Актуальность данной темы определяется бурным развитием в современной России паломничества и религиозного туризма, а также отсутствием профессиональной подготовки специалистов в этой сфере.
Из-за того что религиозные каноны долгое время не были востребованы обществом, сущностное содержание паломничества было утеряно. Многие верующие не рассматривают его, как обязательный обряд веры, поэтому редко совершают поездки такого рода, или не совершают их вовсе. Другие верующие, которые находятся в начале своего пути к Богу, или, как называют их священнослужители – неофиты, рассматривают паломничество, как средство исцеления от болезней, или как средство помощи в бытовых проблемах.
На данный момент за паломническими службами нет надлежащего контроля, поэтому в своей работе они предоставлены самим себе:
— паломнические кадры не всегда воцерковленные и не всегда имеют
достаточное образование для данной работы, поэтому этим занимаются прихожане по послушанию священников. Эта работа имеет также множество недостатков, а именно: паломников отправляют на старых автобусах, без организации питания и ночлега, считая, что паломничество — это подвиг, который не нуждается в минимальном комфорте, не говоря уже о страховке паломников от несчастных случаев;
— не должное внимание уделяется духовному воспитанию паломников;
— нет должного понимания между религиозным туризмом и
паломничеством;
— от сопровождающего зависит информационный материал и его подача для паломников;
— не учитывается разнородность состава паломников;
— на практике имеет место разобщённость паломнических служб, полное отсутствие координации их деятельности, что так же приводит к снижению качества путешествий.
Чтобы решить эту проблему нужно подготовить профессиональные кадры (священников и светских паломников), организовать приём иностранных паломников в Российской Федерации, создать отделы по приёму паломников в регионах, создать сеть автопарков для отделов по приёму паломников на арендованном транспорте.
На сегодняшний день паломничество играет немалую роль в жизни общества:
? Во-первых, оно играет духовно просветительскую роль: знакомство с географией и историей посещаемого места, с наследием святых мест и с особенностями проведения богослужения, как сказал один писатель: "Паломничество классно иллюстрирует одну теорию, широко распространенную в советском литературоведе объясняющую создание произведения".
? Во-вторых, паломничество играет общеобразовательную роль: монастыри являются не только духовными, но и культурными и историческими центрами.
? В-третьих, паломничество играет миссионерскую роль. Поездки по святым местам к мощам способствуют углублению и осмыслению веры, поиску смысла в жизни.
? В-четвёртых, оно способствует развитию благотворительности. В некоторых монастырях находятся приюты для детей-сирот. Зачастую организуются паломнические поездки для оказания какой-либо помощи нуждающемуся в ней монастырю, либо храму. Паломники привозят вещи, продукты, деньги, или участвуют в работах по возрождению святыни.
Как показало исследование, а так же контент-анализ Интернет-ресурсов, среди паломников наиболее часто встречающаяся мотивация — это желание исцелиться (33%); участие в церковном празднике (15%); желание помолиться в богоданном месте (10%). Изучая мотивы совершения паломнических поездок, можно увидеть различные подходы, как со стороны организаторов, так и со стороны путешественников. Из этого можно сделать вывод, что интерес к религии и паломничеству возрастает, что свидетельствует о возрастании потребности в духовном совершенствовании и возрождении религиозных ценностей в обществе.
В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, или не исповедовать никакой, совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, осуществлять обучение религии и религиозное воспитание, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе создавая религиозные объединения.
Чтобы осуществлялся приход человека в церковь, необходимо соблюдение следующих условий:
? в церковных проповедях нужно уделять больше внимания разъяснению канонов паломничества, говорить о том, что это один из духовных подвигов, необходимых для верующего человека.
? для удовлетворения потребностей паломников, кроме духовного, необходимо развитие особой инфраструктуры паломничества: средств размещения, питания, доставки. Здесь целью должно являться неполучение прибыли, а духовные интересы путешественников.
? в силу недостатка квалифицированных кадров для организации паломничества необходимо осуществлять их подготовку как в светском образовании (в рамках вузовской подготовки направления «Туризм»), так и в религиозном (в духовных училищах, семинариях и т. д.). Тем не менее, учебным планом подготовки специалистов по туризму не предусмотрено отдельного предмета по организации религиозного туризма. Следовательно, можно рекомендовать вузам учесть эту потребность рынка труда при переходе на ФГОСы нового поколения.
В настоящее время весь мир, в том числе и наша страна в затяжном экономическом кризисе, усугубленном цивилизационными проблемами, вызванными крахом политики мультикультаризма в Европе и безответственной внешней политикой доминирования в мире. В этой сложной обстановке объективно сокращаются паломнические потоки к святым местам, зарубежные поездки стали значительно дороже и в ряд стран – небезопасны.
Раньше организацией паломнических поездок занимались туристические фирмы, которые зачастую не имели никакого представления об истинном смысле паломничества. В религиозно-туристических поездках распространялись нелепые байки на духовные темы: ведется торговля «чудесными» предметами, совершаются языческие практики. Например, можно встретить рекламное объявление такого содержания: «Поездка в Муром к святым Петру и Февронии (для тех, кто хочет выйти замуж)», список поездок «для лечения глазных болезней», «от бесплодия», «от беснования». В результате всего этого у туристов создаются карикатурные представления о Православии, что не способствует духовному росту личности.
Но, в июне 2019 г. Государственная Дума Федерального Собрания РФ приняла поправки в Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Закон РФ «О свободе совести и религиозного объединениях», согласно которым, паломническая деятельность получила правовой статус и будет отделена от туризма. Впервые в истории России паломничество, как религиозная деятельность получила законодательное регулирование и правовую поддержку. Законопроект предполагает, что этой деятельностью смогут заниматься исключительно религиозные организации.
В Московской Патриархии подготовлены два проекта важных паломнических документов: «Положение о Патриаршей комиссии Русской Православной Церкви по развитию православного паломничества» и «Положение о ведении единого реестра паломнических служб (центров) Русской Православной Церкви». Появление проектов этих документов показывает, что Священноначалие Русской Православной Церкви готовится к реализации поправок в российское законодательство о развитии паломничества и стремится создать церковную систему, которая могла бы соответствовать новым правовым нормам.
Важную роль в деле развития православного паломничества играют современные технологии предоставления услуг в организации богомолья и специальная инфраструктура путешествий, которые должны создать и овладеть ими, как представители Русской Православной Церкви, так и других религий. Высокий уровень предоставляемых услуг не противоречит содержанию религиозного паломничества, потому что они не затрагивают внутренней сути этой древней традиции, а только отражают определённый культурный уровень современного общества, неотъемлемые социальные гарантии для людей, а также требования безопасности во время путешествий.
Развитие паломничества в России зависит от многих условий и обстоятельств, связанных, прежде всего, с дальнейшим совершенствованием правовой поддержки богомолья, созданием паломнической инфраструктуры и повышением уровня религиозной культуры современного общества.
Цель исследования выпускной квалификационной работы – рассмотреть особенности организации паломнического туризма и разработать паломнический тур в городе Сергиев Посад.
Задачи исследования:
? изучить историю паломнического туризма;
? определить виды и особенности паломнического туризма;
? описать специфику организации паломнических туров по святым местам;
? исследовать потребительский спрос на паломнические туры;
? разработать паломнический тур.
Объект исследования: паломнический туризм.
Предмет исследования: разработка паломнического тура на примере города Сергиев Посад.
Источники – "Паломничество на Землю" Р. Шекли – 2017 г.; "Паломничество в монастырь" Д. Тацис – 2018 г.
Структура работы представлена в виде: введения, теоретической части, аналитической части, заключения и списка используемых источников и литературы.