Проблема личности преступника относится к числу ведущих и вместе с тем наиболее сложных проблем различных отраслей науки. Личность человека, совершившего преступление, является предметом комплексного изучения и рассмотрения специалистами таких отраслей знаний как: криминология, социология, психология, психиатрия и т.д.
Для успешного предупреждение преступлений, важно концентрировать внимание на личности преступника, поскольку именно личность является носителем причин их совершения.
Так же психологическая характеристика личности преступника учитывается при принятии решений уголовно-правового и уголовно-процессуального характера, например, при квалификации противоправных действий, при избрании меры пресечения обвиняемому, при определении меры наказания подсудимому с учетом характера совершенного преступления и особенностей его личности.
Психологический подход к изучению данной проблемы позволяет установить особенности психологической детерминации преступного поведения такой личности, факторы, влияющие на формирование личности преступника и социальные позиции, которые объективно являются наиболее криминогенными.
Актуальность исследования заключается в том, что анализ личностных качеств преступника объясняет истоки преступного поведения и выявляет причины формирования устойчивых криминогенных свойств личности, а также позволяет более точно установить мотивы преступления.
Изучив качества личности, обусловившие преступление, можно отнести преступника к определенному типу, категории, и соответственно прогнозировать вероятность совершения им преступлений в будущем, выбирать меры реагирования на совершенное преступление.
Знание личностных качеств, обусловивших преступление, позволяет более грамотно организовать процесс воспитания и социализации преступника в исправительных учреждениях и принимать обоснованное решение об условно-досрочном освобождении.
Знания криминальной психологии позволяют оптимально выбирать тактику и приемы правомерного воздействия на подозреваемого и обвиняемого. Криминальная психология личности помогает разработать меры психологического характера, направленные на предупреждение и пресечение преступлений.
Изучение психологии личности преступника поможет в разработке системы мероприятий, направленных на подготовку людей к адекватному поведению в криминогенных ситуациях, профилактику виктимного поведения и психологическую поддержку жертв преступлений.
Цель курсовой работы: выявить различия в личностных особенностях преступников и законопослушных граждан, путём анализа научной литературы и проведения эмпирического исследования.
Объект: личностные особенности преступников и законопослушных граждан
Предмет: различие личностных особенностей преступников и законопослушных граждан
Гипотеза: между преступниками и законопослушными гражданами существую значимые различия в личностных особенностях.
Задачи:
1. Провести анализ научной литературы на поставленную тему;
2. Рассмотреть различия в личностных особенностях преступников и законопослушных граждан в научных исследованиях;
3. Провести эмпирическое исследование;
4. Выявить различия в личностных особенностях преступников и законопослушных граждан;
5. Проанализировать полученные результаты, описать особенности преступников и законопослушных граждан, а так же их различия.
Методы: выборка состояла из 40 респондентов мужского пола в возрасте от 20 до 75 лет. Респонденты разделены на 2 группы – первая группа это заключенные в основном по статье 158 УК РФ, а так же 163УК РФ и 213 УК РФ.
Ко второй группе относятся законопослушные граждане, не имеющие проблем с законом. Средний возраст в данном исследовании составляет 34,4.
Для данного исследования использовались 2 личностных опросника. Многофакторный опросник MMPI (мини-мульт) и Многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма В)
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав и выводов к ним, общего заключения и списка литературы, который включает в себя 25 источник.
В первой главе приведён теоретический анализ понятия криминогенной личности. Так же рассмотрены основные факторы, способствующие формированию криминогенной личности и ее психологические особенности.
Во второй главе приведены результаты эмпирического исследования, их результаты и анализ.