Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Развитие ассертивности подростков с низким уровнем уверенности в себе

cool_lady 1500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 60 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.02.2021
Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) содержит 62 страницы, 50 использованных источников, 3 приложения. Данная бакалаврская работа посвящена изучению особенностей и динамики развития ассертивности подростков с низким уровнем уверенности в себе. Бакалаврская работа включает описание особенностей ассертивности подростков, проведение и анализ эмпирического исследования, разработку и апробацию программы по развитию ассертивности подростков. В работе предложены психолого-педагогические рекомендации по развитию уверенности в себе у подростков с низким уровнем ассертивности. Объектом исследования является развитие ассертивности у подростков. Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально апробировать программу занятий, направленную на развитие ассертивности у подростков с низким уровнем уверенности в себе. В процессе работы использовались теоретические методы (анализ, синтез, обобщение); эмпирические методы (Тест-опросник «Исследование уровня ассертивности» (модифицированный В. Каппони, Т. Новак)); метод математической статистики – U – критерий Манна-Уитни. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведенной работы на формирующем этапе эксперимента по развитию ассертивности у подростков с низким уровнем уверенности в себе. Степень внедрения – частичная. Область применения – результаты, полученные в ходе исследования, можно учитывать в работе с подростками по обеспечению благоприятных межличностных отношений со сверстниками и взрослыми.
Введение

Актуальность исследования. Подростковый возраст уже много лет привлекает пристальное внимание психологов. У истоков многообразных теорий, рассматривающих подростковый возраст, стояли такие зарубежные и отечественные ученые, как И. С. Кон, Ж. Пиаже, Ф. Райс, Д. И. Фельдштейн, З. Фрейд, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, М. С. Лисецкий, А. Е. Личко, В. С. Мухина, Л. Ф. Обухова и многие другие. К настоящему времени исследователями получен большой теоретический и эмпирический материал об особенностях подростков, о специфике их идеалов, интересов, нравственных представлений, мотивов деятельности и по многим другим вопросам, что создало необходимую базу для многопланового изучения этого важнейшего этапа психического развития. Поскольку в подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение со сверстниками, для подростка все, что связано с межличностными отношениями в группе является максимально значимым и эмоционально нагруженным. Поэтому несформированность уверенности в себе как способа адекватного взаимодействия со сверстниками и показателя достаточной развитости коммуникативных навыков, способствует дезадаптированности подростка в социальной сфере и может явиться условием формирование отклоняющихся форм поведения, таких как изоляция, аддикция. Эта проблема способствует фрустрации и формированию личностной тревожности у подростков. Проблемами ассертивного поведения занимались Е. Кристофф, А. Ланге, А. Лазарус, В. Ромек и другие психологи. Изучение феномена ассертивности позволяет получать данные о возможностях управления мнениями людей и аудиторией, о приемах отстаивания своей позиции. Данная работа призвана рассмотреть развитие ассертивности подростков с разным уровнем уверенности в себе. Объект: развитие ассертивности у подростков. Предмет: развитие ассертивности у подростков с низким уровнем уверенности в себе. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать программу занятий, направленную на развитие ассертивности у подростков с низким уровнем уверенности в себе. Задачи: 1) осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; 2) выявить особенности развития ассертивности у подростков; 3) подобрать методики и провести опытно-экспериментальное исследование ассертивности подростков; 4) спроектировать и апробировать программу развития ассертивности подростков с низким уровнем уверенности в себе; 5) осуществить оценку эффективности разработанной программы, направленной на развитие ассертивности у подростков с низким уровнем уверенности в себе. Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что спроектированная программа развивающих занятий, направленных на развитие у подростков коммуникативных навыков и коррекцию межличностных отношений в группе сверстников, позволит повысить уровень ассертивности подростков с низким уровнем уверенности в себе. Для подтверждения выдвинутой гипотезы в соответствии с целью и задачами исследования использовались следующие методы: ? теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; ? эмпирические: тест-опросник «Исследование уровня ассертивности» (модифицированный В. Каппони, Т. Новак); ? математической и статистической обработки данных (в том числе U – критерий Манна-Уитни). Методологическую основу исследования составили научные труды, раскрывающие особенности развития ассертивности на разных возрастных этапах (К. Келли, Д. Вольпе, А. Лазарус, Е. Крукович и др.). Практическая значимость работы заключается в том, что спроектированная программа развивающих занятий может быть применена для развития ассертивности подростков с низким уровнем уверенности в себе педагогами-психологами общеобразовательных организаций. Опытно-экспериментальная база: исследование проводилось на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40» г. Саранска. В исследовании приняли участие 60 подростков (учащиеся 9-х классов). Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Содержание

Введение…………………………………………………................................... 1 Теоретический анализ проблемы развития ассертивности у подростков … 1.1 Современные подходы к изучению ассертивности в психолого-педагогической литературе …….....................................………………… 1.2Особенности развития ассертивности у подростков .............……….. 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию ассертивности у подростков с низким уровнем уверенности в себе ………………………… 2.1 Исследование исходного уровня развития ассертивности у подростков………………………………………………………………..... 2.2 Проектирование и реализация программы развития ассертивности у подростков с низким уровнем уверенности в себе .................…………... 2.3 Влияние разработанной программы на повышение уровня ассертивности у подростков с низкой уверенностью в себе ….................. Заключение………………………………………………..……………………. Список использованных источников………..……………………................... Приложение А «Тест-опросник Исследование уровня ассертивности»….. Приложение Б «Конспекты занятий, направленных на развитие ассертивности подростков с низким уровнем уверенности в себе»............ Приложение В «Сравнительный анализ различий показателей ассертивности подростков экспериментальной и контрольной групп на этапах контрольного эксперимента по методике «Исследование уровня ассертивности» с помощью U-критерия Манна-Уитни».....................................
Список литературы

1. 18 программ тренингов: руководство для профессионалов / ред. В. А. Чикер. – СПб. : Речь, 2007. – 368с. 2. Алберти, Р. Самоутверждающее поведение. Распрямись! Выскажись! Возрази! / Р. Алберти, М. Эммонс ; пер. с англ. М. В. Горшкова. – СПб. : «Академический проект», 1998. – 190 с. 3. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – М. : Наука, 2008. – 339 с. 4. Анасов, В. Д. Исходные посылки проблематики информационно-психологической безопасности / В. Д. Анасов, В. Е. Лепский // Проблемы информационно-психологической безопасности. – М. : Институт психологии РАН, 2006. – С. 7–11. 5. Андронникова, О. О. Психологическая безопасность образовательной среды вуза [Электронный ресурс] / О. О. Андронникова. – М. : Сфера. – URL: http:// info@obrazovanie9.ru. 6. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн. –СПб. : Питер, 2004. – 271с. 7. Баев, Н. Н. Психологические ресурсы защищённости студентов как показатель психологической безопасности личности [Электронный ресурс] / Н. Н. Баев, И. А. Баева // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – 2013. – № 1. – С. 87–94. 8. Баева, И. А. Общепсихологические категории в пространстве образовательной среды / И. А. Баева. – М. : Наука, 2008. – 192 с. 9. Баева, И. А. Психологическая характеристика образовательной среды: диагностика и оценка / И. А. Баева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2002. – № 3. – Т. 2. – С. 16–25. 10. Бишоп, С. Тренинг ассертивности / С. Бишоп. – СПб. : Питер, 2001. –208 с. 11. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. – М. : Педагогика, 1982. – С. 56–61. 12. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович / под ред. Д. И. Фельдштейна. – М. : Институт практической психологии, 1995. – С. 352. 13. Ванакова, Г. В. Развитие ассертивности как показателя жизнестойкости личности / Г. В. Ванакова// Среднее профессиональное образование. – 2013. – № 10. – С. 34–37. 14. Воробьева, И. В. Психотехнологии развития личности: учеб. пособие / И. В. Воробьева, О. Н. Шахматова. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. – 103с. 15. Гаязова, Л. А. Личностные особенности пожилого человека, обеспечивающие его защищённость от психологического насилия в ближайшем социальном окружении : дис. ... канд. психол. наук / Лариса Альфисовна Гаязова. – СПб., 2007. – 163 с. 16. Гончаров, С. З. Уверенность в себе как важное качество личности / С. З. Гончаров, Е. В. Казанцева // Образование и наука. – 2004. – №5. – С.69-73. 17. Грецов, А. Г. Психологические тренинги с подростками / А. Г. Грецов. – СПб. : Питер, 2008. – 368с. 18. Грецов, А. Г. Тренинговые технологии развития уверенного поведения подросткоа и молодежи / А. Г. Грецов // Адаптивная физическая культура . – 2008. – № 2. – С. 15–20. 19. Дельгадо, X. Мозг и сознание / X. Дельгадо. – М. : Наука, 1971. – 264 с. 20. Джеймс, У. Психология / У. Джеймс. – М. : Педагогика. 1991. – 369 с. 21. Ефимова, В. М. Психофизиологические особенности подростка / В. М. Ефимова, Ю. М. Гавриленко. – Симферополь : АнтиквА, 2006. – 48 с. 22. Захаров, А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А. И. Захаров. – М. : Просвещение, 1980. – 128 с. 23. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2001. – 752 с. 24. Кабаченко, Т. С. Психология управления : учеб. пособие / Т. С. Кабаченко. – М. : Наука, 2010. – 384 с. 25. Каппони, В. Как делать все по-своему, или Ассертивность – в жизнь / В. Каппони, Т. Новак. – СПб. : Питер, 1995. – 186 с. 26. Каппони, В. Сам себе психолог / В. Каппони, Т. Новак. – СПб. : Питер, 1994. – 220с. 27. Кондакова, И. В. Личностные ресурсы психологической защищённости взрослых, переживших насилие в детстве : дис. … канд. психол. наук / Ирина Владимировна Кондакова. – СПб., 2012. – 195 с. 28. Коробкова, Т. А. Ассертивность как вид педагогической коммуникации / Т. А. Коробкова. – Н. Новгород : ВИПИ, 2000. – С.138–139. 29. Краснянская, Т. М. Психология самообеспечения безопасности: феноменология, механизмы, стратегии : дис. … д-ра психол. наук / Татьяна Максимовна Краснянская. – Таганрог, 2006. – 373 с. 30. Лаптева, В. Ю. Психологические особенности подростков с разным уровнем защищённости от психологического насилия в образовательной среде : дис. ... канд. психол. наук / Вера Юрьевна Лаптева. – СПб., 2010. – 182 с. 31. Лобанова, А. В. Изучение факторов, обеспечивающих психологическую безопасность личности подростков / А. В. Лобанова, Л. С. Музыченко // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. – 2012. – № 2. – С. 12–18. 32. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб., 2001. – 478 с. 33. Петровский, А. В. О психологии личности / А. В. Петровский. – М. : Просвещение, 1971. – 311 с. 34. Пичугова, В. А. Психологическое сопровождение адаптации подростков, проживающих на территориях с особыми условиями : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Валентина Александровная Пичугова. – СПб., 2010. – 26 с. 35. Полякова, О. Б. Особенности стрессоустойчивости будущего педагога / О. Б. Полякова // Мир психологии. – 2008. – № 4. – С. 64–75. 36. Прихожан, А. М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе / А. М. Прихожан. – М. : Сфера. 2000. – 198 с. 37. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. –СПб. : Питер, 2003. – 1096с. 38. Психология безопасности как теоретическая основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии / под ред. И. А. Баевой. – СПб., 2007. – 288 с. 39. Психолого-педагогический практикум / Под ред. В. А. Сластенина. –М. : Академия, 2006. – 224с. 40. Ромек, В. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / В. Г. Ромек, Е. И. Крукович. – СПб. : Речь, 2004. – 256с. 41. Ромек, В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях / В. Г. Ромек. – СПб. : Речь, 2003. – 286с. 42. Сартан, Г. Н. Психотренинги по общению учителей и старшеклассников / Г. Н. Сартан. – М. : Смысл, 1993. – 32с. 43. Смит, М. Дж. Тренинг уверенности в себе: комплекс упражнений для развития уверенности / пер. с англ. В. Путяты. – 2002. – С. 244. 44. Современный психологический словарь / Ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 490с. 45. Стрельцова, И. П. Представления подростков и юношей о трудных ситуациях и стратегиях совладающего поведения в них : дис. ... канд. психол. наук / Ирина Петровна Стрельцова. – М., 2003. – 192 с. 46. Фенстерхэйм, Д. Не говори «ДА», если хочешь сказать «НЕТ»: секреты психологии для всех / Д. Фенстерхэйм. – М. : ВЕЧЕ, 1997. – 400с. 47. Шевлекова, В. И. Ассертивное поведение и его роль в педагогическом взаимодействии / В. И. Шевлекова, А. А. Абросимова // Прикладная психология. Психолог в системе образования. Материалы Региональной науч.-практ. конф. для практикующих психологов, молодых ученых и студентов, 3-10 окт. 2007г. – Екатеринбург, 2007. – 142с. 48. Шейнов, В. П. Детерминанты ассертивного поведения / В. П. Шейнов// Психологический журнал. – 2015. – Т. 36. – № 3. – С. 28–37. 49. Шепелева, Л. Н. Программы социально-психологических тренингов / Л. Н. Шепелева. – СПб. : Питер, 2006. – 426с. 50. Шлыкова, Н. Л. Психологическая безопасность субъекта профессиональной деятельности : дис. … д-ра психол. наук / Наталья Леонидовна Шлыкова. – М., 2004. – 332 с.
Отрывок из работы

1 Теоретический анализ проблемы развития ассертивности у подростков 1.1 Современные подходы к изучению ассертивности в психолого-педагогической литературе Ассертивность – термин, заимствованный из английского языка, где он выступает производным от глагола assert – настаивать на своем, отстаивать свои права. В обыденной речи употребляется редко, но в психологическом жаргоне с недавних пор утвердился довольно прочно. В русский язык (точнее - в лексикон российских психологов) термин проник в середине 90-х, после публикации популярной книжки чешских авторов В. Каппони и Т. Новака «Как делать все по-своему» (в оригинале – «Ассертивность – в жизнь») [16, с. 9]. Чешские авторы сами позаимствовали это слово из английских источников, а переводчик с чешского на русский завершил внедрение заокеанского термина на европейскую почву. Как и во множестве подобных случаев, слово, использованное для определения психологического феномена, приобрело более определенное и специфическое значение, нежели в обыденной, житейской лексике. Под ассертивностью стала пониматься личностная черта, которую можно определить как автономию, независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение [16, с. 138-139]. Концепция ассертивности оформилась в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века в трудах американского психолога А. Солтера и впитала в себя ключевые положения входившей в ту пору в моду гуманистической психологии (в частности, противопоставление самореализации и бездушного манипулирования людьми), а также трансактного анализа. В теории А. Солтера, ассертивное поведение рассматривается как оптимальный, самый конструктивный способ межличностного взаимодействия в противовес двум самым распространенным деструктивным способам –манипуляции и агрессии [по 6]. В настоящее время под ассертивностью понимают уверенность в себе, готовность принимать самостоятельные решения по поводу собственной жизни и нести всю полноту ответственности за их последствия. Уверенность в себе, как ощущение возможности достичь поставленных перед собой целей, мы можем рассматривать как отдельный компонент сознания или измерение «образа Я», наряду с устойчивостью, самоуважением и кристаллизацией. Прояснить структурные характеристики уверенности в себе помогает модель М. Розенберга, включающая в себя измерения, характеризующие отдельные компоненты или «образ Я»: устойчивость (стабильность или изменчивость представления индивида о себе и своих свойствах); уверенность в себе (ощущение возможности достичь поставленных перед собой целей); самоуважение (принятие себя как личности, признание своей социальной и человеческой ценности); кристаллизацию (лёгкость или трудность изменения индивидом представления о себе). Уверенность в себе, как ощущение возможности достичь поставленных перед собой целей, рассматривается как отдельный компонент сознания или измерение «образа я», наряду с устойчивостью, самоуважением и кристаллизацией [по 15]. А. Адлер считал, что уверенным может стать только неуверенный в себе человек. Благодаря теории А. Адлера понятие «комплекс неполноценности» стало популярным, основой большинства расстройств личности признавалось чувство неполноценности. Человек, презирающий самого себя, склонен действовать иначе, чем тот, кто гордится собой. Он формирует Я - концепцию и оценивает самого себя. В настоящее время эти идеи приобретают актуальность, в связи с выдвижением на уровне государственной важности вопросов валеологии и толерантности общества [по 31]. Идеи самовыражения и признания личности первичной реальностью и, высшей духовной ценностью содержатся в философских трудах: Н. А. Бердяева, И. Канта, В. Лейбница, Б. Спинозы. Психологические механизмы уверенности в себе помогает понять системно-динамическая теория Р. Х. Шакурова [по 30]. Р. Х. Шакуров исходит из того, что главную роль в динамизации и структурировании деятельности играют барьеры. «Психологические барьеры – это внешние и внутренние препятствия, сопротивляющиеся проявлениям жизнедеятельности субъекта, его активности» [по 30, с. 21]. Концептуальная модель динамической структуры деятельности включает четыре фазы: ориентировочная фаза – программирование – фаза реализации программы – контрольно-корректировочная фаза. Суть этих фаз состоит в следующем. Первая фаза – ориентировочная. Ее развертывание начинается под влиянием ценностно-информационного барьера, то есть препятствия в виде отсутствия предмета потребности (ценности) и информации о возможности его найти в данной ситуации. Этот барьер дает толчок к поисково-аналитическим действиям, назначение которых состоит в установлении ценностного тезауруса данной ситуации. Первый элемент такого действия – оценка барьера с точки зрения его преодолимости (прогноз), которая осуществляется на основе предыдущего жизненного опыта. Она включает и оценку собственных возможностей субъекта к преодолению этого барьера. Второй элемент поисково-аналитических действий – пробуждение ожидания, то есть надежды, веры в возможность преодоления барьера, а именно обнаружения необходимой ценности, удовлетворяющей потребность. Оптимистический прогноз и надежда на успех приводят в действие механизм принятия решения – о начале поисковых действий. В результате поисковых действий у субъекта формируется оперативный образ ситуации, карта ценностей. Выявленные ценности вызывают у личности определенный интерес, желание, влечение. Таким образом, первоначальная форма проявления – неудовлетворенность – трансформируется в результате поисковых действий в интерес, желание, влечение. Этим завершается первая фаза деятельности – ориентировка в новой ситуации. Вторая фаза – программирование. Мотивационной основой ее являются подготовленные на предыдущей фазе интерес, желание и влечение. Но они становятся реальным мотивом только пройдя через призму динамизирующего механизма. Таковым на данной фазе является барьер неопределенности: субъект испытывает интерес к ценностям, но не имеет конкретных целей и плана действий по их достижению. Этот барьер вызывает необходимость в действиях по целеполаганию и планированию, в результате которых субъект формулирует цель и составляет план по ее достижению. В свою очередь, цель и план вызывают трансформацию потребности – интересы и желания превращаются в стремление и намерение действовать. Причем, намерение как мотивационное новообразование, не поглощает те проявления потребности (неудовлетворенность, интерес, желание, влечение), которые его породили, а питается за их счет, черпает у них силу. Формирование намерения действовать завершает вторую фазу деятельности – программирование. Третья фаза – исполнение программы. Динамизирующим механизмом здесь выступает предметно-преобразовательный барьер: для достижения цели (то есть обретения желанной ценности) субъекту необходимо обеспечить себя средствами деятельности, сырьем, условиями. Далее необходимо осуществить определенные преобразования в предмете деятельности, материале и т.д. В процессе исполнительской деятельности происходят и мотивационные преобразования. Намерение, сформировавшееся на предыдущей фазе, превращается в установку действовать в направлении достижения цели, в стремление добиться результата. В процессе исполнения программы имеют место успехи и неудачи, вызывающие радости и огорчения, усиливающие или подтачивающие стремление. «Исполнительская деятельность, – пишет Р. Х. Шакуров, – обладает огромным мотивообразующим потенциалом, нередко превосходящим по силе начальную мотивацию» [по 30, с. 102]. Важнейшим условием реализации этого потенциала является создание в процессе исполнения программы ситуаций успеха, испытание субъектом радости от успехов и удач. Следующая, последняя фаза деятельности – проверочно-корректировочная. Здесь динамизирующим механизмом является барьер дефицита информации о полученном результате. Результат исполнения объективно воплощается в произведенной продукции, однако в психологическую структуру деятельности эта продукция входит как оцениваемая субъектом ценность. Психологический результат проверочных действий выражается в оценке, а в мотивационном плане – в известной неудовлетворенности, которая вызывает действия по коррекции. Если же субъект полностью удовлетворен полученным результатом, то необходимость в корректировке отпадает, цикл деятельности завершается. Таким образом, согласно теории Р. Х. Шакурова, деятельность это форма активности человека по преодолению барьеров, то есть различных преград, мешающих достижению цели – желанной ценности, удовлетворяющей потребности личности. С проблемой уверенности в себе связаны работы прикладного психологического характера (В. В. Макаров, Г. А. Макарова, В. Капони, Т. Новак, А. Солтер и др.) [28, c. 123]. На сегодняшний день существуют работы религиозного характера, которые связаны с проблемой уверенности в себе. В. В. Зеньковский понимает построение человека внутри себя не гармонично, а иерархично и задача педагога заключается в выявлении центрального звена в этой структуре, от развития которого зависят остальные, являющиеся вторичными. Понимание, открытие себя, начинаются с обретения внутренней свободы и основываются на уважении к себе, как самодостаточной личности и как частице всего человеческого рода, уважение к опыту обогащает и придает смысл жизни [10, c. 31]. Перечень А. Солтера включает важнейшие характеристики уверенного поведения. Однако, как число их, так и логическая последовательность недостаточно проверены. 1. Эмоциональность речи (feeling talk): открытое, спонтанное и подлинное выражение в речи всех испытываемых чувств; 2. Экспрессивность речи (facial talk): ясное проявление чувств в невербальной плоскости и соответствие между словами и невербальным поведением; 3. Противостоять и атаковать (contradict and attack): как прямое и честное выражение собственного мнения, без оглядки на окружающих; 4. Использование местоимения «Я» (deliberate use of the word «I»): как выражение того факта, что за человек стоит за словами, отсутствие попыток спрятаться за неопределенными формулировками; 5. Принятие похвалы (express agreement, when you are praised) : как отказ от самоуничижения и недооценки своих сил и качеств; 6. Импровизация как спонтанное выражение чувств и потребностей, повседневных забот, отказ от предусмотрительности и планирования [29]. На основе своего клинического опыта А. А. Лазарус выделил четыре важнейших класса поведения, которые объединяет понятие уверенного, «ассертивного» поведения содержательно: ? способность сказать «нет»; ? способность открыто говорить о чувствах и требованиях; ? способность устанавливать контакты, начинать и оканчивать беседу; ? способность открыто выражать позитивные и негативные чувства. Для него эти способности существуют не только в плоскости поведения, но и включают когнитивные моменты: такие, как установки, жизненную философию и оценки [18]. Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что под уверенностью в себе понимается стабильная личностная характеристика, обусловленная такими качествами, как мотивация достижения, волевой самоконтроль, низкая тревожность [16]. Отмечается недостаточная проработанность исследуемой проблемы в педагогической и методической литературе. В современном стандарте не уделяется внимания этой стороне процесса развития образования, тогда как, например, учебные планы образования США содержат специальный раздел, в котором акцентируется внимание на формирование таких качеств у учащихся, как вера в свои силы, положительная самооценка, самоуважение, демонстрация взаимопонимания и дружелюбия, умение организовывать свой труд, свою жизнь. В процессе обучения на личностный фактор обращается особое внимание [27, c. 21]. 1.2 Особенности развития ассертивности у подростков Понятие «ассертивность» присутствует в большинстве языков мира, в некоторых даже встречается несколько слов для обозначения этого качества личности. В середине 20-го века психологи обнаружили связь неуверенности в себе с возникновением неврозов и соматических заболеваний. В результате к началу 70-х годов сформировалось представление об ассертивности, уверенности как о комплексной характеристике человека, включающей в себя определенные эмоциональные (страх и тревожность), поведенческие (дефицит навыков социального поведения) и когнитивные компоненты [3, с. 132-138]. Одним из самых часто используемых определений ассертивности является определение Рюдигера и Риты Ульрих, включающее основные поведенческие, эмоциональные и когнитивные характеристики уверенного в себе человека. Под уверенностью в себе они понимают способность индивидуума предъявлять требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления. Кроме этого к уверенности относится способность разрешать себе иметь запросы и требования (установки по отношению к самому себе), осмеливаться их проявлять (социальный страх и заторможенность) и обладание навыками их осуществления (социальные навыки) [по 2, с. 688]. С точки зрения Арнольда Лазаруского, уверенность – это способность индивида предъявлять претензии и добиваться их удовлетворения. Ссылаясь на теорию И. П. Павлова, Солтер предположил, что причиной неуверенности может быть преобладание процессов торможения над процессами возбуждения, приводящее к формированию "тормозной" личности, неспособной к открытому и спонтанному выражению своих чувств, желаний и потребностей, ограниченной в самореализации и испытывающей вследствие этого затруднения в контактах с другими людьми. По мнению Солтера, большинство его современников в той или иной степени страдали от такого рода нарушения нервного баланса [по 5, с. 207-226]. В подростковом возрасте человек начинает искать себя, свое место среди взрослых и постигает мир человеческих эмоций и взаимоотношений на совсем другом уровне. Дальнейшие жизненные успехи человека зависят именно от того, насколько эффективно и успешно протекает данный процесс. Твёрдость собственных позиций, устойчивость, выносливость к реакциям окружающих людей – это самые важные навыки, отвечающие за то, чтобы в дальнейшем человек мог идти своим путём, с гордо поднятой головой, и другие люди не смогли сбить его с намеченного пути. Конечно же, вышеперечисленные качества развиваются в человеке на протяжении всей его жизни, однако на их формирование в большей степени оказывает большое влияние тот опыт, который накапливается именно в подростковом возрасте, то есть тогда, когда происходит быстрое и активное становление личности [14, с. 368].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 72 страницы
2000 руб.
Дипломная работа, Психология, 84 страницы
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg