ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИ ВОПРОСЫ НАЗНАЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
§ 1. Основания и порядок применения уголовного наказания в виде лишения свободы в Азербайджане и России
В Уголовном кодексе Азербайджанской республики изменилась идео-логическая сущность концепции уголовного законодательства, базирующе-гося на качественно иных, чем ранее, ценностных ориентирах и идейных установках. Это обусловлено переходом к демократическому правовому обществу, где задачи уголовного права в корне меняются. Современной правовой доктриной декларируется, что в центре уголовной политики оказывается человек, защита его жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства, охрана его собственности.
В новом Уголовном кодексе последовательно реализовывались две общемировые тенденции развития уголовного права: смягчение ответственности за преступления, не представляющие большой общественной опасности и совершенные впервые, с одновременным ужесточением наказания за наиболее опасные и распространенные преступления, а также в отношении рецидива преступлений.
Уголовный кодекс 1999 года содержит ряд новых положений, которыми должны руководствоваться суды при решении вопроса о назначении наказания. В отличие от ранее действовавшего уголовного законодательства, несколько сужены рамки судебного усмотрения при назначении наказания. Но это не умаляет роль суда при решении вопроса о назначении наказания, а повышает ответственность судей за строгое применение норм Общей части Уголовного кодекса как дополнительной гарантии назначения законного и справедливого наказания лицам, признанным виновными в совершении преступления.
Необходимо отметить, что восстановление социальной справедливости (ст. 41 УК АР) как цели уголовного наказания впервые определено в национальном уголовном законодательстве. Профессор А.В. Наумов справедливо отмечает, что «правовое отражение справедливости (а уголовно - правовое - тем более) не ограничивается ее экономическим содержанием. Право фиксирует определенный уровень прав и обязанностей человека. Нарушение их, т.е. нарушение права, всегда есть нарушение справедливости» . Разумеется, не все нарушенные преступлением права и свободы человека могут быть восстановлены с помощью репрессивного потенциала. Если имущественные уголовно - правовые санкции (штраф, конфискация имущества) носят восстановительный характер, то восстановление социальной справедливости в связи с совершением, например, посягательств на жизнь и здоровье человека не может привести к восстановлению фактически утраченной жизни потерпевшего, утраты здоровья и т.п. Вместе с тем восстановление социальной справедливости, заложенное в его уголовном наказании и связанное с его карательным содержанием, не означает, что наказание преследует цель кары по отношению к преступнику. Наказание, даже самое суровое, применяется не для того, чтобы причинить осужденному моральные и физические страдания. Поэтому судам надо это учитывать, решая вопрос о целесообразности избрания лишения свободы и его продолжительности с точки зрения исправления осужденного.
Лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию - поселение или помещения в исправи-тельную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. Лица, осужденные к лишению свободы, не достигшие к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, помещаются в воспитательные колонии общего или усиленного режима (ч.1 ст. 55 УК АР).
В теории уголовного права нет единого определения содержания наказания в виде лишения свободы, так В.М. Здравомыслов считает, что содержание этого одного из наиболее суровых видов наказаний состоит в принудительной изоляции осужденного путем помещения его в предназначенные для этого учреждения на срок, установленный приговором суда, со специальным режимом содержания.
Другие авторы считают, что сущность лишения свободы заключается в характере, т.е. в определенных законом правоограничениях, которые не могут сводится только к лишению осужденного права на передвижение, распоряжаться собой. Основным элементом объема карательного воздействия, заложенного в лишении свободы, является его продолжительность, которая определяет величину моральных и физических страданий, применяемых наказаниям к осужденным.
Лишение свободы устанавливается на срок от трех месяцев до 15 лет (ст.55 УК АР). В случае замены исправительных работ или ограничения свободы лишением свободы оно может быть назначено на срок менее трех месяцев. В случае частичного или полного сложения сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более пятнадцати лет, а по совокупности приговоров ? более двадцати лет (ч.4 ст. 55 УК АР).
Лишение свободы обладает большим числом правоограничений для осужденного, а следовательно, повышенной по отношению к другим видам наказания репрессивностью. Оно предусматривается в законе и применяется судом, в случаях совершения тяжких и особо тяжких преступлений, к лицам, ранее осуждавшимся к этому наказанию, к рецидивистам и т. п.
Лишение свободы должно назначаться в качестве наказания, когда це-ли наказания не могут быть достигнуты более мягкими мерами уголовно-правового воздействия, наказание лица возможно в условиях строгой изоляции и специального режима.
Содержание лишения свободы как способа воздействия на осужденного, закрепленного в уголовном законе и могущего быть примененным судом, конкретизируется уголовно-исполнительным законодательством, которым в соответствии с п. 3 ст. 2 КИН АР «устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам».
При этом уголовно-исполнительное законодательство не может усиливать карательный потенциал наказания, предусмотренный уголовным законом.
Если мы обратимся к истории мировой правовой мысли, то, например, у Ч. Беккариа можно найти весьма интересные рассуждения о преступлениях и наказаниях, многие из которых справедливы и сегодня. Он пишет, что законы являются условиями, на которых люди, до того независимые и жившие в одиночку, объединились в общество, утомясь от постоянной войны и свободы, бесполезной, потому что не обеспеченной. Всякое наказание, не вытекающее из абсолютной необходимости, является, как говорит великий Монтескье, тираническим. Это положение может быть выражено более общим образом: всякое проявление власти человека над человеком, не вытекающее из абсолютной необходимости, является тираническим. Таким образом, вот на чем основывается право суверена карать за преступления: на необходимости защищать хранилище общего блага от посягательств отдельных лиц. И чем более священна и неприкосновенна безопасность, чем больше свободы сохраняет суверен за подданными, тем справедливее наказание.
Лишение свободы как и любое другое наказание, предусмотренное уголовным законодательством применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступленийЧ.Беккариа по этому поводу писал, что цель наказаний, по его мнению, заключается не в истязании и мучении человека и не в том, чтобы сделать несуществующим уже совершенное преступление, а только в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу и удержать других от совершения того же. Поэтому следует употреблять только такие наказания, которые при сохранении соразмерности с преступлениями производили 6ы наиболее сильное и наиболее длительное впечатление на душу людей и были 6ы наименее мучительными для тела преступника.
Восстановление социальной справедливости путем наказания осуж-денного осуществляется применительно к обществу в целом, так и к потер-певшему в частности. Социальная справедливость в обществе восстанавливается в возможных пределах: государство частично возмещает причиненный ущерб за счет штрафа, конфискации имущества, принудительных работ исполняемых осужденными во время отбывания наказания в виде лишения свободы и других видов наказания; граждане убеждаются в том, что государство способно обеспечить наказание преступника, и наказывает его в соответствии с законом, исходя из рациональных и социопсихологических соображений, то есть, учитывая начала гуманизма, соразмерности, эффективности. По отношению к потерпевшему социальная справедливость восстанавливается путем защиты его законных интересов и прав, нарушенных преступлением. Реализуя эту цель, наказание (речь идет о лишении свободы) должно обеспечить возможность возмещения причиненного вреда и в возможных пределах – соразмерность лишения или ограничения прав и свобод осужденного страданиям потерпевшего, которые он вынужденно потерпел вследствие совершенного преступления. При этом нужно учитывать, что наказание не ставит перед собой цель причинения страдания осужденным.
Исправление осужденного соответствует цели специального предупре-ждения преступлений. Она достигается, когда осужденный не совершает но-вых преступлений. Цель исправления осужденного не направлена на дости-жение таких результатов, как перевоспитание осужденного в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам человеческого общежития, хотя и предполагает использование любых законных и разумных средств позитивного изменения личности и социальных связей осужденного.
Для достижения данной цели, то есть специального предупреждения преступлений, наказание должно действовать на осужденного наряду с ины-ми правовыми и не правовыми средствами. Эффективность достижения дан-ной цели выражается в соотношении общего и специального рецидива.
Существуют и другие понятия эффективности наказания, и в частности лишения свободы. Так В.Е. Южанин считает, что эффективность наказания – это степень реального обеспечения безопасности общества. Кроме того, как отмечал, М.Д. Шаргородский на эффективность уголовного наказания влияют:
- соответствие уголовного запрета объективным закономерностям, су-ществующим в обществе;
- соблюдение принципов уголовного права;
- неотвратимость наказания, что определяется степенью раскрываемо-сти преступления, обеспечением кратчайшего срока от совершения преступ-ления до наказания за него;
- стабильностью уголовной политики;
- законностью и обоснованностью судебных приговоров.
Что же касается предупреждения совершения новых преступлений, то это относится к тем лицам, к которым наказание не применялось. То есть неотвратимость наказания должна удерживать социально-неустойчивых ин-дивидов от попыток совершения преступлений.
Важным для достижении целей лишения свободы и его эффективности является соблюдение принципов дифференцированного назначения этого сурового вида наказания, обеспечение раздельного содержания различных категорий осужденных, в целях недопущения криминального влияния одних осужденных на других.
Принцип дифференциации наказания является одним из основопола-гающих в современной уголовной доктрине. В уголовном законе перечисляются места отбывания лишения свободы и виды учреждений: уголовно-исполнительные учреждения-поселения, уголовно-исполнительные учреждения общего, строгого и особого режима и тюрьмы (ст. 56 УК АР, ст. 15 КИН АР).Лица, осужденные к лишению свободы, которым к моменту вынесения судом приговора не исполнилось 18 лет, помещаются в воспитательные колонии общего или усиленного режима.
Ранее все виды колоний, в которых отбывалось лишение свободы, а также тюрьмы объединялись термином «исправительно-трудовые учрежде-ния». В УК РФ 1996 г. термин «трудовые» исключен, хотя, по существу, принудительный труд является составной частью данного вида наказания.
Закон четко и дифференцированно определяет, кто (какие категории) из осужденных к лишению свободы должны отбывать наказание в том или ином учреждении (ст. 55 УК АР), определяется, что наказание назначается: лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, —в уголовно-исполнительных учреждениях-поселениях; лицам, впервые осужденным к лишению свободы за совершение умышленных преступлений, не представляющих большую общественную опасность или менее тяжких и тяжких преступлений, а также лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок свыше пяти лет, — в уголовно-исполнительных учреждениях общего режима;лицам, впервые осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, а также при рецидиве преступлений, то есть если осужденный ранее отбывал лишение свободы, и женщинам при особо опасном рецидиве преступлений — в уголовно-исполнительных учреждениях строгого режима; при особо опасном рецидиве преступлений, а также при замене пожизненного лишения свободы лишением свободы на определенный срок, — в уголовно-исполнительных учреждениях особого режима;лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, — в тюрьмах (ст. 56 УК АР).
Закон устанавливает также, что если лицо осуждается на срок свыше 5 лет за совершение особо тяжкого преступления, а также в случаях особо опасного рецидива, ему может быть назначено отбывание срока наказания в тюрьме. Стало быть, для отбывания части срока наказания в тюрьме условиями являются:
а) осуждение за совершение особо опасного преступления;
б) осуждение на срок свыше 5 лет.
Закон не указывает, какая часть срока должна отбываться в тюрьме, и этот вопрос, очевидно должен решаться судом с учетом обстоятельств кон-кретного уголовного дела и личности осужденного.
Уголовный закон лишь определяет срок лишения свободы, виды мест отбывания этого наказания, категории осужденных, которые должны отбы-вать его в том или ином учреждении, и условия направления в определенный вид места лишения свободы.