1. Импортозамещение и его особенности в РФ
1.1 Актуальность и задачи импортозамещения в промышленности в РФ на современном этапе
Основная цель импортозамещения состоит в том, чтобы создать ту среду для национальной промышленности, в которой будет отмечаться огромный ее рост. Представители такой концепции сообщают о том, что стабильное экономическое развитие государства вероятно в случае существенного повышения показателя промышленного самообеспечения, увеличения размеров изготовления продукции внутри страны. Этот подход является результатом малоустойчивости процессов, которые происходят в экономике мира и бдительного отношения к капиталу иностранцев. Но что при осуществлении импортозамещения главным источником средств, чтобы придать экономике импульс роста сохранятся доходы экспортного сектора. Следовательно, нельзя придавать забвению тот факт, что товар, который создается на импортозамещающих производствах должен быть направлен не только на внутренний рынок, но и на внешний, так как только в таком случае показатель конкурентоспособности продукции будет уместен и завоеванные в результате удачи не будут утеряны при возвращении привычному для данной страны курсу. Другими словами, необходимо совершенствовать не только изготовление конкретных отраслей внутри страны, но и увеличивать показатель роста экономики, инфраструктуры, социальной сферы, делая тем самым саму страну годной конкурировать с развитыми промышленными странами на одном уровне.
Импортозамещение - это спад или прекращение импорта какого-нибудь товара при помощи производства, выпуска в стране того же или аналогичных товаров. Подобные товары именуются импортозамещающими.
Импортозамещение - это тип стратегии экономики и промышленной политики государства, направленный на защищенность внутреннего производителя благодаря замене импортируемых промышленных товаров товарами национального производства. Итогом этого типа должно быть увеличение конкурентоспособности отечественной продукции фирм с помощью создания стимула технологической модернизации производства, увеличение его эффективности и изучения новых конкурентоспособных видов продукции с высокой добавленной стоимостью.
Стратегия импортозамещения рассчитывает плавный переход от производства обычных товаров к высокотехнологичной и наукоемкой продукции через повышение уровня совершенствования технологий и производства, образования больших слоев общества.
В промышленности стратегия импортозамещения подготовлена Правительством РФ в плане мероприятий по поддержке импортозамещению в промышленности, который был утвержден 1 октября 2014 года и плане мероприятий по уменьшению зависимости российского топливно-энергетического комплекса от импорта оборудования, технических устройств, а также услуг иностранных компаний, используемого программного обеспечения совершенствованию нефтегазового комплекса. В рамках стратегии организован Фонд совершенствования промышленности, также Правительство РФ намеревается создать координационный орган для осуществления политики государства в области импортозамещения.
Сама стратегия импортозамещения базируется на совершенствование всего производства, увеличение качества производимого товара, технологий, которые применяются в фирмах, совершенствование инноваций. И это в большей степени насущно для страны, показатель производственных отраслей которой опаздывает от показателя государств, с которыми она сотрудничает.
Программы импортозамещения функционируют в многочисленных отраслях реального сектора экономики, в первую очередь там, где у России есть явные конкурентные превосходства, такие, как открытое сырье, огромный внутренний рынок, традиции и опыт, которые существуют много лет. Можно привести в качестве примера таких отраслей, как легкую промышленность, лесную промышленность, автомобилестроение, фармацевтику. С точки зрения экспертов, импортозамещение не является самоцелью, и порой прибыльнее результативнее функционировать в рамках международного разделения труда, получать недорогой качественный продукт за границей. Но в некоторых обстоятельствах Россия обязана уделять внимание импортозамещению, ибо даже там, где нет безопасности и обороны, в результате многие вещи, которые связаны с ними, лежат в сфере гражданского производства. Цель - это ни есть консервация отсталости и закрытие внутреннего рынка, а, напротив, создание новых действительно способных конкурировать производств, которые выпускают высококачественные и востребованные потребительские товары. К примеру, нынешние автомобили, которые выпускаются в России, в особенности с участием зарубежных инвесторов, целиком соответствуют мировым стандартам качества.
Как уже известно, в 2013 и в 2014 году курс рубля существенно понизился, что содействовало импортозамещению. Это повлияло на снижение импорта и большим темпам увеличения в ряде отраслей, которые ориентированы на внутренний рынок.
В международных отношениях в начале 2014 года произошел кризис, который связан с событиями вокруг Украины. Многие западные страны объявили о введении санкций в отношении экономики России. Это способствовало активизации процесса импортозамещения, в том числе и на уровне государственной политики. В марте 2014 года Дмитрий Медведев обозначил импортозамещение как один из приоритетов для России. По словам экспертов, потенциал страны дает возможность производить самостоятельно огромный спектр товаров.
В России активно продвигается импортозамещение компании ОАО «Газпром». Программа импортозамещения была принята ОАО «Газпром» еще в 2003 г., и начиная с этого момента ООО «Газпром комплектация» совместно с производственными департаментами ОАО «Газпром» проводит систематическую работу по организации изготовления на отечественных предприятиях импортозамещающей продукции. Перечень импортной продукции, рекомендуемой ОАО «Газпром» для освоения отечественным производителям, доступен всем предприятиям и размещен на корпоративном сайте ОАО «Газпром» в разделе «Доска объявлений», подраздел «Импортозамещение» и на сайте ООО «Газпром комплектация» в разделе «Импортозамещение». Для развития отечественного производства компания реализует программу содействия ОАО «Газпром» российским предприятиям в освоении новых видов продукции в рамках программы импортозамещения. ООО «Газпром комплектация» является централизованным поставщиком дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром», основная задача которого -- организация своевременных поставок материально-технических ресурсов (МТР) для нужд ОАО «Газпром» и его дочерних компаний в необходимом объеме, требуемого качества и на экономически выгодных условиях[11].
В настоящее время многие виды импортозамещающей продукции освоены российскими производителями. Более того, доля оборудования и материалов, закупаемых за рубежом, постоянно снижается. Среднегодовой объем закупки продукции за рубежом в 2019 г. Составил не более 8 % от общего объема поставляемых МТР.
В то же время, несмотря на устойчивую тенденцию к увеличению доли закупок российской продукции, качество отечественного оборудования в ряде случаев уступает зарубежным аналогам.
Что же касается актуальности импортозамещения отдельных видов продукции, то в настоящее время наибольший интерес представляют разработка и производство некоторых видов газотурбинных двигателей, герметичных и центробежных насосов, запорно-регулирующей арматуры, устройств запуска и приема средств очистки и диагностики газопроводов сейсмостойкого исполнения. Для реализации инвестиционных проектов газовой отрасли существует необходимость создания нового высокотехнологичного оборудования.
Международное разделение труда можно определить, как важную ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, которое опирается на экономически выгодную специализацию производства отдельных стран на тех или иных видах продукции и ведет к взаимному обмену результатами производства между ними в определенных количественных и качественных соотношениях. Только при международной специализации национальные экономические системы способны достигать такого уровня потребления, который значительно превышает их собственные производственные возможности.
Основной отличительной чертой современного периода развития международного разделения труда является создание и совершенствование мировой системы международных товарных отношений. Отдельные национальные цели и задачи в процессе исторического развития уступают место общесистемным[3].
1.2 Разработка стратегии
Разработка стратегии Программа импортозамещения в России до 2020 является, в первую очередь, мерой решения правительством нашей страны вопроса продовольственной и товарной безопасности. Во-вторых, от ее реализации зависит конкурентоспособность российских товаров, поставляемых за рубеж и технологическое развитие экономики РФ.[6] Попытки внедрения системных мер предпринимались властными структурами с 2012 года, когда была разработана Госпрограмма по поддержке и развитию сельскохозяйственного рынка на 2013-2020 гг.
Реализации стратегии помешали санкции со стороны США и стран Европы. В конечном итоге вопрос импортозамещения до 2020 г. встал «ребром». Результатом изыскания путей решения, возникших правовых и экономических коллизий стал ключевой документ – Программа № 328 от 15 апреля 2014 г. по развитию промышленности и повышению конкурентоспособности российского производства на международной арене. Кроме того, были изданы иные законодательные акты, которые объединила общая цель: формирование в стране конкретной позиции касательно импортозамещения.
Стратегия импортозамещения устанавливает для всех участников гражданского оборота определенные «правила игры». Если кратко, то целью данной программы №328 является регламентирование производственной сферы в России с учетом механизмов импортозамещения. Положения документа также учитывают данные из Стратегии инновационного развития РФ от 08.12.2011 г. №2227-р.[4]
Задачами программы являются:
• повышение конкурентоспособности российской промышленности на мировой арене;
• внедрение новейших технологий в производство;
• освоение рынка инноваций с целью последующего применения разработок на практике.
Результатами реализации стратегии к 2020 году должны стать:
• создание развитой промышленной инфраструктуры в РФ;
• формирование спроса на отечественную продукцию;
• создание высококвалифицированных рабочих мест;
• модернизация технологического базиса государства;
• повышение экономической эффективности отечественных производителей;
• стандартизация важнейших отраслей промышленности;
• увеличение числа патентов, внедрение последних инноваций в практическую деятельность.
Среди продуктов питания стоит отметить:
• мясо;
• рыбу и морепродукты;
• молочную продукцию;
• большое число овощей и корнеплодов, в т.ч. помидоры, картофель, морковь, бобы, репа, баклажаны, грибы и иные продукты, которые возможно вырастить на территории РФ;
• фрукты и орехи;
• колбасные изделия.
В сфере машиностроения также имеются существенные ограничения по ввозу изделий. На официальном портале Государственной системы правовой информации содержится перечень товаров, импорт которых на территорию страны невозможен без получения разрешения ведомственной комиссии при Правительстве РФ. В список разрешенных изделий для импорта входят:
• цистерны;
• генераторы переменного тока;
• водные и газовые турбины;
• силовые установки;
• авиадвигатели;
• самолеты;
• ракеты-носители;
• судна с водоизмещением свыше 10 000 т и т.д.
С IT-сферой все гораздо сложнее, так как в России нет аналогов многих иностранных гаджетов и программного обеспечения. Поэтому 15.11.2015 г. Правительство утвердило создание единого «Реестра российского ПО», в котором поименованы российские IT-проекты, которые в будущем будут иметь приоритет перед зарубежными при проведении госзакупок. В ПП от 16.11.2015 г. №1236 идет речь о запрете использования иностранного ПО в муниципальных и государственных учреждениях[11]. Но данный документ не исключает вариант инсталляции такого программного обеспечения при отсутствии отечественных аналогов.