1. Теоретическая часть.
1.1 Особенности транспортной продукции.
Транспортная продукция – это итог пространственного перемещения пассажиров и грузов с целью удовлетворения производственных, общественно-культурных и других потребностей населения страны, ее регионов и отдельных граждан. Осуществляя транспортировку внутри предприятий, между организациями и районами страны, транспорт существенно воздействует на масштабы производства и его темпы, относится к главнейшим отраслям материального производства.
Транспорт продолжает и заканчивает процесс изготовления продукта до момента доставки его в область пользования. Процесс изготовления продукции является завершенным только в том случае, если продукт доставлен в сферу пользования, и непосредственно процесс производства транспортной продукции мгновенно останавливается после того, как груз (пассажир) доставлен в пункт назначения. Таким образом, транспортная продукция производится только в период движения транспортного средства с грузом либо пассажирами.
Транспортной продукции присущи некоторые характерные особенности:
- Транспорт не производит новой материальной продукции, а только принимает участие в процессе производства, доставляя продукт в место назначения.
- Транспортную продукцию невозможно накопить, следовательно, в задачу транспортного изготовления вступает никак не формирование запасов, а предоставление оптимальной и провозной способности на направлениях со скорорастущими объемами транспортировок.
- Характерной чертой транспортной продукции является то, что она не содержит сырье. Часть заработной платы в ее себестоимости на транспорте приблизительно в два раза выше, нежели в промышленности, а расходы на амортизацию, горючее и электрическую энергию составляют практически половину всех рабочих затрат. С целью снижения себестоимости перевозок следует повышать производительность труда, более качественно пользоваться транспортными силами, сокращать затраты горючего и электричества.
- Оборот денежных средств, выделяемых на формирование транспорта, отличается от оборота средств, обращаемых в развитие промышленности и народного хозяйства. На транспорте реализуется никак не продукт в варианте новой вещи, а именно сам производственный процесс.
Перевозя предметы труда и средства, работников внутри организаций, транспорт реализует взаимосвязи между звеньями производства. Перемещая разную продукцию между изготовителями (грузоотправителями) и покупателями (грузополучателями), железнодорожный транспорт реализовывает связи, появляющиеся из-за территориального разделения труда.
Процесс перевозок на транспорте заключается в последующих этапах:
1) Погрузка грузов в подвижной состав/ расположение пассажиров.
2) Перемещение грузов и пассажиров между пунктами отправки и назначения.
3) Разгрузка подвижного состава/высадка пассажиров в пункте прибытия.
Любой из данных компонентов транспортного процесса в свою очередность слагается из ряда действий, выполняемых в ходе подготовки, учреждения и выполнения грузовых и пассажирских перевозок.
Погрузка груза включает работу и расходы по подготовке груза к отправлению, сортировке его согласно получателям и направлениям, погрузке в подвижной состав, закреплению, увязке, взвешиванию либо подсчету отдельных товаров, оформлению транспортной документации. С целью перемещения груза избирается тип подвижного состава, обусловливается маршрут движения, затем обеспечивается безопасность перемещения и сохранность, потом заправка горючим транспортных средств в дороге, далее надзор за движением подвижного состава и соблюдением графика перемещения. Разгрузка подвижного состава содержит: ознакомление грузополучателя с товарно-транспортными бумагами и соответствии им груза; пересчет или взвешивание груза; обнаружение потери либо порчи; приготовления к выгрузке и напрямую сама разгрузка.
Железнодорожные пути представлены главным звеном в транспортной системе государственной экономики. Надежная деятельность отрасли означает необходимое требование сохранения общего финансового пространства и единства страны, проведения экономических реформ и расширения интернациональных финансовых взаимосвязей.
1.2 Достоинства и недостатки железнодорожного транспорта. Сферы взаимодействия и конкуренции с другими видами транспорта.
У каждого вида транспорта есть свои достоинства и недостатки, которые должны учитываться при выборе наиболее эффективного вида транспорта. Выбор эффективного вида транспорта в условиях конкуренции осуществляется при помощи технико-экономических расчетов с учетом конкретных требований рынка на перевозки. При эксплуатации железнодорожного транспорта необходимо учитывать следующие достоинства:
? низкая себестоимость транспортировки позволяет эффективно перевозить по железной дороге большие партии грузов на большие расстояния, особенно при наличии скидок на предоставляемые услуги;
? независимость от природных условий. Современная техника позволяет прокладывать железные дороги в любых районах страны, но в то же время строительство и эксплуатация железных дорог в горах значительно дороже, чем на равнинах. Около 70% железных дорог в стране имею подъемы от 6 до 10%, а на Урале встречаются подъемы от 12 до 17%;
? наиболее высокая скорость доставки грузов и более короткий путь транспортировки по сравнению с речным и морским транспортом;
? удобная и простая организация проведения погрузо-разгрузочных и перегрузочных работ;
? минимальная продолжительность перевозки на расстояниях свыше 500 км;
? высокая безопасность перемещения и более низкий уровень ущерба окружающей среде;
? регулярность перевозок;
? массовость перевозок и высокая провозная способность;
? высокая маневренность в использовании подвижного состава (возможность регулировки вагонного парка, изменения направления грузопотоков и т.д.).
Помимо достоинств железнодорожного транспорта у него так же имеются и недостатки:
? низкая транспортная доступность грузополучателей и грузоотправителей по железной дороге. Заказчик иногда вынужден нанимать автомобильный транспорт, чтобы перевезти свой товар до нужного места, а это порой увеличивает стоимость перевозки;
? железные дороги являются крупным потребителем металла (на 1 км пути более 100 т.);
? железнодорожный транспорт является очень трудоемкой отраслью, производительность труда которой ниже, чем на морском, воздушном и трубопроводном транспорте;
? риски хищения и потерь грузов, их повреждения, зачастую это обусловлено особенностями технологических процессов (например, сцепкой вагонов);
? несвоевренно проведенный ремонт вагонов приводит к изношенности подвижного состава.
Железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы Российской Федерации, так же он призван взаимодействовать с другими видами транспорта, чтобы качественно обеспечивать во внутренних и в международных сообщениях потребности населения в перевозках и услугах, функционирование всех отраслей экономики и национальную безопасность государства, формирование рынка перевозок и связанных с ним услуг, эффективное развитие предпринимательской деятельности.