Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Изменение вида исправительного учреждения в процессе отбывания наказания в виде лишения свободы

cool_lady 1800 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.02.2021
Актуальность рассматриваемой проблемы определяется также и тем, что изменение условий отбывания наказания осужденных (как в пределах одного и того же ИУ, таки путем изменения вида ИУ) представляет собой один из основных институтов уголовно-исполнительного законодательства, регулирующего исполнение лишения свободы. Эффективность указанного правового института должна определяться способностью взаимодействоватьс другими институтами уголовно-исполнительного права, сходными посвоим задачам, по правовой и социальной природе: условно-досрочное освобождение от наказания; замена наказания в виде лишения свободы более мягким наказанием. Актуальность рассматриваемой проблемы определяется также и тем, что изменение вида исправительного учреждения в процессе отбывания наказания в виде лишения свободы, представляет собой один из узловых институтов уголовно-исполнительного права. Изложенные выше соображения определили выбор темы дипломной работы. Объект исследования - общественные отношения, возникающие по поводу применения к осужденным института изменения вида исправительного учреждения в процесс отбывания наказания в виде лишения свободы, путем перевода их из одного исправительного учреждения в другое иного вида режима. Предметом исследования являются международные документы по вопросам исполнения наказаний, нормы уголовного и уголовно-исполнительного законодательства России и Азербайджана, регулирующие порядок и условия исполнения и отбывания лишения свободы, изменение его карательной сущности путем изменения осужденному вида исправительного учреждения. Цель исследования состоит в изучении функционирования института изменения вида ИУ в процессе отбывания наказания в виде лишения свободы путем перевода осужденных в исправительное учреждение иного вида и разработке на этой основе конкретных путей повышения эффективности его реализации. Достижение цели осуществляется постановкой и реализацией следую-щих задач: - определить сущность, содержание и цели лишения свободы; - осуществить анализ порядка исполнения наказания в виде лишения свободы; - определить место и роль учреждений, исполняющих лишение свободы в уголовно-исполнительной системе России и Азербайджана; - раскрытие социально-правовой природы института изменения вида исправительного учреждения для лиц, осужденных к лишению свободы; - изучение правового регулирования изменения вида исправительного учреждения; - определение путей эффективности применения института изменения условий отбывания наказания путем перевода в ИУ другого вида режима. Методология и методы исследования. Методологическую и теоретическую основу исследования составляют диалектический метод познания, общетеоретические положения философии и социологии. Теоретическую основу исследования составили теоретические работы по уголовному и уголовно-исполнительному праву, криминологии, пенитенциарной психологии и педагогике. В процессе исследования использовались следующие методы: истори-ческий (при изучении вопроса о месте исправительной колонии общего ре-жима в системе исправительных учреждений); сравнительно-правовой (при анализе новых и ранее действующих уголовно-правовых норм, а также норм уголовно-исполнительного законодательства); конкретно-социологический, основанный на выборочном изучении с помощью анкетирования осужденных, отбывающих лишение свободы. В качестве нормативной базы использовались Конституции Россий-ской Федерации и Азербайджанской Республики, международно-правовые акты и обязательства, принятые на себя Азербайджаном, действующее уго-ловное, уголовно-исполнительное, уголовно-процессуальное, трудовое, гражданское законодательство Российской Федерации и Азербайджанской Республики, подзаконные нормативные акты, регулирующие порядок и условия исполнения наказаний в исправительных учреждениях, порядок из-менения вида ИУ и другие нормативные акты по рассматриваемой проблеме. Соискатель в своей работе опирался на результаты исследований в области уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии таких ученых, как Ю.М. Антонян, М.М. Алиев, М.Ю. Гусейнов, В.И. Гуськов, М.Г. Детков, Б.В. Здравомыслов, А.И. Зубков, Игнатенко, Ю.А. Кашуба, М.П. Мелентьев, А.С. Михлин, А.Е. Наташев, А.Л. Ременсон, А.П. Скиба, Н.А. Стручков, В.И. Селиверстов, Г.А. Туманов, В.А. Уткин, В.А. Фефелов, В.Е. Южанин, М.Д. Шаргородский, А.В. Шамис, И.В. Шмаров и других. Научная новизна дипломного исследования обусловлена его объектом и предметом, предложениями и выводами, сформированными в работе. Новизну дипломного исследования определяет также сравнительно-правовое исследование особенностей изменения вида исправительного учреждения в России и Азербайджане, характеристика форм его организационно-правового обеспечения. Также новизне отвечают положения, выносимые на защиту: 1. В целях непрерывности и высокой эффективности результатов вос-питательного воздействия, оказываемых на осужденных в исправительных учреждениях, а также наиболее действенной адаптации осужденных к но-вым условиям и сокращения допущенных ими нарушений установленного порядка отбывания наказания, нецелесообразно изменять вид исправитель-ного учреждения в порядке поощрения, посредством перевода осужденных в колонии-поселения, оставшийся срок уголовного наказания которых менее одного года. 2. Учитывая, характер и степень общественной опасности совершен-ных преступлений, совершенных лицами, содержащимися в исправительных учреждениях строгого режима, а также с целью сокращения совершения ими новых преступлений, применять для данной категории лиц, условно-досрочное освобождение только после реализации целей института изменения вида исправительного учреждения посредством перевода в колонию-поселения. 3. С целью сокращения правонарушений в исправительных учрежде-ниях, в отношении определенной категории лиц, возвращенных судом на прежние виды режимов за злостные нарушения установленного порядка от-бывания наказания, и вновь своим поведением и отношением к труду, заслуживающим положительной характеристики снятием всех имеющихся взыскания с содержанием в облегченных условиях отбывания наказания, с оставшимся сроком уголовного наказания более одного года, шире использовать предоставление им повторной возможности изменения условий отбывания наказания посредством перевода в колонию-поселения. Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что на основе выводов и рекомендаций по результатам изучения правоприменительной деятельности исправительных учреждений уточняются отдельные положения норм уголовно-исполнительного права и вносятся предложения по их совершенствованию. Эмпирический материал может быть использован при совершенствовании действующего уголовно-исполнительного законодательства. Результаты исследования также можно использовать в научной работе, учебном процессе, в системе служебной подготовки сотрудников исправительных учреждений Азербайджана и России.
Введение

Актуальность темы исследования. В современных условиях требуется постоянная координация законотворческой и правоприменительной деятельности с учетом существующих реалий, состояния преступности, ее общественной опасности. И одним из важнейших направлений является повышение эффективности использования уголовно-правовых санкций. Должно быть обеспечено жесткое репрессивное воздействие на лиц, виновных в совершении тяжких преступлений, и одновременно широкое применение более мягких видов наказания за совершение преступлений небольшой тяжести. В последнее время суды стали чаще применять лишение свободы как наиболее строгий вид наказания к членам организованных преступных групп и сообществ, лицам, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления. Но размер наказания зачастую не соответствует тяжести совершенных преступлений. При его назначении необходимо руководствоваться проверенным веками принципом: наказание должно быть достаточно строгим, способным удержать самого преступника от рецидива, а также других неустойчивых членов общества от нарушения уголовного закона. Исправительные учреждения (УОН в Азербайджане), выполняя важ-ную государственную задачу по исправлению осужденных, в своей практи-ческой деятельности применяют эффективные средства воздействия на них, которые стимулируют социально-полезную деятельность, способствуют формированию у этих лиц позитивных качеств и свойств. Одним из таких средств воздействия на личность является институт изменения условий отбывания наказания в виде лишения свободы. Процесс исполнения наказания, исправления осужденных по своей сущности и со-держанию является не только правовым, но и педагогическим процессом, он обеспечивает наряду с достижением кары, реализацию воспитательной функции права. В этой связи исследование института изменения условий от-бывания наказания осужденных только в чисто юридическом аспекте не может полностью раскрыть возможности нормативно-правовых предписаний данного института, их стимулирующую роль в достижении целей уголовного наказания в местах лишения свободы. Поэтому изучение данной меры нужно производить комплексно во взаимосвязи и взаимообусловленности правового социально-психологического и педагогического аспектов. Процесс исправления осужденных по своему содержанию, методике его осуществления не может быть одинаков применительно к различным категориям осужденных. Он требует четко дифференцированного и индивидуализированного карательно-воспитательного воздействия. Одним из основных направлений его реализации является изменение объема правоограничений путем перевода в другие условия отбывания наказания.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИ ВОПРОСЫ НАЗНАЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ § 1. Основания и порядок применения уголовного наказания в виде лишения свободы в Азербайджане и России……………………………………9 § 2. Характеристика учреждений, создаваемых в России и Азербайджане для отбывания лишения свободы ……………………………………………...17 § 3. Классификация изменения условий отбывания лишения свободы……..31 ГЛАВА II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВИДА ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ § 1. Основания перевода осужденных в иные исправительные учреждения..38 § 2. Изменение правового положения осужденных при переводе в учреждения с иным видом режима …………………......................................47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….61 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………64 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….72
Список литературы

I. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ 1.1. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993. 64 с. 1.2. Конституции Азербайджанской Республики. Баку, 1995. 69с. 1.3. Декларация прав человека и гражданина РСФСР // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. 1.4. Европейская конвенция о защите прав и основных свобод // Права человека: Сборник международных документов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 1.5. Рекомендация R (82) 17 Комитета Министров государствам-участницам относительно представления краткосрочных отпусков заключенным (1982) // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М.: Спарк, 1998. 1.6. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. № 33. Ст. 1316, 1317. 1.7. Уголовный кодекс Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 2018. 224 с. 1.8. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (в ред. Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 58-ФЗ) // Рос.газ. – 1997. – 16 янв. 1.9. Уголовный кодекс Азербайджанской республики. Баку: Юриспру-денция, 2018. 203 с. 1.10. Кодекс по исполнению наказаний Азербайджанской республики. Баку: Юриспруденция, 2018. 119 с. 1.11. Государственная программа по развитию органов юстиции Азер-байджана на 2018-2023г.г // Новости-Азербайджан.http://xronika.az/azerbaijan-news/11660-v-techenie-dvux-let-v-azerbajdzhane-budut.html. 1.12. Инструкция по организации начального профессионального образования осужденных в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Приложение к приказу Минобразования России и МВД России от 22 ноября 1995 г. № 592/446. 1.13. Об утверждении Инструкции об организации воспитательной ра-боты с осужденными в воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации:Приказ Минюста России от 28 февраля2000 г. № 77. 1.14. Об утверждении перечня профессий для профессиональной подготовки в профессиональных училищах осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях: Приказ Минюста России и Минобразования России от 6 декабря 2000 г. № 3526/377. 1.15. Об утверждении Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные ИУ: Приказ Минюста России от 1 декабря 2005 г. № 235 // Бюл. норм.актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 51. 1.16. Об утверждении Положения о группе социальной защиты осуж-денных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы: Приказ Минюста России от 30 декабря 2005 г. № 262. 1.17. Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы: Приказ Минюста России от 12 декабря 2005 г. № 238. 1.18. Об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы: Приказ Минюста России от 21 ноября 2005 г. № 223. 1.19. Об утверждении Положения об отряде осужденных исправитель-ного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний: Приказ Ми-нюста России от 30 декабря 2005 г. № 259. 1.20. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений:Приказ Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295 // Бюл. Министерства юстиции Российской Федерации. 2016. № 12. 1.21. Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы: Приказ Минюста России от 13 января 2006 г. № 2. 1.22. Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колония и тюрьмах уголовно-исполнительной системы: Приказ Минюста России и Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 61/70. II. КНИГИ 2.1. Антонян Ю. М. Наказание и исправление преступников. М. ВНИИ МВД РФ, 1992.-338. 2.19. Бриллиантов А.В. Дифференциация наказания и степень исправления осужденных к лишению свободы. Монография. М.: ВНИИ МВД России.1997.с132. 2.20. Бриллиантов, А. В., Курганов, С. И. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации [Текст] :учебник / А. В. Бриллиантов, С. И. Курганов, под ред. А. В. Бриллиантова. 2-е изд. М. : Проспект, 2015 2.21. Бриллиантов А. В. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации, постатейный : с учетом практики Европей-ского суда по правам человека, Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ / А. В. Бриллиантов, С. И. Курганов; под ред. А. В. Бриллиантова ; Академия Генеральной прокуратуры РФ. - 2-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект,2016. С.83-84. 2.2. Васильев А.И., Саблина Л.С. Применение основных средств ис-правления и перевоспитания осужденных. М.ВНИИ МВД СССР, 1983.-48 с. 2.3. Гернет М.Н. История царской тюрьмы. Из.2. М. Т.1 с.90. 2.4. Гришко А.Я., Захаров А.А., Иванов В.Д.,. Шилов А.И, Россий-ское уголовно-исполнительное право: Курс лекций. Под ред. Докт. юридич. Наук, проф. О.В. Филимонова.- М.: ЮИ МВД России, 2009.-с.316. 2.5. Детков М.Г. Тюрьмы, лагеря и колонии Росиии. М.: Вердикт-1М, 1999.-с. 448. 2.6. Елеонский В.А. Поощрительные нормы уголовного права и их значение в деятельности органов внутренних дел. Хабаровск: ВШ МВД СССР, 1984. -108 с. 2.7. Зубков А.И. Уголовно-исполнительное право. - М.: Издательская группа НОРМА- ИНФРА. М, 2000.- 224с. 2.8. Зубков А.И. Карательная политика России на рубеже тысячилетий. –М.: PRI, 2000.-84с. 2.9. Китрова Е.В., Кузьмин В.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания. М.: Проспект, 2012. 2.10. Маслов В.В., Бондарцова Ю.Л. Воспитательная работа с осуж-денными: Учеб.пособие. Самара, 2015. С.89?101; 2.11. Михайлов В.И. Проблемы деятельности исправительных учре-ждений и основные направления их реализации: Монография. Уфимский юрид. институт. Уфа, 1997. С. 143. 2.12. Михлин А.С. Общая характеристика осужденных. М.: ВНИИ МВД СССР, 1991.-с.12. 2.13. Назначение и исправление преступников. Под ред.проф. Ю.М. Антоняна: Пособие.- М.: НИИ МВД РФ, 1992.-392 с. 2.14. Наташев А.Е. Принципы советского исправительно-трудового права. М. ВНИИ МВД СССР.1972.с.39. 2.15. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов. Под ред. Док. Филол. Наук, проф. Н.Ю. Шведовой,- 16-е изд.,- М.: Рус.яз., 2000.-797с. 2.16. Рассказов Л.П., Упоров И.В. Лишение свободы в России: истоки, развитие, перспективы. Краснодар,1999.-с.490. 2.17. Рудый А.А. Доклад на расширенном заседании коллегии ФСИН России 15.03.2019. // http:// http:// /fsin/college/. 2.18. Сборник нормативных документов и методических рекоменда-ции по организации воспитательной работы с осужденными в исправитель-ных учреждениях. Права человека. М. 2000. 2.19. Стручков Н.А. Проблемы науки исправительно-трудового права в свете нового исправительно-трудового законодательства. Учебное пособие. Научно-исследовательский и редакционно-издательский отдел Высшей школы МВД СССР.М.: 1972.-165с. 2.20. Селиверстов В.И. Теоретические проблемы правового положения лиц, отбывающих наказание. М.: Академия МВД РФ, 1992. 2.21. Стерн В. Грех против будущего. Тюремное заключение в мире. М.: PRI, 2000. 2.22. Ткачевский Ю.М. Прогрессивная система исполнения наказаний. М., 2011. 2.23. Уголовно-исполнительное право России. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. В.И. Селиверстова М. Юристъ, 2015. 2.24. Шамис А.В. Основные средства карательно-воспитательного воздействия на осужденных и механизм их реализации в исправитель¬ ных учреждениях. - М.: НИИ МВД России, 1996. - 64 с. 2.14. Шмаров И.В., Мелентьев М.П. Дифференциация исполне-ния наказания в исправительно-трудовых учреждениях. Пермь: Управление внутренних дел Пермской области МВД СССР, 1971.-165с. III. СТАТЬИ 3.1. Авдеев, В. А. Стратегические направления государственно-правовой политики РФ в сфере противодействия рецидивной преступности на федеральном и региональном уровнях [Текст] / В. А. Авдеев, О. А. Авдеева // Стратегические направления противодействия преступности на национальном и транснациональном уровнях : сборник научных трудов по материалам международной конференции 21 мая 2018 г. / под науч. ред. В. А. Авдеева, С. В. Розенко. – Ханты-Мансийск, 2018. C. 100–110. 3.2. Антонян Ю.М. Гуманизм и перестройка деятельности ИТУ.// Проблемы исполнения уголовных наказаний: Сб. науч. тр. – Рязань: РВШ МВД России, 1991. 3.3. Ашин А. А. Ресоциализация осужденных к лишению свободы в условиях современной России / А.А. Ашин // Правовая политика и правовая жизнь. 2015. № 2. С. 74 – 79. 3.4. Барабанов Н., Панкратов В., Старков В. Теоретические и при-кладные аспекты предупреждения криминальной деятельности осужденных в исправительных учреждениях // Человек: преступление и наказание. Вестник Академии права и управления Минюста России, 2001. № 2. 3.5. Березиков С.В. Проблемы совершенствования стимулирующих основ исправительного процесса осужденных к лишению свободы // Пробе-лы в российском законодательстве. 2012. № 1. С. 136. 3.6. Епанешников В.С. Понятие дисциплинарного проступка осуж-денного к лишению свободы и его закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве // Административное право и процесс, 2012, N 7. 3.7. Казак И.Б. Меры дисциплинарного воздействия, применяемые к осужденным, злостно нарушающим установленный порядок отбывания наказания // Человек: преступление и наказание. Вестник Академии права и управления Минюста России, 2014. № 1. 3.8. Маликов Б. Роль государства в формировании и реализации уго-ловно-исполнительной политики обеспечения прав человека в исправитель-ных учреждениях.// Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2002.№8. 3.9. Попов В.В. Актуальные вопросы научного и научно-методического обеспечения организации воспитательной работы с осужден-ными.// Состояние и перспективы научного обеспечения организации воспитательной работы с осужденными. (Материалы научно-практической конференции) – Вологда: ВИПЭ Минюста России,2001. 3.10. Южанин В.Е. Реализуемость наказания в виде лишения сво-боды / наказание: законность, гуманизм / Материалы международной научно-практической конференции. Рязань: РВМ МВД РФ, 1994. 193 с. 3.11. Яковлева Л.В. Совершенствование порядка изменения условий содержания осужденных в пределах одной исправительной колонии // Ре-форма уголовно-исполнительной системы и ее правовое обеспечение. Сбор-ник научных трудов. М.: ВНИИ МВД РФ, 1993. АВТОРЕФЕРАТЫ. ДИССЕРТАЦИИ 4.1. Бабаян С.Л. Правовое регулирование применения мер поощрения и взыскания в воспитательном воздействии на осужденных к лишению свободы: Дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2003. 224 с. 4.2. Бебенин В. Г. Образовательная деятельность как средство ис-правления и последующей социальной адаптации осужденных к лишению свободы :Автореф. … докт. пед. наук. – М., 2008. 4.3. Березиков С.В. Правовые и организационные аспекты обеспече-ния эффективности дифференциации условий отбывания наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. 32 с. 4.4. Дроздов А.И. Изменение условий отбывания лишения свободы в механизме ресоциализации осужденных: Дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2010. 211 с. 4.5. Зверева О.Н. Реализация принципа индивидуализации наказания при исполнении лишения свободы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2005. 30 с. 4.6. Рябинин А.А.. Дифференциация и индивидуализация наказания в виде лишения свободы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени докт. юрид. наук. М. 1995. С.47. 4.7. Синичкин А.А. Оценка степени исправления осужденных к ли-шению свободы: Дис. канд. юрид. наук. Чебоксары, 2013. 4.8. Шамис А.В. Основные средства карательно-воспитательного воздействия на осужденных и механизм их реализации в исправительных учреждениях. Диссертация на соискание ученой степени доктора юрид. наук в виде научного доклада, выполняющего функции также автореферата. М.1995.с.54. 4.9. Шевченко А.Е. Прогрессивно-регрессивная система исполнения уголовных наказаний: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Краснодар: Крас-нодарский юридический институт МВД России, 2002.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИ ВОПРОСЫ НАЗНАЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ § 1. Основания и порядок применения уголовного наказания в виде лишения свободы в Азербайджане и России В Уголовном кодексе Азербайджанской республики изменилась идео-логическая сущность концепции уголовного законодательства, базирующе-гося на качественно иных, чем ранее, ценностных ориентирах и идейных установках. Это обусловлено переходом к демократическому правовому обществу, где задачи уголовного права в корне меняются. Современной правовой доктриной декларируется, что в центре уголовной политики оказывается человек, защита его жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства, охрана его собственности. В новом Уголовном кодексе последовательно реализовывались две общемировые тенденции развития уголовного права: смягчение ответственности за преступления, не представляющие большой общественной опасности и совершенные впервые, с одновременным ужесточением наказания за наиболее опасные и распространенные преступления, а также в отношении рецидива преступлений. Уголовный кодекс 1999 года содержит ряд новых положений, которыми должны руководствоваться суды при решении вопроса о назначении наказания. В отличие от ранее действовавшего уголовного законодательства, несколько сужены рамки судебного усмотрения при назначении наказания. Но это не умаляет роль суда при решении вопроса о назначении наказания, а повышает ответственность судей за строгое применение норм Общей части Уголовного кодекса как дополнительной гарантии назначения законного и справедливого наказания лицам, признанным виновными в совершении преступления. Необходимо отметить, что восстановление социальной справедливости (ст. 41 УК АР) как цели уголовного наказания впервые определено в национальном уголовном законодательстве. Профессор А.В. Наумов справедливо отмечает, что «правовое отражение справедливости (а уголовно - правовое - тем более) не ограничивается ее экономическим содержанием. Право фиксирует определенный уровень прав и обязанностей человека. Нарушение их, т.е. нарушение права, всегда есть нарушение справедливости» . Разумеется, не все нарушенные преступлением права и свободы человека могут быть восстановлены с помощью репрессивного потенциала. Если имущественные уголовно - правовые санкции (штраф, конфискация имущества) носят восстановительный характер, то восстановление социальной справедливости в связи с совершением, например, посягательств на жизнь и здоровье человека не может привести к восстановлению фактически утраченной жизни потерпевшего, утраты здоровья и т.п. Вместе с тем восстановление социальной справедливости, заложенное в его уголовном наказании и связанное с его карательным содержанием, не означает, что наказание преследует цель кары по отношению к преступнику. Наказание, даже самое суровое, применяется не для того, чтобы причинить осужденному моральные и физические страдания. Поэтому судам надо это учитывать, решая вопрос о целесообразности избрания лишения свободы и его продолжительности с точки зрения исправления осужденного. Лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию - поселение или помещения в исправи-тельную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. Лица, осужденные к лишению свободы, не достигшие к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, помещаются в воспитательные колонии общего или усиленного режима (ч.1 ст. 55 УК АР). В теории уголовного права нет единого определения содержания наказания в виде лишения свободы, так В.М. Здравомыслов считает, что содержание этого одного из наиболее суровых видов наказаний состоит в принудительной изоляции осужденного путем помещения его в предназначенные для этого учреждения на срок, установленный приговором суда, со специальным режимом содержания. Другие авторы считают, что сущность лишения свободы заключается в характере, т.е. в определенных законом правоограничениях, которые не могут сводится только к лишению осужденного права на передвижение, распоряжаться собой. Основным элементом объема карательного воздействия, заложенного в лишении свободы, является его продолжительность, которая определяет величину моральных и физических страданий, применяемых наказаниям к осужденным. Лишение свободы устанавливается на срок от трех месяцев до 15 лет (ст.55 УК АР). В случае замены исправительных работ или ограничения свободы лишением свободы оно может быть назначено на срок менее трех месяцев. В случае частичного или полного сложения сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более пятнадцати лет, а по совокупности приговоров ? более двадцати лет (ч.4 ст. 55 УК АР). Лишение свободы обладает большим числом правоограничений для осужденного, а следовательно, повышенной по отношению к другим видам наказания репрессивностью. Оно предусматривается в законе и применяется судом, в случаях совершения тяжких и особо тяжких преступлений, к лицам, ранее осуждавшимся к этому наказанию, к рецидивистам и т. п. Лишение свободы должно назначаться в качестве наказания, когда це-ли наказания не могут быть достигнуты более мягкими мерами уголовно-правового воздействия, наказание лица возможно в условиях строгой изоляции и специального режима. Содержание лишения свободы как способа воздействия на осужденного, закрепленного в уголовном законе и могущего быть примененным судом, конкретизируется уголовно-исполнительным законодательством, которым в соответствии с п. 3 ст. 2 КИН АР «устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам». При этом уголовно-исполнительное законодательство не может усиливать карательный потенциал наказания, предусмотренный уголовным законом. Если мы обратимся к истории мировой правовой мысли, то, например, у Ч. Беккариа можно найти весьма интересные рассуждения о преступлениях и наказаниях, многие из которых справедливы и сегодня. Он пишет, что законы являются условиями, на которых люди, до того независимые и жившие в одиночку, объединились в общество, утомясь от постоянной войны и свободы, бесполезной, потому что не обеспеченной. Всякое наказание, не вытекающее из абсолютной необходимости, является, как говорит великий Монтескье, тираническим. Это положение может быть выражено более общим образом: всякое проявление власти человека над человеком, не вытекающее из абсолютной необходимости, является тираническим. Таким образом, вот на чем основывается право суверена карать за преступления: на необходимости защищать хранилище общего блага от посягательств отдельных лиц. И чем более священна и неприкосновенна безопасность, чем больше свободы сохраняет суверен за подданными, тем справедливее наказание. Лишение свободы как и любое другое наказание, предусмотренное уголовным законодательством применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступленийЧ.Беккариа по этому поводу писал, что цель наказаний, по его мнению, заключается не в истязании и мучении человека и не в том, чтобы сделать несуществующим уже совершенное преступление, а только в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу и удержать других от совершения того же. Поэтому следует употреблять только такие наказания, которые при сохранении соразмерности с преступлениями производили 6ы наиболее сильное и наиболее длительное впечатление на душу людей и были 6ы наименее мучительными для тела преступника. Восстановление социальной справедливости путем наказания осуж-денного осуществляется применительно к обществу в целом, так и к потер-певшему в частности. Социальная справедливость в обществе восстанавливается в возможных пределах: государство частично возмещает причиненный ущерб за счет штрафа, конфискации имущества, принудительных работ исполняемых осужденными во время отбывания наказания в виде лишения свободы и других видов наказания; граждане убеждаются в том, что государство способно обеспечить наказание преступника, и наказывает его в соответствии с законом, исходя из рациональных и социопсихологических соображений, то есть, учитывая начала гуманизма, соразмерности, эффективности. По отношению к потерпевшему социальная справедливость восстанавливается путем защиты его законных интересов и прав, нарушенных преступлением. Реализуя эту цель, наказание (речь идет о лишении свободы) должно обеспечить возможность возмещения причиненного вреда и в возможных пределах – соразмерность лишения или ограничения прав и свобод осужденного страданиям потерпевшего, которые он вынужденно потерпел вследствие совершенного преступления. При этом нужно учитывать, что наказание не ставит перед собой цель причинения страдания осужденным. Исправление осужденного соответствует цели специального предупре-ждения преступлений. Она достигается, когда осужденный не совершает но-вых преступлений. Цель исправления осужденного не направлена на дости-жение таких результатов, как перевоспитание осужденного в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам человеческого общежития, хотя и предполагает использование любых законных и разумных средств позитивного изменения личности и социальных связей осужденного. Для достижения данной цели, то есть специального предупреждения преступлений, наказание должно действовать на осужденного наряду с ины-ми правовыми и не правовыми средствами. Эффективность достижения дан-ной цели выражается в соотношении общего и специального рецидива. Существуют и другие понятия эффективности наказания, и в частности лишения свободы. Так В.Е. Южанин считает, что эффективность наказания – это степень реального обеспечения безопасности общества. Кроме того, как отмечал, М.Д. Шаргородский на эффективность уголовного наказания влияют: - соответствие уголовного запрета объективным закономерностям, су-ществующим в обществе; - соблюдение принципов уголовного права; - неотвратимость наказания, что определяется степенью раскрываемо-сти преступления, обеспечением кратчайшего срока от совершения преступ-ления до наказания за него; - стабильностью уголовной политики; - законностью и обоснованностью судебных приговоров. Что же касается предупреждения совершения новых преступлений, то это относится к тем лицам, к которым наказание не применялось. То есть неотвратимость наказания должна удерживать социально-неустойчивых ин-дивидов от попыток совершения преступлений. Важным для достижении целей лишения свободы и его эффективности является соблюдение принципов дифференцированного назначения этого сурового вида наказания, обеспечение раздельного содержания различных категорий осужденных, в целях недопущения криминального влияния одних осужденных на других. Принцип дифференциации наказания является одним из основопола-гающих в современной уголовной доктрине. В уголовном законе перечисляются места отбывания лишения свободы и виды учреждений: уголовно-исполнительные учреждения-поселения, уголовно-исполнительные учреждения общего, строгого и особого режима и тюрьмы (ст. 56 УК АР, ст. 15 КИН АР).Лица, осужденные к лишению свободы, которым к моменту вынесения судом приговора не исполнилось 18 лет, помещаются в воспитательные колонии общего или усиленного режима. Ранее все виды колоний, в которых отбывалось лишение свободы, а также тюрьмы объединялись термином «исправительно-трудовые учрежде-ния». В УК РФ 1996 г. термин «трудовые» исключен, хотя, по существу, принудительный труд является составной частью данного вида наказания. Закон четко и дифференцированно определяет, кто (какие категории) из осужденных к лишению свободы должны отбывать наказание в том или ином учреждении (ст. 55 УК АР), определяется, что наказание назначается: лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, —в уголовно-исполнительных учреждениях-поселениях; лицам, впервые осужденным к лишению свободы за совершение умышленных преступлений, не представляющих большую общественную опасность или менее тяжких и тяжких преступлений, а также лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок свыше пяти лет, — в уголовно-исполнительных учреждениях общего режима;лицам, впервые осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, а также при рецидиве преступлений, то есть если осужденный ранее отбывал лишение свободы, и женщинам при особо опасном рецидиве преступлений — в уголовно-исполнительных учреждениях строгого режима; при особо опасном рецидиве преступлений, а также при замене пожизненного лишения свободы лишением свободы на определенный срок, — в уголовно-исполнительных учреждениях особого режима;лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, — в тюрьмах (ст. 56 УК АР). Закон устанавливает также, что если лицо осуждается на срок свыше 5 лет за совершение особо тяжкого преступления, а также в случаях особо опасного рецидива, ему может быть назначено отбывание срока наказания в тюрьме. Стало быть, для отбывания части срока наказания в тюрьме условиями являются: а) осуждение за совершение особо опасного преступления; б) осуждение на срок свыше 5 лет. Закон не указывает, какая часть срока должна отбываться в тюрьме, и этот вопрос, очевидно должен решаться судом с учетом обстоятельств кон-кретного уголовного дела и личности осужденного. Уголовный закон лишь определяет срок лишения свободы, виды мест отбывания этого наказания, категории осужденных, которые должны отбы-вать его в том или ином учреждении, и условия направления в определенный вид места лишения свободы.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 62 страницы
1500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 61 страница
1500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 65 страниц
1500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg