1 Теоретический анализ проблемы развития ассертивности у подростков
1.1 Современные подходы к изучению ассертивности
в психолого-педагогической литературе
Ассертивность – термин, заимствованный из английского языка, где он выступает производным от глагола assert – настаивать на своем, отстаивать свои права. В обыденной речи употребляется редко, но в психологическом жаргоне с недавних пор утвердился довольно прочно. В русский язык (точнее - в лексикон российских психологов) термин проник в середине 90-х, после публикации популярной книжки чешских авторов В. Каппони и Т. Новака «Как делать все по-своему» (в оригинале – «Ассертивность – в жизнь») [16, с. 9].
Чешские авторы сами позаимствовали это слово из английских источников, а переводчик с чешского на русский завершил внедрение заокеанского термина на европейскую почву.
Как и во множестве подобных случаев, слово, использованное для определения психологического феномена, приобрело более определенное и специфическое значение, нежели в обыденной, житейской лексике.
Под ассертивностью стала пониматься личностная черта, которую можно определить как автономию, независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение [16, с. 138-139].
Концепция ассертивности оформилась в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века в трудах американского психолога А. Солтера и впитала в себя ключевые положения входившей в ту пору в моду гуманистической психологии (в частности, противопоставление самореализации и бездушного манипулирования людьми), а также трансактного анализа.
В теории А. Солтера, ассертивное поведение рассматривается как оптимальный, самый конструктивный способ межличностного взаимодействия в противовес двум самым распространенным деструктивным способам –манипуляции и агрессии [по 6].
В настоящее время под ассертивностью понимают уверенность в себе, готовность принимать самостоятельные решения по поводу собственной жизни и нести всю полноту ответственности за их последствия.
Уверенность в себе, как ощущение возможности достичь поставленных перед собой целей, мы можем рассматривать как отдельный компонент сознания или измерение «образа Я», наряду с устойчивостью, самоуважением и кристаллизацией.
Прояснить структурные характеристики уверенности в себе помогает модель М. Розенберга, включающая в себя измерения, характеризующие отдельные компоненты или «образ Я»: устойчивость (стабильность или изменчивость представления индивида о себе и своих свойствах); уверенность в себе (ощущение возможности достичь поставленных перед собой целей); самоуважение (принятие себя как личности, признание своей социальной и человеческой ценности); кристаллизацию (лёгкость или трудность изменения индивидом представления о себе). Уверенность в себе, как ощущение возможности достичь поставленных перед собой целей, рассматривается как отдельный компонент сознания или измерение «образа я», наряду с устойчивостью, самоуважением и кристаллизацией [по 15].
А. Адлер считал, что уверенным может стать только неуверенный в себе человек. Благодаря теории А. Адлера понятие «комплекс неполноценности» стало популярным, основой большинства расстройств личности признавалось чувство неполноценности. Человек, презирающий самого себя, склонен действовать иначе, чем тот, кто гордится собой. Он формирует Я - концепцию и оценивает самого себя. В настоящее время эти идеи приобретают актуальность, в связи с выдвижением на уровне государственной важности вопросов валеологии и толерантности общества [по 31].
Идеи самовыражения и признания личности первичной реальностью и, высшей духовной ценностью содержатся в философских трудах: Н. А. Бердяева, И. Канта, В. Лейбница, Б. Спинозы. Психологические механизмы уверенности в себе помогает понять системно-динамическая теория Р. Х. Шакурова [по 30]. Р. Х. Шакуров исходит из того, что главную роль в динамизации и структурировании деятельности играют барьеры. «Психологические барьеры – это внешние и внутренние препятствия, сопротивляющиеся проявлениям жизнедеятельности субъекта, его активности» [по 30, с. 21].
Концептуальная модель динамической структуры деятельности включает четыре фазы: ориентировочная фаза – программирование – фаза реализации программы – контрольно-корректировочная фаза. Суть этих фаз состоит в следующем.
Первая фаза – ориентировочная. Ее развертывание начинается под влиянием ценностно-информационного барьера, то есть препятствия в виде отсутствия предмета потребности (ценности) и информации о возможности его найти в данной ситуации. Этот барьер дает толчок к поисково-аналитическим действиям, назначение которых состоит в установлении ценностного тезауруса данной ситуации. Первый элемент такого действия – оценка барьера с точки зрения его преодолимости (прогноз), которая осуществляется на основе предыдущего жизненного опыта. Она включает и оценку собственных возможностей субъекта к преодолению этого барьера. Второй элемент поисково-аналитических действий – пробуждение ожидания, то есть надежды, веры в возможность преодоления барьера, а именно обнаружения необходимой ценности, удовлетворяющей потребность. Оптимистический прогноз и надежда на успех приводят в действие механизм принятия решения – о начале поисковых действий.
В результате поисковых действий у субъекта формируется оперативный образ ситуации, карта ценностей. Выявленные ценности вызывают у личности определенный интерес, желание, влечение. Таким образом, первоначальная форма проявления – неудовлетворенность – трансформируется в результате поисковых действий в интерес, желание, влечение. Этим завершается первая фаза деятельности – ориентировка в новой ситуации.
Вторая фаза – программирование. Мотивационной основой ее являются подготовленные на предыдущей фазе интерес, желание и влечение. Но они становятся реальным мотивом только пройдя через призму динамизирующего механизма. Таковым на данной фазе является барьер неопределенности: субъект испытывает интерес к ценностям, но не имеет конкретных целей и плана действий по их достижению. Этот барьер вызывает необходимость в действиях по целеполаганию и планированию, в результате которых субъект формулирует цель и составляет план по ее достижению. В свою очередь, цель и план вызывают трансформацию потребности – интересы и желания превращаются в стремление и намерение действовать. Причем, намерение как мотивационное новообразование, не поглощает те проявления потребности (неудовлетворенность, интерес, желание, влечение), которые его породили, а питается за их счет, черпает у них силу. Формирование намерения действовать завершает вторую фазу деятельности – программирование.
Третья фаза – исполнение программы. Динамизирующим механизмом здесь выступает предметно-преобразовательный барьер: для достижения цели (то есть обретения желанной ценности) субъекту необходимо обеспечить себя средствами деятельности, сырьем, условиями. Далее необходимо осуществить определенные преобразования в предмете деятельности, материале и т.д. В процессе исполнительской деятельности происходят и мотивационные преобразования. Намерение, сформировавшееся на предыдущей фазе, превращается в установку действовать в направлении достижения цели, в стремление добиться результата. В процессе исполнения программы имеют место успехи и неудачи, вызывающие радости и огорчения, усиливающие или подтачивающие стремление. «Исполнительская деятельность, – пишет Р. Х. Шакуров, – обладает огромным мотивообразующим потенциалом, нередко превосходящим по силе начальную мотивацию» [по 30, с. 102]. Важнейшим условием реализации этого потенциала является создание в процессе исполнения программы ситуаций успеха, испытание субъектом радости от успехов и удач.
Следующая, последняя фаза деятельности – проверочно-корректировочная. Здесь динамизирующим механизмом является барьер дефицита информации о полученном результате. Результат исполнения объективно воплощается в произведенной продукции, однако в психологическую структуру деятельности эта продукция входит как оцениваемая субъектом ценность. Психологический результат проверочных действий выражается в оценке, а в мотивационном плане – в известной неудовлетворенности, которая вызывает действия по коррекции. Если же субъект полностью удовлетворен полученным результатом, то необходимость в корректировке отпадает, цикл деятельности завершается.
Таким образом, согласно теории Р. Х. Шакурова, деятельность это форма активности человека по преодолению барьеров, то есть различных преград, мешающих достижению цели – желанной ценности, удовлетворяющей потребности личности.
С проблемой уверенности в себе связаны работы прикладного психологического характера (В. В. Макаров, Г. А. Макарова, В. Капони, Т. Новак, А. Солтер и др.) [28, c. 123].
На сегодняшний день существуют работы религиозного характера, которые связаны с проблемой уверенности в себе. В. В. Зеньковский понимает построение человека внутри себя не гармонично, а иерархично и задача педагога заключается в выявлении центрального звена в этой структуре, от развития которого зависят остальные, являющиеся вторичными. Понимание, открытие себя, начинаются с обретения внутренней свободы и основываются на уважении к себе, как самодостаточной личности и как частице всего человеческого рода, уважение к опыту обогащает и придает смысл жизни [10, c. 31].
Перечень А. Солтера включает важнейшие характеристики уверенного поведения. Однако, как число их, так и логическая последовательность недостаточно проверены.
1. Эмоциональность речи (feeling talk): открытое, спонтанное и подлинное выражение в речи всех испытываемых чувств;
2. Экспрессивность речи (facial talk): ясное проявление чувств в невербальной плоскости и соответствие между словами и невербальным поведением;
3. Противостоять и атаковать (contradict and attack): как прямое и честное выражение собственного мнения, без оглядки на окружающих;
4. Использование местоимения «Я» (deliberate use of the word «I»): как выражение того факта, что за человек стоит за словами, отсутствие попыток спрятаться за неопределенными формулировками;
5. Принятие похвалы (express agreement, when you are praised) : как отказ от самоуничижения и недооценки своих сил и качеств;
6. Импровизация как спонтанное выражение чувств и потребностей, повседневных забот, отказ от предусмотрительности и планирования [29].
На основе своего клинического опыта А. А. Лазарус выделил четыре важнейших класса поведения, которые объединяет понятие уверенного, «ассертивного» поведения содержательно:
? способность сказать «нет»;
? способность открыто говорить о чувствах и требованиях;
? способность устанавливать контакты, начинать и оканчивать беседу;
? способность открыто выражать позитивные и негативные чувства.
Для него эти способности существуют не только в плоскости поведения, но и включают когнитивные моменты: такие, как установки, жизненную философию и оценки [18].
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что под уверенностью в себе понимается стабильная личностная характеристика, обусловленная такими качествами, как мотивация достижения, волевой самоконтроль, низкая тревожность [16].
Отмечается недостаточная проработанность исследуемой проблемы в педагогической и методической литературе. В современном стандарте не уделяется внимания этой стороне процесса развития образования, тогда как, например, учебные планы образования США содержат специальный раздел, в котором акцентируется внимание на формирование таких качеств у учащихся, как вера в свои силы, положительная самооценка, самоуважение, демонстрация взаимопонимания и дружелюбия, умение организовывать свой труд, свою жизнь. В процессе обучения на личностный фактор обращается особое внимание [27, c. 21].
1.2 Особенности развития ассертивности у подростков
Понятие «ассертивность» присутствует в большинстве языков мира, в некоторых даже встречается несколько слов для обозначения этого качества личности. В середине 20-го века психологи обнаружили связь неуверенности в себе с возникновением неврозов и соматических заболеваний. В результате к началу 70-х годов сформировалось представление об ассертивности, уверенности как о комплексной характеристике человека, включающей в себя определенные эмоциональные (страх и тревожность), поведенческие (дефицит навыков социального поведения) и когнитивные компоненты [3, с. 132-138].
Одним из самых часто используемых определений ассертивности является определение Рюдигера и Риты Ульрих, включающее основные поведенческие, эмоциональные и когнитивные характеристики уверенного в себе человека. Под уверенностью в себе они понимают способность индивидуума предъявлять требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления. Кроме этого к уверенности относится способность разрешать себе иметь запросы и требования (установки по отношению к самому себе), осмеливаться их проявлять (социальный страх и заторможенность) и обладание навыками их осуществления (социальные навыки) [по 2, с. 688].
С точки зрения Арнольда Лазаруского, уверенность – это способность индивида предъявлять претензии и добиваться их удовлетворения.
Ссылаясь на теорию И. П. Павлова, Солтер предположил, что причиной неуверенности может быть преобладание процессов торможения над процессами возбуждения, приводящее к формированию "тормозной" личности, неспособной к открытому и спонтанному выражению своих чувств, желаний и потребностей, ограниченной в самореализации и испытывающей вследствие этого затруднения в контактах с другими людьми. По мнению Солтера, большинство его современников в той или иной степени страдали от такого рода нарушения нервного баланса [по 5, с. 207-226].
В подростковом возрасте человек начинает искать себя, свое место среди взрослых и постигает мир человеческих эмоций и взаимоотношений на совсем другом уровне. Дальнейшие жизненные успехи человека зависят именно от того, насколько эффективно и успешно протекает данный процесс.
Твёрдость собственных позиций, устойчивость, выносливость к реакциям окружающих людей – это самые важные навыки, отвечающие за то, чтобы в дальнейшем человек мог идти своим путём, с гордо поднятой головой, и другие люди не смогли сбить его с намеченного пути. Конечно же, вышеперечисленные качества развиваются в человеке на протяжении всей его жизни, однако на их формирование в большей степени оказывает большое влияние тот опыт, который накапливается именно в подростковом возрасте, то есть тогда, когда происходит быстрое и активное становление личности [14, с. 368].