Функция исполнения наказаний является объективно необходимой для любого государства. Пока существует преступность, государство вынуждено обращаться к наказанию лиц, его совершивших, их изоляции от общества. Столь же объективно существование органов и учреждений, исполняющих наказание, которые в совокупности представляют определенную систему.
Актуальность настоящего исследования определена теоретической и практической значимостью связанных между собой проблем определения, с одной стороны, вида наказания осужденным, а с другой стороны, порядка и места отбывания данного наказания. Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, является крайне разветвленной и неоднородной, в нее входят не только собственно учреждения Федеральной службы исполнения наказаний, но и другие ведомства, и сами суды непосредственно. Все это показывает большой объем работы в сфере исполнения обвинительных приговоров и соответственно большой масштаб для исследования.
Нормы уголовно-исполнительного законодательства, закрепляющие виды исправительных учреждений, правила их назначения и изменения различным категориям осужденных, а также правила определения места отбывания лишения свободы, содержат существенные недостатки, выражающиеся в их рассогласованности, отсутствии ряда правил, необходимых для разрешения возникающих правовых ситуаций, нарушении принципа раздельного содержания различных категорий осужденных, дифференциации и индивидуализации наказания.
К примеру, значительные сложности возникают на практике при изменении вида исправительных учреждений осужденным на стадии исполнения наказания.?
Положения ст.78 УИК РФ о переводе в исправительные учреждения другого вида, на практике конкурируют с иными мерами воздействия на осужденных, например мерами поощрения и взыскания. Правила ст.78 УИК РФ в ряде случаев допускают резкое изменение степени изоляции осужденных от общества, как например, при переводе из исправительной колонии строго режима в колонию-поселение, или при изменении вида исправительных учреждений независимо от условий, в которых содержится осужденный. Перевод в исправительные учреждения другого вида в различных регионах либо вообще не применяется, либо применяется в большей степени как мера взыскания или как мера поощрения в отношении осужденных.
Тесно связаны с проблемами определения вида исправительного учреждения вопросы определения места отбывания лишения свободы, регулируемые положениями ст.73 УИК РФ. Место отбывания лишения свободы так же, как и классификация видов исправительных учреждений, позволяет решать вопросы дифференциации и индивидуализации наказания, а также большей гуманности отношений в сфере исполнения наказаний.
Подобные проблемы являются составными частями единого процесса реализации сущности и содержания уголовных наказаний, что требует единого подхода к их теоретическому осмыслению, правовому разрешению и научно-методическому обеспечению.
Целью настоящего исследования является изучение проблем нормативного регулирования и правоприменительной деятельности учреждений и органов, предназначенных для исполнения наказаний.
Достижение вышеуказанной цели предопределило постановку и решение следующих задач:
проследить историческое становление и развитие учреждений и органов, исполняющих наказания в России;
определить задачи и обязанности современных учреждений и органов ФСИН России;
охарактеризовать отдельные виды учреждений и органов РФ, исполняющих наказания.
рассмотреть вопросы реформирования учреждений и органов, исполняющих наказания в свете развития уголовно-исполнительной системы РФ.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с исполнением уголовных наказаний, степень их регулирования нормами права и проблемы, возникающие при их применении.
Предметом исследования выступают нормы уголовно-исполнительного права, регламентирующие вопросы правового положения и деятельности учреждений и органов, предназначенных для исполнения уголовных наказаний.
В работе использовались общенаучные и конкретно-социологические методы познания: историко-правовой, формально-логический, сравнительно-правовой, социологический, статистический, системно-структурный и др.
Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных ученых, относящиеся к изучаемой проблеме и создающие необходимые методологические предпосылки для ее дальнейшего исследования. Это работы таких российских ученых как А.В. Бриллиантов, А.И. Зубков, А.С. Михлин, В.И. Селиверстов, а также ряда других ученых.
Нормативную базу работы составляют: Конституция РФ, международное законодательство, уголовно-исполнительное и уголовное законодательство РФ, в том числе ранее действовавшее, ряд ведомственных нормативных актов.
Изучены постановления Пленума Верховного Суда РФ.
Настоящая квалификационная работа состоит из введения, трех глав, которые включают в себя семь параграфов, заключения, библиографического списка литературы и приложений.