ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.1. Основные понятия и положения о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей
Дети, оставшиеся без попечения родителей – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя – это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель.
В соответствии со ст. 31 ГК РФ опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания.
Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.
Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.
В соответствии со ст. 121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.
Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
Осуществляя деятельность по защите прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, органы опеки и попечительства выполняют четыре основные функции:
1. выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей;
2. избрание формы устройства таких детей исходя из конкретных обстоятельств утраты ребенком попечения родителей;
3. подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, попечителями либо принять детей в семью на воспитание в иных формах, установленных семейным законодательством;
4. осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания, образованием таких детей.
Для реализации указанных функций органы опеки и попечительства наделены комплексом полномочий, предусмотренных в различных нормативных актах. Органы опеки и попечительства:
? проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми;
? дают заключение в суд об обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления (удочерения);
? осуществляют защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет;
? готовят материалы о назначении денежных средств на содержание подопечного (приемного) ребенка в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации;
? осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, патронатных воспитателей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и трудоустройства подопечных;
? осуществляют подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, под опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, усыновление, а при отсутствии такой возможности в воспитательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения;
? дают заключение о возможности раздельного проживания попечителя с подопечным;
? дают заключение о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным гражданином (эмансипированным);
? дают заключения и участвуют в заседаниях судов по делам, связанным с воспитанием детей и защитой их личных и имущественных прав;
? проводят обследование условий жизни ребенка, а также лица, претендующего на его воспитание, представляют заключение в суд по спорам, связанным с воспитанием детей.
Опека или попечительство устанавливаются над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Над детьми, не достигшими 14-летнего возраста, устанавливается опека, над детьми в возрасте от 14 до 18 лет - попечительство.
Опекуна или попечителя назначает уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа (муниципалитетом) по месту нахождения ребенка соответствующим решением руководителя муниципалитета. Этот же орган контролирует осуществление опеки (попечительства) - условия проживания ребенка в семье, расходование назначаемых денежных средств в интересах ребенка. Обследование проводится дважды в год.
Опекунами (попечителями) могут быть только совершеннолетние дееспособные лица, которые:
? не лишались (не ограничивались) родительских прав;
? не отстранялись от обязанностей опекуна (попечителя);
? не имеют заболеваний, не позволяющих воспитывать ребенка (перечень заболеваний утвержден);
? имеют постоянное место жительства, отвечающее санитарным нормам.
При установлении опеки (попечительства) учитываются нравственные и иные личные качества кандидата в опекуны (попечители), его отношения с ребенком, согласие членов семьи кандидата в опекуны (попечители) и мнение самого ребенка.
Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.
Одним из основных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. В отношении детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение права на воспитание в семье означает, что при выборе формы устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, в первую очередь предпринимаются попытки к устройству его именно в семью или, по крайней мере, в учреждение, в котором сохраняются основные черты и особенности семейного уклада.
Действующим федеральным законодательством предусмотрены следующие формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:усыновление (удочерение), передача под опеку (попечительство), в приемную семьюлибо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью, а при отсутствии такой возможности -в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.
Государственные гарантии по социальной поддержке
детей, оставшимся без попечения родителей
Согласно ст. 71 Семейного кодекса РФ родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка.
Согласно ст. 80 Семейного кодекса РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке. Алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей – одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей. Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
1.2. Правовые основы организации социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей
В России регулируется система муниципального обеспечения детей сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, рассматриваются все аспекты связанные со взятием или отказом от опекунства над детьми, регулируются права материнства, отцовства и их родительские права, обеспечивается льготная основа детям, оставшимся без попечительства родителей, предоставляется бесплатное жилье, обеспечивается медицинская поддержка, учитываются права и свобода граждан РФ, органами опеки регулируются права детей, оставшихся без родителей и предоставляются все необходимые льготы социального обеспечения.
В соответствии с Конституцией РФ принят ряд федеральных законов, регулирующих правоотношения в сфере социальной защиты отдельных социальных групп населения. Согласно требованиям законодательства РФ, ребенок без родителей, имеет право на обеспечение социальной помощи и поддержки за счет муниципального бюджета, регулируемый местной исполнительной власти в лице органов опеки и попечительства.
Правовые основы социальной защиты составляют 3 основных закона - Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ и Федеральный закон РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Данный перечень нормативно правовых актов регулирует положение о правах льготного обеспечения детей, оставшихся без родительской опеки и права на взятие опекунства семьями готовыми их принять, дав им возможность для воспитания, образования, семейной и социальной адаптации.