1 Понятие и сущность лидерства
Лидерство – это взаимоотношения между лидером и членами группы, оказывающими влияние друг на друга и совместно стремящимися к реальным изменениям и достижению результатов, отражающих общие цели.
Рисунок 1. «Лидерство это…»
Сущность лидерства отражена в умениях организации социального поведения группы и представительских задачах при взаимоотношении с другими коллективами. Способности лидера также заключаются в ответственности за результат команды и поддержке комфортного микроклимата.
Формальный и неформальный лидер
Понятие формальный лидер означает обязательный набор характеристик:
- в силу занимаемой должности обязан принимать решения и осуществлять координацию сотрудников, хоть и не всегда по своей природе является лидером
- на нем лежит ответственность за деятельность подчиненных.
Неформальный лидер – это человек, который не наделен руководящей должностью и не имеет достаточных полномочий для управления персоналом, но обладает властью над сотрудниками.
- главное его преимущество заключается в том, что он имеет более тесную связь с коллегами, вследствие чего может быть более влиятельным, чем формальный лидер.
Неформальный лидер отстаивает социальные и психологические интересы группы.
Формальное лидерство отличается от неформального следующими признаками:
- официальное назначение управленца
- стабильность формального руководства
- руководитель наделяется законодательными полномочиями и правами для принятия решений
- использование формальных и неформальных санкций для регулирования управленческих процессов
- расширенная сфера деятельности руководителя — макросреда
- регулирование формальных отношений в организации, использование внешней и внутренней информации
- персональная ответственность за деятельность членов группы (студенческой, социальной, трудовой)
- руководитель может не быть лидером для коллектива
Понятие и природа лидерства определяется чертами характера, качествами личности и ситуациями, в которых выполняется деятельность. Человек с неформальным авторитетом оказывает влияние на сотрудников, определяет цели и способы реализации задач.
Сущность природы лидерских влияний отражает ряд теорий по исследованию доминирования в управлении и менеджменте.
Особенности ситуационной теории Концепция, предложенная Фредом Фидлером, была создана на основе традиционных теорий. Она опирается на обнаружение личностью способностей к руководству при наличии обстоятельств:
- группу возглавляет только человек, который может принять решение в данный момент
- руководство социальным объединением переходит от делового к информационному, эмоциональному лидеру
- человек, достигший неформального авторитета, может занимать руководящие позиции
Согласно Жан Хартли, стремление к лидерству должно быть врожденным, но само понятие о сущности лидерства — множественное.
1.Бихевиористская теория Концепция лидерских черт основывается на наборе психологических качеств руководителя. Социолог Эмори Богардус отмечал энергичность, интеллект, способность прогнозирования ситуации и тактичность. Ральфом Стогдиллом выдвинута структура личностных качеств — уверенность, сильная воля, организаторские таланты, компетентность, знание человеческой природы. В условиях реальных групп теория была опровергнута: неформальное лидерство свойственно человеку, не отличающемуся рабочими и социальными достижениями.
2.Личностно-психологическая теория, выдвинутая психоаналитиком Зигмундом Фрейдом концепция, по которой лидерские качества возникают у неполноценных в моральном плане людей. Теория рассматривает человека: выросшего в нездоровой социально-психологической среде; с желанием господства и подчинения как психологической потребности устранения личных комплексов; дуалистичного в плане управленческой позиции — при удовольствии от безграничной власти возникает потребность в демонстрации превосходства. Данный тип личности, занимая должность руководителя, нарушает законодательные и социальные права подчиненных. Человек заботится только о собственной власти и не достигает эффективных результатов управления.
3. Концепция Преобразующего лидерства рассматривает особенности лидера-реформатора и его принятие группой. Данный тип неформального руководителя способствует: улучшению образовательного уровня коллектива; повышению доверительности в группе; помощи в совмещении личных, социальных и трудовых интересов.
4. Концепция руководства предполагает совместное управление группой, при котором уважение и доверие последователей являются постепенными процессами.
5. Концепция Харизматичное лидерство или теории «великого человека», известная со времен Древней Греции, заключается в наличии у человека определенных талантов для возвышения над другими членами сообщества. Люди доверяют ему управление, но качество деятельности команды зависит только от личностных качеств. Такая команда без харизматичного лидера недееспособна и распадается после ухода “великого человека”.
6. Концепция атрибутивного лидерства, предложенная Т. Парсонс в 1953 г., определяет лидера как анализатора поведения группы, способного прогнозировать ее деятельность. Подобный тип руководителя ищет пути принятия решений, своевременно реагирует на перемены и принимает эффективные меры для улучшения развития своей команды.
Все теории природы лидерства рассматривают феномен с различных точек зрения, но не дают ему полную оценку. Определить особенности неформального авторитета можно, рассматривая мотивацию, личные качества, последовательность воздействия и задачи руководителя.
Роль и место лидера определяются по умению человека направлять свою группу для реализации корпоративных целей. Лидерские полномочия заключаются в проявлении сильных черт характера, умений ликвидировать конфликтные ситуации.
Роль лидерства — эталонная и предусматривает:
-постоянное влияние на группу
-глобальное воздействие на всех лиц, включенных в организацию
-наличие приоритетов во влиянии, асимметричность, неравенство
воздействия на различных людей; признание правомерности руководства (для организационного типа)
Стратегическое планирование развития организации должно рассматривать возможности лидера, его способности к управлению малыми группами, особенности налаживания партнерских связей, принятия и реализации новых идей.
Современный руководитель взаимодействует с партнерами, профсоюзными и государственными учреждениями, поэтому наделяет организационными полномочиями менеджеров-подчиненных.
Рассматривая понятие и сущность лидерства, можно выделить несколько типов лидеров в практике управления.
Организатор. Потребности группы воспринимаются, как личные. Человек выбирает стратегию разрешимости проблем, тактику поощрения, выражения неодобрения без унижения.
Творец. Способен рассмотреть новые тенденции, находить решения в сложных ситуациях. Данный тип лидера умеет заинтересовать группу, выдвинуть сложную работу на обсуждение.
Борец. Отстаивает собственные и групповые интересы, обладает способностями принятия рисковых решений, их успешной реализации.
Дипломат. Человек знает все рычаги влияния, скрытые детали задачи. Он не афиширует собственные планы даже единомышленникам, акцентируя внимание на известных фактах.
Утешитель. Лидера отличает способность к сопереживанию, вежливость и предупредительность.
Только лидер способен реально повлиять на деятельность персонала, организовать его. Используя объективные и субъективные механизмы воздействия, руководитель удовлетворяет организационные требования к управлению. Формальное лидерство выстраивается на отношениях подчиненного и начальника, а неформальное на взаимодействии лидера и последователя.
1.2 Руководство и лидерство в организации. Характерные черты и качества руководителя и лидера.
Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи.
Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.
Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием персонала организации, нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.
Таблица 1. Сравнительная характеристика Лидера и Руководителя
Лидер Руководитель
Лидер - феномен, порождённый системой неформальных отношений. Руководство – феномен, имеющий место в системе формальных отношений.
Роль лидера возникает стихийно и в штатном расписании она не обозначается.
Лидер выдвигается из числа окружающих его людей.
Роль руководителя и его функции определены заранее.
Руководителя, как правило, назначают вышестоящим руководством.
Лидером человек может стать только в том случае, если его воспримут таковым окружающие. Руководитель назначается на свой пост независимо от того, воспринимают его в этой роли подчинённые или нет.
Лидеры делают то, что нужно и вызывают у людей желание сделать то, что нужно. Руководители делают дело так, как нужно.
Лидеры – это те люди, которые выявляют всё лучшее в других. Руководители заставляют людей делать то, что нужно.
Основные качества и характеристики Лидера:
1. Способность располагать к себе людей
2. Общительность и дружелюбие
3. Является примером для подражания многих
4. Выбирается обществом, без документальных согласий и прочих формальностей
5. Работает в интересах сотрудников, но не является слишком снисходительным к ним
6. Не всегда действует по четко разработанному алгоритму, руководствуется своими знаниями и часто творчески подходит к решению проблем
7. Умеет правильно мотивировать работников
8. Лидер всегда обладает преимуществами: он хорошо уведомлен во всех новостях по делам компании, принимает непосредственное участие в делах трудового коллектива, а не просто наблюдает за этим
9. Он ответственный за принятые им решения и может сполна поплатиться за это по желанию пользоваться или нет своими преимуществами
10. Такой человек ведет за собой всех сотрудников, демонстрируя наглядный пример, каким должен быть сознательный работник
Основные качества и характеристики Руководителя:
1.Назначается уполномоченными органами и вышестоящими
инстанциями, которые даже не имеют возможности оценить работу этого
человека
2.Основной обязанностью является выполнение всех обязательств любым
способом (даже путем перекладывания функций на других сотрудников)
3.Любой руководитель в процессе деятельности применяет традиционные
формы и средства работы
4.Не всегда руководитель является любимцем рядовых сотрудников по
причине его несправедливости
5.Он обычно принуждает сотрудников делать поручение, даже если это
не входит в его обязанности
Таким образом, лидер оказывает социально-психологическое воздействие на людей, в то время как руководитель использует административные и экономические методы. При этом лидер – является продуктом группы и
групповой динамики, отсюда исходит его власть, цели, способы наказания и поощрения, а также метод избрания.