Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

Приоритеты и эффективность российской политики «мягкой силы» на постсоветском пространстве (2000-2010-е гг.)

cool_lady 1700 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 68 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.02.2021
Целью исследования является анализ приоритетов и эффективности российской политики «мягкой силы» на постсоветском пространстве (2000-2010-е гг.). В соответствии с поставленной целью необходимо выделить следующий ряд задач ? изучить генезис и эволюцию концепции «мягкой силы»; ? выявить технологии (и инструменты) «мягкой силы» во внешней политике современных государств; ? рассмотреть государства постсоветского пространства в глобализирующемся мире; ? указать приоритеты политики «мягкой силы» России на постсоветском пространстве; ? проанализировать «мягкую силу» России в развитии интеграционных процессов на евразийском пространстве; ? обозначить основные направления деятельности российских СМИ в государствах постсоветского пространства в контексте их эффективности для продвижения политики «мягкой силы»; охарактеризовать деятельность российских проводников «мягкой силы». Объектом исследования является политика «мягкой силы» России на постсоветском пространстве. Предметом исследования являются теоретические и идеологические основы, инструменты, методы и средства политики «мягкой силы» России на постсоветском пространстве. Методологической основой исследования выступили общенаучные методы познания — это диалектико-материалистический метод, методы анализа и синтеза, логический, статистический методы. На основании исследования теоретического материала с использованием логического метода были сформулированы выводы. Также методологическую основу работы составили частно-научные методы познания. К ним относятся формально-юридический, сравнительно-правовой и метод правового моделирования. Формально-юридический метод использовался на протяжении всего исследования. Теоретическую основу исследования образуют труды таких ученых в области геополитики, как Курылев К.П., Савичева Е.М., Сачко Г.В., Чистенкова В.В., Тарабарко К.А., Астахов Е.М., и другие. Нормативную и эмпирическую базу исследования составили нормативно-правовые акты, регламентирующие приоритетов и эффективности российской политики «мягкой силы». Научная новизна исследования заключается в том, что оно основано на анализе специфики приоритетов и эффективности российской политики «мягкой силы» на постсоветском пространстве. Теоретическая и практическая значимость результатов исследования заключается в дальнейшем развитии теоретических и методических основ исследования вопросов приоритетов и эффективности российской политики «мягкой силы» на постсоветском пространстве, что вносит существенный вклад в теорию геополитики нашего государства. Структура работы предопределена кругом исследуемых проблем, целями и задачами исследования, состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения, списка литературы.
Введение

Категория «мягкая сила» уже не первый год активно используется политологами для определения новой системы международного влияния и достижения национальных интересов. В современной российской и зарубежной политической науке накоплен определенный опыт исследований, посвященных непосредственно феномену «мягкой силы», как нового инструмента международных отношений. Тем не менее отдельные положения все еще требуют самого тщательного анализа и осмысления. Это касается как теоретических аспектов рассматриваемого феномена, так и выявления инструментов реализации «мягкой силы» в практической плоскости. Безусловно, «мягкая сила» сегодня остается все еще крайне спорным политологическим концептом, учитывая, что традиционные силовые методы и формы разрешения противоречий на международной арене не только не отходят на задний план, но, напротив, активно используются в решении тех или иных вопросов. И хотя изначально идея «мягкой силы» была сформулирована ее создателем Дж. Наем применительно к США, для объяснения американского влияния в мире, она быстро получила распространение в других странах, и сегодня уже общим местом являются рассуждения о китайской, бразильской, японской и прочих вариантах «мягкой силы». Россия тоже старается «быть в тренде» – в принятой в 2013 г. Концепции внешней политики о «мягкой силе» впервые говорится как о неотъемлемой части современных международных отношений; еще ранее был создан ряд институций, призванных обеспечивать реализацию российской «мягкой силы» – прежде всего, это федеральное агентство Россотрудничество, Фонд им. А.М. Горчакова и фонд «Русский мир». Содружество Независимых Государств (СНГ) сейчас востребовано практически всеми участниками как удобная и эффективная площадка для осуществления политического диалога на различных уровнях, включая высший. Оно обладает наибольшим охватом по количеству стран на постсоветском пространстве. На регулярной основе проводятся как официальные, так и неофициальные саммиты, где лидеры обсуждают вопросы в неформальной обстановке. Это очень полезная форма взаимодействия. Кроме того, существует система органов отраслевого сотрудничества в сфере экономики, противодействия новым вызовам и угрозам, включая международный терроризм, а также в гуманитарной сфере. После двадцати лет существования Содружества Независимых Государств стало очевидно, что, несмотря на экономический статус России как донора для многих постсоветских республик, некоторые из них имеют прозападные ориентации во внешней политике. Это, конечно, противоречит стремлению России сохранить лидирующие позиции на евразийском пространстве. Выявленные политические риски вынуждают нашу страну кардинально пересмотреть ранее использовавшиеся технологии мягкой силы в направлении их оптимизации и повышения социально-политической эффективности. В то же время возникает вопрос о необходимости более объективной оценки результатов, достигнутых в рамках СНГ, и разработки соответствующих им моделей краткосрочного и долгосрочного политического прогнозирования. Не секрет, что постсоветское пространство чрезвычайно важно для России – здесь реализуются значимые для нашей страны интеграционные проекты вроде ЕАЭС, со многими постсоветскими странами мы по-прежнему связаны прочными экономическими связами, а также сотрудничеством в сфере безопасности, борьбы с терроризмом и т.д. А потому возможности для России оставаться в регионе доминирующей силой (или, по крайней мере, одной из доминирующих сил) является принципиально важным для ее национальных интересов.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования концепции «мягкой силы» 7 1.1. Генезис и эволюция концепции «мягкой силы» 7 1.2. Технологии (и инструменты) «мягкой силы» во внешней политике современных государств 15 Глава 2. Актуальные проблемы и приоритеты формирования российской политики «мягкой силы» на постсоветском пространстве 26 2.1. Государства постсоветского пространства в глобализирующемся мире 26 2.2. Приоритеты политики «мягкой силы» России на постсоветском пространстве 33 2.3. «Мягкая сила» России в развитии интеграционных процессов на евразийском пространстве 41 Глава 3. Эффективность реализации политики «мягкой силы» России на постсоветском пространстве и пути ее совершенствования 47 3.1. Основные направления деятельности российских СМИ в государствах постсоветского пространства в контексте их эффективности для продвижения политики «мягкой силы» 47 3.2. Деятельность российских проводников «мягкой силы»: проблемы и перспективы 54 Заключение 63 Список использованных источников 68
Список литературы

1. Алейникова С. М. "Русский мир": белорусский взгляд. Минск, РИВШ. 2017. 240 с. 2. Братерский М.В. Экономические инструменты внешней политики и политические риски. ? М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010. – 231 с. 3. Василенко И.А. Имидж России: концепция национального брендинга. 2-е изд. 2014. – М.: Экономика. 247 с. 4. Внешняя политика стран СНГ: Учеб. пособие для студентов вузов / Ред.-сост. Д. А. Дегтерев, К. П. Курылев. - М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. — 496 с. 5. Громыко A.A. Русский язык и культура в политике «мягкой силы» России // Большая Европа в глобальном мире: новые вызовы - новые решения / под ред. A.A. Громыко [сост., авт.] М.: Ин-т Европы РАН; Нестор-история. 2013. 143 с. 6. Иванцова А. Театр и кино в Риге // День культуры стран Балтии: c6. матер. конф. / под ред. В. В. Воротникова, П. В. Осколкова. М., 2015. C. 19—27. 7. Ковалева, Д. М. Мягкая сила образования как средство установления культурных связей и достижения политических целей / Д. М. Ковалева // Россия и Восток: культурные связи в прошлом и настоящем : материалы Междунар. науч. конф. (IX Колосницынские чтения), 16-17 апр. 2014 года. -Екатеринбург, 2014. - С. 33-36. 8. Красина О.В. "Мягкая сила" как теоретическая конструкция и властная технология современной мировой политики. Соврем. гуманитар. акад. - Москва: Издательство Современного гуманитарного университета, 2011. 9. Курылев К.П., Савичева Е.М. Содружество Независимых Государств // Учебно-методическое пособие для бакалавров и магистров направлений подготовки «Международные отношения», «Политология», «История» / Москва, 2010. (2-е издание, переработанное и дополненное). 10. Лебедева М.М. Тренды мирового политического развития: постановка проблемы / Метаморфозы мировой политики / Под общ. ред. М.М. Лебедевой. – М.: МГИМО-Университет, 2012. С. 26 11. Маргулис С. Особенности политических режимов как фактор региональной интеграции на постсоветском пространстве: Диссертация, магистр – СПб, 2017. С. 35 12. Миронов, А. А. Идентификация деструктивных смыслов в противодействии «мягкой силы» / А. А. Миронов // Мягкая сила. Мягкая власть. Междисциплинарный анализ : коллектив. моногр. / В. М. Алпатов [и др.] ; под ред. Е. Г. Борисовой. -М. : ФЛИНТА : Наука, 2015. - С. 29-31. 13. Най Дж.?С. Гибкая власть. Как добиться успеха в мировой политике / Дж.?С. Най. – М., Новосибирск: «Тренды», 2004. – 224 с. 14. Най Д.С. Будущее власти. М.: АСТ, 2014. 444 с. 15. Неймарк М.А. «Мягкая сила» в мировой политике. 2-е изд. М., 2018. 16. Пивовар Е.И. Постсоветское пространство: альтернативы интеграции. Исторический очерк. СПб.: Алетейя, 2009. 400 с. 17. Празаускас А.А. СНГ как постколониальное пространство // Независимая газета. 1992. 7 февр. С. 5. 18. Рар А. Конференция «Европа и Россия: образы, которые создают СМИ» // Международная жизнь. № 12. 2012. С. 35. 19. Сачко Г.В., Чистенкова В.В. «Мягкая сила» внешней политики Китая. История и современность // Судьбы национальных культур в условиях глобализации : материалы IV Международной научно-практической конференции. Челябинск, 2017. 20. Соловьев Э.Г. Дефицит «мягкой силы» в политике России на постсоветском пространстве // Политические процессы в современном мире: трансформация на фоне глобализации / Отв. ред. Э.Г. Соловьев. М.: ИМЭМО РАН, 2011. С. 166 21. Соловьев А.И. Культура власти современного российского общества. М., 1992. 43 с. 22. Тренин Д. «Россия и страны СНГ: "взросление" отношений» // Эволюция постсоветского пространства: прошлое, настоящее, будущее: хрестоматия. М.: НП РСМД, 2017. C. 7-9. 23. Хрусталёв М.А. Основы теории внешней политики государства. М., 1984. 80 с. 24. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 7 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Центр социологических исследований, 2017. С. 21-24. 25. Агеева В.Д. Роль инструментов «мягкой силы» во внешней политике Российской Федерации в контексте глобализации: дис... к.п.н. 23.00.04; - СПбГУ, 2016. 279 с. 26. Тарабарко К.А. Мягкая сила культуры Китая (концептуальное содержание и практики реализации) : авто-реф. дис. ... канд. филос. наук. Чита, 2017. 27. Агасарян А. Евразийская интеграция как новая парадигма развития постсоветского пространства // Международная жизнь. 2014. № 4. С. 30—39. 28. Антюхова Е. А. Образование как «мягкая сила» в современных зарубежных и российских политологических исследованиях // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. - 2018. - Т. 23, N°4. - С. 197-209. 29. Астахов Е.М., Астахова Е.В. Россия и «Русский мир» // Журнал Вестник МГИМО Университета. Выпуск № 1 / 2011. С.316-322. 30. Бахлова О.В. Интеграционная политика России в регионе Содружества Независимых Государств: возможности, оценки, перспективы // РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY. 2017. Т. 25, № 4. С. 482—511. 31. Борох, О. От «мягкой силы» к «культурному могуществу» / О. Борох, А. Ломанов // Россия в глобальной политике. - 2012. - Т. 10. - № 4. - С. 54-67. 32. Великая A.A. Вызовы гуманитарного сотрудничества России со странами СНГ//Научно-информационный журнал Армия и общество. 2013. № 2 (34). С.1-16. 33. Вендина О. И., Колосов В. А., Себенцов А. Б. Является ли Прибалтика частью постсоветского пространства // Международные процессы. 2014. Т. 12, № 1 — 2 (36—37). С. 76—92. 34. Вилков А. А. Политическая функциональность современных российских СМИ: кол. монография / Вилков А. А., Некрасов С. Ф., Россошанский А. В. Москва: Наука, 2011. С. 6-54. 35. Винокуров Е. Прагматическое евразийство // Россия в глобальной политике. 2013. № 2. 36. Владимирова А.В., Королев В.А., Трунина А.А. Лучшие практики и инструменты «мягкой силы». Страновой брендинг и его отражение в глобальных рейтингах «мягкой силы» // Вестник международных организаций. Т.9. №2 (2014). С. 209-228. 37. Ворочков А.П. «Мягкая сила» современной России: институциональный аспект // Теории и проблемы политических исследований. 2016. Том 5. № 5А. С. 258—275. 38. Габриелян, А. А. История возникновения и развития концепции «мягкой силы». Институциона-лизация «мягкой силы» / А. А. Габриелян // Журнал Российско-Армянского (Славянского) университета. - 2015. - №№5. -С. 122-131. 39. Гавра Д. П., Быкова Е. В. Стратегическая кризисная коммуникация: базовые характеристики и интегративное воплощение // Век информации. 2016. № 2. С. 122-125 40. Галларотти Дж. Бремя могущества как парадокс мировой политики / Дж. Галларотти // Полис. 2011. № 3. С. 58–71. 41. Герасимова В.А. Инструменты и ресурсы «мягкой силы» России на пространстве СНГ/ Постсоветские исследования. Т. 1. № 6 (2018). С. 574-582 42. Головнин М.Ю., Захаров А.В., Ушкалова Д.И. Экономическая интеграция: уроки для постсоветского пространства // Мировая экономика и международные отношения. 2016. Т. 60, № 4. С. 61—69. 43. Горлова И.И., Бычкова О.И. Культура как «мягкая сила»: инструменты и точки приложения//Теория и практика общественного развития.2015. № 18. С. 268-272. 44. Долинский А.В. Образовательные обмены в публичной дипломатии: российский и зарубежный опыт // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 2(35). C. 56—62. 45. Звягина, Д. А. «Мягкая сила»: структурный анализ / Д. А. Звягина // Инициативы XXI в. - 2012. -№ 3. - С. 135-137. 46. Казанцев А.А., Меркушев В.Н. Россия и постсоветское пространство: перспективы использования «мягкой силы» // Полис. – 2008. – № 2. – С. 122-135. 47. Капицын, В. М. Семиотический аспект Soft power: политическая культура и символьная политика / В. М. Капицын // Мягкая сила. Мягкая власть. Междисциплинарный анализ: коллектив. моногр. / В. М. Алпатов [и др.] ; под ред. Е. Г. Борисовой. - М. : ФЛИНТА : Наука, 2015. - С. 11-13. 48. Кондратов А.И. Эффективность внешнеполитической деятельности государства как объект теоретического анализа // Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. 2011. № 4. С. 4—18. 49. Коновалова К.А. — Государства постсоветского пространства как объекты воздействия внешней «мягкой силы»: пример Республики Беларусь // Мировая политика. – 2018. – № 2. – С. 1 – 10 50. Корабельников А.А., Соловьев А.А. «Мягкая сила» культуры как инструмент сохранения мощи «жесткой силы» // Вестник Сибирского отделения Академии военных наук. № 48. 2018. 51. Косачев К. «Мягкая сила»: актуальные задачи и возможности российской внешней политики // Международная экономика. – 2012. – № 6. – С. 4-9. 52. Курылев К.П., Нарышкин В.С., Озинковская Е. и др. Евразийский Экономический Союз во внешнеполитической стратегии России // Вестник РУДН. Серия: международные отношения. 2016. № 1. Т.16. С. 75-86. 53. Лебедева М.М. «Мягкая сила»: понятие и подходы // Вестник МГИМО Университета. 2017. №3 (54). 54. Лебедева, М. М. «Мягкая сила» России в развитии интеграционных процессов на Евразийском пространстве / М. М. Лебедева, М. В. Харкевич // Вестник МГИМО (У). - 2014. - №> 2.- С. 10-13. 55. Леонова, О. Г. Мягкая сила - ресурс внешней политики государства / О. Г. Леонова // Обозреватель. - 2013. - №№ 4. - С. 27-40. 56. Леонова О.Г. Интерпретация понятия «мягкая сила» в науке // Обозреватель-Observer. – 2015. – № 2. – С. 80-89. 57. Литвишко О.М. Политические механизмы обеспечения национальных интересов современного государства // Фундаментальные исследования. Политические науки. 2015. № 2. С. 40—51. 58. Мухаметов Р.С. Инструменты внешней политики России: сущность и формы реализации // Ars Administrandi. Искусство управления. – 2010. – № 2. – С. 133-139. 59. Новоселов, С. В. «Мягкая сила» информационного общества / С. В. Новоселов // Каспийский регион. - 2013. - № 3. - С. 126-131. 60. Огнева В. «Мягкая сила» -инструмент внешней политики России//Обозреватель-Observer. 2016. № 3 (314). С. 19-29. 61. Паршин, П. Б. Два понимания «мягкой силы»: предпосылки, корреляты и следствия / П. Б. Паршин // Вестник МГИМО-Университета. - 2014. - № 2. - С. 14-21. 62. Першина, М. П. Образование как инструмент «мягкой силы» внешней политики Китая / М. П. Першина // Современные исследования социальных проблем : электрон. науч. журн. - 2015. -№ 4. - С. 4-27 63. Песцов, С. К. «Мягкая сила» в мировой политике: проблема операционализации теоретического концепта / С. К. Песцов, А. М. Бобыло // Вестник Томского государственного университета. История. - 2015. - № 2 (34). - С. 108-114. 64. Петровский В. «Мягкая сила» по-русски в поисках точки опоры // Международная жизнь. – 2013. – № 7. – C. 72-84. 65. Радиков И., Лексютина Я. «Мягкая сила» как современный атрибут великой державы // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 2. С.19-26. 66. Раднаева В.В. Концепция мягкой силы в политической культуре Китая // Исторический журнал: научные исследования. 2017. № 1. 67. Русакова О.Ф. Soft power как стратегический ресурс и инструмент формирования государственного бренда: опыт стран Азии // Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки. 2013. № 3 (118). С. 52—61. 68. Симонян Р. Х. Балтийские масс-медиа: динамика последнего десятилетия // Социологические исследования. 2004. № 2 (238). C. 98—105. 69. Старостин А. Ю. Концепт soft power в современной политической философии // Дискурс-Пи. 2014. № 1. С. 60–62 70. Суханова, Н. Е. «Мягкая сила» во внешней политике современной России / Н. Е. Суханова // Власть. - 2015. - №№ 12. - С. 79-84. 71. Торкунов, А. В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России / А. В. Торкунов // Вестник МГИМО (У). - 2012. -№4. - С. 86-89. 72. Трещенков Е. Европейская и евразийская модели интеграции: пределы соизмеримости // Мировая экономика и международные отношения. 2014. № 5. С. 31—41 73. Ушкалова Д.И. К вопросу о моделях и механизмах участия России в процессах региональной экономической интеграции // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 4. С. 139—147. 74. Цыганков, А. Всесильно, ибо верно? «Мягкая сила» и теория международных отношений / А. Цыганков // Россия в глобальной политике. - 2013. - Т. 11, № 6. - С. 26-36. 75. Чепурина, М. А. Мягкая сила в глобальной политике: Болонские измерения / М. А. Чепурина // Вестник РУДН. Серия Политология. - 2014. -№ 1. - С. 96-103. 76. Чернышов Ю.Г. Метаморфозы «мягкой силы»: к итогам дискуссии // Дневник АШПИ. 2018. № 34. 77. Филимонов Г. Актуальные вопросы формирования российского потенциала «мягкой силы» // Вестник РУДН. Сер. Политология. – 2012. – № 1. – С. 67-82. 78. Широкова, Е. Г. «Мягкая сила/власть»: изменения составляющих / Е. Г. Широкова // Мягкая сила. Мягкая власть. Междисциплинарный анализ : коллектив. моногр. / В. М. Алпатов [и др.] ; под ред. Е. Г. Борисовой. - М. : ФЛИНТА : Наука, 2015. -С. 24-25. 79. Якоба И. А. “Мягкая сила” в современной политике и дискурсивной технологии // Социологические исследования. 2014. № 12. С.68 80. Россияне назвали самые популярные источники информации. [Электронный ресурс]: Газета “Деловой взгляд”– 2017 – URL: https://vz.ru/news/2017/8/7/881721.html (дата обращения 21.11.2019) 81. Колесников А., Дубнов А., Искандарян А. Конец постсоветского пространства // Портал Московского центра Карнеги. 2017. 2 февр. URL: http://carnegie.ru/2017/02/02/ru-event-5502 (Дата обращения: 21.11..2019.) 82. Маркедонов С. «Прощание с "постсоветским пространством"»? // Портал РСМД. URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/proshchanie-s-postsovetskim-prost-ranstvom-/ (Дата обращения: 21.11.2019.) 83. Россотрудничество. Официальный сайт. Укрепление позиций русского языка. 2019. [Электронный pecypc]//URL: http://rs.gov.ru/ru/activities/9 (дата обращения:20.11.2019) 84. СНГ перед лицом новых вызовов и угроз: уроки прошлого и взгляд в будущее // Россия сегодня. 2016. 24 мая. URL: http://pressmia.ru/pressclub/20160524/950985211.html (Дата обращения: 21.11.2019.) 85. Чеснаков А. «Русский мир»-2030: каким он будет // Россия в глобальной политике. 2018. №2. [Электронный ресурс] URL: https://globalaffairs.ru/number/Russkii-mir-2030-kakim-on-budet-19491 (дата обращения: 20.11.2019).
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования концепции «мягкой силы» 1.1. Генезис и эволюция концепции «мягкой силы» Конец XX в. ознаменовался упадком регулирующей роли государства в международных отношениях. Благодаря исследованиям Дж. Ная и Р. Кохейна появляется концепция неолиберального институционализма, ключевым понятием которой являлась «комплексная» взаимозависимость, состоящая в экономическом взаимопроникновении в смысле международной торговли и перетока капиталов, в заинтересованности государств в предотвращении ядерной войны и других глобальных проблем. Новая концепция в противовес реалистам уравнивает государство с международными организациями, неправительственными организациями, транснациональными корпорациями, революционными движениями и др. В этом смысле глобальное взаимопроникновение предстает еще одним доказательством будущего мирового порядка, основанного на либеральной демократии и индивидуальных правах человека. Принимая во внимание упадок фактора военной силы во властном балансе, который уступает место культурной дипломатии, Дж. Най и Р. Кохейн представляют такой общеметодологический инструмент, как «теория игр», который рассматривается как метод изучения оптимальных стратегий в играх, она помогает выбрать лучшие стратегии с учетом представлений о других участниках, их ресурсах и их возможных поступках. Данных инструмент позволяет объяснить причину сотрудничества или противостояния между национальными правительствами. Теоретики с его помощью выявляют потенциальные выгоды от международного сотрудничества, делая ставку на транснациональные учреждения (институты), способные функционировать на основе взаимовыгодных договоренностей и компромиссов. Подтверждением значимости этой концепции являлось начало XXI века: Соединенные Штаты, основываясь на принципах неолиберального институционализма, выступают за глобализацию в области политики, культуры, экономики, финансов и информации, что, как следствие, существенно ограничивает роль суверенного государства, превращая большинство политических элит мира в послушных исполнителей воли «лидера прогресса». Стремление укрепить доминирование Вашингтона в мировой системе путём планетарного распространения американской культуры обогатило неолиберальную идеологию понятием «мягкой силы» . Данный термин был введен в оборот в 1990 году американским политологом-международником Джозефом Наем. Данный термин быстро распространился за пределы страниц политологических журналов и вошел в лексикон правительственных чиновников. В своей статье "Soft Power", опубликованной в 1990 г., Дж. Най предложил термин «мягкая сила», под которой подразумевалась способность «заставлять другого хотеть того же, чего хочешь ты». После этой публикации в политологическом сообществе началась дискуссия, а Дж. Най продолжил усилия по концептуализации «мягкой силы». В 2004 году вышла в свет самая известная его книга – «Мягкая сила: средства достижения успеха в мировой политике». В этой работе он выделял «жесткую» и «мягкую» силу, относя к первой экономическую и военную мощь, а ко второй – культуру, политическую идеологию и внешнюю политику, трактовавшуюся как дипломатия в широком смысле слова. В книге «Мягкая сила. Средства достижения успеха в мировой политике», вышедшей в свет в 2004 г. , учёный подкрепляет инновационность теории следующим тезисом: «Если Наполеон, распространявший идеи Французской революции, был обязан полагаться на штыки, то ныне, в случае с Америкой, жители Мюнхена, равно как и москвичи, сами стремятся к результатам, достигаемым лидером прогресса». Другими словами, классическая военная теория, основанная на «жёсткой силе», претерпевает значительные изменения, аккуратно подчеркнутые автором: «Когда ты можешь побудить других, возжелать того же, чего хочешь сам, тебе дешевле обходятся кнуты и пряники, необходимые, чтобы двинуть людей в нужном направлении. Соблазн всегда эффективнее принуждения, а такие ценности, как демократия, права человека и индивидуальные возможности, глубоко соблазнительны» . В дальнейшем в его исследованиях отразилось осознание того, что, поскольку «мягкая сила» «не есть решение всех проблем», должна использоваться «умная сила – это сочетание твердой силы для понуждения и возмездия с мягкой силой в виде убеждения и притяжения» . Рассматривая «мягкую силу» в качестве тактического оружия, использующего «привлекательность демократии и свободного рынка», Белому дому предлагается использовать свое? лидерство в культурно-коммуникационной сфере для усиления «эффекта американской дипломатии». Еще за полвека до Дж. Ная, британский исследователь в области политологии и международных отношений Эдвард Карр также отметил возрастание роли силы побуждения в решении международных вопросов. Эдвард Карр полагал, что существует три типа силы: военная, экономическая и «сила над мнениями». Конечно, ошибочно полагать, что «мягкая» сила зародилась только два века назад, она была присуще и греко-римскому миру с культурной политикой Александра Македонского, и эпохе Средневековья в произведениях политического деятеля Николло Макиавелли, но только в двадцатом веке исследователи охарактеризовали термин данного явления. Мягкая сила основывается на способности формировать предпочтения других через привлекательность политического лидера, национальной культуры, политических ценностей и институтов, а также политику, которая считается законной или имеющей моральный авторитет. Однако, получив широкое распространение в экспертном сообществе, идеи Дж. Ная вызвали широкую дискуссию. Как это часто бывает, по мере распространения этого термина его стали трактовать иначе, чем делал автор, и он стал применяться в обстоятельствах, весьма отличных от тех, которые существовали в момент его возникновения. Этому способствовало то, что определение понятия «мягкая сила» у самого Дж. Ная носит достаточно широкий характер. Некоторые ученые критикую концепцию за «отсутствие академической проработанности» и «аналитическую расплывчатость». В этих условиях возникло множество его трактовок. Например, О.Г. Леонова выделяет силовой, влиятельный (инфлюентный), технологический, коммуникативный, конструктивистский, романтический, инструментальный и ресурсный подходы к пониманию сущности. С точки зрения П.Б. Паршина, в российском внешнеполитическом ведомстве возобладал технологический подход, в то время как позиция Дж. Ная – ресурсный подход. Характеризуя узловые моменты этой дискуссии, П. Паршин писал, что разногласия касаются как минимум: вариантов перевода на другие языки, и в частности на русский, английского выражения soft power; содержания (значения) и употребления этого выражения и каждого из составляющих его слов; соотношения категории «мягкой силы» с родственными категориями (среди основных – имидж страны и страновой бренд, а также различные виды деятельности, способствующие их формированию: публичная дипломатия, международная пропаганда и т.д.) и, как следствие, различия дисциплинарных подходов к осмыслению данного феномена; подходов к измерению «мягкой силы» и факторов, ее определяющих; инструментов ее обретения и самой возможности такого обретения; причин дефицита «мягкой силы» у России и отношения к самому факту такового дефицита. К перечню этих вопросов следует добавить и проблему времени возникновения концепции «жесткой», «мягкой» и «умной» силы, а значит и её временной траектории, и содержания соответствующего исторического периода. Широкое определение «мягкой силе» дает О.Г. Леонова как совокупности внешних и внутренних факторов государства. Внутренние факторы представлены следующими параметрами: качество и уровень жизни; национальная идея; идеология; менталитет; культура (театр, кинематограф, шоу-бизнес, искусство, литература); инновационный потенциал (способность генерировать идеи и технологии). К внешним факторам относят: внешнюю политику государства (авторитет на международной арене); положение в глобальной иерархии; цивилизационный статус; политическую и экономическую модель государства; стратегию развития государства; информационные ресурсы страны. В свою очередь, к основным инструментам «мягкой силы» О.Г. Леонова относит: политический пиар; инфопотоки; глобальный маркетинг; популярность языка государства в мире; позицирование государства в глобальной иерархии; культурный обмен, спорт, туризм; публичная дипломатия; система образования; способность вести информационные войны; диалог культур, национальные диаспоры, миграционная политика. В результате эффективного использования инструментов «мягкой силы» («soft power») возможно добиться уважения и взаимопонимания на международной арене без использования инструментов «жесткой силы» («hard power»). Также для более глубокого понимания практики реализации «мягкой силы» следует учитывать содержание «разумной силы» («smart power»). «Smart power» предполагает рациональное распределение ресурсов между «soft power» и «hard power». Так, Д.А. Звягина выделяет пять векторов, лежащих в основе «разумной силы»: упрочнение имеющихся политических альянсов и формирование новых; оказание гуманитарной помощи и технологической поддержки нуждающимся странам; развитие общественной и публичной дипломатии; грамотная экономическая интеграция (помощь бедным странам; поддержка активно развивающихся государств); распространение инноваций. При этом в некоторых российских работах мягкая сила воспринимается, скорее, в ключе манипуляций, внедрения идей, выгодных «наиболее вероятному противнику», в массовое сознание россиян и формирования внутри страны «пятой колонны», нежели в контексте культурной и дипломатической основы международного авторитета и, как производное от авторитета - влияния государства на мировой политической арене. В современном зарубежном сообществе на сегодняшний день разрабатываются комплексные концептуальные модели «мягкой силы». Выделяют следующие ее разновидности: ? экономическая «мягкая сила» (economic soft power) — инвестиционная и финансовая привлекательность государства; ? гуманитарная «мягкая сила» (human capital soft power) — привлекательность образовательной системы, научной и технологической деятельности; ? культурная «мягкая сила» (cultural soft power) — международное признание культурного наследия государства; расширение межкультурных коммуникаций; популяризация национального языка; туристическая привлекательность; ? политическая «мягкая сила» (political soft power) — развитие политических институтов демократии; защита прав человека; ? дипломатическая «мягкая сила» (diplomatic soft power) — эффективность переговорного процесса; способность к предотвращению агрессии; нейтрализация угроз. Итак, «мягкая сила» государства – национальные ресурсы, которые способны вызвать чувство симпатии (положительные эмоции) у зарубежной аудитории к государству, а также содействовать межгосударственному сотрудничеству, достижению согласия и снятию сопротивления в отношении спорных вопросов. Дж. Най разводит «мягкую» и «жесткую» силу. В последнюю он включает использование государством военной силы и экономической мощи для изменения внешнеполитического курса другого государства в нужном направлении. Например, военные, которые обычно считаются типичным ресурсом «жесткой» силы, могут как принуждать одних лиц, так и привлекать других, когда они принимают участие, например, в миротворческих операциях или оказании помощи при ликвидации стихийных бедствий в других странах. В зависимости от контекста реализации экономическая мощь может быть либо «жесткой», либо «мягкой». Введение торгового эмбарго против некой страны с целью заставить ее отказаться, например, от создания ОМУ, будет относиться к «жесткой» составляющей. Однако предоставление иностранной помощи для сокращения масштабов нищеты в наименее экономически развитых странах, устранения там угроз безопасности человека (например, болезней), – это совсем другое дело. Государство-донор имеет имидж (или одну из его составляющих) как страны, которая стремится построить более безопасный, более благополучный мир для всех. В завершении рассмотрения концепции «мягкой силы», стоит сказать об одной ее особенности – отсутствие универсальных ресурсов. Может получиться так, что какой-то источник мягкой силы оказывает положительное влияние на одни страны, а для вторых – он неприемлем . Например, основные западные ценности (демократия, свобода и права человека), какими бы привлекательными или даже достойными восхищения они ни были, не обязательно могут быть приемлемыми или достижимыми в других странах. Основываясь на анализе научной литературы и политической практики, можно выделить следующие свойства «мягкой силы»: 1. Важнейшее отличие мягкой силы от жесткой заключается в том, что ее ресурсы не расходуются, а транслируются. 2. Важнейшим специфическим свойством мягкой силы является ее суперинвазивность, для нее проницаемы практически любые границы, за которые нельзя попасть при помощи жесткой силы. 3. «Мягкая сила» является не автономным, а релятивным ресурсом. Он существует в действительности не в том случае, если политический актор обладает чем-то, а лишь в том случае, если иной политический актор признает существование этого ресурса и считает его притягательным. 4. Мягкую силу нельзя применить как «рычаг», имея в виду достижение некоей конкретной цели. Она возникает и реализуется спонтанно, но условия для ее возникновения могут быть политически режиссированы. Однако достижение конкретизированных и количественно измеримых результатов и даже качественное прогнозирование последствий ее спонтанной реализации является затруднительным в силу всей совокупности характерных особенностей мягкой силы. 5. Мягкая сила обладает адресным воздействием - объектом ее воздействия не может быть общество целиком, это всегда конкретные социальные группы большей или меньшей численности. Эмоциональный характер воздействия мягкой силы и его адресный характер означают, что наряду с привлекательностью и интересом у одних социальных групп она порождает также отвращение и агрессивное неприятие у других. Анализируя теоретическое развитие концепции «мягкой силы», можно сделать вывод, что «мягкая сила» – это оружие массового воздействия, которое не уступает современным военным средствам. Ее воздействие настолько внушительно, что, если жесткая сила способна уничтожить объект, то мягкая сила принуждает его к добровольному переходу на сторону субъекта, разделяя ценности, убеждения последнего. Как и в случае с любым оружием, пользование мягкой силой предполагает ответственность и наличие сознательного подхода по ее применению. Цель не должна оправдывать средства. 1.2. Технологии (и инструменты) «мягкой силы» во внешней политике современных государств В настоящее время сложно дать четкое определение внешней политики, так как существует множество концепций в политической науке и международных отношениях. При рассмотрении литературы становится ясно, что ученые часто говорят о разных явлениях, когда определяют внешнюю политику. Государства по-прежнему продолжают оставаться главными акторами на международной арене, их внешнюю политику необходимо рассматривать как «высокую политику», связанную с национальными интересами и безопасностью. В свою очередь М.А. Хрусталев полагает, что внешняя политика представляет собой «специфический вид общественный деятельности людей, она всегда направлена на удовлетворение определенных потребностей и определяется сформированными на основе этих потребностей внешнеполитическими интересами». По словам А.А. Габриелян , обеспечение внешнеполитических интересов государства с помощью военных инструментов крайне сложно, поскольку государству необходимо применить такую форму реализации военной силы, которая бы наиболее соответствовала, с одной стороны, национальным интересам страны, а с другой — международной обстановке. В настоящее время многие государства используют следующие инструменты для укрепления военно-политической позиции в мировой системе: оказание военно-технической помощи иным государствам; подготовка национальных военных кадров для других государств; военное присутствие.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Политология, 74 страницы
2000 руб.
Дипломная работа, Политология, 60 страниц
900 руб.
Дипломная работа, Политология, 70 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Политология, 100 страниц
2400 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg