Глава 1. Теоретический вопросы экспортного потенциала России
1.1 Содержание и сущность экспортного потенциала
Одной из основоположных форм экономических отношений между странами является внешняя торговля. Смысл торговли заключается в обмене готовыми ресурсами между национальными хозяйствами.
Экспортирование товаров решает проблемы рыночной экономике, такие как противоречия между производителем и потребителем. Но иногда эти разногласия переходят в мирохозяйственную сферу, которые выражаются в большой конкуренции.
Основными характеристиками международной торговли являются:
1) реализуются все формы мировых связей — вывоза кaпитaлa, производственной кooперации, научнo-техническoгo сотрудничества;
2) Объем проданных товаров, определяет динамику международного обмена услугами;
3) рост и углубление международные хозяйственные связи являются задатком международной экономической интеграции;
4) разделение труда и обхват больших хозяйственных связей.
Составными частями экспортного потенциала являются производственный, трудовой, научно-технический, инвестиционный, информационный потенциалы.
Экспортный потенциал — потенциальная способность, возможность данной страны экспортировать имеющиеся у нее или производимые ресурсы, продукты. [1]
Развитие происходит по законам, нормам и условиям указанных государством в различных документациях. Они должны стать средством реализации конкурентоспособности экономики в международном разделении труда, содействовать эффективному и стабильному экономическому росту. В связи с этим основной и наиболее сложной проблемой является развитие и расширение в стране потенциальной экспортной продукции. Это ключ к определению количественного и качественного роста внешней торговли в будущем, степени и эффективности международного экономического разделения в условиях быстро растущей глобализации мировой экономики и мировых экономических отношений.
Серьезные изменения в мировом экспорте, произошедшие в последние десятилетия прошлого века, заставляют уточнить вышеупомянутый экспортный потенциал. Коммерческие услуги, затронутые быстрым развитием научно-технического прогресса, особенно информационных и коммуникационных технологий, стали неотъемлемой частью мирового и национального экспорта наряду с сырьевым компонентом. Общая стоимость экспорта стала делиться на товары и продукцию.
Экспортный потенциал основан на национальных сравнительных преимуществах национальной экономики, ее секторов, секторов, отраслей и предприятий (крупные природные ресурсы, география, инфраструктура и другие доступные типы, высокая производительность труда и т. д.), а также новых конкурентных преимуществах, не основанных на научно-техническом прогрессе.
Формирование экспортного потенциала страны весьма сложный процесс. Управление эффективностью формирования и развития экспортного потенциала страны представляет собой многоуровневую систему приложений макро, мезо и микросреды, направленных на достижение максимально возможного результата деятельности на зарубежных рынках.
«Камолов С.Г. под экспортным потенциалом понимает способность экономической системы производить товары, технологию и услуги, конкурентоспособные на мировых рынках при достигнутом уровне развития ресурсов, производительных сил, науки, сервисно-сбытовой инфраструктуры и системы валютно-финансовой поддержки экспорта» [4].
Различают следующие уровни экспортного потенциала:
? экспортный потенциал страны (национальной экономики);
? экспортный потенциал отрасли;
? экспортный потенциал организации;
? экспортный потенциал ресурса (продукции).
Таким образом, выявление различных уровней экспортного потенциала позволяет систематически понимать его сущность и обосновывать возможность использования его не только в качестве качественного признака, но и в качестве количественного показателя и помогает лучше планировать успешную и долгосрочную оценку эффективности. внешнеэкономической деятельности.
Поэтому экспортный потенциал экономики открывает возможности развития на внешнем рынке в зависимости от наличия ресурсов и возможности их мобилизации. Слово «потенциал» уже имеет определенное «будущее». Конкурентоспособность является понятием текущего положения на рынке, текущее состояние, возможности уже реализованы. [7] Нынешняя конкурентоспособность экспорта во многом определяет экспортный потенциал этой страны на мировом рынке, а также является способом достижения конечной цели достижения высокого и устойчивого экономического роста при высокой занятости и социальной помощи. Высокий экспортный потенциал страны на мировом рынке также является необходимым условием повышения национальной конкурентоспособности.
1.2 Экспортный потенциал России
Россия в последние годы значительно ослабла по сравнению с рынком, она также обладает новыми технологическими возможностями с сопоставимыми национальными преимуществами и потенциалом для интеллектуального, научного и технического накопления. Структура экспорта имеет определенную культурную природу: ее динамика определяется возможностями и условиями продажи трех товаров - нефти, нефтепродуктов и природного газа.
Одним из важных направлений экономической политики Российской Федерации на данном этапе является развитие экспорта, увеличение доли продуктов с высокой степенью переработки и повышение конкурентоспособности российской продукции. внешний рынок.
Необходимость увеличения экспортного потенциала Российской Федерации объясняется важностью экспорта как фактора развития национальной экономики. В целях повышения заинтересованности производителей экспортной продукции в развитии и использовании экспортного потенциала государство предлагает поддержку посредством тарифного и нетарифного регулирования, льготных налогов и кредитов, государственной поддержки экспортных операций и других средств государственного регулирования.
Особый интерес вызывает деятельность экспортных кредитных агентств (ЭКА) [8]. Отдел предлагает клиентам страховые или юридические консультации от финансовых учреждений в стране их происхождения. В стране-импортере не застрахован или подвергается штрафам продавца; кредиты для импорта оплачиваются иностранным правительством является обязательной, и для гарантии импорта в иностранной валюте предоставляется государственная гарантия. Согласно определению теста, эта часть гарантии становится гарантией по иностранным налоговым долгам перед зарубежными странами.
Другим распространенным способом поддержки глобального экспорта является агентств по продвижению экспорта (АПЭ). АПЭ стремится помочь экспортерам найти рынки для своей продукции и предоставить информацию о продуктах, найденных здесь. Спрос на различных экспортных рынках относится к категории экспортных возвратов в рамках деятельности Министерства экономического развития.
Другим способом стимулирования государственных продаж является использование системы налогового кредитования экспортеров по НДС. Во всех странах-экспортерах отечественные экспортеры могут использовать продукты, приобретенные на внутреннем рынке, бесплатно или с помощью местного налогоплательщика, что создает некоторую конкурентоспособность для хороших продуктов на мировом рынке. Есть два основных налоговых льготы для иностранцев: система налогового кредитования экспортеров и система возмещения, уплаченного. [11]
Так же необходимо обратить внимание на нетарифное регулирование экспорта, к которому относится квотирование и лицензирование.
Квотирование - контроль внешней торговли путем ограничения экспорта отечественной продукции на определенный период и объем. Квоты делятся на глобальные и индивидуальные. Глобальная квота - ограничивает количество и цену товаров, экспортируемых с течением времени, независимо от страны экспорта. Такие квоты используются редко и рискуют потерять рынок импортера. Единая квота - устанавливается ниже мировой квоты; В прошлом году произошел сбой, который включал импортные акции или обязательство покупать определенные товары (на основе двусторонних соглашений). Например, в большинстве случаев отдельные квоты являются сезонными. на определенное количество времени. Лицензии могут быть неотъемлемой частью независимых нормативных квот и ресурсов. Лицензирование является важной формой экспортного контроля. Контролировать экспорт товаров для военных и вторичных целей (товары, доступные для мирных и военных целей), которые могут поставить под угрозу национальную или международную безопасность.
Еще один вариант предоставления государственной помощи по ценам, метод тарифного регулирования. При экспорте товары экспортируются из России во все страны, где облагаются таможенные пошлины без исключения и ставки экспортной пошлины и одинаковы во всех странах мира. Российский таможенный тариф содержит перечень товаров с таможенными пошлинами, а также список бесплатных товаров. Задача назначения экспорта: организация экономической политики, связанной с экономикой и адаптация к условиям мирового рынка. Экспортные налоги делают экспорт более дорогим и иногда более прибыльным, чем продажа предметов домашнего обихода. Это может привести к ограничениям экспорта.
Нормативно-правовое отношения внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций представляется следующими документациями.
- ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.03 г. № 173-ФЗ.
Здесь описываются основные принципы валютных операций в стране, полномочия и функции органов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в части владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также их ответственность за соблюдение валютного законодательства.
- ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».
В нем раскрыты принципы реализации валютных операций в стране, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, а также права, обязанности и ответственность юридических и физических лиц в сфере валютных операций.
- Ст. 5 п.1. Закона устанавливает, что органами валютного регулирования в РФ являются ЦБ РФ и Правительство РФ.
ЦБ РФ определяет и устанавливает единые для всех нормы учета и отчетности по валютным операциям. Также установление порядка и сроков их представления, подготовка и публикация статистической информации по валютным операциям.
В 1995 г. подписано Соглашение об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств-участников СНГ. Оно представляет собой договоренность его сторон на предмет поставок товаров, предоставления услуг в рамках совместной производственной кооперации и специализации производства и целых отраслей.
Самым главным законодательным актом, регулирующий экспорт, являются Закон РФ «О таможенном тарифе» и Таможенный кодекс. Закон РФ «О таможенном тарифе» признает приоритет международного права над национальным в области внешней торговли. Таможенный кодекс РФ впервые четко регламентировал правовую основу внешнеэкономических отношений в стране, установил механизм и порядок таможенного контроля.
Развития экспорта прописаны в различных актах и нормативах, таких как:
- Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 14 марта 2008 г. N 119 «Об утверждении стратегии развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 года»;
- Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2008 г. N100 «О порядке осуществления государственной корпорацией» устанавливает единые правила страхования экспортных кредитов.
- «Концепции внешней политики РФ», утверждена 12.07.2008 № ПР-1440 и «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года» от 17.11.2008 года № 1662-р.