1. ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ
Все организации отличаются друг от друга по различным аспектам.
Вместе с тем они имеют общие для всех организаций характеристики.
Одной из самых важных характеристик организации является ее зависимость от внешней и внутренней среды. Ни одна компания не может работать автономно, вне зависимости от внешних ориентиров. Внешние ориентиры – это условия и факторы, возникающие в окружающей среде независимо от
деятельности организации, и так или иначе воздействующие на нее.
Рассмотрим факторы внешней среды организации.
1.1. ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
Внешняя среда — совокупность факторов (условий и организаций),
оказывающих воздействие на деятельность фирмы. Кроме того, данные
факторы способствуют функционированию, выживанию и эффективности
ее работы.
Внешние факторы подразделяют на факторы прямого и косвенного
воздействия.
К факторам прямого воздействия относят поставщиков ресурсов,
потребителей, конкурентов, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы,
акционеров (если предприятие является акционерным обществом), которые оказывают непосредственное влияние на деятельность организации.
К факторам косвенного воздействия (Рис. 1.) относят факторы, которые не оказывают непосредственного влияния на деятельность организации, но их следует учитывать для выработки правильной стратегии.
Рис. 1. Основные факторы среды косвенного воздействия
1) социальные факторы внешней среды – отношение населения к работе и качеству жизни; обычаи и традиции, существующие в обществе; менталитет общества; уровень образования и другое.
2) политические факторы – основные направления государственной
3) политики и методы ее реализации; возможные изменения в законодательной
4) и нормативно-технической базе; международные соглашения, заключаемые правительством в области тарифов и торговли.
5) технологические факторы – возможности, связанные с развитием науки и техники, которые позволяют оперативно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.
6) экономические факторы – темпы инфляции; уровень занятости трудовых ресурсов; международный платежный баланс; процентные и налоговые ставки; величина и динамика ВВП; производительность труда.
?
Таблица 1. Внешняя среда организации
Внешняя среда
Государство и общественность Создание рабочих мест, социальный мир
Конкурентоспособность на мировом рынке
Получение налоговых доходов
Стабильность цен
Поддержание рыночных отношений
путем антимонопольных мер
Защита окружающей среды и интересов потребителя
Поставщики Высокие доходы и низкие расходы
Стабильность договорных связей
Кредиторы Высокие проценты
Гарантированность возврата кредита
Возможность влияния на фирмы
Потребители Широкий выбор, высокое качество,
низкие цены
Высокий уровень сервисных услуг
Каждая организация, являясь открытой системой, зависима от внешней среды, которая связана с поставками ресурсов, кадров, потребителей, энергии и т.д. Поэтому предприятиям нужно учитывать в своей деятельности факторы внешней среды и приспосабливаться к ним.
Внешняя среда характеризуется неопределенностью, сложностью
и подвижностью.
Неопределенность внешней среды объясняется недостаточностью
информации о факторах и ее низкой достоверностью. Чем неопределеннее данные, характеризующие факторы внешней среды, тем сложнее принимать эффективные управленческие решения.
Сложность внешней среды можно определить количеством факторов, на которые организации необходимо реагировать, а также их разновидностью. Факторы внешней среды можно характеризовать многими данными, которые необходимо принимать во внимание при выработке управленческих решений.
Подвижность можно определить скоростью, с которой варьируются
факторы окружающей среды. Наибольшие изменения происходят в тех отраслях, которые ориентированы на научно-технический прогресс.
1.2. СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
Для изучения состояния факторов внешней среды в организациях создается специальная система отслеживания внешней среды. Распространенное название данной системы – система стратегического анализа среды.
Такая система должна осуществлять как проведение специальных наблюдений, связанных с какими-то особыми событиями, так и проведение регулярных (обычно один раз в год) наблюдений за состоянием важных для компании внешних факторов.
Проведение наблюдений может осуществляться множеством различных способов. Наиболее распространенными способами наблюдения являются:
• анализ материалов, опубликованных в периодической печати, книгах, других информационных изданиях;
• участие в профессиональных конференциях;
• анализ опыта деятельности организации;
• изучение мнения сотрудников организации;
• проведение собраний и обсуждений внутри организации.
Изучение компонентов макроокружения не должно заканчиваться только констатацией того, в каком состоянии они пребывали ранее или пребывают сейчас.
Важно также вскрыть тенденции, которые характерны для изменения
состояния отдельных важных факторов, и попытаться предсказать тенденции развития этих факторов, чтобы предвидеть то, какие угрозы могут ожидать
организацию и какие возможности могут открыться перед ней в будущем.
Система анализа макроокружения дает необходимый эффект, если она поддерживается высшим руководством и обеспечивает его необходимой
информацией, если она тесно связана с системой планирования в организации.
И, наконец, если работа аналитиков, работающих в этой системе, сочетается с работой специалистов по стратегическим вопросам, которые в состоянии проследить связь между данными о состоянии макроокружения и стратегическими задачами организации и оценить эту информацию с точки зрения угроз и дополнительных возможностей реализации стратегии организации.
1.3. АНАЛИЗ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОКРУЖЕНИЯ
Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии.
При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия и тем
самым активно участвовать в формировании дополнительных возможностей
и в предотвращении угроз ее дальнейшему существованию.
Клиенты, заказчики, покупатели
Анализ клиентов, заказчиков или покупателей, как компонентов непосредственного окружения предприятия, в первую очередь – это составление профиля тех, кто покупает товар или услугу, предоставляемый организацией.
Изучение покупателей позволяет предприятию узнать, какой продукт
наибольшей мере будет пользоваться просом у покупателей, на какой объем продаж может рассчитывать компания, в какой мере покупатели
привержены продукту именно данного предприятия, как можно увеличить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.
Изучая клиента, фирма определяет для себя, насколько сильны его позиции по отношению к ней в процессе торга. Если, например, клиент имеет ограниченную возможность выбора поставщика необходимого ему товара, то его сила при торге существенно ниже.