Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие творческого мышления младших школьников в процессе внеурочной деятельности

vika_glad 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 82 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.02.2021
Творчество обычно определяют как деятельность, порождающую нечто новое. Эта созидающая, продуктивная деятельность есть определение творчества. Большинством авторов принято считать, что творческое мышление проявляется в создании некоторого продукта (материального или мыслительного), если этот продукт является новым, оригинальным, то есть творческим. Понятие "творческое мышление" охватывает мыслительные процессы, приводящие к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений, теорий, а также художественных форм[13].
Введение

Актуальность исследования заключается в том, что существует потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни – стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению «я». На сегодняшний день формирование и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста представляют собой один из важнейших вопросов, решаемых в начальной школе. Так как именно они помогают раскрыться ребёнку в полной мере, создавать нечто новое, необычное - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Актуальность темы видится и в том, что формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе развития. Каждый учитель ставит перед собой задачу, которая направлена на создание условий для развития творческого потенциала учащихся. Изучением творческого мышления занимались такие зарубежные учёные как Р. Бернс, У. Джемс, К. Роджерс, Э. Эриксон. Среди отечественных авторов можно выделить Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Г. Спиркина, С.Л. Рубинштейна. Значительный вклад в раскрытие проблемы развития творческого мышления внесли такие психологи, как Б.Г. Ананьев, Ю.Д. Бабаева, П.Я. Гальперин, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, И.В. Калиш, А.Г. Ковалев, В.А. Крутецкий, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф.Талызина и др. Отечественные и зарубежные специалисты в области педагогики и психологии подчеркивают противоречия между выдвигаемой современным обществом потребностью в воспитании и развитии творческой личности и недостаточной разработанностью условий и средств реального и целенаправленного достижения этой цели на всех этапах обучения. В соответствии с ФГОС второго поколения нагрузка внеурочной деятельности составляет 10 часов в неделю. Во внеурочной деятельности имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество. Ученые и методисты XX века (К.Б. Бархин, А.И. Воскресенская, С.И. Абакумов, Е.Е. Соловьева) считали, что основная задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы пробудить в ребенке творческую активность и дать ему возможность самостоятельно выразить эмоции и чувства, рождающиеся в процессе обучения и воспитания. По мнению педагога В. А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Развитие творческого мышления – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить возможность развития творческого мышления младших школьников во внеурочной деятельности. Объект исследования: творческое мышление младших школьников. Предмет исследования: внеурочная деятельность в развитии творческого мышления младших школьников. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме развития творческого мышления во внеурочной деятельности. 2. Подобрать диагностический инструментарий для проведения исследования по теме. 3. Провести формирующую работу по развитию творческого мышления младших школьников во внеурочной деятельности. 4. Определить динамику в уровне развития творческого мышления младших школьников, обработать результаты исследования, сделать выводы. Гипотеза исследования: на развитие творческого мышления младших школьников влияет целенаправленная организация внеурочной деятельности. Методы исследования: - теоретические: анализ научной литературы по проблеме развития творческого мышления младших школьников; - практические: эксперимент, методика "Узнай, кто это" А.Рогова, методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко, методика изучения творческого мышления П. Торренса. База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 г.Йошкар-Олы». В эксперименте приняло участие 20 учащихся 3 «А» класса (экспериментальная группа), 20 учащихся 3 «Б» класса (контрольная группа). Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации научно-практического материала по проблеме развития творческого мышления младших школьников. Практическая значимость исследования заключается в том, что выделены и подробно охарактеризованы уровни развития творческого мышления младших школьников на материале эксперимента; разработаны рекомендации по развитию творческого мышления учащихся. Структура выпускной квалификационной работы: состоит из 2-х глав, заключение, списока использованных источников, литературы, приложения.
Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3 1. Теоретические основы развития творческого мышления младших школьников…………………………………………………… 6 1.1. Понятие о творческом мышлении в научной литературе ……….. 6 1.2. Особенности развития творческого мышления детей младшего школьного возраста ……………………………………………… 12 1.3. Роль внеурочной деятельности в развитии творческого мышления младших школьников …………………………………………………….. 20 2. Экспериментальная работа по развитию творческого мышления младших школьников…………………………………. 36 2.1. Диагностика уровня развития творческого мышления младших школьников…………………………………………………………………. 36 2.2. Внеурочная деятельность в развитии творческого мышления младших школьников ……………………………………………………. 47 2.3. Определение влияния внеурочной деятельности на уровень развития творческого мышления младших школьников………………. 55 Заключение ……………………………………………………………….. 65 Список использованных источников и литературы………………… 68 Приложения ……………………………………………………………… 72
Список литературы

1. Анпилогова Л.Н. Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности /Л.Н. Анпилогова // Начальная школа. – 2014. - № 1. – С.21-24. 2. Андреев В.И. Пeдaгoгикa. [Текст] /В.И. Андреев - Кaзaнь: 2000. - 608 с. 3. Бeлкин А.С. Оснoвы вoзрaстнoй пeдaгoгики. [Текст] /А.С.Белкин. - М.: Акaдeмия, 2009. - 192 с. 4. Бoрдoвскaя Н.В. Рeaн А.А. Пeдaгoгикa [Текст] /Н.В.Бордовская – СПб, 2000. - 304 с. 5. Барышева Т.А. Креативный ребенок // Диагностика и развитие творческих способностей. // Сост. Т.А. Барышева, В.А. Шекалов. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 416 с. 6. Березина В.Г. Дeтствo твoрчeскoй личнoсти // Встрeчa с чудoм. Нaстaвники. Дoстoйнaя цeль // В.Г. Бeрeзинa, И.Л. Викeнтьeв, С.Ю. Мoдeстoв. - СПб.: Питер, 2011. - 60 с. 7. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. [Текст] /В.М.Букатов - М.: Первое сентября, 2007. – 217с. 8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. [Текст] /Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 2014. - С. 391-410. 9. Гагай В.В. Развитие творческого мышления младших школьников в процессе обучения // Изд-во Шадрин. гос. пед. ин-та, 2006. — 89 с. 10. Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения // Из опыта работы со школьниками начальных классов // Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми – Казань, 2016. – С. 2–18. 11. Гафитулин М.С. Урoвни нoвизны // Мeтодикa oцeнки творческой дeятeльнocти и пoлучeния нoвизны - 1994. - № 7. - С. 103-108. 12. Генералов И.А. Театр.3-й класс. 4-й класс. [Текст] /И.А.Генералов. – М.: Баласс, 2009. 13. Давыдова М.А. Школьный театр: воспитание детей и воспитание родителей. [Текст] /М.А.Давыдова // Начальная школа. - 2009. - №12. – С. 60-61. 14. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. [Текст] /А.З.Зак — М.: Педагогика, 2010. - 152 с. 15. Зак А.З. Интеллектика // Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1-4 классов - М.: Интеллект-Центр, 2002. 408 с. 16. Методика театрального искусства «Школьный театр» [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm 17. Иванова С.С. Формирование текстовой компетенции в процессе театрализованной деятельности /С.С.Иванова // Начальная школа. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://n-shkola.ru/articles/view/69 18. Казакова. В. В. Современные подходы к анализу поэтического текста на уроках литературного чтения в начальной школе [Текст] // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. — 2014. - №4 - С. 57 – 61. 19. Как развивать речь с помощью скороговорок? [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php 20. Котлярова О.А., Жукова Е.В. Роль введения театрализации в образовательный процесс в начальной школе // Научный форум: Инновационная наука. — № 1(2). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 10-15. 21. Лeрнeр И.Я. Рaзвитиe мышлeния учащихся в процессе обучения истории. [Текст] - М.: Прoсвeщeниe, 2012. - 191 с. 22. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] /И.Я. Лернер. – М. : Педагогика, 1981. – 185 с 23. Лук А.Н. Психология творчества. [Текст] /А.Н.Лук - М.: Наука, 2011. - 127 с. 24. Львов М. Р. Школа творческого мышления [Текст] / М. Р. Львов. - М. 2003. - 216 с. 25. Мaтюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] - М.: Педагогика , 2001. - 168 с. 26. Меерович М. И. Технология творческого мышления [Текст] / М. И. Меерович, Л. И. Шрагина. - Мн.: Харвест, 2000. - 224 с. 27. Новолодская Е. Г. Театральная педагогика, как креативная технология реализации здравотворческого подхода к образованию [Текст] // Начальная школа – 2008. - №5 С. 43 – 46. 28. Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа /Под ред.Д.И. Фельдштейна -. М.: Баласс, 2010. 29. Пeдaгoгикa [Текст] / Пoд рeд. П.И. Пидкaсистoгo. - М.: Пeд. o-вo Рoссии, 2010. - 640с. 30. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». [Электронный ресурс]: - Режим доступа: youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc 31. Политахина Е.П. Игровое проектирование и дизайн в начальной школе экспериментального типа. [Текст] /Е.П.Политахина //Начальная школа. - № 11. - 2001. - С.75. 32. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. [Текст] – М.: Просвещение, 2015. -327с. 33. Прокопенко Л.А. Театр в школе /Л.А.Прокопенко // Начальная школа [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://n-shkola.ru/storage/archive/1405336319-1376282917.pdf 34. Рудакова В.П. Кружок «Кукольный театр» [Текст] /В.П.Рудакова // Начальная школа. -№ 3. - 2005. - С.69. 35. Сборник детских скороговорок. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://littlehuman.ru/393/ 36. Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. -203 с. 37. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст] /С.Д.Смирнов. - М.: Академия - 2001. - 304с 38. Тамберг Ю. Г. Как научить ребенка думать [Текст] // Ю. Г. Тамберг. - СПб.: Михаил Сизов, 2001. - 320 с. 39. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии [Текст] // Вопросы психологии. 1998. – №4 - С. 123–132. 40. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт: глоссарий. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://standart.edu.ru/ 41. Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников // Методика продуктивного обучения [Текст] // Пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС, 2004. – 320 с. 42. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одарённости школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. [Текст] - М.: Издательство МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2014. С.64 43. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие ребенка от рождения до семи лет [Текст]/Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика,1999.-274с. 44. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии [Текст] // Мн.: Современное слово, 2008. – 768 с. 45. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста [Текст] //Вопросы психологии - 1994.- № 5-С.37-42. 46. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника [Текст] // Вопросы психологии - 2016.- № 3.- С. 28-34. 47. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника [Текст] - М.: Просвещение, 2003. – 248с.
Отрывок из работы

1. Теоретические основы развития творческого мышления младших школьников 1.1.Понятие о творческом мышлении в научной литературе Творчество обычно определяют как деятельность, порождающую нечто новое. Эта созидающая, продуктивная деятельность есть определение творчества вообще. Мышление, создающее реальность, знание, идеальный образ, как нечто принципиально отличное от предмета (хотя этот образ и является отражением предмета), может быть названо творческим мышлением [1]. В отечественной психологии широко разрабатываются проблемы творческого мышления человека. Она ставится как проблема продуктивного мышления в отличие от репродуктивного. Психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления [3]. И.Я. Лернер характеризует творческое мышление по его продукту. Учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность[17]. С точки зрения Д.Б. Богоявленской, творчество является ситуативно не стимулированной активностью, проявляющейся в стремление выйти за пределы заданной проблемы. По В.Н. Дружинину, творческое мышление - мышление, связанное с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее)[10] .
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg