Глава 1. Государственная собственность и её значение для национальной экономики
1.1. Понятие и виды государственной собственности.
В современном государстве отношения государственной собственности определяют конкурентоспособность национальной экономики в мире, а также создают стабильность государственного управления, стабильность экономического роста и социальную справедливость.
В большинство случаях подходы к изучению сущности государственной собственности и ее интерпретации существенно различаются. Некоторые подходы к трактовке понятия государственной собственности представляют особый интерес при изучении государственной собственности как научной категории:
-ресурсный;
-функциональный;
-институционально-правовой.
С точки зрения ресурсного подхода под государственной собственностью понимается - природные ресурсы и недвижимость. Таким образом, государственная собственность можно приравнять ее к материальному содержанию. С точки зрения функционального подхода определение государственной собственности проявляется в возможности обозначения ее содержания через социально-экономический процесс, который реализует определенные интересы. «Государственная собственность при таком подходе выступает как процесс, реализующий национальные интересы ». Но также и в интересах отдельных групп, граждан.
«Государственная собственность является одной из функциональных форм собственности, целью которой является обеспечение стратегических интересов государства, целостности жизнеобеспечения государства, роста социального благосостояния и стратегии развития ».
Ресурсы (собственность, неимущественные права, деньги и т. д.), которые принадлежат государству являются неотъемлемой частью государственной собственности.
С точки зрения институционально-правового подхода особое внимание уделяется официальному закреплению государства как субъекта собственности на общественные блага. Здесь государственная собственность рассматривается прежде всего, как право этой собственности. Сущность государственной собственности понимается как совокупность правил и норм, которые регулируют и защищают доступ государства к определенному набору ценностей. Разработка, принятие,
внедрение и защита этих норм и правил связаны с транзакционными издержками.
«В целом государственная собственность - это одна из форм собственности, субъектом которой является государство, а объектом-природные ресурсы, земля, материальные ресурсы, здания, финансы, ювелирные изделия, информация, культурные и духовные ценности».
Учет этих характеристик необходим на любом этапе процесса управления государственной собственностью, так как позволяет рассматривать государственную собственность как ресурсы государства.
Теперь поговорим о видах государственной собственности.
Можно сказать, что государственная собственность является самой древней, и появилась одновременно с возникновением государства. Но в те времена она распространялась только на властные структуры.
«Можно выделить три виды государственной собственности в России: федеральную, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную». (в соответствии со схемой №1)
Схема 1. Виды государственной собственности
К федеральной собственности относятся:
«-объекты, составляющие основу национального богатства страны;
-объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач;
-объекты оборонного производства;
-объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства.
К собственности субъектов федерации:
-имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в статьях 26.2, 26.3, 26.3-1 настоящего Федерального закона;
-имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в пунктах 7, 7.1 и 8 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, в случаях, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, предусматривающими передачу осуществления полномочий;
-имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации;
-имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления, которых предоставлено органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами».
К муниципальной собственности:
- имущество, принадлежащее городскому населению и дополнительным образованиям;
- имущество, находящееся в муниципальной собственности, передается муниципальным предприятиям и учреждениям во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом;
- средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или иного муниципального образования.
«Соответствуя «ГК РФ Статья 214. Право государственной собственности», гласит, что государственная собственность делится на:
1.Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации);
2. Земля и другие природные ресурсы, которые не находятся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью;
3. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа».
Таким образом, под государственной собственностью понимается совокупность социально-экономических отношений, где главную роль играет такой субъект, как государство. Все вышеперечисленные виды государственной собственности отражают общезначимые отношения, связанные с производством, перераспределением, распределением, обменом и потреблением материальных и духовных благ на всех уровнях государственной системы.
1.2. Этапы и формы развития государственной собственности.
«Исторически первой формой собственности была коллективная (общинная или родовая) собственность. В связи с общественным разделением труда, появлением имущественного неравенства возникла частная собственность, и только позднее, с появлением государства, появилась государственная собственность».
Основной формой собственности было государство и община земельный участок обусловлен тем, что до конца ХХ в. Россия была аграрной страной, где собственность преобладала при более слабом развитии частной собственности на землю.
Россия была аграрной страной, где значительную долю занимали также Монастырская собственность. В конце XIX века. существовала корпоративная форма собственности.
Что касается правового регулирования деятельности государства, то оно существенно отражено в "Русской правде", а затем и в "Судебнике" 1947 и 1950 годов. Здесь охранялась частная собственность государства, но государство могло его и ограничить.
В XVI веке появился первый государственный орган управления — это дворцовый приказ. На самом деле, он размещал государственный указ у частных лиц. В то же время, жители городов пользовались преимуществами, которые также включали в себя освобождение от уплаты государственных пошлин, предоставление бесплатного питания и некоторая сумма денег.
Стоит отметить, что сам термин "собственность" в России начинает использоваться только при Екатерине II, а до этого использовались такие понятия, как "покупка", "Отечество", "приданое", "рыбалка», "владение".
В этот период государственная собственность имела большое значение для функционирования предприятий, расположенных в госимуществе, а также их фактический вывод из сферы товарно-денежных отношения. Государственные предприятия были в полном составе в основном крупные предприятия, которые требовали больших инвестиции не были прибыльными, но они были необходимы для того, чтобы военная безопасность страны.
Еще одной особенностью этого периода является его большое влияние государства на экономику через экономическую политику. Вмешательство вклад государства в экономику осуществлялся всеми возможными способами: за счет бюджетных расходов на развитие отдельных отраслей промышленности, таможни политика и гарантированные государственные заказы.
Таким образом, развитие стадий государственной собственности
свидетельствует о совершенствовании национальной экономики страны.