Актуальность. Участие в выборах обычно рассматривалось без учета влияния политической мобилизации. Политика пронизывает жизнедеятель-ность людей на всех ее уровнях и всех социальных сферах, затрагивая огром-ный спектр интересов граждан страны и, включая их таким образом в полити-ческую орбиту, в которой каждый гражданин государства оказывается субъек-том политических отношений, носителем тех или иных политических ценно-стей, осуществляя политический выбор, от которого зависит его индивидуаль-ное будущее и будущее государства. Переход к системе демократического управления государством и обществом в современном российском обществе является сам по себе событием стрессовым для истории и общественной жизни страны, не имевшей опыта современной демократической организации политических и социальных отношений. В этой ситуации формирование необходимых демократических институтов для эффективного функционирования политической и социальной системы общества представляется весьма сложным, трудоемким и исторически неоднозначным процессом.
Формирование института политических выборов, одного из системообразующих элементов демократического политического процесса, отражает исторический путь долгого и противоречивого поиска обществом лучшей модели государственного управления.
Степень разработанности темы. Теоретической базой исследования послужили работы как отечественных ученых: Э.И. Авзалова , В.Н. Амелин , C.C. Байрамова , В.Н. Борисова , И.А. Быков , Я. Горская , Е.В. Тугучева , А.М. Зокина , З.М. Зотова , А.И. Ковлер , А.И. Ковлер , В.Е. Косяков , Р.Д. Мерфин , Н.В. Михалева , Мухтаров М.М. , так и зарубежных: D. Angela , A. Blais , H. Criado , J. Fisher, D. Cutts и E. Fieldhouse , C. Pattie and R. Johnston , A. Simon , N. Valentino, L. Vincent and I. White , S. Erikson .
Всех представленных авторов можно разделить на две группы: в первую группу входят следующие авторы: В.Н. Борисова, И.А. Быков, Я. Горская, Е.В. Тугучева, А.М. Зокина, З.М. Зотова, А.И. Ковлер, А.И. Ковлер, которые раскрывали вопросы проведения избирательных компаний и проблемы, связанные с ними. Другая группа исследователей: Э.И. Авзалова, В.Н. Амелин, C.C. Байрамова, В.Е. Косяков, Р.Д. Мерфин, Н.В. Михалева, Мухтаров М.М., D. Angela, A. Blais, H. Criado, J. Fisher, D. Cutts и E. Fieldhouse, C. Pattie and R. Johnston, A. Simon, N. Valentino, L. Vincent and I. White, S. Erikson, которые рассматривали вопросы проведения избирательных кампаний с точки зрения их прямой связи с политической мобилизацией.
Объектом исследования является феномен избирательной кампании.
Предметом исследования является характеристика и особенности изби-рательной кампании как одного из способов политической мобилизации.
Цель работы – анализ специфики избирательной кампании в современ-ном мире, как отражение политической мобилизации.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи ис-следования:
- раскрыть понятие, сущность, виды избирательной кампании;
- представить методы осуществления избирательной кампании и работы с избирателями;
- исследовать участие в выборах, как показатель политической мобилизации;
- установить роль избирательных кампаний в России для политической мобилизации.
Гипотеза. В демократически выстроенной избирательной системе следует выделить в качестве основных структурных компонентов: демократические избирательные технологии и демократическую политическую культуру, базирующуюся на ценностном ядре и политико-поведенческих проявлениях. При этом ценностные и поведенческие аспекты, составляющие контекст политической культуры, выступают в качестве базовой части демократической избирательной культуры, а демократические избирательные технологии - в качестве обеспечивающей части. Проводимые избирательные компании влекут за собой появление интереса граждан к определенным политическим силам или же к отсутствию интереса. Следовательно, необходимо установить имеется ли связь между избирательными компаниями и политической мобилизацией, действительно ли, избирательные компании – это способ политической мобилизации.
Теоретико-методологическая основа. В ходе анализа акцент делался прежде всего на метод анализа, который предполагает анализ объектов иссле-дования в контексте конкретных условий их существования. С помощью метода анализа были последовательно раскрыты особенности ситуации, возникшей вокруг избирательной компании и политической мобилизации.
В работе применяются следующие методы исторических исследований: проблемно-хронологический и сравнительный метод. Кроме того, используются элементы прогнозирования. В целом применение научного инструментария позволило всесторонне исследовать вопрос избирательной кампании во всем мире.
Структура исследования состоит из:
1. введения;
2. двух глав, состоящих из двух параграфов;
3. заключения;
4. списка использованных источников и литературы.